Управление инновационной деятельностью в доу как средство повышения качества образования

Обновлено: 04.07.2024

Проект долгосрочный, рассчитан на 3 года и имеет результаты.

Обоснование разработки

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Актуальность темы.

В последние годы происходят существенные изменения в системе

дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет:

Ø приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 об

утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования;

В современном мире ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Анализ ситуации.

SWOT-анализ по введению инноваций

Сильные стороны

микроклимат в коллективе;

- педагогические кадры, владеющие

технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду;

- удовлетворённость родителей работой ДОУ;

-связи с организациями социума;

- имеется опыт разработки основной

общеобразовательной программы дошкольного образования;

- соответствие учреждения требованиям

СанПиН и правилам безопасности.

Слабые стороны

-малоактивная позиция родителей

в образовательном процессе,

связанная с дефицитом времени.

- отсутствие мотивации педагогов на повышение личной активности в процессе инновационного развития образовательной деятельности и ОО в целом.

Возможности

- увеличение уровня доходов

- повышение конкурентоспособности и

результативности ДОУ, обусловленное

улучшением качества образовательного

- поиск педагогических идей по обновлению

компетенции, необходимой для создания

условий развития детей в соответствии с современными вызовами педагогическому сообществу.

Угрозы (риски)

- сопротивления некоторых педагогов нововведениям;

- личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата.

- увеличение временных затрат на

Самообразовательную деятельность педагогов;

педагогов могут превышать

-широкий спектр деятельности

для педагогов может снизить

качество предъявляемых образовательных услуг.

Цели и задачи.

Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий.

ü Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ;

ü осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.

Новизна проекта заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ.

Гипотеза проекта.

Гипотеза проекта: Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешно при реализации следующих условий:

ü Организована работа по повышению профессиональной квалификации педагогов;

ü создан мониторинг образовательного процесса;

ü ведется планомерная работа по укреплению материально-технической базы.

Принципы реализации проекта: гуманизм, демократизация, научность, системный подход, перспективность, ритмичность, реальность поставленных целей.

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители).

Ожидаемые результаты

  • Повышение качества образовательного процесса и научно-методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в городском, республиканском и российском масштабе.
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.

Ресурсное обеспечение

· разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;

· договора о сотрудничестве с соц.партнерами

· функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;

· разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

· внедрение системы методических мероприятий по ходу реализации проекта;

· Обеспечение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию инноваций в работе с детьми.

· Критерии результативности реализации проекта

· Отчетные материалы методических мероприятий

· Методическое обеспечение образовательного процесса

· создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

· привлечение необходимых специалистов извне;

· создание творческих групп;

· участие педагогов в профессиональных конкурсах

· договор на ППК № от 17.11.2017

· участие педагогов ДОУ в вебинарах

· приказ № 79-А от 05.08.2017

· дипломы победителей, сертификаты участников

· формирование банка данных по реализации проекта;

· организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

· данные по реализации проекта

· открытые мероприятия на город,

район, для родительской общественности

· приобретение интерактивных и дидактических средств обучения;

· оснащение ДОУ оргтехническими средствами: ноутбуками;

· наличие технических и дидактических средств обучения

· наличие оргтехники и плана их пополнения

· смета расходов ДОУ;

· спонсорская и благотворительная помощь;

Этапы и сроки реализации проекта

I ЭТАП: выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

Срок: в течение 2016-2017 учебного года

II ЭТАП: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

Срок: в течение 2017-2018 учебного года

III ЭТАП: разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на городском и российском уровнях.

На данный момент реализуется 2 этап проекта.

Практическая деятельность.

Направления реализации проекта:

1. Инновации в управленческой деятельности

2. Инновации в работе с педагогическими кадрами

3. Инновации в содержании образования

4. Укрепление материально – технической базы

1. Направление - Инновации в управленческой деятельности предполагает программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг. Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Инновационный менеджмент в ходе реализации проекта предполагает разработку программы и планов инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки инновационного проекта и его внедрением; финансовое, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение инновационных процессов; управление персоналом, осуществляющим инновации; создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем; формирование структуры управления ДОУ (Модель системы управления детского сада); создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ.

2. Направление - Инновации в работе с педагогическими кадрами

Целевая группа: педагоги ДОУ

В ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Инновационные формы работы с педагогическими кадрами:

Ответственные: члены творческой группы, срок реализации: постоянно

- Система повышения квалификации педагогов.

Современное дошкольное образование не может обойтись без профессионального менеджмента и новых технологий развития персонала. Одно из таких направлений — коучинг. В деятельности ДОУ данная идея используется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций наставников. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То есть, сессия не предполагает только решение проблемы, выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даёт очень привлекательные результаты: в реальном времени разрабатываются действенные педагогические стратегии, придумываются новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания. Преимуществом коучинг-сессий является гибкость этой организационной формы.

Ответственные: Заместитель заведующего по ВМР и специалисты, Срок реализации: в течение учебного года

- Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя. В рамках проекта в 2017 году проведены мастер-классы для педагогов города:

Ответственные: члены творческой группы, срок реализации: в соответствии с годовым планом МКДОУ и по результатам контроля ОД

В ДОУ активно используются следующие самореализационные формы повышения профессиональной квалификации:

Ответственные: педагоги. Срок: в соответствии с положением конкурсов

- участие педагогов в ГМО. Данное направление реализации педагогических талантов и опыта ещё только начинаем осваивать.

Педагоги дошкольного учреждения активно пользуются приложением instagram , где имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.

Ответственные: педагоги. Срок: в течение реализации проекта

3. Направление - Инновации в содержании образования

Целевая группа: воспитанники ДОУ

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Педагогами ДОУ активно проводятся в образовательной деятельности техники:

¾ творческого решения изобретательных задач (ТРИЗ) – автор Г.С.Адьтшуллер;

¾ развития творческого воображения (РТВ) - автор Л.С. Выготский и последователи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, а в дальнейшем Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, Б.П.Никитин

¾ Развивающие игры с палочками Кюизенера

Совместное участие в конкурсах, совместное творчество. Дети участвуют в конкурсах вместе с родителями. Творческие конкурсы уровня образовательной организации, муниципального и городского уровня.

на городском уровне:

4. Направление - Укрепление материально-технической базы

ФГОС определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. В детском саду создана прекрасная предметно-развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

В течение 2017 года обновилась и материально-техническая база учреждения. Сделан косметический ремонт; проведены мероприятия по созданию доступной среды в ДОУ. Детский сад стал ещё более уютным, появилась новая удобная и красивая мебель, оргтехника, игровой и развивающий материал.

Контроль

Составлен план контроля порядка выполнения проекта.

По итогам каждого этапа реализации составляется справка.

Результаты

По итогам реализации 1этапа проекта, задача которого:

- выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации


Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [1, с. 2], в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников [5, с. 5]. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о наличии противоречий между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.

Главной целью деятельности ДОУ стало создание модели инновационного художественно-эстетического образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования. Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Создание современного социокультурного пространства в ДОУ, способствующего развитию художественно-творческой личности ребёнка;

2. Обновление содержания образования художественно-эстетического воспитания дошкольников через внедрение компилятивных и авторских программ, современных образовательных технологий и творческих проектов;

3. Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.

4. Создание необходимых условий для инновационной творческой деятельности педагогов-практиков.

5. Внедрение современных моделей и механизмов управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.

6. Повышение компетентности родительского сообщества по реализации приоритета деятельности дошкольного учреждения.

Общая направленность управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе. В основе управленческого опыта лежат такие понятия, как: инновационная управленческая деятельность, инновационная методическая работа в ДОУ и т. д. [8, с. 5].

Теоретической и методологической основой представленной работы явились фундаментальные разработки общественных и зарубежных учёных, посвящённые теории управления (К. Я. Вазина, В. П. Беспалько, М. Мескон, Ф. Хелоури); управление современным дошкольным образовательным учреждением (Т. П. Колодяжной, А. А. Майер, А. Д. Шатова, С. А. Езоповой). Построение управленческого опыта основано на принципах: научность, аналитическая деятельность, демократизация, гуманизм, системный подход, перспективность, реалистичность поставленных целей, динамичность и принципе главного звена [4, с. 38].

Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной. С. В. Савинова, которые показали, что информационное обеспечение управления ДОУ является необходимым условием обновления дошкольного учреждения; Е. В. Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя ДОУ, на которые необходимо опираться заведующему при внедрении инноваций.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества.

В целях реализации задач художественно-эстетического направления развития детей, согласно ФГОС дошкольного образования, в учреждении разработана модель управления инновационными процессами, в которую включены:

1. Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, компилятивных программ дополнительного образования.

2. Обновление методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.

3. Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий благоприятных для осуществления инноваций.

Эти условия структурированы в следующие основные группы:

- нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ.

- перспективно-ориентирующая, котораяслужит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования).

- деятельностно-стимулирующая — отражает специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.

- информационно-коммуникативная группа представляют собой использование ИКТ-технологий, которые помогают педагогам качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс [7, с. 102].

Одним из критериев эффективности реализации инновационных процессов в дошкольном учреждении является организация содержательного сотрудничествасобразовательными и социокультурными учреждениями города.

Инновационная деятельность педагогов становится продуктивнее, при условии информированности об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике [3, с. 239]. В качестве мероприятий по реализации художественно-эстетического направления деятельности дошкольного учреждения спроектирована система методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности.

Психологическое сопровождение инновационной деятельности дошкольного учреждение осуществляется педагогом-психологом в форме:

- диагностики творческого развития педагогов,

- семинаров-практикумов и других.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов, участвующих в инновационном процессе, снятия психоэмоционального напряжения в ДОУ необходим кабинет психологической разгрузки, который оборудован многофункциональным материалом, позволяющим проводить сеансы релаксации, тренинги для сотрудников.

В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении возникла необходимость в создании инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью [6, с. 32]. Такими подразделениями в дошкольном учреждении могут стать:

- творческие группы педагогов по проблемам,

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы [4, с. 220].

Созданная система управления инновационной деятельностью, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по художественно-эстетическому развитию дошкольников, позволила нам выйти на следующие результаты:

1. Создано единое художественно-эстетическое пространство в ДОУ;

2. В ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для инновационной деятельности по приоритетному направлению;

3. Модернизировано управление качеством образования в дошкольном учреждении;

4. Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации художественно-эстетического развития дошкольников.

5. Повышен уровень квалификации педагогов на курсах.

6. Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий — педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 40 проектов.

7. Педагоги активно транслирует опыт инновационной деятельности на муниципальном, окружном и федеральном уровнях.

8. Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные веб-сайты, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.

9. Опыт работы педагогического коллектива публикуется в СМИ.

10. Профессиональный труд педагогов отмечен следующими наградами различного уровня.

11. Систематизирована работа методической службы ДОУ по внедрению современных технологий согласно ФГОС ДО.

12. Качественное выполнение заказа государства и социума по подготовке к школе всесторонне развитой личности ребёнка — 100 %.

13. Высокая степень усвоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ — 100 %.

14. Воспитанники являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня.

15. Популяризация инновационной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей.

16. Положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятиях дошкольного учреждения.

17. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг — 98 %.

18. Публикации опыта семейного воспитания в СМИ.

20. Установлены содержательные связи с социумом города; оформлены договорные отношения, составлены планы развития взаимодействия.

Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

3. Дмитриев Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. — М.: 1992. — С.100–115; Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. — М.: 1992.– С.239–401.

4. Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. — 330 с.

5. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.

6. Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении// Управление ДОУ. № 6. 2007.

8. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, инновационная деятельность, дошкольное образование, методическая работа, педагогический коллектив, управленческая деятельность, Педагог, повышение качества, управленческий опыт, художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Ключевые слова

Похожие статьи

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике.

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив.

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

методическая работа, дошкольное образование, управление качеством, воспитательно-образовательный процесс, педагогический процесс, качество образования, дошкольное образовательное учреждение.

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности.

дошкольное учреждение, инновационная деятельность, дошкольное образование, управленческая деятельность, педагогический коллектив, методическая работа, Педагог, повышение качества, управленческий опыт.

Управление инновационной деятельностью педагогов.

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба.

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной.

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба.

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по.

Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО. Ключевые слова: ФГОС ДО, методическая служба, педагог, развитие, деятельность.

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике.

Оценить развитие дошкольного учреждения целесообразно по следующим показателям деятельности. 1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт).

Методическое сопровождение художественно-эстетического.

Поэтому необходимо организовать работу педагогического коллектива дошкольного учреждения: - в направлении культурного развития личности, через приобщение дошкольников к истокам народной культуры края, где живут дети

Статья "Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования".

Екатерина Андреевна Шпилёва, старший воспитатель МДОУ – детского сада

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой

динамически формирующуюся организацию, работающую в режимах

функционирования и развития. Следует подчеркнуть, что в наше время детский сад не

может работать, не реагируя на изменяющиеся запросы к качеству дошкольного

образования.

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики.

Ключевую роль в этом процессе играет закон смены поколений образовательных услуг,

методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения

базовых инноваций. Используемые в образовательном процессе инновации должны

соответствовать насущным потребностям и возможностям детского сада, а также

удовлетворять всех участников образовательного процесса : детей, родителей,

педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких

показателей развития детей по ведущим направлениям.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является

повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В

документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации,

отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной

подсистеме, как дошкольное образование.

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного

стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) возникла

необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения

программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,

направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей, а так же

выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных

учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей

для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, в связи с

чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного

образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного

образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и

познавательных способностей детей.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и

во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных

учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития

дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их

профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные

возможности своих воспитанников.

В настоящее время в современном дошкольном учреждении практика инноваций

требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную

методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть

профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или

освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической

деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть

профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на

следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич) :

• обеспечение работы учреждения в режиме развития;

• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие

ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие.

• обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и

явлениях и организации их экспертизы;

• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания

содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской

деятельности педагогов;

• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому

педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической

деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие

Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных

комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод,

метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой

деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе

различных методов планирования, в том числе блочнотематического, календарного с

развернутыми конспектами, однотемного — системная паутинка, сквозного и др. ДОУ

работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды,

гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы,

например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно

несколькими педагогами и воспитателями). ДОУ, работающие в режиме развития,

могут осуществлять свою деятельность в инновационном режиме, режиме

эксперимента либо в сочетании того и другого. Используемые в образовательном

процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям

ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей,

педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких

показателей развития детей по ведущим направлениям. Экспериментальная

деятельность, как правило, направлена на освоение качественно нового в обра-

зовательной технологии либо нового вида учреждения. режиме функционирования. В

ДОУ, работающем в режиме развития, обязательны индивидуальные образовательные

маршруты, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к каждому

воспитаннику, и работа с ближайшим социумом

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень

не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги

дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко

всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению

творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного

образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе

которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Процесс обновления образования организуется людьми.

Эффективность профессиональной педагогической деятельности, внедрение

новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ – всё это является

основными критериями профессионального роста педагогов ДОУ.

Профессиональный рост и развитие начинается с формирования мотивации на

самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального

самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления

профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального

благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности

способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы,

индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ

позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его

профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей,

важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического

сообщества в целом, воспитанников и педагогов.

Важно, чтобы задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив в

начале нового учебного года, позволяли получить более высокие результаты при тех же

или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств

или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те

или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Методист должен учитывать индивидуальные качества участников

инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки,

умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной

Знание методистом своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда

оценивалось высоко. И в своей работе методисту необходимо опираться, прежде всего,

на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества

Только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педаго-

гического коллектива в целом, инновационная деятельность может стать одним из

основных способов модернизации системы образования и условием развития

творческого потенциала всего учреждения.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога

инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью,

креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести

опытно-экспериментальную работу - методическая работа должна занимать особое

место в системе управления дошкольным учреждением так как, прежде всего,

способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.

Инновационная управленческая деятельность, по мнению Давыткиной Е. В., это

деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в

содержании управленческих функций, используемых методов, организационной

структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности

управления и развития дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в

педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между

необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы

инновационной методической работы для повышения профессиональной

компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием

в педагогической теории и практики как самого определения понятия «инновационная

исследователями данной проблемы Молчановым С. Г., Яковлевой Г. В., была сделана

попытка обозначить этот феномен.

Инновационную методическую работу они определили как часть

профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на

овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной

деятельности, включающие умения:

определять приоритетные направления инноваций;

отбирать содержание инновационной деятельности;

проектировать реализацию содержания инновации через применение

современных педагогических технологий;

описывать критерии оценки достижений детей по результатам инноваций.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении

осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном

образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их

профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и

разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным

образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной. С. В.

Савинова, которые показали, что информационное обеспечение управления ДОУ

является необходимым условием обновления дошкольного учреждения; Е. В.

Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой

деятельности руководителя ДОУ, на которые необходимо опираться заведующему при

внедрении инноваций.

Анализ проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью

выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования

инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей. Эта задача имеет

глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех

преобразований в системе образования, перспективы развития дошкольного

Одной из тенденций развития инновационных технологий является также

включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-

личностной сферы человека.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности

эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две

взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию

новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более

полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые

требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения -

важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного

образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по

определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень

развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению

новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход

в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение

Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОУ, которая

возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации

инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных

подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой

эффективности образования и повышения его качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. :

2. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое

пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.

3. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы

в дошкольном образовательном учреждении : — Известия Самарского научного центра

Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

4. Давыткина Е. В. Аттестация педагогических работников // Управление ДОУ. -

5. Учебное пособие для средних педагогических учебных

заведений / В. П. Дуброва,Е. П. Милашевич. - Москва : Академия, 1998. - 160с. -

(Педагогическое образование).

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из условий повышения качества образования Партнёрское взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из составляющих условий повышения качества образования.

ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования. Егорова Н. Г., старший воспитатель.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ, как средство повышения качества образования Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013.

Взаимодействие с социальными партнёрами как фактор повышения качества образования в ДОУ Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление инновационной деятельностью в учреждении дошкольного образования как фактор его эффективного развития

Хамраева Анастасия Владимировна,

заместитель заведующего по основной деятельности

государственного учреждения образования

Развитие учреждения дошкольного образования в современных условиях зависит от умения его руководителя быстро и гибко реагировать на изменения в экономической, социальной, образовательной сферах, а также внедрять в практику научно-педагогические достижения в области управления.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может и не должно оставаться вне процессов обновления. Управлять дошкольным учреждением сегодня – значить понимать необходимость его перехода от педагогики повседневности, предлагающей ребенку жить в рамках обыденного мира, к педагогике сотрудничества.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения – важное условие его развития. Переход на новый качественный уровень не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня можно выделить ряд факторов, влияющих на образовательный процесс: высокий уровень требований к обучению и развитию детей, ориентация на культурно-нравственные ценности, конкурентные отношения между учреждениями образования.

Инновационная деятельность изменяет традиционный управленческий подход. Центральное место занимают педагог и воспитанник, их запросы и потребности. Ведь сегодня движущей силой развития учреждения дошкольного образования являются не административное управление и приказ, а реальный творческий потенциал педагогов, их профессиональный рост, отношение работе, способность раскрыть возможности своих воспитанников.

Основными направлениями деятельности становятся стимулирование роста профессиональной и методической компетентности педагогов, повышение уровня их готовности к инновационной работе и качества образовательного процесса, создание инновационной методической продукции.

На начальном этапе актуальным является определение ведущих потребностей членов педагогического коллектива, позволяющих выбрать наиболее эффективные регуляторы мотивации инновационной деятельности.

Подход к управлению инновациями в нашем дошкольном учреждении связан с увлечением педагогов современными технологиями, выработкой у них нового педагогического мышления. Администрация стремится создать условия для стимулирования саморазвития и самореализации каждого воспитателя. Управлять методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода – значит научиться строить методический процесс так, чтобы в каждой его ситуации проявлялись важнейшие функции личности педагога (выбор ценностей, понимание смысла своей деятельности, реализация собственных способностей и задатков).

Любой инновационный процесс от возникновения до внедрения проходит ряд этапов. Основная цель управления этим процессом – переход от стихийного применения инноваций к их внедрению в управленческий процесс. Инновационный образовательный процесс по содержанию педагогической деятельности существенно отличается от традиционного. Значительно усложняется разработка содержания и технологий обучения, что требует от педагога развития специальных навыков и знаний. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству педагогической деятельности.

Задача нашего дошкольного учреждения состоит в правильной оценке степени, направления и причин отклонений, вызванных влиянием на педагогическую деятельность различных внешних и внутренних факторов, а также регулировании этих воздействий.

Таким образом, реализация мотивационно-целевого компонента в управленческой деятельности положительно влияет на становление и развитие инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Специально-организованное управление инновационными процессами в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

Дудченко, В. С. Основы инновационной методологии/В. С. Дудченко. М., 1996.

Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики)/ А. И. Пригожин. М., 1989.

Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность/В. А. Сластенин, Л.С. Подымова. М., 1999.

Автор: Пилипенко Инна Евгеньевна
Должность: Заведующий образовательным учреждением
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №49 "Карусель"
Населённый пункт: Городского округа Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
Раздел: дошкольное образование

"Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство

повышения качества образования".

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой

детский сад не может работать, не реагируя на изменяющиеся запросы к

качеству дошкольного образования.

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики.

образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе

потребностям и возможностям детского сада, а также удовлетворять всех

показателей развития детей по ведущим направлениям.

является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми

стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в

образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №

дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения

дошкольного образования нового поколения,

направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей,

а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных

систематического обучения в школе.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта

возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного

образования, в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения

дошкольного образования нового поколения, направленное на

выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей

образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности.

Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий

способности выявить потенциальные

возможности своих воспитанников.

инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние –

инновационную методическую работу. Инновационная методическая работа

– это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной

с о з д а н и е

о с в о е н и е

н о в ы х (инновационных)

с п о с о б о в

Тр а к т уя инновационную

управленческой деятельности, следует опираться на

следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич):

• обеспечение работы учреждения в режиме развития;

развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие.

• обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и

явлениях и организации их экспертизы;

• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания

• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской

• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому

педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической

деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное

развернутыми конспектами, однотемного — системная паутинка, сквозного и

воспитателями). ДОУ, работающие в режиме развития, могут осуществлять

свою деятельность в инновационном режиме, режиме эксперимента либо в

проце сс а (детей,

направлена на освоение качественно нового в образовательной технологии

образовательные маршруты, базирующиеся на личностно-ориентированном

подходе к каждому воспитаннику, и работа с ближайшим социумом

уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала

всех работников системы дошкольного образования.

основе, которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и

Процесс обновления образования организуется людьми.

Эффективность профессиональной педагогической деятельности, внедрение

новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ – всё это

является основными критериями профессионального роста педагогов ДОУ.

Профессиональный рост и развитие начинается с формирования мотивации

самосовершенствования можно выделить следующие:

н а п р а в л е н н ы е

ул у ч ш е н и е

м ат е р и а л ь н о го

б л а г о п о л у ч и я ,

профессионального признания, карьерные мотивы и др.

п е д а го г и ч е с ко й деятельности.

Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к

конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует

утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического

коллектива детского сада, так и для педагогического сообщества в целом,

воспитанников и педагогов.

Важно, чтобы задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив

в начале нового учебного года, позволяли получить более высокие результаты

считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные

задачи дошкольного образовательного учреждения.

Методист должен учитывать индивидуальные качества участников

инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские

навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к

дополнительной педагогической нагрузке.

Знание методистом своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда

оценивалось высоко. И в своей работе методисту необходимо опираться,

прежде всего, на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые

(исполнительские) качества человека.

стать одним из основных способов модернизации системы образования и

условием развития творческого потенциала всего учреждения.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога

инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью,

педагога, развитию его творческой деятельности.

Инновационная управленческая деятельность, по мнению Давыткиной Е. -

э т о деятельность

содержании управленческих функций, используемых методов,

организационной структуры, введение нововведений в практику с целью

д о ш кол ь н о го

Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в

педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между

д о ш ко л ь н ы х образовательных

учреждениях системы инновационной методической работы для повышения

профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную

деятельность, и отсутствием в педагогической теории и практики как самого

Читайте также: