В рамках какой научной школы первоначально использовался биографический метод

Обновлено: 05.07.2024

  • Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

Связанные понятия

Биографический метод в социологии (англ. biographical approach, life history) – один из методов качественного исследования в социологии, основанный на парадигмах социологического номинализма и социологического конструктивизма. Представляет собой способы измерения и оценки истории жизни, рассказанных или сообщённых свидетельств о жизни с позиции тех, кто эту жизнь прожил. Состоит из сбора информации, из писем, интервью, дневников, протоколов наблюдений и методов её анализа. Сущность биографического.

Метаанализ (англ. meta-analysis) — понятие научной методологии. Означает объединение результатов нескольких исследований методами статистики для проверки одной или нескольких взаимосвязанных научных гипотез.

Культурно-историческая психология имеет два существенно отличающихся друг от друга направления. Первое — это марксистское направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов, и, в результате массированной и систематической фальсификации и искажения научного наследия этого научного деятеля, зачастую в существенно искаженном виде развиваемое его самопровозглашенными учениками и последователями как в России, так и во всём мире. И второе - созданное на основе.

Источникове́дение — наука об исторических источниках как историко-культурных явлениях. Как особая научная дисциплина источниковедение оформилось в XIX в.

Упоминания в литературе

Из чикагской школы в социологии вышло целое направление биографических исследований: изучение культурной проблематики групп иммигрантов, образа жизни преступников и девиантных групп, генезиса преступлений в истории жизни, проблем урбанизированного общества, особенностей этнической, языковой и культурной дивергенции. Среди использованных в этих исследованиях первичных данных – автобиографии и биографические интервью, письма, акты о попечении и документы государственного контроля, протоколы включенных наблюдений меньшинств и отклоняющихся групп. Если одни биографические данные использовались лишь иллюстративно, то другие методично сравнивались с иными личными документами. Например, К. Шоу в исследовании молодых правонарушителей сравнивает автобиографии с данными о тех же индивидах из других источников. В 30-е годы в американской социологии биографический метод пребывает в упадке, поскольку методологически был девальвирован контраргументами, выработанными в противоположном лагере количественной социологии. Соответственно этой логике все методы оценки и научного вывода, которые не следуют статистическим закономерностям, признаются ненаучными, либо им отводится эксплоративная или иллюстративная задача в рамках количественного исследования. Как утверждает представитель французской школы биографических исследований Д. Берто, причина заката в том, что представители биографического метода чикагского периода защищали его не в полную силу и не противопоставили статистическому расчету никакую качественно-типологическую логику исследования; этот спор окончился почти полным разгромом при столь ярко начавшемся развитии метода в США [Bertaux, 1981, р. 5].

Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.); межгрупповые, межличностные, личностно-групповые взаимоотношения; личностные социально-психологические явления. Для их адекватного понимания юридическая психология использует стандартные исследовательские методы: структурный анализ, структурно-генетический анализ, естественный эксперимент, беседу, изучение гражданских и уголовных дел, биографический метод , обобщение независимых характеристик, изучение отдельного случая.

Биографический метод заключается в выявлении и обобщении биографических данных, что является одной из разновидностей генетического метода исследования. При его использовании в юридической психологии сведения получаются на основании автобиографии лица, подлежащего изучению, и принадлежащих ему документов, переписки, характеристик учебно-воспитательных и лечебных учреждений и т. д.

Связанные понятия (продолжение)

Клиометрика (англ. Cliometrics) — междисциплинарное направление, связанное с применением экономической теории и эконометрических методов и моделей в исследованиях по экономической истории. Расширительно ассоциируется с применением математических методов в исторических исследованиях, то есть отождествляется с квантитативной историей.

Психологи́ческая антрополо́гия — отрасль этнопсихологии; направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения интегративного знания о людях, действующих в условиях различных культур. Также определяется специалистами как интегративная наука о человеке в единстве его общих закономерностей и культурно-исторических особенностей, образованная при взаимодействии психологии.

Социа́льная психоло́гия — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

Интегральная психология — общий подход к психологии, который стремится объединять в себе наработки различных психологических теорий. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада и представляет собой важное направление в рамках неоинтегративных мировоззрений.

Журнал психологии личности и социальной психологии — ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал, издаваемый Американской психологической ассоциацией с 1965 года. Журнал охватывает сферы социальной и психологии личности. Главными редакторами являются Элиот Р. Смит (Университет Индианы, раздел отношений и социального познания), Керри Каваками (Йоркский университет; раздел межличностных отношений и групповых процессов), и М. Линн Купер (Университет Миссури; раздел личностных процессов и индивидуальных.

Впервые классические эксперименты в психологии начали проводить в XIX веке. В этом веке психология становится эмпирической наукой. В 1879 году Вильгельм Вундт создаёт Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете, и с этого момента психологические феномены становятся предметом исследования, отвечающего всем научным требованиям.

Методоло́гия истори́ческой нау́ки (исто́рии) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также.

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Социология литературы – подраздел социологии культуры, изучающий общественное производство литературы и его социальные последствия.

Ге́ндерные иссле́дования — междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений. Толчком к формированию данного направления в современном гуманитарном знании послужило предложение разведения биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом. Изучение пола (англ. sex) является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. gender) — может.

Книгове́дение — комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе.

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.

Структура научных революций (англ. The Structure of Scientific Revolutions) (1962) — книга Томаса Куна, представляющая собой анализ истории науки. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в обиход термины парадигма и смена парадигм.

Нейрофеноменология — нередуктивный холистический подход к исследованиям сознания, интегрирующий методы когнитивной нейронауки (исследования сознания от третьего лица) и методы феноменологии и восточных медитативных практик (исследования сознания от первого лица). Данный подход был предложен чилийским нейробиологом Франсиско Варелой.

Интеллектуальная робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем с использованием наработок искусственного интеллекта.

Пропеде́втика (греч. προπαιδέυω, предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.

en:Media archaeologyМедиа-археология — раздел науки, использующий специфичные методы изучения медиа через призму исторического развития. На точное определение термина существуют различные точки зрения.

Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории масс-медиа т.д.

Академическое исследование эзотеризма (англ. esoteric studies) — область научной деятельности, связанная с изучением эзотеризма с использованием научных методов и в рамках научного подхода.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Медицинская антрополо́гия — интердисциплинарное научное направление, охватывающее исследование проблем здоровья и здоровьесбережения в широком социокультурном и биокультурном контекстах, разнообразные исторические и культурные формы человеческого опыта, касающиеся реакции на угрозу болезни, многочисленные системы врачевания, существовавшие в прошлом и настоящем, и другие вопросы. Общество медицинской антропологии, являющееся секцией Американской ассоциации антропологов, определяет медицинскую антропологию.

Метод индивидуального случая в психологии (англ. case study) — один из методов клинической психологии, в частности, психотерапии, относящийся к классу исследовательских приемов, которые включают в себя описание и анализ конкретных особенностей личности или феномена, сопоставление результатов с нормативными данными.

Фотокритика — область художественного творчества на грани искусства (художественной фотографии) и науки о искусстве (искусствоведение).

Социология кино (англ. Sociology of film) — это отрасль социологической науки, в рамках которой проводятся исследования кинематографа как социального института, рассматриваются этапы создания, распространения и восприятия кинофильмов социумом, а также анализируется потребность общества в кинематографе. Также в фокусе внимания социологии кино оказываются социодемографическая структура аудитории кинозрителей, их жанровые, тематические предпочтения, статистика посещаемости кинотеатров.

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

Литературная теория (с греческого — наблюдение, исследование) — это отрасль литературоведения, которая научно осмысливает и обобщает закономерности, а также особенности развития художественного творчества, разрабатывает и систематизирует литературные понятия. Она может быть разделена на два вида.

Клиодина́мика — междисциплинарная область исследований, сфокусированная на математическом моделировании социально-исторических процессов.

Методологический, философский и социологический семинар выдающегося советского и русского социолога Бориса Андреевича Грушина, существовавший на факультете журналистики МГУ с 1983 по 1989 годы. Участниками семинара были студенты, аспиранты и научные сотрудники факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Биографика — прикладная междисциплинарная наука, интегрально включающая решение проблем, связанных с историографическими, источниковедческими, теоретическими и методическими аспектами изучения и формирования биографий личностей как исторически, политически, педагогически, эпистемологически и социально значимых, так и выполняющих второстепенную, вспомогательную роль в контексте трудов названной принадлежности.

Блумингтонская школа — неофициальное название группы исследователей в области социальных и экономических наук. Блумингтонская школа возникла в 1970-е годы в университете Индианы, город Блумингтон, США. Её основателями являются Элинор Остром, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля за 2009 год, и её муж, известный специалист в области федерализма и изучения политических процессов, Винсент Остром. Организационно Блумингтонская школа базируется в основном в Центре анализа политики и политической.

Научный дискурс (англ. scientific discourse, нем. Wissenschaftlicher Diskurs) — многозначный термин, используемый широко с середины 1970-х году вместе с распространением в западноевропейской и американской науке понятия дискурса.

Иконология (от др.-греч. εικών — картина, и λόγος — учение) — наименование возникшего в 20-е — 30-е годы XX столетия исследовательского направления в истории искусств, являющегося дополнением к иконографии и изучающего символические аспекты какого-либо художественного произведения.

Социология искусства — это отрасль социологии, изучающая проблемы социального функционирования искусства и разнообразные формы взаимодействия искусства и общества. Внутри этой дисциплины существует два основных направления: эмпирическое и теоретическое. Теоретическая социология искусства занимается выявлением форм взаимосвязи искусства и общества, влияние социальных групп и властных институтов на тенденции развития художественного творчества и критерии художественности. Эмпирическая социология искусства.

Биографический метод в социологии (англ. biographical approach, life history) — один из методов качественного исследования в социологии, основанный на парадигмах социологического номинализма и социологического конструктивизма. Представляет собой способы измерения и оценки истории жизни, рассказанных или сообщённых свидетельств о жизни с позиции тех, кто эту жизнь прожил. Состоит из сбора информации, из писем, интервью, дневников, протоколов наблюдений и методов её анализа. Сущность биографического метода заключается в ответе на вопрос, в результате каких механизмов и событий рождается какая-либо конкретная личность, и как в дальнейшем она формирует свою судьбу.

Содержание

История

Биографический метод получил в социологии очень широкое распространение в начале прошлого века. Впервые этот метод был использован двумя исследователями – У. Томасом и Ф. Знанецким. Их исследование было организовано и проведено на основании писем польских эмигрантов. Дополнительные данные были получены из архивов польской эмигрантской газеты.

Ученые посвятили исследование группе польских крестьян, которые эмигрировали из Польши в Северную Америку. Они хотели определить особенности их социальной и культурной адаптации к новым условиям. Эмпирическое исследование сочеталось с теоретическим вкладом ученых в разработку и активное внедрение биографического метода в структуру социологического знания. Ф. Знанецкий пришел к выводу о том, что метод изучения личных документов – это основной метод, который является основополагающим в исследовании адаптации личности, особенно если это личность мигрировавшего человека.

Специфика использования биографического метода в социологии состоит в том, что социолог рассматривает автобиографа в социальном окружении и в социальной среде. Задача социолога состоит в том, чтобы увидеть окружающую социокультурную среду так, как ее мог бы увидеть автор собственной биографии.

Биографический метод позволяет:

  1. выявить отношение индивида к новой социокультурной среде;
  2. определить, каким образом элементы социальной среды влияют на формирование части сознания личности индивида.

В этом контексте следует отметить, что влияние, которое оказывают вещи и люди на сознание, во многом зависит не только от того, что эти люди представляют для других и как выглядят в глазах других людей, но и от того, какое практическое отношение мы проявляем к ним самим. В современных условиях биографический метод наиболее широко используется в социальных исследованиях. Предпочтительно его использовать в ситуациях, когда:

Готовые работы на аналогичную тему

  • исследователь намерен обращаться к пониманию повседневности людей, поскольку в ней те больше всего проявляют самих себя;
  • проблема не сформулирована, имеется лишь туманное и неопределенное представление о том, каким образом эта проблема может быть определена, и как она будет решаться в случае такой необходимости;
  • необходимо детальное и глубокое описание проблемы исследования;
  • необходимо описывать индивидов, которые находятся в своей естественной среде; иногда описание приходится на индивидов в полевых условиях, которые никак не сформулированы и не спрогнозированы;
  • требуется текстовое и очень подробное изложение состояния текущей проблемы, должны привлекаться свидетельства со стороны непосредственных участников этого процесса.

Биографический метод может помочь раскрыть проблему, но для этого требуется очень активная позиция исследователя. Ситуация должна быть раскрыта глазами и словами участников, а роль внешнего эксперта в данном случае второстепенна.

Биографический метод был и остается одним из самых востребованных. Он легко адаптируется под современные условия и требования, позволяя исследователю проникнуть глубоко в суть проблемы, пообщаться с реальными носителями истории и выявить те направления работы, которые ранее не были очевидными. Биографический метод актуален в проведении ряда исследований, которые касаются социальной и культурной идентичности и имеют значение в исторической динамике.

Принципы биографического метода

Биографический метод исследования базируется на нескольких видах данных. Это и официальные документы, и семейные реликвии и артефакты, включая семейный архив, и устные жизнеописания со стороны участников исследования. Также исследователи могут пользоваться результатами опросов интервью, данными наблюдений. Опора на фактический материал необходима для обеспечения валидности и объективности изучения. При биографическом подходе присутствует риск снижения валидности, так как респондент может забыть или субъективно подать информацию, либо перепутать хронологию событий. Вероятна также попытка выставить себя в более выгодном свете при жизнеописании.

У биографического исследования есть свои особенности, которые выражаются в принципах организации и проведения такого исследования:

  • Во-первых, биографическое исследование должно давать взгляд на жизнь индивида в целом.
  • Во-вторых, исследование обязано учитывать взаимосвязи индивидуальной истории одного человека или отдельной группы лиц с историей целого сообщества.
  • В-третьих, биографическое исследование призвано осмысливать и интерпретировать активность индивидов в их повседневной жизни.

Практически ни один метод исследования не делает такой акцент на повседневности, как биографический метод. Человек комфортнее всего чувствует себя в естественной среде обитания, его ничто не ограничивает, он может совершенно спокойно проявлять себя, выбирать, чем ему заняться. Иногда ему даже не нужно заранее готовиться, поскольку он делает все то, чем обычно занимается каждый день. Естественность – один из залогов получения релевантных и честных данных.

Биографический метод исследования бывает нескольких видов. Это устная история, история жизненная и семейная история. Традиционно исследователи также выделяют несколько типов жизненных историй, а именно полные, тематические и отредактированные. Последняя может быть полной или тематической, а может сочетать в себе признаки и свойства обоих типов. В биографическом исследовании анализ информации, её объяснение и интерпретация являются трудной задачей. Стать научным фактом жизнеописание может только в том случае, если ее качественно и профессионально интерпретировать. Сложность в том, что интерпретатор при анализе интервью или должен отойти от стереотипного мышления и адекватно воспринимать материал, который он получает от респондента. В данном случае принципиальным становится точное и корректное донесение всего, что говорит респондент, его размышлений и социального опыта.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД-1) метод понимания духовной жизни гуманитарными науками, предложенный В.Дчлыпеем. В историческом мире, в отличие от природного мира, нас интересует индивидуальный процесс жизни, а биография и особенно автобиография рассматривается Дильтеем как высшая форма понимания жизни. “Документы, на которых основывается преимущественно биография,—это остатки, сохраняющие выражение и действия личносто. Особое место среди них занимают, конечно, письма и свидетельства. Задача биографа состоит в том, чтобы, основываясь на такого рода документах, осмыслить структуру действия, в котором индивид определен своим окружением и реагирует на него” (Dilthey W. Gesammelte Werke, Bd. VII. Stuttg., 1992, S. 246). Автобиография как понимание человеком самого себя, смысла своей жизни трактуется Дильтеем как наиболее полное и совершенное понимание и воплощение историчности духовного мира. Вслед за Дильтеем ранний Хайдеггер также отдавал приоритет биографическому методу в гуманитарном знании; 2) метод социальных наук, прежде всего социологии и социальной психологии, задача которого — понимание субъективной стороны Общественной жизни, выявление типов личности и их интерпретации социальных процессов и явлений. Биографический метод основан на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит выражение личное отношение к пережитым или переживаемым общественным ситуациям. Впервые был использован У. И. Томасом и Ф. Знанецким. В книге “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1919) они проанализировали письма и автобиографии эмигрантов дня того, чтобы выяснить взаимодействие между ценностями и установками личности, механизмы изменения установок в процессе приспособления к новым условиям. Социологические исследования на базе биографического метода широко использовались в 1920—30-х гг. в США (Г, Д. Лассуэлл, Ч. X. Кули, Дж. Г. Мид), а после 2-й мировой войны в Польше, где проводились массовые конкурсы на описание своей жизни (особенно при изучении изменений ориентации личности). Главный недостаток биографического метода состоит в том, что в нем субъективные моменты превращаются в показатели объективных процессов; 3) метод создания коллективных биографий (или просопография), который состоит в выявлении определенного круга лиц, в постановке ряда однотипных вопросов о датах рождения и смерти, о браке и семье, социальном происхождении, месте жительства, образовании, роде деятельности, религии и т. д. Просопографический метод выявляет определенные типы, напр. императоров в исторических исследованиях Рима, персоналии господствующего класса Римской империи первых трех веков н. э. (см. Prosopographia Imperii Romani. В., 1897—98). В наши дни в Кембридже издается “Просопография поздней Римской империи”. В 19 в. метод просопографии стал использоваться при изучении жизни ученых. Просопографический метод в науковедении восходит к исследованиям Ф. Гальтона, А. Декандоля, Ю. А. Филипченко, изучавших проблему наследуемости научного таланта и воздействия на него окружающей среды и генетических факторов. Методами просопографии были изучены типы ученых Философского общества Эдинбурга 1748—68 (Р. Эмерсон), Парижской академии наук в 18 в. (Дж. Макклилен), лауреаты Нобелевской премии (Г. Цукерман). Р. Мертон видел в просопографическом методе способ соединения истории науки, науковедения и социологии науки.

Лит.: Гиндшис Н. Л. Просопопрафия в науковедении.—В кн.: Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994; Galion F. English Men of Science. L., 1874; CandolleA. Histoire des Sciences et des Savants depuis deux Siècles. Geneva, 1873; Руепюп I. Who the Gues Were — Prosopography in the History of Science.— “History of Science”, 1974, vol. 15. ¹ 29.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое "БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД" в других словарях:

Биографический метод — см. Методы литературные. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

биографический метод — БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от лат. biographia жизнеописание) метод исторического подхода к творцам произведений культуры, науки и философии, при котором объектом исследования становятся жизненная и идейная траектория авторов, воплощающаяся в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — в литературоведении истолкование литературы как отражения биографии и особенностей личности писателя (зачинатель Ш. О. Сент Бев). Абсолютизация биографического метода приводит к умалению роли духовно исторической атмосферы, стиля эпохи, традиций… … Большой Энциклопедический словарь

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — в обществоведении используется: для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально исторических данных; для реконструирования жизненного мира отдельных индивидов… … Большой Энциклопедический словарь

биографический метод — I в обществоведении используется: для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально исторических данных; для реконструирования жизненного мира отдельных индивидов … Энциклопедический словарь

биографический метод — (изучения литературы) предполагает анализ литературного произведения в тесной соотнесенности с биографией его создателя. Рубрика: литература и наука Род: методы изучения литературы Персоналии: Ш. Сент Бев. Литературные портреты , Ю. Айхенвальд.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

биографический метод — способы исследования,диагностики,коррекции и проектирования жизненного пути личности.В профессиологии биографический метод включает ретроспективное описание прошедших этапов профессиональной жизни человека,анализ актуальных и предполагаемых в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Биографический метод — Биографические методы в психологии (ново греч. βιογραφία жизнеописание от др. греч. βίος жизнь, γράφω пишу) способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в… … Википедия

Биографический метод — в литературоведении, способ изучения литературы, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества. Б. м. часто связан с отрицанием литературных направлений и культивированием… … Большая советская энциклопедия

Читайте также: