Урочная деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Михайлусь Ирина Леонидовна

Населенный пункт: Республика Калмыкия, г. Городовиковск

Однажды в коконе появилась маленькая щель…

Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.

Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Очень часто мы, желая помочь ребёнку, не даём ему сделать усилие, самостоятельно преодолеть трудности, решить проблему. И удивляемся, что теряется интерес к учёбе, нет веры в свои силы. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется с трудом.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Особое внимание мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя инновационные образовательные технологии, но не только в урочной , но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Внедрение технологий во внеурочную деятельность- это повышение интереса многих детей и подростков и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности :

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Постараюсь рассказать, какие технологии используются мною, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.

Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся во внеурочную деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.

В системе каждодневно используются:

Технология игрового обучения.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

Здоровьесберегающие технологии

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.

Проектная деятельность

Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Работа ведётся по основным направлениям.

Цель направления: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и о родном крае, воспитывать любовь к своему краю, родному городу, как к малой Родине.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Именно семья с малых лет ребенку прививает основы духовности и нравственности, воздействует на человека посредством общественного мнения. В семье приобщали и к разным жанрам фольклора, и к различным видам ремесла. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих матерей и отцов.

Изучая историю своей семьи, дети составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейные архивы, находят старые вещи, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях - это красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.

Выстроенная система воспитательной работы позволяет обеспечивать положительные результаты моей деятельности классного руководителя. За годы работы нет обучающихся, состоящих на ВШК и имеющих правонарушения.

Основные подходы к организации урочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Основные подходы к организации урочной деятельности

в условиях ФГОС НОО

Смольницкая Светлана Юрьевна,

руководитель кафедры начального образования

С урока начинается учебно-воспитательный процесс,

уроком он и заканчивается.

Все остальное в школе играет хотя и важную,

но вспомогательную роль,

дополняя и развивая все то,

что закладывается в ходе уроков.

Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС. По словам Ивановой Е.О. и Осмоловской И.М., урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного (переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога.

Возникает вопрос: остаются ли традиционными подходы к организации урочной деятельности при введении ФГОС или модернизация урока обязательна? Что конкретно должно меняться?

В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Основными результатами начального образования являются:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогрессв основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания - формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, организация контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции);
  • познавательных УУД (общеучебные действия , связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем);
  • коммуникативных УУД (умение выражать свои мысли, пла-нирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов);
  • личностные УУД (смыслообразование, нравственная и эстетическа оценки, личностное, профессиональное и жизненное самоопределение).

В связи с этим происходит изменение целей, содержания и смысла урока. Если в традиционном варианте урок — учебно-воспитательное мероприятие с функцией познавательной и социальной подготовки и административного надзора в течение определенного времени (35-45 минут), то в условиях внедрения новых стандартов урок превращается в развивающее учебное занятие, которое по своим целям выходит за границы одного урока. В этом случае учебное занятие — это самообучающийся вид организации педагога и учеников, совместно действующих для достижения общих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников. Используются разнообразные источники информации: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, Интернет, приборы и приспособления и т.п. Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность. Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной. Способ подачи материала — управляемое интерактивное взаимодействие педагога и учеников. Критерии, по которым учитель оценивает ученика, определены заранее и разделяются учениками.

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Учитель моделирует урок в соответствии с новыми требованиями стандарта. Урок строится на базе предметного содержания курсов фундаментального ядра начальной школы, с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии. Уроки будут носить чаще интегрированный характер.

Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование: форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Уроки дифференцированного обучения: строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника, организует и направляет деятельность учащихся. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

Для реализации ФГОС НОО используются различные технологии, в основе которых лежит деятельностная направленность.

  • Групповая работа
  • Межгрупповая работа (дискуссия)

Условия эффективной работы в группах :

  • Создание малых групп только на одно исследование (сменный состав групп)
  • Распределение ролей в группе
  • Доброжелательные взаимоотношения в группе
  • Ответственность каждого за результат работы в группе (отчитываются о работе все члены группы)
  • Рефлексия

Итак, урок, оставаясь основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС, должен формировать универсальные учебные действия. Изменяется целевая установка урока. Мотивация направлена на саморазвитие ученика. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Провоторова Ирина Викторовна

“ Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся путем, формирования у них опыта социальных отношений, социальной деятельности.

Даёт возможность применения сформированных на уроках УУД, предметных знаний и умений для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни, умению учиться.

Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения индивидуализации обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках урока. На этапе начальной школы решаются задачи ознакомления учащихся с разнообразными приемами рациональной организации учебного труда, выявления индивидуальных предпочтений в их использовании.

Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей учащихся. С одной стороны дальнейшее (вслед за уроками) совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С другой стороны развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных, создание ситуация успеха для каждого ребёнка. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать личный опыт социализации.

Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Планируя внеурочную деятельность , учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребёнок.

Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников .

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно – познавательное, военно – патриотическое, общественно – полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.

В основе интеграции лежат следующие принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.

4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.

Урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально ). Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной,этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так И вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения. .

Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе характеризуется различными видами их взаимодействия. Можно выделить внутрипредметное и межпредметное взаимодействие урочной и внеурочной работы.
Под внутрипредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие данных видов занятий (различных их форм) по одному и тому же учебному предмету.
Внутрипредметное взаимодействие осуществляется на основе парной взаимосвязи урочных (У) и внеурочных (В) занятий по одному и тому же предмету.
Под межпредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие различных форм данных видов занятий по двум и более учебным предметам.

Межпредметное взаимодействие осуществляется на основе вариативной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности школьников: Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция — та, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется учителями на разных уровнях. Оно характеризуется множеством параметров, среди которых выделим целенаправленность, стабильность, многосторонность и управляемость данного взаимодействия.

Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.

Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе.

Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий.

Каждому педагогу необходимо стремиться к системной организации урочно-внеурочной работы. Система урочно-внеурочной работы конструируется педагогом совместно с другими участниками педагогического процесса: учащимися, их родителями, работниками школьных учреждений. Педагогу целесообразно осуществлять осознанный выбор форм урочных и внеурочных занятий (компонентов системы) для создания оптимальной системы УВР. Данный выбор зависит от конкретных условий: контингента учащихся, состава педагогических кадров, личностных качеств и профессиональной подготовки педагогов, целей и содержания совместной деятельности, материально-технического фонда школы и внешкольных учреждений , временных показателей и т.д.

Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности младших школьников, является внеурочная деятельность. Данная область обладает некоторыми возможностями, значимыми для развития художественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок и т.д.

Принцип деятельностного подхода к воспитанию утверждает, что только в деятельности происходит развитие ребенка, в деятельности он познает себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищать себя и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни. Поэтому организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности является одной из важнейших обязанностей педагога.

Проследить преемственность урочной и внеурочной деятельности можно на любом предмете. Возьмем уроки литературного чтения посвященные сказкам. Как известно сказка – это один из самых интересных жанров произведений. И одно из самых увлекательных заданий это проигрывания сказки или фрагмента из сказки по ролям. Одного урока недостаточно чтобы подготовиться и проиграть всем. Дети, кого не удалось спросить на уроке, предложили показать, что у них получилось после уроков во время внеурочной деятельность.

После выше изложенного можно сказать что, урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).


Содержимое разработки

Организация урочной деятельности в условиях ФГОС НОО Макареева Л.И. заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Организация урочной деятельности в условиях ФГОС НОО

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Как изменятся подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС

2. Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении).

4. Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока).

5. Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.

6. Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.

7. Введение ученического портфолио.

Изменятся подходы к составлению рабочей программы по учебному предмету в условиях внедрения ФГОС НОО

Разрабатывая рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы:

1. Выбрать программу по учебному предмету и соответствующий ей учебник из рекомендованного перечня.

2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной программе с целями, сформулированными в стандартах образования, примерной программе по учебному курсу учебного плана, а также с целями и задачами основной образовательной программы.

3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в стандарте. Определить результаты деятельности выпускников, не включенные в программу. Выделить результаты, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

4. Сопоставить содержание выбранной программы с содержанием примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу учебного плана, но не включенных в программу. Определить разделы, темы, вопросы программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения, и включить или исключить их из общего содержания.

5.Определить последовательность тем и количество часов.

7.Подобрать необходимую литературу, наглядные пособия, оборудование.

8.Подобрать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых компетенций согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку компетенций; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной реализации ФГОС Изучение нормативной базы ФГОС НОО. Курсовая подготовка педагога. Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику урока. Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика. Владение ПК и Интернет - ресурсами Изменение роли педагога в образовательном процессе. Овладение умением организовать исследовательскую деятельность учащихся .

Какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной реализации ФГОС

Требования к учителю

  • Учитель точно и четко формулирует задания;
  • Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному.
  • Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.
  • Недает новые задания ученикам в готовом виде;
  • Неповторяет задания 2 раза;
  • Некомментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся;
  • Неповторяет того, что сказали учащиеся.

Современный урок стал гибким , разнообразным по целям и задачам , вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств .

Современный урок стал гибким , разнообразным по целям и задачам , вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств .

Отличительные черты современного урока

1 Создание познавательной атмосферы:

  • Части урока логически связаны;
  • Завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь;

2 Применяемые методы:

Система обучения, ориентированная на развитие способов учебной деятельности: на развитие ключевых и предметных

компетентностей, УУД , мотивирующая учебный процесс.

3 Организация деятельности учащихся .

Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности.

4 Взаимодействие учителя с учащимися

5 Контроль адекватный современным требованиям к результатам

6 Целеполагание. Рефлексия.

1 Создание познавательной атмосферы :

- Оптимальный темп урока, формы урока позволяющее экономить время;

-Части урока логически связаны;

-Разумное разнообразие видов учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;

- Завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь;

- Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля.

2 Применяемые методы:

Система обучения, ориентированная на развитие способов учебной деятельности: на развитие ключевых и предметных

компетентностей, УУД , мотивирующая учебный процесс:

-Методики развивающего обучения;

- Проблемно-поисковая деятельность учащихся;

- Самоорганизация, познавательная деятельность обучающихся;

- СОТ , в том числе информационные, проектные;

-Сведения до минимума объяснительно-иллюстрированных, репродуктивных методов,

3 Организация деятельности обучающихся.

-Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:

-Деятельность должна носить развивающий характер в коммуникативной , творческой, познавательной сферах:

- Направленна на развитие УУД;

-Обеспечивать занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями;

-Обеспечение права выбора темпа и уровня сложности выполняемых учебных заданий.

4 Взаимодействие учителя с обучающимися.

-Учебное сотрудничесво, атмосферу комфорта,

-Постановку вопросов побуждающих к диалогу, возможности самореализации и успешности;

-Не должно быть длинных монологов со стороны учителя, учащихся, речь учителя не должна подавлять деятельность учащихся;

-Учитель организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

-Эмоциональную составляющую: похвала, поощрение за умно поставленный вопрос и т.п.

5 Контроль адекватный современным требованиям к результатам :

-Контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности;

-Продуманная система само и в и взаимоконтроля обучающихся (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся);

-Продуманная система и разнообразие форм и методов контроля, применяемых учителем.

6 Целеполагание. Рефлексия.

-Побуждение учащихся на совместную подготовку цели урока как возможности повышения учебной мотивации;

-Отбор содержания методов и форм

организации урока в соответствии с поставленной целью;

по достижению цели

урока самими учащимися.


Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Приемы, используемые нашими учителями:

-Совместная формулировка учебной проблемы.

- Работа по предложенному плану , использование необходимых средств (учебник, простейшие приборы и инструменты).

- Планирование учебной деятельности на уроке.

-Проговаривание последовательности действий на уроке.

-Совместная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке.

-Отличие верно выполненного задания от неверного.

-Высказывание своей версии, попытка предлагать способ её проверки.

-Определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные действия это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: умение слушать и вступать в диалог ; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

Виды работ для формирования :

1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре.

2.Заучивание наизусть стихотворения, прозаического фрагмента.

3. Выразительное чтение и пересказ текста

4. Выстраивание бесед на уроке и в жизни.

Для учителя тоже есть правила:

Познавательные учебные действий общеучебные действия логически е действия постановки и решения проблем.

Познавательные учебные действий

- Самостоятельно формулируем цели .

- Учимся ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре), - Отвечаем на вопросы, используя учебник, компьютерные средства, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Делаем выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары. - Сравниваем и группируем предметы . - Находим закономерности в расположении слов, фигур по значению одного признака. - Называем последовательность простых знакомых действий, нахождение пропущенного действия в знакомой последовательности. - Подробный пересказ сказок, небольших текстов, определение и формулировка их темы.

Личностные учебные действия

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

-участие в проектах;

-подведение итогов урока;

-зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-самооценка события, происшествия.

Требования к современному уроку Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя. Обязательная рефлексия учащихся на уроке. Высокая степень речевой активности учащихся.

Требования к современному уроку

Структурные элементы урока:

  • Мобилизующий этап урока
  • Целеполагание.
  • Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия.

Методические принципы современного инновационного урока Субъективизация. Метопредметность. Деятельностный . Деятельностный . Деятельностный . Деятельностный . Коммуникативность . Рефлексивность. Импровизационность. Методы обучения Активные методы Интерактивные методы

Методические принципы современного инновационного урока

Активные методы

Интерактивные методы

Интерактивные формы обучения Деловые и ролевые игры; Психологические и иные тренинги; Групповая, научная дискуссия, диспут; Дебаты; Кейс-метод; Метод проектов; Мозговой штурм; Портфолио; Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог); Разбор конкретных ситуаций; Метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся); Круглые столы; Презентации на основе современных мультимедийных средств

Интерактивные формы обучения

Так что же для нас современный урок ?

деятельность, противоречие, развитие,

рост , ступенька к знанию, самопознание, самореализация , мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность , уверенность , потребность…

В чем основная задача школы Формирование у каждого ребенка умения- учить себя . Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ

В чем основная задача школы

Формирование у каждого ребенка умения- учить себя .

Человек образованный — тот,

кто знает, где найти то,

чего он не знает.

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен

Урок должен быть пронизан творчеством

и вместе с тем оставаться уроком.


-80%

Читайте также: