Умк школа россии программа внеурочной деятельности мир театра

Обновлено: 05.07.2024

Методический конструктор внеурочной деятельности школьников, Д.В. Григорьев, к.пед.н., П.В. Степанов, к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО

Данная программа формировалась на основе работ российских ученых в области воспитания и образования. В своих работах ученые касались вопросов развития творческих способностей, личностных качеств детей, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как: Буйлова Л.Н. О.Е.Лебедева.- М.:Гуманит. Л. И. Безнина О. С. Газман. В.В. Садырина; Н.И. Фуникова, Н.П. Пакилева; Н.К.Беспятова Таран Ю.Н. Туев В.В.. Шмаков С.А. Фришман И.И. и другие.

Влияние социальной среды на развитие личности ребёнка раскрыто в трудах Рокитянская Т.А; Алмазова Л.; Алмазова Л., Д.В.Григорьева П.В.Степанова; и другие

Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам театрального творчества. Теории и практике выявления и развития организаторских, творческих качеств посвящены работы Барамыкова О.С.; Е. Минскин . М., Зарецкая Н.В; Михайлова М.А. ; Медведева М., Рыжкова В.; Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. и другие.

Цель образовательной программы:

Создание условий для личностного развития ребенка в общественно значимой деятельности игрового объединения обучающихся

овладение знаниями, практическими умениями и навыками организации игровой и досуговой деятельности;

воспитание общей культуры, художественного вкуса на основе игрового вида деятельности;

развитие познавательных интересов детей и подростков, формирование творческого подхода в организации игровых, досуговых форм;

развитие коммуникативных умений через включение в обучающую, развивающую коллективно – творческую деятельность;

создание коллектива единомышленников, выступающего организатором игровой деятельности и коллективно-творческих дел;

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

- организация развивающего и содержательного досуга;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Эти основные задачи коллектива дают возможность формировать учебные группы с учетом возрастных особенностей детей и подростков, создавать разновозрастные группы с учетом знаний, умений, навыков, создавать органы детского самоуправления, организовывать различные формы коллективно – творческой деятельности.

Очень важным звеном в театральном искусстве является – взаимодействие с другими учебными предметами. Так как театр – это искусство коллективное, которое включает в себя работу со многими участниками творческого процесса. Каждый вкладывает свою долю творческого труда: литература, русский язык, технология, хореография, музыка и т. д.

Место учебного предмета

    1. Планируемые результаты освоения учебного курса

    Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса;

    Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальной и повседневной жизни, получение опыта самостоятельного действия.

    Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

    самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, самые простые правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    Метапредметными результатами изучения является формирование учебных действий:

    с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ролей;

    учиться планировать практическую деятельность на занятиях.

    Предметными результатами изучения является формирование следующих знаний и умений:

    уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;

    уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании того или иного образа.

    Второй уровень результатов:- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценного отношения к социальной реальности в целом.

    Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

    в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе суждения).

    Метапредметными результатами изучения является формирование учебных действий:

    учиться планировать практическую деятельность на занятиях

    Предметными результатами изучения является формирование следующих знаний и умений:

    * уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании того или иного образа.

    Третий уровень результатов : получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

    Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

    оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений;

    принимать чужие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

    Полезно? Поделись с другими:

    Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

    Посмотрите также:

    Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
    Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
    По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа

    общекультурное направление

    (наименование учебного предмета (курса))

    начальное общее образование

    основная общеобразовательная

    (направленность программы)

    (всего 66 час.)

    ____________________________________________________

    (количество часов)

    2015-2016 учебный год

    _________________________________________________

    (срок реализации программы)

    Улитина Елена Сергеевна

    (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

    Разработана в соответствии с

    Пояснительная записка

    основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Глубокинской СОШ №32;

    годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год.

    Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оце нить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

    На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов.

    Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

    Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

    Цель программы:

    – создание условий для развития личности ребёнка;

    – развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

    – обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

    – приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям

    – опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

    способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;

    – формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

    – привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

    – заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

    – ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.

    Формы проведения занятий:

    изучение основ сценического мастерства

    мастерская костюма, декораций

    инсценирование прочитанного произведения

    работа в малых группах

    В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год, рабочая программа рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю.

    Содержание разделов программы

    Раздел 1. Знакомство (4 ч)

    Раздел 2. Дорога в театр (10 ч)

    Раздел 3. В театре (6 ч)

    Раздел 4. Как создаётся спектакль (7 ч)

    Раздел 5. Гномы играют в театр (4 ч)

    Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.

    Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (10 ч)

    Раздел 7. Делаем декорации (6 ч)

    Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

    Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (6 ч)

    Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление масок.

    Раздел 9. В мастерской бутафора (6 ч)

    Раздел 10. Делаем афишу и программку (5 ч)

    Раздел 11. Урок-концерт (1 ч)

    Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.

    Предполагаемые результаты реализации программы

    Ожидаемые результаты:

    1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

    2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

    3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

    4. Развитие творческого потенциала личности.

    5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

    6. Развитие исполнительских способностей.

    7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

    8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

    10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.

    11. Владение нормами достойного поведения в театре.

    По завершении первого года учащиеся должны знать:

    – особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

    Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

    Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

    Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

    Способы определения результативности

    Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.

    Формы фиксации и оценивания результатов по курсу

    внеурочной деятельности

    • летопись творческого объединения (видео-, фотоматериалы);

    • отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.

    Рабочая программа внеурочки (ФГОС) Сказочный мир театра

    Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.

    1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:

    · о рождении театра

    · что такое театр и его разновидности

    · связь театра с жизнью

    · кто работает в театре

    · отличие театра от других видов искусств

    2. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.

    3. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:

    · обладать образным видением

    · научить анализировать и владеть психофизическим состоянием

    4. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:

    · о технике сцены

    · об оформлении сцены

    · о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

    · об этюде и его разновидностях

    · о структуре этюда

    · о сценарии и форме его написания

    · о выразительных средствах и их разновидностях

    · что такое событие и событийный ряд

    · что такое второй план и внутренний монолог

    · что такое сюжет и его структура

    · что такое фрагмент

    5. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:

    · способность выстраивания событийного ряда

    · способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения

    · способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану

    · способность выражения мысли через сопутствующее событие

    · способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства

    6. Через постановочную работу развить:

    · умение преподнести и обосновать свою мысль

    Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

    · театральные игры и упражнения

    · изучение основ сценического мастерства

    · мастерская костюма, декораций

    · инсценирование прочитанного произведения

    Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

    Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

    Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

    Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

    Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

    Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

    2. Основы актёрского мастерства.

    3. Просмотр спектаклей в театрах города.

    Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

    ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ.ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Наримановского района

    Рассмотрено и рекомендовано к использованию

    Согласовано

    ____________ Камаева Т.В.

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    по художественно –эстетическому направлению

    на 2014 – 2015 учебный год

    учитель начальных классов

    Пояснительная записка

    Программа занятий кружка разработана на основе документов:

    -Федерального государственного стандарта начального общего образования;

    - Концепции духовно – нравственного воспитания российского школьника.

    -авторской программы педагога дополнительного образования М.Н.Игнашовой, ЦДТ г. Раменское, Московской области, 2011г .

    - развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы формирования образовательных запросов и потребностей детей. Через театральное искусство помочь ребенку в процессе самопознания и саморазвития максимально развить творческие возможности;

    - развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка. Занятия в театральном коллективе помогают маленькому человеку овладеть навыками межличностного общения и сотрудничества, приучает к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

    - активизация познавательных интересов, расширение рамок познания;

    - формировать эстетический вкус, обогатить внутренний мир ребенка посредством знакомства с театральным искусством. Профилактика асоциального поведения детей.

    Закрепить знания и умения , полученные в первый год обучения.

    Учить сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания , исключая из поля внимания помехи извне.

    Ознакомить с профессиями художника – декоратора, гримёра, музыканта, хореографа. Помочь студийцам в организации театрального процесса.

    Учить ориентироваться в пространстве.

    Учить обозначать место действия, подключая, в том числе, вещественный мир.

    Раскрыть и развить голосовые возможности каждого ребёнка.

    Развивать у детей интерес к истории зарубежного театра в разные исторические эпохи.

    Общая характеристика курса

    Занятия в кружке проводятся с детьми младшего школьного возраста. Оптимальное количество учащихся для занятий в кружке 10 – 15 человек.

    Образовательной областью данной программы является искусство. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Методологические принципы

    1.Принцип развития индивидуальности каждого учащегося. Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры.

    2.Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. 3. Принцип деятельностной основы занятий.

    4. Принцип реальности и практического применения.

    Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

    Читайте также: