Тестопластика в детском саду что это

Обновлено: 25.06.2024

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Содержимое публикации

Обобщение опыта работы по работе с детьми дошкольного возраста по тестопластике.

Воспитатель высшей категории Т.Н.Субботина.

«Истоки способностей и

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;

Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.

Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

Сформировать умение работать в коллективе.

Развить самостоятельность, аккуратность;

Сформировать потребность в саморазвитии.

В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами

В своей работе опираюсь на принципы:

1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному

4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности .

На занятиях использую различные приемы:

- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.

Заниматься начала со средней группой. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

В старшей группе формировала представление об истории образования тестопластике, о традициях, расширяла знания о работе с тестом.

Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.

Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т.д.

На этом этапе с детьми старшей группы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т.д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях кружка. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.

Все привыкли к тому, что в детском саду мы лепим вместе с детьми из пластилина и глины. Лепка помогает развивать творческие способности ребёнка, помогает пространственному видению, развивает образное мышление и т.д.

Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Всем известный нами пластилин был изобретён только в середине прошлого века, причём изобретатель изначально приготовил вещество, предназначающееся для чистки бумажных обоев, и отослал для проведения нужных опытов своей родственнице, которая работала в детском саду воспитательницей. Детям это вещество очень понравилось. Оно не пачкало руки и было более пластичное, чем глина, и пришлось малышам по нраву. И в 1955 году пластилин впервые появился в продаже как материал для детского творчества. Глину использовали ещё раньше чем изобрели пластилин. Глину использовали ещё в каменном веке.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились пчи для хлеба. Со временем из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия. Так, в Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста, древние инки лепили из теста фигурки людей и животных и затем приносили их в жертву богам. В Польше, Чехии и Словакии одним из самых популярных сувениров испокон веков были картины из теста. Так что поделки из теста - очень древняя традиция. Попробуйте и вы вместе со своим ребёнком поработать “хлебными” скульпторами. Главное, помните: чтобы тесто не рвалось и не крошилоь во время лепки, его нужно хорошо вымесить и размять, пока оно не станет эластичным.

Для творчества могут использовать массу материалов - пластилин, глину, солёное тесто, воск и т.д.

Лепка из солёного теста, или тестопластика, становится всё более популярным занятием в наши дни. Говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. Ещё в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, было принято дарить фигурки из солёного теста. Любая такая поделка, находящаяся в доме, считалась символом богатства и благополучия в семье.

Теперь с давними традициями и свойствами солёного теста дети знакомятся в детском саду. Все необходимые для этого материалы легкодоступны. И соль, и мука, и вода всегда под рукой. К тому же солёное тесто - экологически чистый материал, который смело можно доверить любому малышу.

Преимущества солёного теста:

Экологически чистое и безопасное

Все необходимые материалы легкодоступны и дёшевы

Легко отмывается и не оставляет следов

Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе

Получать самые разнообразные цвета и оттенки, добавляя в тесто краски

Неограниченные возможности для росписи готовых изделий

Если покрыть лаком - поделка сохранится надолго

С готовыми изделиями можно играть, дарить их, украшать интерьер

Лепка - это просто и зорово - похоже на бесконечный фокус, бесформенные комочки вдруг оживают. И лёгкое мгновение детских рук, и пластилин или глина, или солёное тесто оживает и превращается в разные предметы и существа. Во время лепки у детей формируеются навыки ручного труда. Дети учатся координировать движение рук, приобретают сенсорный опыт, чувства пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу доводить её до конца.

Дети любят учиться играя. Можно слепить кукольный дом с мебелью, посудой, едой (булочки, пирожки, печенье), маленькими картинами в рамах, куклу, кошку, собаку, разных животных, птиц, рыб, украшения (кулоны, броши, браслеты, заколки). Каждый праздник можно встретить определёнными, только ему присущими поделками, сувенирами, сделанными из солёного теста.

Рецепты солёного теста:

1. 1 стакан муки, 1/3 стакана соли; добавить воду, чтобы тесто получилось густым, как для приготовления пельменей.

2. 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки сахара.

3. 300 г. муки, 300 г.соли, 200 г.воды, 1 столовая ложка крахмала, 2 чайные ложки обойного клея.

4. 2 стакана муки, 1 стакан соли, 100 г. Клея ПВА, 20 г. Воды.

5. 1 стакан соли “Экстра”, 1 стакан пшеничной муки, 1 ст.ложка растительного масла, 1/2 стакана воды, большая миска, стакан,столовая ложка.

Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселём из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.

Кисель делаю так:

1 столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А ещё 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозраным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте в смесь муки с солью вместо воды. Тесто может получиться слишком мягким. Тогда смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным. Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2-3 часа. После этого из теста можно лепить.

Сушка - очень важный этвп в изготовлении изделий из солёного теста. Можно сушить поделки из теста просто на воздухе, летом - на солнце. Сушка на воздухе занимает много времени. Гораздо быстрее изделие сушится в духовом шкафу. Чтобы определить, полностью ли высохло изделие, постучите по нему указательным пальцем. Звук должен быть звонким.

Мне бы очень хотелось, чтобы не только воспитатели лепили такие замечательные изделия со своими воспитанниками, но и родители не смотря на свою занятость уделяли больше времени своим детям и лепили вместе с ними дома.

Дети любят все новое и необычное, и каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более интересных и эффективных методов, приемов обучения, которые бы помогли лучше раскрывать возможности и особенности каждого ребенка отдельно, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.

Сенсорное воспитание - это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание имеет очень важное значение для всестороннего развития ребенка. О. Усова отмечала, что 9/10 всего умственного багажа детей дошкольного возраста составляют результаты деятельности органов чувств. Выдающиеся педагоги - Ф. Фребель, Г. Монтессори, О. Декроли, К. Ушинский, С. Русова отмечали его как одну с основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическое и физиологическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятный ранний возраст ребенка, когда ознакомления с качествами предметов является решающим в умственном развитии. Этот период называют золотым временем сенсорного воспитания. Одним из видов сенсорного развития является лепка.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения лепку можно оценить как очень эффективное средство для сенсорного развития.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - тестопластика или биокерамика.

Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Обычные материалы для лепки - это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Оно имеет ряд преимуществ:

1. Тесто легко замешивать в любое время.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Из истории русской тестопластики.

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Приготовление теста:

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки.

Поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики:

скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

1. Повышает сенсорную чувствительность;

2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления;

5. Развивает творческое воображение, мышление, эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности;

6. Формирует умение планировать работу, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Для раскрашивания поделок используется гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Вместе с детьми можно лепить из соленого теста фигурки людей и животных, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания.

Роспись поделки и прорисовывание деталей также плодотворно сказываются на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Сегодня психологи активно используют лепку ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей. Именно творческие занятия, в частности лепка из соленого теста, способны помочь ребёнку гармонично и всесторонне развиваться.

Таким образом, тестопластика: способствует выражению чувств и эмоций детей; обучает специальным технологиям работы с пластическими материалами, стимулирует их к экспериментам с материалом, цветом; развиват мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции, речь, образное мышление; обеспечит условия для творческой самореализации, проявлению самостоятельности, инициативы; приобщат детей к миру искусства, формирует художественный вкус; развивает чувство формы, пропорций, цветоощущение. Одним словом помогает органично развиваться.

Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Введение Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы, списка приложений,.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста открывается многообразие игр: строительно - конструктивных ("Полет в космос", "Автобус") , народных.

12

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук.

И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Тестопластика выполняет следующие функции:

  • Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

123

Из истории тестопластики.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно доступно, очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране

Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

Из истории русской тестопластики.

На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Для окрашивания теста нужно приготовить пищевые красители или краски (гуашевые, акриловые). Удобнее сразу приготовить несколько цветов. Поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

233

Инструменты и дополнительные материалы

для тестопластики:

Скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

Автор: Зайцева Татьяна Юрьевна

Организация: МДОУ Д/с №102

Населенный пункт: г. Ухта

Данная программа составлена воспитателем второй младшей группы "Росток" Зайцевой Татьяной Юрьевной. Программа предназначена для кружковой работы в детском саду .Материал может быть использован воспитателями детских садов и педагогами учреждений дополнительного образования. Программа используется воспитателем на занятиях по тестопластике и включает в себя комплекс занятий на различные тематики.

Пояснительная записка.

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Преимущество соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

-легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

Цель :

развитие мелкой моторики руки средствами тестопластики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи :

- закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

- учить детей создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- развивать интерес к процессу и результатам работы;

- развивать интерес к коллективной работе.

- воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – не более 15 минут.

В основу программы положены принципы:

Ожидаемые результаты.

- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;

- повысятся технические навыки и умения;

- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;

- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающем миром.

Возраст детей : младший дошкольный возраст (3-4 года).

Сроки реализации : 1 год

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

4. Физическая пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Методические приемы:

- показ технологических приемов;

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;

- игровые приемы (приход героя и др.);

- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Оборудование:

- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).

- инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы:

Совместная деятельность педагога с детьми.

В результате реализации данной программы к концу года дети должны освоить следующие приемы лепки:

- скатывание прямыми движениями;

- скатывание круговыми движениями;

- соединение в виде кольца;

- защипывание края формы;

- лепка из нескольких частей;

- оттягивание части от основной формы;

- сглаживание поверхности формы;

- вдавливание для получения полой формы;

Вводное занятие:

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть

Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни. Цветное тесто, стек, семечки

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов (печати, формочки). Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. Цветное тесто, формочки, карандаш, пряжа для оформления подвески

Воспитывать художественный вкус. Цветное тесто-голубое, бусины, греющая свеча

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Цветное тесто, картонная заготовка

Украшение изделия из подручных средств Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфеттии др.) образ праздничной новогодней ёлки.

Бисер, клей ПВА, кисточка для клея, гель с блёстками

Украшение изделия из подручных средств Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфеттии др.) образ праздничной новогодней игрушки.

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Дать понятие цветовой контраст Гуашь, палитра, кисть №2

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д., использование природного материала (дроблённый горох). Развивать художественный вкус. Цветное тесто, горох, пряжа для подвески

Лепка весёлого клоуна Закрепляем умения и навыки различных способов лепки, учить передавать настроение средствами лепки Цветное тесто, стек

Рамка для фотографии

Лепка фона рамочки Закрепить все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях, Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Цветное тесто, картонная заготовка, стек

Лепка сюжетных деталей рамочки Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Развивать чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Рельефные пуговицы, старый фломастер

Методика диагностики развития навыков и умений работы с тестом

Цель: определить уровень развития навыков и умений у детей в работе с тестом.

Диагностика умений и навыков детей:

Умеет раскатывать комочки теста прямыми и круговыми движениями кистей рук

Читайте также: