Что такое великая скифь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одни историки считают Олега и Ефанду норманнами (в пользу этой гипотезы говорит скандинавское имя Олега, которое произошло от мужского имени Хельга), другие же указывают в сторону Тмутараканского княжества, напоминая, что урманом в те давние времена называли густые заросли лесов, а топоним Урман до сих встречается на побережье Черного моря.

И меря, и чудь, и кривичи

Олег, будучи, в первую очередь, полководцем, уже в 882 году набирает большую дружину и идет на Смоленск и город Любеч, а затем, покорив их и посадив там своих ставленников, спускается по Днепру к Киеву.

Автор "Повести временных лет" весьма подробно останавливается на перечислении племен, служивших Олегу и имевших в его дружине своих представителей, – это было важно.

Как видим, Олегу в самом начале подчинялись не менее пяти славянских племен, причем не только небольшие весь и чудь, но и крупные – новгородские словене и кривичи — союз древних племен, в который входили жители Полоцка, Пскова, Твери и Смоленска.

В последующие годы Олег продолжал покорять славянские племена: через год он подчинил древлян, обитавших между Днепром и Припятью, затем северян и радимичей, живших к востоку и северо-востоку от Киева, защитив их от хазар; а с тиверцами и уличами заключил военный союз.

Смерть Олега и его наследство

После похода на Царьград князю дали прозвище Вещий: очевидно, он совершил то, что задумывал и чем потом хвалился на пирах. Некоторые историки считают, что христианские авторы летописей делают акцент на том, что судьба посмеялась над князем и преподнесла ему в конце его пути неприятный сюрприз – он не смог увидеть причину собственной гибели.

По легенде, Олег пришел к волхву с тем, чтобы тот предсказал ему будущее. И волхв предрек Олегу, что примет он смерть от собственного коня. Испугавшись, Олег велел увести коня подальше.

Одни летописи пишут, что останки Олега покоятся в Ладоге, другие местом упокоения Олега считают киевскую гору Щеквицу.

После его смерти Великим князем Киевским стал князь Игорь, сын Рюрика, которому в ту пору уже исполнился 31 год. Олега недаром наряду с Рюриком называют основателем русского государства: он оставил после себя обширные владения, простиравшиеся от Черноморского побережья на юге до Ладоги и Белого озера на севере и от Мурома на востоке до Турова на западе.

Если скифы и сарматы не говорили на иранском языке, то на каком же языке они говорили? Обратимся к письменным источникам. В Повести временных лет читаем: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и воз­ле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь"

И еще, пишет И.Е. Забелин, что по характеру этого языка и все другие обитатели нашей равнины явственно могли называться сарматами, то есть, в сущности, славянами, и сармат в собственном смысле был славянин (с. 237—238). За скифское происхождение славян выступал и Д.Я. Самоквасов . Д.И. Иловайский замечает, что Русь скрывается в VII—IX веках в византийской историографии под общими именами скифов и сарматов (с. 76). Из приведенных выше сведений достаточно убедительным является вывод о славянстве скифов и сарматов, и, что естественно, говорили они на славянском языке."

Литература:
Ю.А. Яхонтов "Летопись славян-росов с древнейших времен до Рюрика."


Скифия — страна, где проживали и правили полиэтничные скифы. Чаще появление скифов связывают с курганной гипотезой. На ранней стадии формирования регион исхода индоевропейцев [1] .

Содержание

Спор о древности

Позднеантичные римские авторы Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий и другие считали, что скифы стали цивилизованными ранее египтян и достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до основания Рима (около 3553 г. до н. э.). Это отчасти согласуется с хронологией Марии Гимбутас и учёными её круга.

Состав племен и окружение

За власть и влияние в огромной стране нередко шла ожесточенная борьба. Геродот со ссылкой на поэму Аристея из Проконнеса отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы- одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями (причем первыми начали войну аримаспы).

Археологически это нередко связывают с носителями сейминско-турбинской культуры, существовавшей до 38 — 35 веков назад (есть и связи аримаспо-исседонской войны с более ранними культурами). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.

Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что полиэтничные скифы контролировали земли своей Скифии, затем Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонств времен Византии и затем Руси от низовий Дуная. Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков, для которых был более характерен азиатский облик. В целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, маланхлены, андрофаги, невры, будины. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии), потом с андрофагами (чаще связывают с балтами) и с меланхленами (по одной из версий — будущими кривичами, смолянами).

Но эти рубежи условны, так как в связи с вторжением войск Дария 1 около 514 (512) г. до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. 4.102), что говорит о координации действий народов на огромной территории.

Скифский царь Ариант около 650 г. до н. э. провел своеобразный подсчет населения Скифии с помощью бронзовых наконечников стрел, тупые из которых уже использовались как скифские деньги. Царь приказал всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Из множества принесенных стрел отлили огромный сосуд, свободно вмещавший 600 амфор и толщина стенки шесть пальцев.

С учетом обычных размеров стрел ученые подсчитали, что Арианту принесли наконечники 6 — 13 млн человек. Между Борисфеном и Гипанисом, верховьями Южного Буга была местность под названием Эксампейс очень горькой водой, отравлявшей и реку. Там и поставили сосуд Арианта.

В шесть раз меньший сосуд для смешения вина, Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт, как иногда кратко называли Черное море.


Великая Скифь — упоминание в русских летописях раннего названия государства, которое продолжала средневековая Великая Русь. В недатированной части летописей скифами иногда назывались хазары и болгары, другие относительно кочевые народы. В состав Великой Скифи входили также уличи и тиверцы (с городами от Днестра до Дуная), поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты.


Во время похода князя Олега на Царьград (907 г.) Великая Скифь — это войско князя (2 тыс. судов по 40 ратников), состоящее из множества варягов, славян, чуди, кривичей, мери, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулебов-волынян, тиверцев, последние были известны как толмачи (переводчики, толкователи, допускают связь с Толмудом) (Повести Древней Руси. Перев. Д.С. Лихачева. Л., 1984. С. 128, 136).


Великая Скифь — символ многотысячелетней славы народов на территории нынешней России. Осведомленные римские историки Помпей Трог и Юстин в I — III вв. н.э. рассказывали о большей древности скифов по отношению к египтянам (см.: древнее египтян, Пал и Нап, внуки Зевса, сыны Геракла), о полуторатысячелетнем господстве скифов в Европе и Азии, где за 1300 лет до основания Рима это господство прекратил основатель Ассирии Нин:


Греко-скифское городище Керкинитида — Амазонка на коне

Оросий так пытался обосновать право скифов на разгром древних империй, включая Рим. Другие авторы подчеркивали, что Нин прекращал именно тотальное скифское господство. Но и сами дружины Пания могли происходит из северян, из потомков войск индоевропейца Сарлага и иных северных царей. Северных наёмников затем немало было в Ассирии.



Это признаваемые наукой античные исторические источники. Есть все основания отметить 5555 лет господства скифов в округе Чёрного моря (если использовать версию Павла Оросия) или сбора скифами дани в Европе и Азии (по версии Помпея Трога, Юстина и некоторых других авторов). Азовско-Черноморская Русь .

Доказательны археологические памятники той поры — каменные топоры, керамика, курганы, следы первых городов. Немало находок в Эрмитаже, в Историческом музее Москвы, в Институте археологии, в музеях Ростова-на Дону и других городов Приазовья. И все они показывают богатейшее прошлое античной Великой Скифии.

Автор: Научный сотрудник Новгородского музея в 1968 — 1973 гг. Золин Петр Михайлович — доктор исторических наук (1991), профессор истории и философии (1993), действительный член Национальной академии туризма (1996).

Читайте также: