Управление проектами кратко и по существу

Обновлено: 04.07.2024

Существует пять ключевых стадий управления проектами, которые помогут вам оптимизировать очередной проект и дадут вашему коллективу возможность работать по хорошо организованному плану. К их числу относятся инициирование, планирование, исполнение, оценка эффективности и закрытие.

Управление проектами зачастую понимают неправильно. Многие профессионалы рассматривают его как управление сроками проекта, однако это нечто намного большее. К счастью, мы составили простое руководство по пяти стадиям управления проектами.

Почему эти пять стадий так важно знать? Понимание жизненного цикла управления проектами поможет вам реализовать более эффективные внутренние процессы с помощью программного обеспечения для управления проектами.

Давайте начнём с быстрого обзора стадий управления проектами. Вы также можете сразу перейти к разделу o треугольнике проектного управления.

1. Инициирование проекта

На этапе инициирования в модели управления проектами проект обрисовывается широкими мазками. На этой стадии определяются кураторы и заинтересованные стороны проекта, а также запускаются первоначальные исследования. Кроме того, рекомендуется задокументировать проект в письменном виде, чтобы план обмена информацией можно было легко донести до всех участников. Многие коллективы начинают проект с организационного совещания или составления технико-экономического обоснования. Решать, как начать проект, следует с учётом предпочитаемого сотрудниками стиля обмена информацией.

Помимо изложения первоначальной идеи проекта следует также описать выгоды, затраты и факторы риска, связанные с ожидаемыми результатами проекта. Возможно, также потребуется предусмотреть дополнительные показатели в зависимости от того, как в организации принято оценивать успех.

После предварительной оценки проекта создаётся экономическое обоснование или —- для небольших проектов — устав проекта. Эти инструменты помогут подробно описать и представить проект, включив в него такие сведения, как цели, бюджет и сроки проекта. Независимо от того, что вы создаёте (экономическое обоснование или устав проекта), эти инструменты особенно полезны для последующего использования и быстрого определения целей проекта в будущем.

Вот пример того, что должно быть включено в экономическое обоснование или устав проекта.

Название компании: Apollo Enterprises

Название проекта: Руководство по OKR

Менеджер проекта: Кабир Мадан

Цель. Цель данного доклада — ускорить темпы привлечения клиентов, предложив нашей клиентской базе ресурсы мирового класса.

Заинтересованные лица. Даниэла Варгас, Кэт Муни, Рэй Брукс.

Период. С 1 июня по 20 июля 2021 г.

Выгода. Данный отчёт позволит развить новое конкурентное преимущество и создать новую воронку привлечения клиентов, что, в конечном итоге, обеспечит высокую рентабельность инвестиций, учитывая малый бюджет проекта.

Риски. Мы видим больше выгод, нежели рисков, однако возможно привлечение неподходящих потенциальных клиентов, потенциал которых не будет реализован.

2. Планирование проекта

На стадии планирования проекта в рамках управления проектами формулируются чёткие цели с помощью дорожной карты проекта. Существует множество способов планирования целей, однако SMART-цели, CLEAR-цели, а также цели и ключевые результаты (OKR) — это три стратегии планирования проектов, которые помогут вам приступить к работе.

SMART-цели — это аббревиатура, которая расшифровывается как конкретные (Specific), измеримые (Measurable), достижимые (Achievable), реалистичные (Realistic) и ограниченные по времени (Time-bound). Многие коллективы используют этот метод для улучшения обмена информацией между сотрудниками, создания чёткой дорожной карты и формирования отслеживаемых показателей.

Цели CLEAR — это аббревиатура, которая расшифровывается как совместные (Collaborative), ограниченные (Limited), эмоциональные (Emotional), разделяемые (Appreciable) и гибкие (Refinable). Многие команды выбирают этот метод, потому что он более реалистичен для практической реализации и фокусируется на совместной работе.

Методика целей и ключевых результатов (OKR) более существенно отличаются от двух других методов. Она позволяют раскрыть цели на уровне компании, создавая прозрачность во всей организации. Вместо того чтобы начинать с проекта, а затем определять цель, при использовании OKR начинают с цели, а затем создают проекты вокруг неё. Познакомьтесь поближе с управлением целями методом OKR, чтобы определить, подходят ли он вашей организации.

Сравнение SMART-целей, CLEAR-целей и OKR:

Эти три стратегии используют разные подходы, но дают схожие результаты. Вы сами должны определиться с методом, который наиболее точно соответствует целям вашего бизнеса.

В число дополнительных ресурсов, которые можно использовать на стадии планирования проекта, входят графики вех, диаграммы Ганта и анализ управления рисками проекта — всё это поможет заинтересованным лицам усвоить информацию. Эти области могли быть очерчены во время первоначального определения масштабов проекта, однако стадия планирования — идеальное время для подробного рассмотрения задач, целей и рисков.

Вот пример постановки целей с использованием методологии SMART в управлении проектами.

Исходная цель. Повысить темпы привлечения клиентов.

Улучшенная SMART-цель:

Конкретная. Повысить темпы привлечения клиентов путём распространения руководства по ресурсам.

Измеримая. Повысить темпы привлечения клиентов на 15% месяц к месяцу.

Достижимая. По результатам недавнего исследования мы знаем, что наши клиенты заинтересованы в руководстве по ресурсам.

Реалистичная. Собирать контактную информацию клиентов в обмен на наше руководство по ресурсам.

Ограниченная по времени. Ежегодно в январе перевыпускать руководство по ресурсам, чтобы поддерживать темпы привлечения клиентов.

3. Исполнение проекта

На этапе выполнения ваш коллектив сосредоточится на достижении поставленных целей. Отталкиваясь от информации, собранной на первых двух этапах, создаётся и запускается проект в установленные сроки путём совместной работы и взаимодействия.

Начните с назначения задач исполнителям. Если вы уже используете средство управления проектами, можно добавить эти задачи в рабочий процесс проекта, чтобы коллектив мог быстро получить доступ к ресурсам и общаться в одном месте. Программное обеспечение для ведения хронологий и другие инструменты составления схемы проекта помогут сотрудникам наглядно представить каждый этап проекта.

Далее подготовьте методику отслеживания и определения успешности, чтобы все чётко понимали, как будет измеряться успех. Это могут быть конкретные показатели эффективности, которые вы планируете отслеживать, или цели, которых должны быть достигнуты по завершении проекта.

Поскольку сроки и объём работы меняются ежедневно, обязательно обновляйте график проекта по мере необходимости и закрывайте зависимые элементы после их выполнения. Если у вас есть сроки, не терпящие отлагательств, обязательно составьте график работы коллектива по приоритетам. Нелишним будет регулярно сверяться с исполнителями, чтобы убедиться, что проект идёт по плану, а поставленные задачи выполняются.

Графики могут меняться, но в любом случае важно оставаться как можно ближе к первоначальным срокам, чтобы не допустить разрастания объёма работ. Иными словами, не выходите слишком далеко за рамки первоначального объёма проекта.

Взгляните на этот пример плана в виде хронологии, отталкиваясь от которого, вы сможете лучше понять, как организовать структуру разбивки работ.

Хронология проекта: с 1 июня по 20 июля 2021 г.

Группа проекта: Кабир Мадан, Даниэла Варгас, Кэт Муни, Рэй Брукс

1 июня: Кабир создаёт задачи по проекту и назначает их участникам группы.

14 июня: Даниэла собирает данные по ресурсам.

18 июня: Даниэла организует данные и передаёт Рэю на разработку дизайна.

28 июня: Рэй передаёт первый черновой вариант дизайна Кабиру на рассмотрение.

1 июля: Кабир предоставляет отзыв по дизайну.

6 июля: Рэй передаёт окончательный дизайн Кэт для внедрения.

12 июля: Кэт отправляет тестовую страницу Кабиру на рассмотрение.

15 июля: Кабир предоставляет отзыв по тестовой странице.

19 июля: Кэт передаёт окончательную версию страницы группе для тестирования.

20 июля: публикация руководства по ресурсам.

4. Оценка эффективности проекта

Измерение эффективности проекта важно по нескольким причинам. Возможность улучшить проект — одна из главных, но это важно ещё и потому, что сотрудники могут учиться как на успехах, так и на неудачах. Существует множество различных ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые можно использовать для определения и достижения стратегических целей с помощью программного обеспечения для постановки целей. Выбор КПЭ определяется сферой деятельности и типов проекта, над которым вы работаете.

Одним из первых показателей эффективности, которые следует рассмотреть, является исходная цель. Справился ли проект с проблемой, которую вы пытались решить? От исходной цели отвлечься легко, но важно помнить о ней при оценке результатов.

Следующим шагом должно стать изучение других КПЭ, чтобы определить, был ли проект успешным. Некоторые универсальные KPI включают рентабельность инвестиций (ROI), индекс эффективности затрат (CPI), плановую стоимость (PV), фактические затраты (AC) и заработанную стоимость (EV), хотя помимо них существует множество других показателей.

Проинформируйте заинтересованных лиц об успехе проекта, в том числе о том, что было сделано правильно, а что пошло не так. Быть честным и открытым для обратной связи — лучший способ учиться на своих ошибках.

Давайте рассмотрим несколько примеров КПЭ.

Цель проекта: увеличить темпы привлечения новых клиентов на 15% месяц к месяцу

Фактические затраты: 6487 долларов, исходя из учётного времени работы

Заработанная стоимость: 47 300 долларов за счёт увеличения темпов привлечения новых клиентов месяц к месяцу

Рентабельность инвестиций: 40 813 долларов

Индекс соблюдения сроков (отношение заработанной стоимости к плановой): 0,88

Стоимость привлечения клиента (отношение затрат к количеству клиентов): 0,61 доллара на клиента

Темпы привлечения клиентов за месяц: улучшение на 18%

Трафик сайта за месяц: улучшение на 4%

Рентабельность: улучшение на 8%

5. Закрытие проекта

Эта стадия больше всего различается в разных компаниях и коллективах. Одни любят праздновать результаты тяжёлой работы, другие предпочитают сразу же приступать к следующему важному делу. Не существует правильного или неправильного способа завершения проекта, и только от вас зависит, что лучше всего подходит вам и вашим сотрудникам.

По завершении проекта можно провести совещание с заинтересованными в нём сторонами, в ходе которого подробно рассмотреть результаты проекта. Совещания такого типа часто называют аналитическими. Если вы решите созвать его, то можно заранее провести анонимный опрос, чтобы наверняка обсудить на совещании все важные вопросы. Нелишним будет рассмотреть КПЭ, составленные на этапе оценки результатов. Тогда у всех участников появится чёткое понимание того, что получилось, а что пошло не по плану. Это позволит избежать повторения ошибок в будущих проектах.

Также не повредит систематизировать и хранить материалы проекта в общей папке, чтобы у сотрудников был доступ к ним перед закрытием проекта. Такие материалы, как проектные задания, шаблоны, текстовые материалы, файлы дизайна, разработки и т. д., важно держать под рукой, когда придёт время оценить эффективность работы.

Важной возможностью, которую часто упускают на этапе завершения проекта, является продолжение мониторинга эффективности. Есть ли у вашего коллектива привычка завершать старые проекты и забывать о них? Важно постоянно тестировать и изобретать новые способы выполнения проектов, чтобы обеспечивать рост бизнеса.

Название проекта: Руководство по OKR

Дата: 20 августа 2021 г.

Время: 10:00 — 11:00 МСК

Пункты повестки дня:

Краткий обзор проекта (10:00): Кабир расскажет об исходных целях и задачах проекта и ожидавшихся результатах.

Обзор результатов (10:15): Кабир проведёт обзор эффективности проекта с упором на исходную цель по увеличению темпов привлечения клиентов и дополнительных важных КПЭ.

Отзывы заинтересованных лиц (10:30): Кабир, Даниэла, Кэт и Рэй выскажутся о том, что прошло хорошо, а что могло бы быть сделано лучше.

Поручения: Кабир разошлёт заметки с совещания к концу дня 20 августа, а оптимизация графиков должна быть завершена к 3 сентября.

Просьба прийти на совещание подготовленными и рассказать о том, как мы можем улучшить свою работу в будущем.

Преимущества управления проектами

С учётом того, что среднестатистический работник умственного труда переключается между 10 приложениями до 25 раз в день, а большинство коллективов по-прежнему работают удалённо, командная работа ещё никогда не была так распределена. Это делает управление проектами крайне важной частью любой успешной организации. Независимо от того, работаете ли вы в команде из пяти или 500 человек, организация задач и коммуникаций в одном месте может оказаться непростой задачей. Использование этих пяти стадий в управлении проектами поможет вашему коллективу не сбиться с пути и добиться максимальной эффективности.

Помимо понимания жизненного цикла управления проектом, существуют и дополнительные преимущества управления проектами. Правильно подобранные инструменты управления проектами не только позволяют организовать работу и цели в одном месте, но также устраняют путаницу, повышают эффективность и производительность коллектива и синхронизируют обмен информацией. Таким образом, у вас остаётся больше времени для главного — развития успешного бизнеса.

Хорошая отправная точка для совершенствования существующих методов — это постоянное изучение новых инструментов и ресурсов. Такие методы управления проектами, как канбан-доски и спринты Scrum, существуют уже давно, однако есть и новые возможности программного обеспечения, которые помогут вашим сотрудникам выйти на новый уровень эффективности и успешности. Ключ к управлению проектами заключается в том, чтобы никогда не прекращать испытывать новые методы.

Управление неуправляемым

Так с чего же начать? Ведь столько всего нужно изучить! Это просто: начните со своего коллектива. В конце концов, ваша работа заключается в том, чтобы дать возможность сотрудникам выполнять свою работу наилучшим образом.

Процесс управления проектами и инструменты, которые вы внедряете, должны улучшить обмен информацией, повысить производительность с помощью специализированного программного обеспечения, а также обеспечить выполнение работы в отведённые сроки без стресса. Если вы сомневаетесь, просто спросите у своих коллег. Вы будете поражены тем, чего может достичь объединённая общей целью группа людей.

Нужна помощь с поиском инструментов управления работами для конкретного коллектива? Ознакомьтесь с решениями для групп с любой динамикой — от маркетинга до планирования мероприятий — и выберите инновационные возможности для своей организации.

В мире уже давно признано, что управление проектами — особая область менеджмента, применение которой дает ощутимые результаты. Профессионалы в этой области высоко ценятся (в США это третья по средней величине оплаты профессия после юристов и врачей), а сама методология управления проектами стала фактическим стандартом управления на многих тысячах предприятий и применяется в той или иной степени практически во всех крупных корпорациях. В прошлом году приняты стандарты управления проектами ANSI, разработан проект стандартов управления проектами ISO 10006.

В нашей стране не все и не всегда правильно понимают предмет управления проектами, часто путая управление проектами с составлением бизнес-планов. В этой статье мы попытаемся кратко охарактеризовать предмет и сущность управления проектами, основываясь на признанных в мире стандартах этой дисциплины, но с учетом принятых у нас подходов и методов.

Управление проектами дает ощутимые результаты во всех областях приложений, чем и объясняется растущая популярность этой технологии. Для руководителей информационных служб она представляет интерес и как технология, которую полезно внедрить на своих предприятиях, и как средство управления собственными проектами, к которым можно отнести и разработку программного обеспечения, и внедрение тех или иных информационных систем, и прочие изменения, носящие уникальный характер и временные по своей природе.

Сущность управления проектами

Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

Уникальность продуктов или услуг проекта обусловливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта.

В качестве примеров проектов можно привести строительство, разработку любой новой продукции, проведение ремонтных работ, внедрение информационной системы на предприятии, проведение избирательной кампании, съемки кинофильма и многое другое, что отвечает приведенному определению.

Управление проектами — это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить этим требованиям и ожиданиям, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.

Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.

Прежде всего у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Под целями мы будем далее понимать не только конечные результаты проекта, но и выбранные пути достижения этих результатов (например, применяемые в проекте технологии, система управления проектом).

Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов исполнения проекта входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом запланированные цели и качество обычно служат основными ограничениями при рассмотрении и оценке различных вариантов. Конечно, возможно использование и других критериев и ограничений, в частности ресурсных.

Для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути достижения результатов проекта, цели, качество, сроки и стоимость исполнения работ можно, выбирая применяемые технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов на выполнение тех или иных работ. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можно отнести к основным рычагам управления проектами. Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными. К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести, например, контракты, которые позволяют привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектом, организации информационного взаимодействия участников проекта, управления персоналом.

Информация, используемая в управлении проектами, обычно не бывает стопроцентно достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и при планировании проекта, и для грамотного заключения контрактов. Анализу и учету неопределенностей посвящен анализ рисков.

Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Для реализации различных функций управления проектом необходимы действия, которые в дальнейшем именуются процессами управления проектами.

Процессы управления проектами

Управление проектами — интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта — часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы управления проектами опишем его через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи.

Проект состоит из процессов. Процесс — это совокупность действий, приносящая результат. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы:

  • процессы управления проектами — касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее);
  • процессы, ориентированные на продукт — касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.

В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:

  • процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта;
  • процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
  • процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
  • процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
  • процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
  • процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами — результат выполнения одного становится исходной информацией для другого. Эти взаимосвязи проиллюстрированы на рис. 2.

И наконец, имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта. Например, закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (пример: завершение фазы проектирования требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации).

В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.

Повторение инициации на разных фазах проекта помогает контролировать актуальность выполнения проекта. Если необходимость его осуществления отпала, очередная инициация позволяет вовремя это установить и избежать излишних затрат.

Взаимосвязи процессов

Процессы инициации

Инициация включает единственный подпроцесс — авторизацию, то есть решение начать следующую фазу проекта.

Процессы планирования

Планирование имеет большое значение для проекта, поскольку проект содержит то, что ранее не выполнялось. Естественно, что планирование включает сравнительно много процессов. Однако не следует считать, что управление проектами — это в основном планирование. Усилия, прилагаемые для планирования, следует соизмерять с целями проекта и полезностью полученной информации.

Напомним, что следует различать цели проекта и цели продукта проекта, под которым понимается продукция (или услуги), созданная или произведенная в результате исполнения проекта.

  • Цели продукта — это свойства и функции, которыми должна обладать продукция проекта.
  • Цели проекта — это работа, которую нужно выполнить для производства продукта с заданными свойствами.

В ходе исполнения проекта эти процессы многократно повторяются. Изменениям могут подвергнуться цели проекта, его бюджет, ресурсы и т. д. Кроме того, планирование проекта — это не точная наука. Различные команды проекта могут разработать различные планы для одного и того же проекта. А пакеты управления проектами могут составить различные расписания выполнения работ при одних и тех же исходных данных.

Некоторые из процессов планирования имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Так, например, сначала следует определить, из каких работ состоит проект, а уж затем рассчитывать сроки выполнения и стоимость проекта. Эти основные процессы выполняются по нескольку раз на протяжении каждой фазы проекта.

Кроме перечисленных основных процессов планирования имеется ряд вспомогательных процессов, необходимость в использовании которых сильно зависит от природы конкретного проекта:

  • планирование качества — определение того, какие стандарты качества использовать в проекте, и того, как этих стандартов достичь;
  • планирование организации — определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в организации;
  • назначение персонала — назначение человеческих ресурсов на выполнение работ проекта;
  • планирование взаимодействия — определение потоков информации и способов взаимодействия, необходимых для участников проекта;
  • идентификация риска — определение и документирование событий риска, которые могут повлиять на проект;
  • оценка риска — оценка вероятностей наступления событий риска, их характеристик и влияния на проект;
  • разработка реагирования — определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрожающие события;
  • планирование поставок — определение того, что, как и когда должно быть поставлено;
  • подготовка условий — выработка требований к поставкам и определение потенциальных поставщиков.

Взаимосвязи между вспомогательными подпроцессами, как и само их наличие, в большой мере зависят от природы проекта.

Процессы исполнения и контроля

Как и в планировании, процессы исполнения (рис. 4) можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным можно отнести сам процесс исполнения плана проекта.

Среди вспомогательных процессов отметим:

  • учет исполнения — подготовка и распределение необходимой для участников проекта информации с требуемой периодичностью;
  • подтверждение качества — регулярная оценка исполнения проекта с целью подтверждения соответствия принятым стандартам качества;
  • подготовка предложений — сбор рекомендаций, отзывов, предложений, заявок и т. д.;
  • выбор поставщиков — оценка предложений, выбор поставщиков и подрядчиков и заключение контрактов;
  • контроль контрактов — контроль исполнения контрактов поставщиками и подрядчиками;
  • развитие команды проекта — повышение квалификации участников команды проекта.

Процессы анализа

Процессы анализа включают как анализ плана, так и анализ исполнения проекта.

Анализ плана означает определение того, удовлетворяет ли составленный план исполнения проекта предъявляемым к проекту требованиям и ожиданиям участников проекта. Он выражается в оценке показателей плана командой и другими участниками проекта. На стадии планирования результатом анализа плана может быть принятие решения о необходимости изменения начальных условий и составления новой версии плана либо принятие разработанной версии в качестве базового плана проекта, который в дальнейшем служит основой для измерения исполнения. В дальнейшем изложении анализ плана не выделяется в качестве отдельной группы процессов, а включается в группу процессов планирования, делая эту группу процессов по своей природе итеративной. Таким образом, под процессами анализа в дальнейшем понимаются процессы анализа исполнения.

Процессы анализа исполнения предназначены для оценки состояния и прогноза успешности исполнения проекта согласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования. В силу уникальности проектов эти критерии не являются универсальными, но для большинства проектов в число основных ограничений и критериев успеха входят цели, сроки, качество и стоимость работ проекта. При отрицательном прогнозе принимается решение о необходимости корректирующих воздействий, выбор которых осуществляется в процессах управления изменениями.

Процессы анализа также можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным относятся те процессы анализа, которые непосредственно связаны с целями проекта и показателями, характеризующими успешность исполнения проекта:

  • анализ сроков — определение соответствия фактических и прогнозных сроков исполнения операций проекта директивным или запланированным;
  • анализ стоимости — определение соответствия фактической и прогнозной стоимости операций и фаз проекта директивным или запланированным;
  • анализ качества — мониторинг результатов с целью их проверки на соответствие принятым стандартам качества и определения путей устранения причин нежелательных результатов исполнения качества проекта;
  • подтверждение целей — процесс формальной приемки результатов проекта его участниками (инвесторами, потребителями и т. д.).

Вспомогательные процессы анализа связаны с анализом факторов, влияющих на цели и критерии успеха проекта. Эти процессы включают:

  • оценку исполнения — анализ результатов работы и распределение проектной информации с целью снабжения участников проекта данными о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта;
  • анализ ресурсов — определение соответствия фактической и прогнозной загрузки и производительности ресурсов запланированным, а также анализ соответствия фактического расхода материалов плановым значениям.

В число процессов анализа не включены анализ взаимодействия с целью оптимизации процедур обработки информации, анализ исполнения контрактов с целью своевременного внесения изменений и предотвращения споров и ряд других процессов, которые не носят регулярного характера (как анализ взаимодействия) либо составляют часть включенных процессов (как анализ контрактов).

В результате анализа либо принимается решение о продолжении исполнения проекта по намеченному ранее плану, либо определяется необходимость применения корректирующих воздействий.

Процессы управления

К основным процессам управления, встречающимся практически в каждом проекте, относятся:

  • общее управление изменениями — определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению корректирующих воздействий и координация изменений по всему проекту;
  • управление ресурсами — внесение изменений в состав и назначения ресурсов на работы проекта;
  • управление целями — корректировка целей проекта по результатам процессов анализа;
  • управление качеством — разработка мероприятий по устранению причин неудовлетворительного исполнения.

Среди вспомогательных процессов управления отметим:

  • управление рисками — реагирование на события и изменение рисков в процессе исполнения проекта;
  • управление контрактами — координация работы (суб)подрядчиков, корректировка контрактов, разрешение конфликтов.

Процессы завершения

  • закрытие контрактов — завершение и закрытие контрактов, включая разрешение всех возникших споров;
  • административное завершение — подготовка, сбор и распределение информации, необходимой для формального завершения проекта.

Методы и технологии реализации перечисленных процессов, их интеграция составляют сущность управления проектами. Обратите внимание, что все перечисленные процессы приложимы к проектам любой природы — и к строительным, и к информационным, и к любым другим. Однако имеются и существенные отличия в управлении проектами различных типов. Следует также отметить, что успешное внедрение системы управления проектами связано с определенной организационной перестройкой и с внедрением специализированных программных средств. Перечисленные вопросы, а также специализированные методы решения отдельных задач управления проектами, технология, опыт и проблемы внедрения будут раскрыты в последующих публикациях.

Литература

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. Project Management Institute Standards Committee, 1996.
2. Либерзон В. И. Основы управления проектами. М., 1997.
3. Эдвард Ферн. Управление проектами Time-to-Profit. М.: Технологии управления Спайдер, 1999.

Всё началось с идеи: ваша команда создаст нечто потрясающее. Может, вы разработаете новое феноменальное приложение, добавите функцию, которую пользователи давно ждали, или напишите книгу, о которой раздумываете годами. Может, вы запустите человека на Марс, посадите ракету на корабль или изобретёте новый вид автомобилей.

Возможно. Но для начала вам нужен план.

Планы прокладывают вам путь, перечисляют всё необходимое, чтобы добиться цели, и позволяют расставить приоритеты. Именно планы обеспечат вам наличие топлива в ракете, команды для запуска и самой ракеты, ведь её нужно как-то построить. Благодаря им управление проектами осуществимо.

Строить планы можно по-разному, нет единой схемы того, как выбиться из грязи в князи. Тем не менее, существуют несколько популярных стратегий управления проектами, десятки приложений для управления проектами, а также целая экосистема инструментов для сбора обратной связи, установки дедлайнов, отслеживания времени и, собственно, управления проектами. Вы готовы запустить свою ракету, но для начала давайте вернёмся к истокам.

Итак, основы управления проектами.

Из этой книги вы узнаете всё необходимое об управлении проектами. Здесь вы найдёте подробное описание самых популярных стратегий управления проектами, советы от команд со всего мира о том, как это делать, а также обзор лучших инструментов, которые позволят вашим проектами протекать гладко. Это всё, что вам нужно, чтобы спланировать запуск ракеты и убедиться, что она приземлится в нужном месте.

Кому пригодится это руководство?

Проекты бывают самые разные. Собираетесь изобрести что-то новое со своей командой? Это проект. Ремонтируете кухню? Тоже.

Также здесь вы найдёте обзоры лучших инструментов для управления проектами и приложений, которыми разные команды пользуются в работе. Они дополнены рекомендациями экспертов о том, как руководить проектами, выбирать ПО и пользоваться приложениями для управления проектами в личных целях. Эта информация окажется полезной любому, кто управляет проектами и хочет найти способ придерживаться графика или только начинает.

Вы можете скачать копию электронной книги в нужном вам формате, а также памятку в формате PDF, которая поможет подобрать лучшее приложение для управления проектами исходя из ваших потребностей.

Введение в управление проектами

Управление проектами — довольно скучная тема, которая непременно сопровождается загадочными терминами и сокращениями. Может, лучше просто работать, а не тратить время на придумывание новых способов микроуправления этой самой работой?

Тем не менее, управление проектами необходимо, чтобы преуспеть. Вы и так им занимаетесь, даже если предпочитаете сразу приступить к делу вместо того, чтобы сначала сесть и расписать план работы.

Итак, вы уже поняли. Идея, которую хотелось бы воплотить в жизнь, — это ваш проект. Вы решаете, в каком порядке выполнять задачи и кто будет за них отвечать, — это ваша система управления проектами. Вы составляете список всех этих задач и назначаете им сроки в той или иной программе — это ваше приложение для управления проектами.

Но всё не так просто. Вероятно, вашему проекту понадобится более стабильная структура, способы справляться с выполнением задач и сроками, а также проверять качество работы. Именно для этого используются самые распространённые системы управления проектами. Они создавались десятки лет разными компаниями и правительствами, и их эффективность доказана. А если эти системы чем-то вам не подходят, их всегда можно откорректировать под нужды вашего проекта.

Система для управления проектами

В первую очередь из этой книги вы узнаете о лучших традиционных системах управления проектами и принципах их работы. Затем, из третьей главы, вы узнаете о ключевых навыках менеджера проектов и почитаете советы о том, как преобразовать системы управления проектами так, чтобы они подходили вашей команде.

Приложения для управления проектами

После этого речь пойдёт о приложениях, которые помогут претворить проектный план в жизнь. В четвёртой главе мы рассмотрим канбан-доски с заводов Toyota, расскажем, как ими пользоваться для работы над собственными проектами, и перечислим лучшие приложения для создания канбан-досок. А если модели Kanban будет недостаточно, в следующей главе вы сможете почитать о 50 лучших приложениях для управления проектами и их самых полезных функциях. Там вы также найдёте бесплатную памятку для скачивания, которая позволит сравнить разные приложения и найти самое подходящее.

Выбрать одно идеальное приложение из пятидесяти — непростая задача. Именно поэтому в шестой главе вы научитесь выбирать ПО для управления проектами, а в седьмой прочитаете об инструментах, которыми пользуются реальные компании. Благодаря рекомендациям реальных менеджеров и их советам о том, что эффективно, а что — нет, вы сможете с большей уверенностью подбирать инструменты для своей команды или настроить существующее ПО под нужды своего проекта.

На этом этапе ваши проекты уже загружены в приложение для управления проектами и довольно гудят на пути к завершению. Но дела ещё остались. Вам по-прежнему нужен способ проверять качество и последовательность выполнения задач, которые не должны страдать, что бы ни происходило.

Для этого вам и пригодится восьмая глава. Из неё вы узнаете о стандартных операционных процедурах и принципах их работы, о том, почему чек-листы и подробные инструкции так важны, а также о том, как использовать их в работе. В итоге у вас появится ещё одно ценное приобретение, которое позволит вашему проекту добиться успеха.

Ну, а в девятой главе вы найдёте бонусный урок о том, как справляться с личными задачами при помощи приложения для управления проектами. В конце концов, вы сможете работать эффективнее, если не будете переживать о незавершённых делах дома. Использование одних и тех же инструментов для выполнения всех задач и применение рабочих процессов в личных вопросах может стать идеальным решением.

Информации много, но в результате вы узнаете всё необходимое, чтобы претворить проект в жизнь, преобразовав вашу идею в организованный рабочий процесс.

Настало время запустить ракету, о которой вы мечтали. Приступим.

Основы управления проектами: Подробное руководство по Agile, Kanban, Scrum и многому другому

Человечество уже продемонстрировало свой талант к управлению проектами на множестве впечатляющих примеров. Такие амбициозные начинания, как строительство пирамид и высадка на Луну потребовали слаженной работы тысяч человек. Можно догадаться, что управление этими проектами было весьма непростым делом.

И пускай большинству из нас не доведётся работать над задачами такого масштаба, в повседневной жизни нам зачастую приходится так или иначе управлять проектами. По оценке Института управления проектами, к 2020 году на международном рынке работы появится более 15 миллионов новых вакансий на должность менеджера по проектам. Кроме того, почти всем нам приходится работать над собственными небольшими проектами в обычной жизни.

Управление проектами — это, по сути, организация и стратегическое выполнение всего, что нужно сделать, чтобы вовремя и в рамках бюджета добиться конечной цели. Какой бы ни была ваша цель, будь то разработка нового ПО, проведение рекламной кампании или высадка человека на Марс, добиться её вам поможет управление проектами.

Все проекты разные. Не существует единой системы управления, которая подошла бы всем проектам без исключения, и, возможно, вам не удастся найти систему, которая окажется идеальной именно для вас. Тем не менее, благодаря накопленному опыту теперь у нас есть несколько эффективных методов управления проектами, которые помогут вам организовать работу.

  • Традиционное управление проектами
  • Agile
  • Scrum
  • Lean
  • Kanban
  • Six Sigma
  • PRINCE2

Зачем нужно управление проектами?


В 1961 году Джон Кеннеди, президент США, загорелся идеей осуществить высадку человека на Луну и вернуть его в целости и сохранности на Землю в течение ближайших десяти лет, хотя на тот момент НАСА лишь раз отправляло человека в космос на 15 минут. Такой сложный проект требовал огромного количества ресурсов, командной работы, инноваций и планирования. Если бы все задачи выполнялись вразброс, конечной цели ни за что бы не удалось достичь.


Согласно доктору Мюллеру, у него ушло немало времени, чтобы убедить других в состоятельности своей идеи и необходимости её воплощения, поскольку именно так можно было обеспечить надлежащее взаимодействие в рамках этой сложной программы и качественную работу всех интерфейсов.

Система управления проектами, разработанная Мюллером, имела оглушительный успех. НАСА высадила первых людей на Луну и вернула их на Землю живыми и здоровыми даже раньше, чем через десять лет, как того хотел Кеннеди. Это стало возможным исключительно благодаря разбивке масштабного проекта на несколько этапов, которыми было легче управлять и которые можно было повторять из раза в раз, что и обеспечило успех программы в условиях взаимодействия огромного количества людей и компаний. Именно система управления проектами и командная работа позволили человечеству претворить в жизнь свою самую дерзкую мечту.

Краткая история управления проектами

Управление проектами началось не с доктора Мюллера из НАСА, ведь египетские пирамиды и Великая китайская стена — это тоже результаты управления проектами прошедших тысячелетий. Ранние методы управления проектами почти не зафиксированы на бумаге, а современные методы основаны на идеях прошлого века.

Самый очевидный способ управления проектом — это разбивка на этапы или задачи. Например, рассмотрим процесс готовки: покупаешь продукты, совмещаешь их в нужном порядке по рецепту, готовишь, а потом подаёшь на стол готовое блюдо. В рамках простейшего метода управления проектами можно составить простой список этапов и вычёркивать их по мере выполнения.

Допустим, вы хотите приготовить несколько блюд, например, салат (здесь всего три этапа готовки, поскольку его не нужно печь или варить) и десерт (он покупной, поэтому уложится в один этап). Нужно будет подать каждое блюдо в нужное время и убедиться, что всё сделано должным образом. В этом случае понадобится более сложная система управления проектами, в которую заложено время на каждую задачу и сроки, в которые они должны быть выполнены.

Тут в игру вступает один из первых современных инструментов управления проектами, диаграмма Ганта.


Традиционное управление проектами во многом похоже на такой проект ужина, только задач больше, дедлайны строже, а все ресурсы тщательно распланированы. В случае проекта, который нужно завершить в ограниченные сроки, диаграмма Ганта поможет решить, когда приниматься за задачи. Если в проекте ограничены ресурсы (например, проект ужина, который подразумевает готовку двух разных блюд в духовке на разной температуре), можно воспользоваться диаграммой цепочки событий — она напоминает диаграмму Ганта, но делает упор на ресурсы, а не на время.

Проект может требовать большей или меньшей структурированности, чем предполагает традиционное управление проектами. При публикации статей в блоге строгие дедлайны могут быть не так важны, как процесс, который включает в себя планирование отдельных статей, написание черновика, внесение правок, дописывание статьи, вычитку и публикацию. Здесь придётся управлять не временем или ресурсами, а процессом, применяя к каждой задаче один и тот же чек-лист или схему работы.

Именно для таких проектов был разработан Agile и его ответвления (Lean, Kanban и другие), поскольку такие системы управления позволяют организовать процесс последовательной работы. Некоторые проекты подразумевают большее количество дат и более внимательное распределение ресурсов, ввиду чего были разработаны более продвинутые методы, такие как Six Sigma и Scrum.

Методы управления проектами

В последние годы набирает популярность проектный менеджмент. По сути, это проектный подход к достижению целей. В рамках этого подхода компании разной величины, работающие в разных сферах бизнеса, создают проектные команды для решения тех или иных задач (выполнения проектов). Для координации действий сотрудников, работающих над этими задачами, используют разные методы управления проектами. В статье упоминаем самые популярные из них, а также рассказываем об их особенностях.

Понятие методов управления проектами


Чтобы уяснить, что представляет собой термин, надо знать его определение и определения других близких понятий, которые к тому же часто путают:

  • метод — это набор принципов и приёмов для осуществления какой-то деятельности, то есть это техника или способ выполнения какой-то работы;
  • методика — это алгоритм использования разных методов для достижения своей цели, её ещё называют фреймворком;
  • методология — это совокупность методов, которые применяются для решения конкретных задач, её ещё называют моделью.

Существует много методов проектного управления, но на практике ни один из них не позволяет решать глобальные цели компании (лишь задачи), поэтому руководитель должен знать хотя бы основные, чтобы уметь выбирать из них подходящие для разных ситуаций.

Краткая история проектного управления

Проектное управление использовалось ещё во времена строительства египетских пирамид, хотя данные о применяемых тогда способах или системах управления не сохранились. Поэтому принято считать, что зародился проектный менеджмент в 50-е гг. ХХ века в США, когда там разработали методики сетевого планирования в рамках работы над Polaris Missile Project. Проект предполагал создание одноимённых баллистических ракет для атомных подводных лодок, причём сначала надо было провести научные исследования, а потом уже наладить производство.

В общем, было задействовано больше 3800 подрядчиков, но они управились с задачами даже раньше срока. Опыт управления ими и координации их работы впоследствии взяли за основу большие корпорации, чтобы сохранять конкурентоспособность в условиях изменчивого рынка. Так стал развиваться проектный менеджмент. Методики сетевого планирования, использованные в проекте Polaris Missile Project, стали базой для разработки методов проектного управления.

Сегодня существуют также системы управления проектами, которые используют разные компании, чтобы ускорять, контролировать и координировать работу нескольких специалистов по достижению целей.

Базовые термины проектного управления

  • Agile. Это гибкий подход к управлению проектами. Он позволяет минимизировать риски в работе, например, когда задачи выполняются поэтапно одна за другой (каскадная модель) и вдруг заказчик решает изменить требования, из-за чего приходится всё переделывать и начинать сначала. Исключить такие ситуации позволяют Agile-методы за счёт своей гибкости.
  • Критический путь — ряд задач, выполнять которые нужно в чёткой последовательности и за определённое время. Метод критического пути — это инструмент планирования в управлении проектами. С его помощью можно выявлять критические и некритические задачи, чтобы укладываться в сроки.
  • Временной резерв — время, на которое работа по плану может быть задержана.
  • Событийная цепочка процессов — диаграммы, которые применяют для моделирования и реорганизации бизнес-процессов. Под диаграммами понимается комбинация событий и функций. Для каждой функции могут выбираться участники.
  • Менеджер проекта — тот, кто планирует, контролирует работы по проекту и отвечает за него.
  • Ресурсы — то, что необходимо для реализации задач (оборудование, специалисты, время и т. д.).
  • Содержание проекта — работы, которые нужно выполнить.
  • Веха — ключевой момент, переход на новую стадию реализации проекта.
  • Спринт — это временной отрезок в Scrum, за который создаётся продукт или его часть.

Популярные подходы и методы управления проектами

Прежде всего следует описать вышеупомянутую каскадную модель, поскольку это наиболее простой способ управления. Работы по продукту разбиваются на этапы, а те выполняются последовательно.

  • идея и её обсуждение;
  • инициация — анализ требований и обсуждение способов реализации, сроков, бюджета;
  • проектирование, если планируется разработка продуктов, ПО, сайтов;
  • непосредственно разработка (в IT-проектах);
  • тестирование;
  • передача продукта заказчику.

Каскадная модель — это базовый подход, но сегодня он используется не так часто и преимущественно в строительстве и разработке инженерных систем, поскольку не даёт возможности изменять требования к проекту (если они изменятся, надо всё начинать сначала). Другое дело — Agile.

Agile

Это методология управления проектами, которая позволяет разбивать проект на инкременты (подпроекты) и работать над ними. Если нужно, можно вносить изменения, чтобы сделать продукт, отвечающий требованиям заказчика.

Agile широко используется при разработке инновационных продуктов, поскольку позволяет подстраиваться под изменяющиеся требования. На его основе был разработан ряд гибких методов, фреймворков, в том числе Scrum.

Scrum

Это методика управления проектами, помогающая организовать совместную работу. Чаще всего используется при разработке IT-продуктов, хотя её можно адаптировать под любые условия. Она, так же как и Agile, подразумевает деление проекта на части и определение самых важных частей, по которым в первую очередь будут проводиться работы. В ней есть спринты — временные отрезки на выполнение работ. Перед каждым из них можно ещё раз обсудить требования и, если нужно, внести изменения. Также есть ежедневные обсуждения задач членами команды.

Это метод управления проектами и философская концепция для экономии ресурсов и получения наилучшего результата. Также предполагает деление проекта на подпроекты, но является более гибким, чем Scrum и используется там, где важно качественно реализовать все этапы задуманного. Это достигается ещё и за счёт того, что в этом методе нет чётких временных отрезков, что позволяет более скрупулёзно проработать все задачи.

Kanban

Это метод, предполагающий деление работы на этапы, которые изображаются в виде столбцов. Задачи прописываются на карточках, а те — перемещаются по этапам. При этом ограничений по времени нет, важно просто завершить процесс. Если надо, количество задач можно менять, выполняя их по принципу приоритетности.

Kanban — один из основных методов управления проектами, которые широко используются в разных компаниях. Но у него есть существенный недостаток — отсутствие жёстких дедлайнов, из-за чего он может не подойти некоторым командам.

Six Sigma

  • предсказуемость процессов;
  • возможность описать бизнес-процессы, проанализировать, улучшить;
  • наличие двух подходов в работе, в зависимости от того, создаёте вы или улучшаете продукт.

К слову, у Six Sigma есть ряд инструментов (регрессионный анализ, кривая Парето и т. д.).

PRINCE2

Это методика управления проектами, которая широко используется во многих странах. И всё благодаря тщательному планированию, грамотной организации работы на каждом из этапов проекта и своевременному устранению недоработок.

  • наличие уровней управления;
  • возможность последовательно выстроить работу;
  • возможность распределить ответственность.

Основной недостаток — отсутствие инструментов для проектной работы.

Другие методы

Чаще всего используются:

  • BF — методология, ориентированная на получение выгод от реализации проекта и увеличение прибыли.
  • XP — экстремальное программирование. Суть методологии заключается в том, чтобы начать работу, а потом уже выбрать направление, миссию. Применима только к программированию.
  • PBPM. Процессно-ориентированный подход. Также предполагает разделение работы на этапы с дедлайнами и исполнителями.

Как выбрать метод управления проектами

Следует отметить, что универсальной методологии не существует, её надо выбирать индивидуально под каждый проект. При выборе ориентируйтесь на цели, масштаб проекта, сложность, сроки выполнения, поскольку одни методологии позволяют ускорить работу, в то время как другие — сделать её более основательной, исключить риск возникновения неполадок, брака.

Также может иметь значение индустрия, ведь есть методологии, которые применимы только в программировании. Ещё один момент — профессионализм команды и её дисциплинированность.

Выводы

Есть разные методы, методологии и методики управления проектами, у каждой из которых свои задачи и возможности. Хорошо, если руководитель будет разбираться хотя бы в основных методах, чтобы выбрать оптимальный для того или иного проекта. Это может быть методология Agile и её фреймворк Scrum (последний незаменим там, где нужны быстрые результаты), Lean (позволяет выдерживать стабильно высокое качество и экономить ресурсы), Kanban (применяется, если не так важны дедлайны) и др.

Читайте также: