Урок географии план и масштаб

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

5-6 класс, авторы программы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева

Тема: Масштаб

Цель: формирование представления о масштабе

Планируемые результаты

Знать понятие масштаб, виды масштабов, выявлять отличия плана и карта

Определять зависимость карты от ее масштаба

Работать с масштабом

Личностные УУД:

формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками

проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения:

Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот

Метапредметные результаты обучения:

Уметь определять понятия, устанав­ливать аналогии

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, тетрадь, набор ЦОР, проектор и компьютер, карта полушарий

Видео: электронное приложение

Приветствие

Проверка УУД прошлого урока

Какая была цель нашего прошлого урока?

Тест для класса

Какие из этих понятий имеют больше сходных признаков?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайды 4-7)

Какой общий признак имеют все изображения Земли?

Узнать какие виды земной поверхности существуют.

Работа в группе: распределение признаков для аэрофотоснимка, плана местности, карты, глобуса

(План местности – чертеж, признаки: вид сверху, изображение условными знаками, уменьшенный вид небольшого участка, имеет масштаб, стороны горизонта

Аэрофотоснимок – фотография, признаки: вид сверху, показаны все видимые реальные предметы

Карта – уменьшенное изображение земной поверхности, признаки: условные знаки, географическая сетка, важные объекты, имеет масштаб, на плоскости

Глобус – уменьшенная модель планеты, признаки: условные знаки, географическая сетка, важные объекты, объемная)

Самопроверка: атлас, картография, план местности, глобус, карта

План местности и карта. (Сравнение плана местности и карты)

Работа со слайдами презентации

ОНИ ПОКАЗЫВАЮТ ЗЕМНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ В УМЕНЬШЕННОМ ВИДЕ

Изучение темы урока

Однажды мальчик Вова, гуляя по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не видел, Аллея была длинная-предлинная, и по обеим ее сторонам росли старые липы. Они давали густую тень в солнечные и жаркие дни. Здесь было очень тихо. Не слышно было рокота машин, только пешеходы изредка проходили по аллее. На одной самой высокой и старой липе собрались птицы. Они расселись по веткам и стали распевать свои веселые песенки. Мальчику так понравилась аллея, и он решил сделать ее план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда.

Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова знал все условные знаки, но не мог понять, как уместить всю эту длинную аллею на листе бумаги.

О чем не знал Вова?

Какова же будет тема и сегодня цель урока?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд № 12)

Масштаб –это отношение длины отрезка на карте или плане

к его действительной длине на местности

На доске: 1:100. Перед вами масштаб? Что это? (даем понятие)

Тренинг (слайд № 14)

Вывод: Чем меньше число, тем крупнее масштаб и тем крупнее карта или план

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз) МНЕ НЕ КОМЕНТИРОВАТЬ! Делают молча

Существует несколько видов масштаба

(Слайд № 17 виды М и определения)

Задание: В атласе, стр. 2-3 и 6-7 найти виды масштаба

Масштабы можно переводить один в другой

1.Чтобы перевести численный масштаб в именованный – надо убрать две последние цифры. Получатся метры

Например: 1:1000, в 1 см карты 10 м местности

2. чтобы перевести масштаб в км – надо убрать пять цифр.

Например: 1: 250 000, в 1 см карты -2,5 км

Для меня памятка: найти план нашего парка или города и показать (по НРЭО)

Он не знал о существовании масштаба.

Узнать, что такое масштаб, какие бывают масштабы?

Масштаб – число, показывающее во сколько раз уменьшены предметы и расстояния на плане или карте

Ответ: уменьшены в 50 раз, в 100 раз, в 500 раз

См. Учебник стр. 35 рис.2.6. (сравнение карт устно)

См. учебник стр.34-35 найти определения видов масштаба, зачитать самое главное



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие о плане местности. Масштаб"

Для того, чтобы выбрать место для строительства дома, дороги, завода сначала человек изучает местность. Для этого составляется рисунок местности, или делается её фотоснимок. Такие способы отображения объектов не всегда удобны, т.к. эти изображения делаются с поверхности Земли. Оценить размеры и расстояния между объектами таким способом сложно, потому что более высокие предметы закрывают более низкие. Поэтому чаще всего для изучения местности человек составляет план местности или топографический план.

План местности – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности.

Несмотря на то, что на рисунке местность изображена такой, какая она есть в реальности, а план дает нам представление о местности как бы сверху, рассчитать расстояния между объектами и определить направление сторон горизонта можно только при помощи плана местности. При помощи рисунка же этого сделать нельзя.


Аэрофотоснимок – это изображение местности на фотоснимке, который сделан в результате фотографирования с самолёта.


Отличие аэрофотоснимка и плана местности состоит в том, что более точно объекты изображены на аэрофотоснимке. А вот узнать характеристику этих объектов, расстояние между ними и определить направление сторон горизонта возможно только по плану местности, ведь на аэрофотоснимке не даны названия населённых пунктов, не виден состав леса и нет направлений сторон горизонта.

В своей повседневной жизни вы также часто встречаетесь с планом. Например, план дома или квартиры, план эвакуации при пожаре в вашей школе, план небольшого садового участка и так далее.


План местности отличается от других способов изображения не только возможностью рассчитывать расстояния между объектами, определять их характеристики и стороны горизонта, но и самим изображением этих объектов. Все объекты местности на топографическом плане изображаются при помощи условных знаков.

Условные знаки можно сравнить с алфавитом. Алфавит состоит из букв, знание которых позволяет нам читать. Так и знание условных знаков позволит прочесть любой план местности. Приведём несколько примеров условных знаков.

Как и букв в алфавите, условных знаков очень много. Поэтому их разделяют на несколько групп. Выделяют площадные, внемасштабные и линейные условные знаки.

Площадные условные знаки отображают объекты местности, которые занимают определённую площадь. Например, лес, фруктовый сад, пашня.


Внемасштабные условные знаки – это знаки, которые отображают одиночный объект местности, который на плане нельзя отобразить в масштабе. Например, отдельно стоящее дерево, памятник, мельница.


Линейные условные знаки отображают те объекты местности, которые имеют вид линий. Например, дорога, река, просека. Для простоты вид условных знаков схож с теми объектами, которые они отображают, к тому же каждому условному знаку соответствует определённый цвет. Например, лес отображают зелёным цветом, а водоёмы и реки – голубым.


Обратите внимание на то, что все условные знаки на плане местности изображаются равными по размерам, высоте, форме и цвету.

На плане объекты местности невозможно показать в натуральную величину, так как они попросту не вместятся на лист бумаги. Для того, чтобы создать план, используют масштаб.

Масштаб – это число, которое указывает, во сколько раз на плане уменьшены размеры объектов по сравнению с их натуральной величиной. Его всегда указывают на планах. С помощью масштаба можно определить расстояние, например, между дорогой и рекой или между двумя населёнными пунктами.

Масштаб записывают в следующем виде: 1:50000. Это означает, что 1 сантиметр на плане соответствует 500 метрам на местности. Первый вид масштаба называют численный, а второй – именованный. Чтобы перевести численный масштаб в именованный, например, 1:200000, нужно число в численном масштабе поделить на 100, так как эта величина указана в сантиметрах. Как известно, в одном метре 100 см. Тогда нужно 200000 поделить на 100. Получим 2000 м. Значит, 1см на плане соответствует 2000 м на местности.


Существует также и линейный масштаб, который отображается на плане в виде линии, поделённой на равные отрезки. Линия такого масштаба показывает какому расстоянию на местности соответствует расстояние на плане в 1, 2, 3 см и так далее. Таким видом масштаба удобно пользоваться в том случае, если необходимо определить длину извилистых линий: дорог, рек, просек.

Для того, чтобы определить расстояние на местности при помощи линейного масштаба, необходимо на плане измерить длину какого-либо объекта. В нашем случае, это будет река до её поворота. Измерять длину извилистых объектов лучше циркулем. Соотнесём циркуль с линейным масштабом. Длина раствора покажет длину реки на местности.


Подведём итоги.

Существует несколько способов изображения местности, но наиболее часто пользуются планом.

План местности или топографический план – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности. По сравнению с другими видами изображения местности, с его помощью можно рассчитать расстояния между объектами, определить их характеристики и стороны горизонта. Все объекты на топографическом плане отображаются при помощи условных знаков, знание которых позволяет прочесть любой план местности, которым пользуются при планировании строительства домов, дорог, заводов и так далее. Объекты на плане местности показаны в уменьшённом виде. Число, которое показывает, во сколько раз объект на плане уменьшен по сравнению с его натуральной величиной, называют масштабом. Масштаб позволяет измерять на плане местности расстояния между различными объектами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: формировать знания о масштабах и его видах; формировать умение решать задачи с использованием разных видов масштаба, определять масштаб плана и карт по данным о расстоянии..

Развивающие: продолжить развивать умение работать с географической картой, планом местности.

Воспитательные: способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Обучающие: формировать знания о масштабах и его видах; формировать умение решать задачи с использованием разных видов масштаба, определять масштаб плана и карт по данным о расстоянии..

Развивающие: продолжить развивать умение работать с географической картой, планом местности.

Воспитательные: способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверяем присутствующих и отсутствующих. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Проверим ваши знания, вам нужно ответить на вопросы.

1. Что значит ориентироваться в пространстве?

(Определять собственное местонахождение в отношении стран света и окружающей местности).

2. Каково значение компаса, как ориентироваться по компасу?

(Компас – это прибор для определения стран света).

3. Что такое азимут?

(Азимут – это угол между указателем стрелки компаса, ориентированном на север и направлением на какой-либо удаленный предмет.)

5. Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?

(План местности - это чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе с помощью условных знаков.)

Учитель: Сегодня мы с вами изучим понятие масштаба. С понятием масштаба вы столкнётесь не только на уроке географии или математике, а ещё и в реальной жизни.

4. Изучение нового материала.

Учитель: занимаясь хозяйственной деятельностью, человек с помощью схематического рисунка изображал определённую поверхность Земли и находящиеся на ней объекты, создавая подробный чертёж небольшого участка местности в уменьшенном виде, т. е. план.

Чтобы на плане или топографической карте изобразить территорию, её необходимо уменьшить. Масштаб показывает размер уменьшения. Это величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности. Масштаб записывают в виде отношения чисел.

Например, 1:10 000. Это означает, что 1 см на карте соответствует 10 000 см (или 100 м) на местности.

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, 1:10000 (1 см карты соответствуют 10000 см на местности).

Запомни! В численном масштабе два числа всегда подаются в сантиметрах.

Именованный масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке. Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в реальности. Например, в 1 см 5 км.

Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний. Представляет прямую линию, разделенную на равные отрезки. У каждого деления линии подписываются соответствующие ему расстояния на местности.

Учитель: Изобразим виды масштаба в виде схемы.


Учитель: откройте стр. 34 учебника. На Рисунке 23 изображен план местности. Обратите внимание на легенду.

Скажите, какой масштаб плана местности? (1:25 000)

В какой последовательности записывается масштаб? (численный – именованный – графический)

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы изучили данную тему, теперь давайте проверим ваши знания по этой теме.

Переведите численный масштаб в именованный.

1:500 (в 1 сантиметре 5 м)

1:10000 (в 1 сантиметре 100 м)

1:250000 (в 1 сантиметре 2,5 км)

1:1000000 (в 1 сантиметре 10 км)

Переведите именованный масштаб в численный.

В 1 сантиметре 500 метров (1: 50000)

В 1 сантиметре 1 км (1:100000)

В 1 сантиметре 10 км (1:1000000)

В 1 сантиметре 25 км (1:2500000)

В 1 сантиметре 100 км (1:10000000)

Учитель: молоды! Вы хорошо справились с заданием

6. Обобщение и систематизация.

Учитель: Итак, что же такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?

7. Итог урока.

Учитель: Наш урок завершён. Я довольна, что вы активно работали и хорошо усвоили тему. Приобретенные на уроке знания помогут вам в дальнейшем изучении географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 6 класса. Урок изучения нового материала. В уроке используются различные формы работы: работа с картами атласа, работа с учебником, решени математических задач. Так же используются разнообразные методы и приемы работы: мозговой штурм, географический диктант, географический словарь.

Цель: формирование знаний о масштабе и его видах.

Задачи урока:

-образовательные: формировать знания о масштабах и его видах; формировать умение решать задачи с использованием разных видов масштаба, определять масштаб плана и карт по данным о расстоянии.

-развивающие: развивать логическое мышление, математический счет.

-воспитательные: воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала.

Организационный момент.

Приветствие детей, проверка подготовки учащихся к уроку, настрой учащихся на позитивную работу на уроке. Учитель акцентирует внимание учащихся на использовании математических знаний на уроке географии.

Проверка домашнего задания.

Географический диктант.

Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?

Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?

Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?

В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?

Как называется модель Земли?

Изучение нового материала.

Географический словарь.

Масштаб- величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.

Условные знаки – азбука, с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображенной на плане.

Работа с текстом учебника.

Найти в тексте учебника виды масштаба. Прочитать.

Объяснение учителя.

Виды масштаба:

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, 1:10000 (1см карты соответствуют 10000см на местности).

Запомни! В численном масштабе два числа всегда подаются в сантиметрах.

Именованный масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1см на карте, плане, снимке. Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в реальности. Например, в 1см 5км.

Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний. Представляет прямую линию, разделенную на равные отрезки. У каждого деления линии подписываются соответствующие ему расстояния на местности.

Записать виды масштаба в тетрадь.

Мозговой штурм.

Какие единицы измерения длины вы знаете?

Чему равен 1м?

Чему равен 1км?

Как перевести см в м?

Как перевести м в км?

Дополни цепочку 1000000см = ?м =?км

Дополни цепочку 1000см = ?м

Правила перевода масштаба.

Записываем численный масштаб

1:100000 (в 1см 100000см)

Делим 100000см на 100, переводим в м (100000:100 = 1000м)

Делим на 1000м на 1000, переводим в км (1000:1000 = 1км)

Записываем именованный масштаб в 1см 1км

Изображаем линейный масштаб

Запомни! Численный масштаб можно перевести в именованный и линейный, именованный – в линейный и численный, линейный – в именованный и численный.

Работа с картами атласа.

Прочитать название карты.

Определить виды масштаба, которые используются на данной карте.

Определение расстояния на карте по масштабу.

Если необходимо узнать расстояние между двумя точками по прямой линии, измерьте соответствующий отрезок на карте при помощи линейки.

Найдите на карте указатель масштаба - обычно он расположен в правом нижнем углу.

Измеренное линейкой расстояние, выраженное в сантиметрах, умножьте на указанное на карте или рассчитанное количество метров или километров в одном сантиметре. В результате получится реальное расстояние, выраженное, соответственно, в метрах или километрах.

Реши задачу.

Определите расстояние по масштабу. От т.А до т.Б расстояние на карте 5см., масштаб карты в 1см 2км. Определите расстояние на местности.

Закрепление изученного материала.

Переведите численный масштаб в именованный.

2. Переведите именованный масштаб в численный.

А) Определите масштаб карты, если расстояние на местности 900м, а расстояние на карте 9см?

Б) Длина Волги – 3100км, Енисея – 3800км, Лены – 4300км. Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе в 1мм 100км.

Читайте также: