Уровень развития туризма как сектора экономики в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сущность и экономическое содержание туризма. Эффективность туристического бизнеса в России и за рубежом. Тенденции развития Иркутской области как туристского региона. Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий.

Рубрика Спорт и туризм
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 24.03.2009
Размер файла 147,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Содержание
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
    • 1.1 Сущность и экономическое содержание туризма
    • 1.2 Эффективность туристического бизнеса в России и за рубежом
    • 1.3 Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
    • 1.4 Тенденции развития Иркутской области как туристского региона
    • 2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
    • 2.3 Анализ издержек ИБПиЭ
    • 2.4 Анализ прибыли и рентабельности ИБПиЭ
    • 2.5 Финансовый анализ ИБПиЭ
    • 3.3 Проектирование комплекса маркетинг

    3.4 Эффект от разработки нового пакета услуг

    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    • ПРИЛОЖЕНИЯ

    Иркутская область является одним из наиболее перспективных регионов России для развития индустрии туризма. Регион имеет уникальные природные ресурсы, обуславливающие развитие рекреационной сферы области. Так, рекреационный потенциал области составляет 7% рекреационного потенциала страны. У нас около 300 источников различных минеральных вод, 6 озер с крупными запасами лечебной грязи, 80 объектов, объявленных природными памятниками, около 700 значимых исторических памятников и объектов и, конечно, уникальный Байкал.

    На территории Иркутской области сосредоточено около 8,5% лесов России, 10% - гидроресурсов и термальных источников, 20% - горно-туристских мест (Саяны, Патомское нагорье, Байкальский хребет и т.д.). Кроме того, 7% российских заповедников и национальных парков (по площади). И при всем том - очень малое туристское движение, всего 1% [9]

    При столь значительном ресурсном потенциале области в рамах развития индустрии туризма главными проблемами региона остаются недостаточная развитость инфраструктуры, отсутствие серьезной рекламной программы за рубежом, недостаток инвестиций в данную отрасль экономики. Кроме того, нужен квалифицированный анализ современного состояния, тенденций, основных направлений развития туризма на Байкале. Необходимо серьезная государственная поддержка отрасли и ее бюджетное финансирование.

    В последнее время на рынке туристских услуг города и области число фирм, занимающихся туристской деятельностью, заметно возросло. Причем приятно осознавать, что наряду с турфирмами, работающими исключительно по отправке наших граждан за рубеж, стали создаваться предприятия, деятельность которых связана преимущественно с развитием въездного и внутреннего туризма региона. Кроме того, удержались и продолжают стоять на ногах некоторые, так называемые "корифеи" туристского бизнеса нашего региона.[10]

    Объектом исследования дипломной работы выступает действующее на рынке туристских услуг региона уже более 40 лет Иркутское бюро путешествий и экскурсий (далее ИБПиЭ).

    Цель настоящей дипломной работы заключается в установлении основных направлений совершенствования организационной деятельности Иркутского бюро путешествий и экскурсий.

    В соответствии с поставленной целью в ходе работы ставятся следующие задачи:

    рассмотреть экономические основы туристской деятельности;

    выявление особенностей развития индустрии туризма в России, а также характеристика государственной политики в сфере туризма;

    определение основных тенденций развития Иркутской области как туристского региона;

    анализ современного состояния Иркутского бюро путешествий и экскурсий и выявление основных проблем развития предприятия;

    определение путей совершенствования организации деятельности Иркутского бюро путешествий и экскурсий.

    В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. Актуальность проблемы, затрагиваемой в данной дипломной работе, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в свете глобального кризиса и событий в нашей стране иметь достаточный набор знаний в области экономики.[ 21]

    В настоящее время появилось много книг различных авторов, посвященных проблемам туристской индустрии и ее развитию. Наиболее известными являются работы А.Ю. Александрова, Ю. Аринцева, И.Т. Балабанова, А.И Балабанова. Так же много книг зарубежных авторов, но из-за неразвитости инфраструктуры и неподготовленности кадров их опыт вряд ли может быть применен в наших условиях.

    В целях совершенствования организации деятельности ИБПиЭ в рамках проектной части дипломной работы была разработана принципиальная схема обслуживания клиентов, обозначены проблемы, связанные с негативным воздействием окружающей среды. Для совершенствования процесса обслуживания туристов по приему был разработан новый туристский продукт. Ряд предложенных рекомендаций по совершенствованию процесса обслуживания туристов нашел реализацию в рамках разработки новой туристской программы обслуживания ИБПиЭ.

    ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ

    Экономический потенциал у сферы туризма колоссальный. Однако Россия явно отстаёт от мировых тенденций. По оценке Ростуризма, туротрасль сейчас даёт 3,47% отечественного ВВП , в планах на 2026 год – повышение вклада до 5% ВВП. При этом Ростуризм оценивает совокупную пользу от потока туристов, включая косвенную выгоду. А вот доля прямых поступлений, согласно исследованиям WTTC, в 2017 году находилась на уровне 1,24% от российского ВВП (1,13 трлн. рублей или 19,5 млрд. долларов). Очень скромный показатель. И, как показывает практика, туризм не является альтернативой обрабатывающей или добывающей промышленности. Туризм отлично их дополняет.

    Вклад туризма в экономику зарубежных стран*

    Вклад туризма, долл. США

    Доля туризма в ВВП

    *данные WTTC за 2017 год

    Очевидно, что несмотря на стабильный рост добавленной стоимости, произведённой предприятиями туристской индустрии, Россия всё ещё очень сильно отстаёт от стран-лидеров и не раскрыла свой потенциал до конца.

    ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА

    Количество туристов, путешествующих по России в 2018 году, выросло на 10% по сравнению с 2017 годом и достигло, по оценке аналитического агентства ТурСтат, 60 млн. человек. Но распределены по регионам эти туристы крайне неравномерно: Москва приняла 39,2% от всех туристов (23,5 млн. человек). Даже на Санкт-Петербург пришлось только 8,5 млн. туристов, а замыкает тройку Сочи с 6 млн. туристов.

    Несмотря на то, что в прошлом году значительное влияние на формирование туристических потоков оказали проведение Чемпионата мира по футболу и приток 5 млн. иностранных туристов (в 2010 году Россию посетило 2,1 млн. туристов), тенденции остаются прежними: люди едут в Москву, Санкт-Петербург, на юг к морю, а также в близлежащие к Москве Владимирскую и Ярославскую области с городами Золотого кольца.

    Крым в прошлом году посетило 6,8 млн. туристов – рост на 28% по сравнению с 2017 годом. Результат очень достойный, но достигнут он не столько из-за развития туристической инфраструктуры, сколько благодаря вводу в эксплуатацию моста через Керченский пролив, что сильно упростило логистику для туристов, предпочитающих свой автомобиль. Однако туристический потенциал Крыма ещё не исчерпан: например, в 1988 году полуостров посетило 8,3 млн. туристов.

    ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

    Особые экономические зоны (ОЭЗ), предлагающие льготные условия для развития приоритетных направлений бизнеса, хорошо себя зарекомендовали по всему миру, они стали драйверами роста и в Китае, и в Ирландии, которая сейчас является мировым лидером по производительности труда. И именно такой путь развития туристской индустрии был выбран в 2007 году в России: тогда было создано 7 ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

    • ОЭЗ была учреждена в Тверской области в 2015 году, однако власти только в мае 2018 года утвердили проект планировки.
    • На данный момент в ОЭЗ реализуется только 3 проекта: Аэропарк с вертолётной площадкой, гостиничный и SPA комплексы.
    • Инфраструктура в Завидово развивалась ещё и до создания ОЭЗ благодаря близости к Москве: якорный объект – гостиница Radisson Resort & Residences Zavidovo появилась там ещё в 2014 году.
    • Вложения государства: 180 млн. рублей.
    • Была учреждена в 2007 году в Алтайском крае.
    • Счётная палата признала эту ОЭЗ неэффективной.
    • ОЭЗ получила 4,2 млрд. федеральных инвестиций, 440,4 млн. рублей из краевого бюджета, но привлекла только 853 млн. рублей частных инвестиций.
    • Летом 2018 года стоимость объектов, не обеспеченных финансированием, оценивалась в 3,3 млрд. рублей.
    • Канализационно-очистные сооружения, рассчитанные на 12 тыс. человек в сутки и подземный водозабор за 153,3 млн. рублей невозможно эксплуатировать при ежедневном потоке в 300 – 700 человек.
    • Тепловые сети не подключены к источнику тепла
    • Одна из первых туристских ОЭЗ в России, организована в Иркутской области.
    • Состояла из двух площадок: Большое Голоустное и Гора Соболиная. Спустя 8 лет в Большом Голоустном не появилось ничего. Место было признано непригодным для развития туризма, хотя в площадку было вложено 108 млн. рублей.
    • Гора Соболиная сформировалась на базе уже существующего горнолыжного курорта, поэтому не поменяла облик региона и не создала новых возможностей.
    • К 2016 году было создано 30 рабочих мест вместо запланированных 3153.
    • В состав ОЭЗ не были включены наиболее популярные туристические направления: Ольхон, Байкальск и Листвянка

    Особые экономические зоны так и остались инструментом с большим, но совершенно не реализованным потенциалом.

    Пять основных проблем развития ОЭЗ:

    1. Создаются в тех местах, которые приглянулись властям, а не в тех, которые интересны туристам;

    2. Они служат пристанищем для сомнительных предприятий, не ведущих деятельности;

    3. Отсутствие контроля за исполнением инвестиционных обязательств;

    4. Медлительность региональных властей;

    5. Возможность организовать ОЭЗ в местах с уже развитой инфраструктурой ради создания отчётов об эффективной работе.

    ПРЕГРАДЫ В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

    1. Дороговизна авиаперелётов

    Только на протяжении прошедшей зимы рост цен на внутренние авиаперелёты, по данным сервиса Biletix, составил 17%, а по оценке OneTwoTrip - на 33%. Это произошло из-за необходимости компенсировать расходы на подорожавшее топливо и снижения курса рубля. Также в 2020 году заканчивается действие льготной ставки НДС 10% на региональные авиаперевозки.

    2.Неразвитость малой авиации

    3. Дефицит инфраструктуры

    Основной преградой для увеличения турпотока в тот же Крым сейчас является дефицит мест размещения и туристической инфраструктуры. Курорты в высокий сезон переполнены. Аналогичная ситуация, но в меньших масштабах, наблюдается и в других регионах - таких как Алтайский Край или Мурманская область.

    4.Устаревшая законодательная база

    Главной преградой на пути развития набирающего популярность экотуризма является невозможность легально совмещать фермерскую деятельность с размещением туристов: сдача комнат в аренду в рамках фермерского хозяйства законами не допускается. А ведь это самый простой способ увеличить число мест коллективного размещения в удалённых уголках страны. Более того, привлечение туристов на фермы обеспечит фермерам спрос на их продукцию. А обилие запретов на строительство в природных парках (запрещено даже строительство очистных сооружений) останавливает развитие экотуризма.

    5.Низкая информированность населения

    Зачастую люди намного больше знают о возможностях путешествий по другим странам, чем по России. Русский север, соляные озёра в Оренбургской области, уникальные горнолыжные курорты Сибири, пляжи Приморского края, нетронутая природа Камчатки – малоизвестных вариантов масса. А ведь свои туристические центры с разнообразными программами существуют даже в Ненецком АО.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСТУРИЗМА

    7 февраля 2019 года Дмитрий Медведев главой Ростуризма назначил Зарину Догузову. С её предшественником Олегом Сафоновым её объединяет то, что ранее в туристической отрасли она никогда не работала. Основные направления работы, которые анонсировала Догузова:

    - продвижение и пиар внутреннего и въездного туризма;

    - поиск креативных и нетривиальных управленческих решений;

    - работа в тесной кооперации с экспертами и бизнес-сообществом.

    Конкретных планов развития туристической отрасли пока озвучено не было, что объяснимо малым сроком занимаемой должности. Оценить первые шаги и результаты можно будет ближе к лету 2019 года.

    Вот по каким критериям должна быть проведена такая оценка:

    - наличие предложений по развитию внутреннего и въездного туризма в России;

    - соответствие предложений реальным потребностям туристов и предпринимателей;

    - темпы реализации предложений;

    - эффективность расходования государственных средств;

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ

    1. Модернизировать законодательную базу с целью развития внутреннего туризма: признать размещение туристов на фермерских хозяйствах законным видом деятельности, разрешить строительство минимально необходимой инфраструктуры для организации мест отдыха на территориях природных парков после проведения экологической экспертизы проектов;

    2. Отменить НДС на все внутренние авиарейсы без ограничения срока действия. Сейчас на внутренних рейсах действует ставка в 10% (за исключением маршрутов в Калининград, Симферополь и на дальний Восток – по этим направлениям НДС отменён до 2025 года). Но льготный НДС действует только до конца 2020 года. Отмена НДС приведёт к недополучению бюджетом до 60 млрд. рублей, зато позволит увеличить пассажиропоток более, чем на 250 млн. человек в течение последующих 12 лет.

    5. Усилить мониторинг за исполнением инвестконтрактов резидентов ОЭЗ. Большинство ОЭЗ туристско-рекреационного типа на данный момент имеют резидентов, которые не ведут профильной деятельности и не выполняют инвестконтракты.

    6. Упростить получение виз и распространить механизм электронных виз на иностранных туристов, прибывающих в аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга.

    Данные меры позволят эффективнее реализовать туристический потенциал России, поддержать въездной поток иностранных туристов на уровне не ниже 5 млн. человек в год и стимулировать население России выбирать родную страну в качестве места отдыха. Эти меры в 5-летней перспективе должны увеличить производство добавленной стоимости до 4 трлн. рублей и обеспечить людей возможностью доступного и качественного отдыха.

    Современный туризм, который характеризуется периодом с тысяча девятьсот пятидесятых годов до наших дней, претерпел ряд изменений касательно его форм и видов. Также следует отметить существенные изменения способов предоставления туруслуг. Все процессы становления и развития туриндустрии привели к системному подходу изучения данной отрасли экономики. Так возникла дисциплина экономика туризма.

    Туризм как явление не оказывал существенного влияние на экономику стран, поэтому не возникало потребности в выделении его в особую отрасль. Изменения в производственной сфере привели к качественному и количественному развитию туриндустрии. Произошедшее повлияло на мнение экспертов и привело к более пристальному рассмотрению и изучению данной сферы деятельности. Повелось ряд исследований, выявивших отрицательные и позитивные стороны туристической деятельности, и было принято решение о дальнейшем ее развитии.

    Для того чтобы обосновать вопрос выделения туриндустрии как самостоятельной отрасли, необходимо осознание основных факторов формирования ее производственных особенностей, соответствие их определенным критериям, по которым организации входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики, зависимость их от характера основной деятельности. Кроме того, целесообразно принимать во внимание достигнутые результаты, а также перспективы их развития.

    Объединения предприятий, формирующих обособленную отрасль, характеризуется следующими основными критериями:

    • большим количеством обособленных в экономическом отношении предприятий с одинаковым видом деятельности;
    • неразрывными экономическими отношениями с другими отраслями национальной экономики;
    • определенным органом хозяйственного управления.

    Роль туризма в национальной экономике

    Туризм представляет собой важную часть экономики многих стран. Наличие развитой туриндустрии влияет на обеспечение занятости местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, анимационных мероприятий, привлечения иностранного капитала и прочее. На современном уровне развития мировой экономики туризм становится мощной индустрией.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Во многих странах туризм имеет большое значение в формировании национального внутреннего валового продута, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости населения. Туризм активно воздействует на очень весомые отрасли экономики. К таковым можно отнести транспортное обеспечение, связь, строительство, сельское хозяйство. Можно сказать, что туриндустрия является своего рода стартовой площадкой социально-экономического развития.

    Вместе с тем, высокие показатели указывают на некоторую слабость экономики, потому что туризм - неустойчивая отрасль, которая подвержена колебаниям из-за множества внешних и внутренних факторов. Это обстоятельство может существенно пошатнуть экономику страны.

    Роль и значение туризма в национальной экономике определяется рядом статистических данных и показателей, которые напрямую зависят от определения доли туриндустрии в национальной экономике.

    Существуют определенные базовые показатели для количественного измерения значения туризма:

    • объем туристского потока;
    • состояние материально-технической базы;
    • финансово-экономическую работу туркомпании.

    Туристский поток – это постоянный приток туристов в страну (регион).

    Существует ряд показателей, характеризующих объём турпотока:

    • общее количество туристов;
    • количество ночевок;
    • средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

    Для того чтобы выявить количество туродней, необходимо обратиться к формуле:

    где $T$ – число туродней определяется умножением числа поездок на среднее количество суток, которые турист находится на принимающей территории.

    Для того чтобы определить число поездок, совершаемых туристом, за конкретный период используется показатель частоты поездок:

    где $F$ – частота поездок – определяется деление числа поездок на определенный период времени.

    Для того чтобы оценить мощность материально-технической базы туризма, проанализировать ее состояние, используются следующие показатели: число койко-мест в гостиницах, число мест на предприятиях общественного питания и прочее.

    Коэффициент использования вместимости (Кс) предприятий размещения рассчитывается по формуле

    где Кс – коэффициент использования вместимости гостиниц, определяется делением числа ночей на произведение общего числа мест и количества дней в году. Результат умножается на сто процентов.

    На уровне турфирмы осуществляется расчет показателей финансово-экономической деятельности (выручка, себестоимость услуг, прибыль и рентабельность и прочее).

    Отдельно рассматривают показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:

    • число туристов, выехавших зарубеж (используется количество пересечений границы);
    • показатель туродней по иностранцам, посетившим нашу страну;
    • общее количество расходов, затраченными туристами за рубежом.

    Значение туризма для экономики России

    Туризм в РФ переживает сейчас качественный и количественный скачок, становясь одной из самых ведущих отраслей национальной экономики. Появляются новые перспективные направления, открываются предприятия, растет спрос, увеличивается прибыль от продажи турпродукта.

    Следует отметить, что, несмотря на высокие темпы роста, национальный туризм не обладает достаточной поддержкой на государственном уровне и не реализует свой потенциал даже на 50%.

    Возникновение этого сдерживающего фактора вызвано рядом обстоятельств, связанных с историческим развитием нашей страны. С переориентированием российской экономики на рыночную, туризм получил новое дыхание. Российский турбизнес довольно быстро среагировал на рыночные изменения и адаптировался к ним.

    Было сформировано множество коммерческих фирм, которые не только стали удовлетворять потребности россиян в туризме (прежде всего - в заграничном), но и вовлекли в эту сферу до $130$ тыс. сотрудников, что оказало немалое позитивное влияние на рынок труда. Но при этом произошло угасании поддержки туриндустрии государством.

    Выросли показатели уровня выездного туристского потока, что означает вывоз капитала из России, при этом турпоток из-за рубежа упал. Это привело к нереализованности рекреационного потенциала и снижением спроса на российские курорты.

    Ситуацию коренным образом изменили организация и проведение Зимних Олимпийских игр в $2014$ году в городе Сочи. Правительством РФ была разработана и реализована особая федеральная программа, целью которой было помимо строительства высококлассных спортивных объектов, продвижение данного региона, и, соответственно, привлечение иностранных туристов и капитала. Что, в свою очередь, существенно повлияет на экономические показатели туриндустрии по стране.

    Сущность и экономическое содержание туризма. Эффективность туристического бизнеса в России и за рубежом. Тенденции развития Иркутской области как туристского региона. Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий.

    Рубрика Спорт и туризм
    Вид дипломная работа
    Язык русский
    Дата добавления 24.03.2009
    Размер файла 147,5 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    • Содержание
    • ВВЕДЕНИЕ
    • ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
      • 1.1 Сущность и экономическое содержание туризма
      • 1.2 Эффективность туристического бизнеса в России и за рубежом
      • 1.3 Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
      • 1.4 Тенденции развития Иркутской области как туристского региона
      • 2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
      • 2.3 Анализ издержек ИБПиЭ
      • 2.4 Анализ прибыли и рентабельности ИБПиЭ
      • 2.5 Финансовый анализ ИБПиЭ
      • 3.3 Проектирование комплекса маркетинг

      3.4 Эффект от разработки нового пакета услуг

      • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
      • ПРИЛОЖЕНИЯ

      Иркутская область является одним из наиболее перспективных регионов России для развития индустрии туризма. Регион имеет уникальные природные ресурсы, обуславливающие развитие рекреационной сферы области. Так, рекреационный потенциал области составляет 7% рекреационного потенциала страны. У нас около 300 источников различных минеральных вод, 6 озер с крупными запасами лечебной грязи, 80 объектов, объявленных природными памятниками, около 700 значимых исторических памятников и объектов и, конечно, уникальный Байкал.

      На территории Иркутской области сосредоточено около 8,5% лесов России, 10% - гидроресурсов и термальных источников, 20% - горно-туристских мест (Саяны, Патомское нагорье, Байкальский хребет и т.д.). Кроме того, 7% российских заповедников и национальных парков (по площади). И при всем том - очень малое туристское движение, всего 1% [9]

      При столь значительном ресурсном потенциале области в рамах развития индустрии туризма главными проблемами региона остаются недостаточная развитость инфраструктуры, отсутствие серьезной рекламной программы за рубежом, недостаток инвестиций в данную отрасль экономики. Кроме того, нужен квалифицированный анализ современного состояния, тенденций, основных направлений развития туризма на Байкале. Необходимо серьезная государственная поддержка отрасли и ее бюджетное финансирование.

      В последнее время на рынке туристских услуг города и области число фирм, занимающихся туристской деятельностью, заметно возросло. Причем приятно осознавать, что наряду с турфирмами, работающими исключительно по отправке наших граждан за рубеж, стали создаваться предприятия, деятельность которых связана преимущественно с развитием въездного и внутреннего туризма региона. Кроме того, удержались и продолжают стоять на ногах некоторые, так называемые "корифеи" туристского бизнеса нашего региона.[10]

      Объектом исследования дипломной работы выступает действующее на рынке туристских услуг региона уже более 40 лет Иркутское бюро путешествий и экскурсий (далее ИБПиЭ).

      Цель настоящей дипломной работы заключается в установлении основных направлений совершенствования организационной деятельности Иркутского бюро путешествий и экскурсий.

      В соответствии с поставленной целью в ходе работы ставятся следующие задачи:

      рассмотреть экономические основы туристской деятельности;

      выявление особенностей развития индустрии туризма в России, а также характеристика государственной политики в сфере туризма;

      определение основных тенденций развития Иркутской области как туристского региона;

      анализ современного состояния Иркутского бюро путешествий и экскурсий и выявление основных проблем развития предприятия;

      определение путей совершенствования организации деятельности Иркутского бюро путешествий и экскурсий.

      В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. Актуальность проблемы, затрагиваемой в данной дипломной работе, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в свете глобального кризиса и событий в нашей стране иметь достаточный набор знаний в области экономики.[ 21]

      В настоящее время появилось много книг различных авторов, посвященных проблемам туристской индустрии и ее развитию. Наиболее известными являются работы А.Ю. Александрова, Ю. Аринцева, И.Т. Балабанова, А.И Балабанова. Так же много книг зарубежных авторов, но из-за неразвитости инфраструктуры и неподготовленности кадров их опыт вряд ли может быть применен в наших условиях.

      В целях совершенствования организации деятельности ИБПиЭ в рамках проектной части дипломной работы была разработана принципиальная схема обслуживания клиентов, обозначены проблемы, связанные с негативным воздействием окружающей среды. Для совершенствования процесса обслуживания туристов по приему был разработан новый туристский продукт. Ряд предложенных рекомендаций по совершенствованию процесса обслуживания туристов нашел реализацию в рамках разработки новой туристской программы обслуживания ИБПиЭ.

      ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ

      Читайте также: