Урок план местности 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Педагогические задачи: создать условия для формирования понятия “план местности”; показать, как при помощи условных обозначений ориентироваться на плане местности; способствовать формированию умений отличать план местности от рисунка местности; содействовать развитию умений работать с различными источниками информации

Предметные: получат представление о масштабе; научатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

регулятивные - выполнять оценку и самооценку своих успехов в овладении способами чтения плана;

познавательные - сравнивать рисунок и план местности, размечать наиболее распространенные виды планов;

коммуникативные - обсуждать значение планов в нашей жизни

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам, интерес к чтению планов и их практическому использованию, осознание значения планов в жизни человека

Образовательные ресурсы: рисунки местности и планы местности; цветные карандаши

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Нарисуйте дорогу от вашего дома до школы.

- Изобразите все, что встречаете на вашем пути.

- Когда люди попадают в незнакомую местность, они часто пользуются планом. Он поможет выбрать самую короткую и удобную дорогу к намеченному месту

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома

Выделять существенную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы.

Принимать и сохранять учебную задачу

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Вспомните, как выглядит село Мирное. Где живут Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин? Помните ли вы рисунки села Мирного? На какой реке стоит село? Как выглядит главная улица села? Какие здания находятся на этой улице?

- Чтобы рассмотреть город или село, надо подняться на холм или высокое здание. Оттуда видны парки, площади, улицы. Сверху очень легко определить, как ближе и удобнее пройти из одного места города в другое.

- Рассмотрите рисунки, изображающие село Мирное. Что вы видите?

- На рисунке вы видите село Мирное таким, какое оно есть в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче.

- Попробуйте определить точное расстояние между домами; улицами; до реки; до леса.

- Чтобы точно изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности.

- Совершая “полет на вертолете”, можно изобразить местность на листе бумаги. Это изображение называется планом местности.

- Попробуйте мысленно как можно выше подняться над поверхностью земли на вертолете и посмотреть вниз на село Мирное. Тогда и дома, и школа, и пляж, и овраг будут видны в уменьшенном виде - уменьшенном изображении. На плане, как правило, изображается очень небольшая часть поверхности Земли с помощью определенных условных обозначений.

- Что такое план местности?

- На плане местность дается как бы сверху, то есть это небольшая площадь, которая изображена с помощью условных знаков. Прочитайте обозначения (учебник, с. 29). Зная условные знаки, легко понять, что находится на данной местности.

- Расскажите, что вы видите на плане села Мирное.

- Расскажите, как от дома Ивановых дойти до пляжа, используя условные обозначения

Находят в тексте информацию по данному вопросу. (Уточнить ответы поможет текст учебника (с. 28), который школьники читают вслух в классе. Текст содержит новые сведения: вид села, который они видят сверху.)

- Река Татьянка, лес, улицы, школа, магазин, детский сад.

- Точно определить не получается.

- План местности - изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками. Знакомятся с условными знаками, рассматривая план села Мирного.

- Условные знаки - это своеобразная азбука, без которой нельзя прочитать изображение местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книги. Они просты в рисовании; непохожи друг на друга, их трудно спутать; наглядны и выразительны (изображение условных знаков напоминает сам предмет).

Составляют устный рассказ

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Чем отличается рисунок местности от плана? Заполните таблицу.

- С помощью таблицы сделайте вывод, чем отличается план от рисунка.

- Как обозначают предметы на плане?

- Как предметы умещаются на плане?

- Что такое масштаб?

- Откройте физическую карту России. Рассмотрите условные знаки. Найдите, как обозначены реки, озера, болота, вулканы, и перерисуйте их в тетрадь.

- А сейчас вы разделитесь на 8 групп. Каждая группа идет от школы в своем направлении: первая группа - на север; вторая - на северо-запад; третья - на юг, и так во все направления. Ваша задача - выйти за пределы села Мирного и с помощью условных знаков изобразить все, что вы “увидели” на своем пути. Вернувшись обратно в школу, каждая группа расскажет, что видела в походе.

Организует самостоятельную работу в тетради (задания 14, 15)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир 3 класс. Конспект урока "План местности".

КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

Выполнила: Коньшина Елена Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Окружающий мир

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Предметные результаты:

Учащиеся знакомятся с понятием плана местности, с его назначением, отличительными особенностями;

Ученики учатся читать готовый план местности по условным знакам;

Учащиеся учатся составлять план местности.

Метапредметные результаты: умение сравнивать рисунок и план местности; различать наиболее распространённые виды планов; обсуждать их значение в нашей жизни; извлекать информацию из туристических планов; оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

Личностные результаты: проявлять интерес к чтению планов и их практическому использованию; осознавать значение планов в нашей жизни.

Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях.

Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; выделение и формулирование проблемы; отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками; представляют информацию в наглядно-символической форме.

Коммуникативные: умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; использование специальной терминологии в устной и письменной речи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока окружающего мира

Познакомить учащихся с планом местности

Развивать речь, память, внимание

Оборудование: презентация, тесты по повторению пройденного материала, карточки с заданиями.

I . Организация класса

Объявление темы и целей урока.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

- Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. У вас на столах лежат листочки с тестом, подпишите их в правом верхнем углу. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком. После выполнения я заберу у вас листочки, проверю ваши работы, и на следующим уроке оглашу вам оценки. Кому непонятно задание? Приступайте к выполнению работы. На выполнение работы вам отводится 5 минут.

1. Что на физической карте отмечено зелёным цветом?

2. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

3. Каким цветом на физической карте отмечены водоёмы?

4. Что является уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

5. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария?

- Передайте работы с последних парт на первые.

II . Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о селе Мирном

2. Беседа по плану села Мирное

- Откройте учебник на странице 29. Вы видите местность, где стоит село Мирное.

- Какая видна река? (р. Татьянка)

- Что еще мы с вами видим? (пашня, ул. Школьную, деревья, ул. Знаний и т.д.)

- Какие здания находятся на центральной улице села Мирного? (магазин, детский сад, школа, дом Ивановых.)

- Как можно запечатлеть этот вид? (сфотографировать, изобразить на листе бумаги.)

- Такое изображение называется план местности .

- Откройте учебник на станице 126. Найдите определение план местности, прочитайте, что называют планом местности (читают несколько учеников).

- Чем, по вашему мнению, план местности отличается от географической карты? (на карте изображены большие территории, на плане местности изображают небольшие участки, план местности имеет несколько иные условные знаки.)

- Вы знаете, что любой участок местности можно сфотографировать, нарисовать или начертить план местности.

- Чем отличается рисунок и план местности?

- Посмотрите внимательно на план местности. Вы можете сказать каково расстояние от школы до магазина? (нет)

Расстояние можно определить, зная, что все предметы изображены в уменьшенном виде, т.е. в масштабе.

- Откройте учебник на странице 126, прочитайте что такое масштаб (читают несколько учеников).

- На каждом плане, и на плане на странице 29, указывается масштаб.

5. Анализ плана местности на с. 29

- План местности создается для того, чтобы увидеть какие объекты природы и хозяйства находятся на территории. Планами пользуются люди разных профессий: строители, военные, геологи. Но чтобы научиться читать план местности, нужно разобраться с условными знаками к плану местности.

- Посмотрите внимательно на условные обозначения, давайте их рассмотрим. Будем учиться читать план местности по условным знакам.

- На каждом плане, кроме масштаба и условных знаков указывается направление Север – Юг. Найдите на плане в левом верхнем углу стрелку с направлением С-Ю. Она подскажет вам, в каком направлении находятся те или иные объекты.

-Как называется река, изображенная на плане? (р. Татьянка)

- В каком направлении она течет? (с с-з на ю-в)

- Из каких деревьев состоит лес возле пашни? (из берез)

- Как вы узнали? (по условным знакам)

- Какая растительность окружает овраг на берегу реки Татьянки? (кустарники)

- Какой лес окружает метеорологическую станцию? (осиновый, сосновый) Как вы узнали?

- На какой улице стоит дом Ивановых? (ул. Знаний)

- Найдите школу, почему на плане школа обозначена черным цветом?(строение огнестойкое)

III . Закрепление материала, изученного на уроке

Выполнение задания 15 на с. 10 в рабочей тетради

- Откройте рабочую тетрадь на с. 15, учебник оставляем открытым.

- Посмотрите внимательно, каким цветом закрашены кустарники возле метеостанции? (зеленым) Закрасьте их, чтобы получилось так, как на плане в учебнике.

- Найдите школу, давайте проложим путь от школы до метеостанции. Возьмите в руки простой карандаш, изобразите этот путь.

- Расскажите, как вы двигались? (Вышли из школы по шоссе в с-в направлении, по мосту пересекли реку Татьянку и продолжили путь по шоссе, затем по грунтовой дороге, пошли по лесу из осин и сосен и вышли к метеостанции.)

2. Выполнение задания 14 на с. 9 в рабочей тетради

- Найдите дом Ивановых, теперь отыщите на плане дуб. Посмотрите внимательно, какие объекты встретятся вам по пути от дома к дубу? (деревья, шоссе, сады, школа, магазин, детский сад, луг.)

3. Изображение условных знаков

Иди по шоссе через мост . По грунтовой дороге дойдешь до леса . Пройди по тропе , обогни овраг и тут на берегу озера тебя встретит Дядя Федор.

Иди по тропе через сад . Пересеки реку по мосту . Пройди мимо отдельно стоящего куста , обогни обрыв и тут у родника тебя встретит Дядя Федор.

Изображение, каких объектов вызвало затруднения? (озеро, родник) Почему? (Их нет в условных знаках)

Учитель помогает учащимся выполнить задание, контролирует работу детей.

IV. Итог урока

- Послушайте стихотворение М.Пожарского и скажите, о каком понятии сегодняшнего урока здесь идёт речь.

Мы с братом сели у окна
И стали рисовать.
Нарисовали стол и стул,
Диванчик и кровать.
Нарисовали двор и дом,
Дорогу и людей,
Нарисовали лес кругом,
В нём птичек и зверей.
Потом решили с братом
Весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошёл он,
Всё стали уменьшать.

- О каком понятии говорится в стихотворении? (О масштабе)

- Что такое масштаб?

- Для чего обозначают масштаб на плане местности?

- Что такое план местности? (Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками.)

- Чем отличается рисунок от плана? (На рисунке предметы показаны так, как они выглядят в действительности, а на плане, как видим их сверху.)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира

Не страшны нам любые испытания.

И мы всегда готовы

к новым знаниям!

Покажи на карте

Что такое шкала глубин и высот?

Покажи, где на карте полушарий находится шкала глубин и высот?

Покажи, где на физической карте России находится шкала глубин и высот?

Узнать, что такое…

Какие планы могут быть?

План города Тюмени

-Какие планы могут быть?

План Бородинского сражения

Для чего человеку нужен план местности?

Почему село назвали Мирное?

Что можно увидеть

с вертолета в селе Мирном?

Что такое план местности?

Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками

Читайте также: