Педагогическая деятельность м монтессори кратко

Обновлено: 06.07.2024

Педагогическая история о воспитание и развитие детей сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это нe только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, нo и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике обучения и развития ребенка.

Система развития ребенка по Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляeт Монтессори общество Женевы. Она переписывалась с дочерью Зигмунда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями, по которым происходит правильное развитие ребенка. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать чего-то за малыша, а просто должен помогать ему действовать самостоятельно, поощряя физическое и личностное развитие ребенка. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь o нем. А ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью М. Монтессори посещает множествo начальных школ, внимательно приглядываясь к методам обучения, и все больше испытывает чувство горечи и разочарования. Как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем. Дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного обучения.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Уже к 1909 г. стало ясно, что замысленный и осуществленный Монтессори социально-педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне.

Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

Фотоотчет о неделе Монтессори в группе раннего возраста

Фотоотчет о неделе Монтессори в группе раннего возраста Монтессори-метод популярен по всему миру. Принципы педагогики Монтессори активно внедряются в российские детские сады. Вот и наш детский.

Роль методики Монтессори в специальной педагогике Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика.

Система Марии Монтессори в повседневной жизни СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В зоне упражнений в повседневной жизни собраны материалы, с помощью которых дети учатся.


Мария Монтессори родилась в 1870 г в миланском аббатстве Кьяравалле в очень знатной аристократической семье Монтессори-Стоппани. Уже на этапе обучения в начальной школе Мария показала, как легко ей даются знания. В 12 лет, когда девушка загорелась желанием поступить в гимназию, она впервые столкнулась с неравными правами мужчин и женщин в человеческом обществе. В классы учебных заведений такого уровня принимались только юноши. Однако вопреки всему характер Марии Монтессори, влияние ее знатной семьи и обширные умственные таланты самой девушки, помогли разрушить привычную обществу систему. Хотя на протяжении всего обучения в этой технической школе Монтессори приходилось без конца доказывать свое право на обучение наравне с мужским полом. Факт ее обучения в гимназии оказался одним из переломных. Он побудил женщин всего мира защищать свои права в не справедливом обществе.

Увлечение социальными и естественными науками во время обучения наложило отпечаток на дальнейший профессиональный выбор М. Монтессори, хотя это решение далось ей нелегко. Юная девушка увлеклась медициной. С ее стороны это оказалось очередной провокацией обществу, по причине, что в те времена на факультеты медицины не принимали на обучение девушек. Однако вновь чрезмерная настойчивость, глубокие знания и аристократическое происхождение семьи, обеспечили Монтессори поступление в Римский Университет в 1892 г, позволяя посещение занятия в сопровождении отца. Уже на последних годах обучения Марию Монтессори приняли на вакансию ассистента в психиатрической лечебнице, после чего она успешно окончила Высшее Учебное учреждение в 26 лет. Так М. Монтессори вышла из университета первой женщиной-врачем в Италии, исо временем даже смогла преподавать в университете Рима.

Во время своей студенческой подработки ее увлекла работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Эта тема оказалась очень увлекательна для молодого врача и Монтессори начинает с особой тщательностью исследовать книги о приспособлении столь уникальной категории ребят в привычном социуме. На такую деятельность ее главным образом побудили работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара. Она по праву считала себя ученицей этих известных психологов. А в ее домашней библиотеке даже хранилось несколько экземпляров их книг, собственноручно переведенных на итальянский язык и переписанных М. Монтессори.

Сразу после выпуска из университета в 1896 г Мария Монтессори начинает работать с детьми, имеющими ограниченные способности, будучи уверенной, что определенный квалифицированный труд воспитателя в работе с такими детьми окажет гораздо большее влияние на их становление и развитие, чем лекарственные препараты. Монтессори подготавливает своих подопечных к экзаменам на уровне младшей школы. Результаты ее выпускников по предметам: письмо, счет, чтение — оказались ошеломляющими, а сама Монтессори получила широкую известность. Такого результата от опыта не ожидал никто, но именно он привел Марию Монтессори к созданию методики, бравшей за основу развивающуюся обстановку вокруг детей.

В 1898 г власти открыли Ортофренический институт для подготовки особых ребят. Его возглавила Мария Монтессори. Еще через 3 года она поступила на факультет философии, совмещая учебу и работу.

Обладая поистине удивительно развитой чуткостью и гуманностью, а также осознанием значимости ее работы, в 1907 г М. Монтессори открывает свое собственное специальное учебное заведение “Дом ребенка”, а затем и медико-педагогический институт, где дети с ОВЗ из бедных или неполных семей могут бесплатно получить образование. На такие действия ее побудило наблюдение за общеобразовательным процессом. Строгая дисциплина, насильственные методы обучения, отсутствие обмена мнениями, строгая бальная система — все это приводило в ужас Монтессори, стремившуюся к всестороннему развитию достойной общества личности. Благодаря ей обездоленные дети смогли учиться наравне с обычными школьниками. Однако сама М. Монтессори в этот период плавно прекращает свою деятельность с особенными детьми и посвящает себя обычным детям, осознавая, что последние находятся во много худшем состоянии, чем ее предыдущие воспитанники.

Самый важные особенности педагогики Марии Монтессори заключаются в дозволении детям абсолютной свободы, наблюдениях за ним в естественной среде и понимание ребенка таким, какой он есть, а миссия педагога — устранение с пути ребенка препятствий, мешающих реализации его природы, при этом руководствуясь идеей: “Любая жизнь есть проявление свободной активности”. Ребенок ассоциируется с цветущим растением, которому нужно предоставить наиболее благоприятную обстановку, почву, наполненную высокопитательными знаниями, а не ожидать от него свойств, не присущих детской сущности. Таким образом, педагог подготавливает место для роста и развития нового члена общества.

Взгляды Монтессори — промежуточное звено между педагогическим анархизмом, основанном на принципе вседозволенности, и, в некоторой степени, авторитаризмом, который во благо свободы должен обращаться к принуждению, так как свободу тоже необходимо “выращивать”.

Давайте, к примеру, обратим внимание на то, как в школе Монтессори проходит урок рисования. Главная цель учителя направлена не на копирование готовых образов, а на помещение детей в увлекательную обстановку, окружение их различными интересными предметами. Находясь в такой среде, дети сами захотят воспроизвести эти формы. Однако педагог все время находится рядом, помогает ученику осуществить любой его замысел с использованием всего многообразия материалов и инструментов. Взрослый предоставляет детишкам полную свободу в их творчестве, т.е предметы, которые они так долго обводили взглядом, ощупывали пальчиками, рисуют с удовольствием и заинтересованностью. В конечном итоге вместо бессмысленных картинок получаются чудесные выразительные изображения. Это все благодаря учителю, пробудившего в детях желание свободного рисования и предоставившего средства для его осуществления. Вот она методика самообразования.

Или представим что-нибудь конкретное, например, просторную, большую комнату, где стоят детские столы, стульчики, и дети свободно перемещаются между ними. На этих столах и полках, украшающих стены, располагается большой выбор дидактических материалов. Каждый предмет, включая мебель, приятен на вид. Для максимального комфорта и удобства ребенка все соразмерно с его ростом. Это обеспечивает как внутреннюю, так и внешнюю гармонию, является идеальным местом для роста и развития.

Дидактические материалы нашли широкое применение и достаточно быстро давали великолепные результаты. Не напрасны были непрерывные эксперименты Монтессори над материалами, поднимающими их на новый уровень. Такие приспособления являются важнейшими элементами в ее собственном методе развития детей и составляют базу обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, как средство сенсорного восприятия. Они заманчивы и легки в применении. Материалы подходят возрастной специфике ребенка и помогают осуществить принцип самообучения. Благодаря таким предметам игр в Монтессори — школах, как клавишные дощечки, числовые станки, фигуры-вкладыши и рамки с застежками удалось получить от детей принятия самостоятельного выбора занятия, выполняющего по задумке воспитателя. Главная особенность взаимодействия с такими материалами — самостоятельный поиск своих ошибок и исправление их, развивая при этом такие свойства, как воля и терпение. Познавая Монтессори-материалы, ребенок понимает взаимосвязь между ними, вступает в сферу человечной культуры, при этом воспринимая опыт прошлых поколений.

Монтессори-классы создавались с разными по возрасту детьми, начиная от двухлетних малышей до шестилетних дошкольников. Работа ребенка организовывалась не в одиночку, а вместе с окружающими его детьми. При этом ребенку предоставлялось право самостоятельно выбирать, с кем именно ему приятнее сотрудничать. Такое устройство группы очень продуктивно сказалось на деятельности всех воспитанников: малышам помогали старшие, более опытные дети, которые в свою очередь обучались толерантности. Позже подросшие малыши помогали следующему поколению младших ребят, тем самым набирая навыки поведения в обществе с различными людьми и приобретая опыт социального поведения.

Монтессори -педагогика способна привлечь как профессиональных педагогов, так и родителей, проникшихся сутью метода, притягательностью его созидательницы. Школы, базирующиеся на представленной педагогике — есть ансамбль многостороннего и продуктивного опыта учеников и последователей. Последние непрерывно работают над этим, расширяя, развивая и впитывая в себя множество элементов и особенностей, зависящих от места и времени использования, возраста малыша, особенностей и состава семьи, типом воспитательного учреждения и другое. Монтессори рекомендует родителям сосредоточить своё внимание на принципах разумного и вольного воспитания, поскольку именно они — главные воспитатели ребенка от рождения до трех лет. Важно воспитывать ребенка именно в этот возрастной период, так как идет закладка основ его личности, и главное — не упустить момент, иначе никогда не удастся наверстать упущенное. Если мы станем следовать этим правилам, то малыш вместо такого, чтоб отягощать нас, проявит себя как большое волшебство природы! Мы окажемся личиком к личику с созданием, которого больше никак не нужно учить как немощного; с созданием, чьи амбиции будут расти день за днем. Мы делаемся очевидцами человечной души, выхода в свет новоиспеченного Человека, который никак не станет более жертвой событий, а благодаря ясности видения сумеет совладать и сотворить грядущее население земли [3].

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, жизнь, малыш, материал, обучение, педагог, предмет, работа, учитель.



Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.

Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

Биография Марии Монтессори (1870-1952)

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

    ;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний; .

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

Метод Монтессори

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.


Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу "Монтессори и новое воспитание".
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников ( Русская школа, 1915 ).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу ( М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

11. О принципах моей школы. Учительская газета (1992. - 4 августа).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

"Домашняя школа Монтессори". – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Резюме

  • Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем - воспитателем.
    • На основе простейшей структуры личности методы воспитания делятся на: методы формирования сознания; методы формирования поведения и методы формирования чувств и отношений.
    • Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе.
    • Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).
    • Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам - требованию и оценке.
    • Традиционно выделяются четыре основных способа влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание.
    • Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.п.
    • Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок.
    • Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
    • Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль.
    • В современной психолого-педагогической науке рассматриваются направленное и ненаправленное влияния.
    • Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
    • Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
    • Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
    • Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
    • Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
    • Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип центрации воспитания на развитии личности.
    • Принцип природосообразности в европейской педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой различных теорий воспитания, получивших общее название - педагогического натурализма, в том числе и теории свободного воспитания. Принцип природосообразности лежал и в основе педологии, некоторые идеи которой сохранились в теориях возрастного подхода и индивидуального подхода.
    • Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
    • Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).
    • Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь".
    • Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути.
    • Вальдорфская педагогика - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

    Читайте также: