Уместно ли нахождение льва на стене православного храма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос по истории:

Рассмотрите иллюстрацию на стр 116 и ответьте на вопросы 2) Уместно ли нахождение льва на стене православного храма?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 20.06.2018 19:22
  • История
  • remove_red_eye 12634
  • thumb_up 31
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику история России 6 класс Андреев, Федоров - ГДЗ к учебнику история России 6 класс Андреев, ответы к § 16-17 Культура Руси

§ 16-17. Культура Руси

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 116

1. Почему в начале XII в., с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?

Так до XI—XII вв. основным фактором единства Русской земли было родство князей. Они назначались на места и всегда готовы были откликнуться на просьбы соседей. Не смотря на то, что примерно с XII в. этот фактор исчез, осталась религиозная составляющая, христианская вера. Именно она стала фактором сплачивающим Русь - православная земля.

2. Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?

Развитие естественных наук было весьма слабо и все базировалось на знаковых и религиозных понятиях.

1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

Основной ролью народа и его духовных принципов было проповедование норм христианства, доброго отношения к близким, распространение веры в бога (Христа).

2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?

Животные были вполне реальными персонажами со своими знаковыми ролями в мифах и сказках. Они были образом или символом определенных умений, знаний, характера и поведенческих особенностей. Сильные животные такие как лев, медведь были животными представляющими власть и тех, кто мог диктовать свои условия, слабые же животные наоборот.

1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

В православном храме часто можно было найти ответы на насущные каждодневные вопросы, возникающие в жизни. Книги и религия направляла и подсказывала как быть.

2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?

Наружное оформление храма было невзрачным по нескольким причинам. Во-первых, не привлекать излишнее внимание богатствами. Второе, показать некую скромность. Однако внутри храма всегда были лучшие возможные иконы, убранства, фрески и кафедры. Это показывало отношение к религии, как к чему-то особенному, важному и нужному.

Вопросы и задания к параграфу 16-17

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

2. В тексте не названы: лисица, еж, куропатка, бобёр. Эти животные также являются представителями животной фауны Залесского края, страница 117.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

1. На иллюстрации мы видим символических животных (телец, лев, человек, орел). Это 4 символических животных - образа, которые представились пророку Иезекиль и Евангелисту Иоанну в своих видениях. В священном писании написано об основных четырех добродетелях: мудрость, храбрость, правда и искренность. Так человек это сознательное и мудрое. Лев – храбрость, Вол означает правду, из за того, что это жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту (искренность), потому парит высоко, ему открывается все для вида, от него ничего не скрыть.

2. Лев вполне уместен на стенах храма, так как является олицетворением храбрости и силы.

3. На готических церквях можно встретить фигуры горгулий и других мифических существ. Это связано с язычеством, с временами когда христианство еще не было так распространено. *Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. (*определение из энциклопедии).

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.

1) 1230 г. (Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском)
2) 1164 г. (Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире)
3) 1197 г. (Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире)
4) 1165 г. (Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир)
5) 1158 г. (Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

Русь и ее земли очень сплотила религия. Принятие сильной и полноценной религии позволило сохранить как государство само по себе, так и из за значительных территорий заметить некое разделение по культурным и торговым центрам. При этом такие торговые, ремесленные центры развивались порой обособленно, со своими культурными ценностями. Что относилось к особенностям той или иной местности.

Мнение историка, страница 124

1. Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?

Первое, иконописец молился по нескольким причинам. Во-первых, чтобы писать иконы в особом расположении духа, чтобы икона удалась, чтобы образ получился наиболее удачным. Во-вторых, чтобы писать его так, чтобы он наставлял, вдохновлял, чтобы через образ шла энергия и информация, ведь он был своего рода посланником.

Иконописцы не подписывали свою работу по причине того, что негоже восхвалять свое имя наряду с тем, что создаешь вечное и божественное. Не место земному на холсте святом. Это было своего рода проявление скромности и сдержанности.

Западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы.
Общее: и иконы и картины пишутся на божественные сюжеты и изображают святых.
Отличие: иконы пишутся по строгим правилам, они канонизированы. Картины, хотя и пишутся на сюжеты из Библии, отражают, прежде всего, авторский взгляд.

В целом современному неподготовленному человеку бывает не всегда легко понять сюжет. Дело в подготовке и знаниях, ведь не многие изучают и знают библию и сюжеты из нее. Отсюда может возникнуть видение картинки, но не понимания ее особенностей.

Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

После распада Древней Руси продолжается развитие отдельных регионов. Все эти земли все также объединяет религия, общие черты культуры. Однако некоторые из особенностей культурных ценностей формируются в конкретных землях, регионах. таким образом продолжается развитие, которое привело к особенностям великой русской культуры.

Ответ: До рубежа XI—XII вв. Русская земля находилась в общем управлении князей — родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию, центр управления которой находился в Киеве. Благодаря этому продолжало бытовать представление о Русской — православной — земле.

Вопрос: Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?

Ответ: Все представления человека о мире и об обществе основывались на христианской традиции.

Вопрос: Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

Ответ: На народ Руси легла особая миссия — спасение всего христианского люда. Чтобы выполнить её, надо было хранить православную веру, соблюдать Божьи заповеди — тогда в день Страшного суда будет получено высшее оправдание от Спасителя.

Вопрос: Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?

Ответ: К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием. Все животные и их свойства — реальные или вымышленные — рассматривались с точки зрения нравоучительного смысла, заключённого в них. Так, лев был символом земной власти и могущества, олицетворением воли, справедливости, воплощением законов Неба на земле. Приблизительно также воспринимались древнерусскими книжниками камни и растения, их природа, свойства и качества.

Вопрос: Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

Ответ: Образ мира, который был своим для человека средневековой Руси, сохранил православный храм. Он был своеобразным зеркалом мира, отображал внутренний, потаённый смысл земных вещей, явлений и событий.

Вопрос: Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?

Ответ: Наружное оформление храма — его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

Ответ: На стене храма изображены животные, наделенные символическими значениями (телец, лев, человек, орел) – четыре символических образа, которые видели пророк Иезекиль и Евангелист Иоанн в своих видениях. Согласно священному писанию, это изображение четырех основных добродетелей: мудрость, храбрость, правда и чистота. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, которые являются олицетворением чистоты. 2) В связи с тем, что животные наделяются символическим значением, характерным для христианство, то и нахождение изображения льва на стене храма – это обычное явление для православных храмов. 3) Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах готических храмов Западной Европы. Двоеверие – это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Отражением этого является изображение животных и мифических существ на фасаде храмов.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

Мнение историка (стр. 124)

Вопрос: Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?

Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. Картина же, даже на религиозный библейский сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, картина передает его мироощущение. Картина – средство для общения с автором, его идеями и переживаниями.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор. (стр. 125)

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

Прекратила ли своё существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?


1. Начало формирования общерусской культуры.

Древнерусские удельные княжества и земли развивались самостоятельно, но в культурном отношении они всё больше напоминали друг друга. Важную роль в этом играло распространение христианского мировоззрения. В середине XII—XV вв. на основе местных традиций начинает формироваться единая общерусская культура.

До рубежа XI—XII вв. Русская земля находилась в общем управлении князей-родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию, центр управления которой находился в Киеве. Благодаря этому продолжало бытовать представление о Русской — православной — земле.

Влияние церкви на Руси было чрезвычайно велико. Церковное законодательство, библейские заповеди регулировали повседневную жизнь древнерусского человека от рождения до смерти.


Спас Нерукотворный.

Икона второй половины XII в.

Все представления человека о мире и об обществе основывались на христианской традиции.

1. Почему в начале XII в., с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?

2. Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?


Деталь фриза Дмитриевского собора во Владимире

Животный мир представлялся людям полным тайн и загадок. Невиданные звери и птицы обитали в заморских странах. О них рассказывали иноземные книги, а богатое воображение дорисовывало картину. Каждое животное, будь то сверхъестественное создание (единорог, кентавр, феникс), экзотический зверь далёких стран (слон, лев) или хорошо знакомое существо (лисица, ёж, куропатка, бобр), наделялось символическими значениями, причём значений, зачастую противоположных, могло быть несколько.

К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием. Все животные и их свойства — реальные или вымышленные — рассматривались с точки зрения нравоучительного смысла, заключённого в них. Так, лев был символом земной власти и могущества, олицетворением воли, справедливости, воплощением законов Неба на земле. Приблизительно также воспринимались древнерусскими книжниками камни и растения, их природа, свойства и качества.

1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?

Георгий является символом воинства Христова, которое, опираясь на правую веру (её символизирует белый конь), ведёт непримиримую и неустанную борьбу с дьявольскими силами (змий — символ дьявола, а копьё в руках святого — символ победы над Сатаной). Эти образы дополнены и развиты символикой цвета. Белый цвет коня — цвет чистоты, символ всепобеждающего Святого Духа. Кроваво-красный цвет плаща святого Георгия соответствует цвету рубина, символизировавшего силу. Тёмнокрасный же цвет змия связывался с Антихристом.


Чудо Георгия о змие. Икона конца XV в.


Люди того времени любили перечитывать уже известные им произведения. Поэтому древнерусские литературные сборники оставались неизменными на протяжении столетий. Даже когда древнерусский автор создавал новое произведение, он обязательно включал в него уже известные читателю тексты.

4. Православный храм как образ мира древнерусского человека. Образ мира, который был своим для человека средневековой Руси, сохранил православный храм. Он был своеобразным зеркалом мира, отображал внутренний, потаённый смысл земных вещей, явлений и событий.

Кому из нас придёт в голову, разглядывая причудливых грифонов или добродушных, спящих с открытыми глазами львов на стенах храма Покрова на Нерли, Дмитриевского собора во Владимире или Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, что перед нами — образы Богородицы и Иисуса Христа?

Внешние украшения фасада храма делят его поверхность на три яруса, или регистра. Каждый ярус символизировал свой уровень восхождения от грешной земли к небу: нижний — землю (здесь изображали злые силы, которым запрещался доступ внутрь храма и на верхние части его стен, либо образы растительного мира); средний — мир Божества в его единстве с людьми (здесь изображали Бога или его посланников); верхний, третий ярус обозначал божественное небо (он либо оставался пустым, либо заполнялся изображениями Бога и выдающихся церковных деятелей). Высший и наиболее ёмкий символ христианства, венчавший купол храма, — крест.


Дмитриевский собор во Владимире


Церковь Покрова на Нерли


Деисус и пророческий ряд иконостаса

Наружное оформление храма — его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.

Стены, столпы, поддерживающие купол, и особые преграды делят храм на притвор, корабль и алтарь.

Притвор — западная часть храма, отделённая от средней (собственно храма) глухой стеной. В притвор могли входить даже те, кому запрещался вход в основную часть храма, — иноверцы и еретики. Корабль (неф) — центральная часть храма — символизирует видимое небо. Его название связано с представлением, что церковь, подобно кораблю, влечёт верующего по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Алтарь — самая главная, восточная часть храма — отделяется от нефа специальной преградой. На ней обычно располагается иконостас.

Человек, входивший в храм, по мере продвижения к алтарю повторял весь путь человечества — от сотворения мира до Рождества и крестных мук Спасителя, от Его воcкресения до Страшного суда, изображение которого располагалось на западной стене центрального нефа. Находясь как бы между прошлым и будущим, вошедший в храм решал вопросы своей текущей жизни.


Схема устройства православного храма

Выступающее вперёд возвышение, на котором помещаются алтарь и иконостас, — солея.

Если в притвор и неф храма может войти каждый, то в алтарь миряне, как правило, не допускаются (для женщин это вообще исключено).

То, что алтарь устроен на возвышении, имеет не только символический, но и практический смысл: всем должно быть слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Посредине алтаря расположен престол — главная принадлежность христианского храма, прикасаться к которому может только священник. Часто в одном храме бывает несколько престолов, которые располагаются в особых алтарях — приделах. Каждый из них, как и отдельный престол, освящается в честь своего святого или события Священной истории. Но весь храм именуется по главному, центральному престолу.

1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?

Вопросы и задания

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.

1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 116 и ответьте на вопросы.

1) Опишите её, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождение льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, со следующими событиями: 1) начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве-Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.

4. Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Прекратила ли своё существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

A. Единая русская культура не успела сформироваться до удельного периода, это была языческая культура отдельных славянских союзов племён.

Б. Политический распад в удельный период привёл и к распаду единой русской культуры, культурной изоляции отдельных земель.

B. Русская культура не только сохранила свою общность, но и стала развиваться по-своему в каждой земле.

«В. святом горении России — вся тайна древних иконописных красок. Ряд. примеров показывает нам, как иконописец умеет красками отделить два плана существования — потусторонний и здешний.

Великие художники нашей древней иконописи были. без сомнения, тонкими и глубокими наблюдателями неба в обоих значениях этого слова. Одно из них, небо здешнее, открывалось их телесным очам; другое, потустороннее, они созерцали очами умными.


Ангел Златые Власы. Новгородская икона XII в.


Устюжское Благовещение. Новгородская икона XII в.

1. Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чём различия?

ИТОГИ ГЛАВЫ III

В XII в. единое Древнерусское государство распалось на отдельные земли и княжества, или уделы. В трёх крупнейших регионах — Южной, Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в течение XII—XIV вв. начало формироваться три типа государственности: монархия с большой ролью боярства в жизни общества (на юге), монархия с главенствующей ролью князя (на северо-востоке) и боярская аристократическая республика (на северо-западе).

Основным фактором, сплачивавшим Русь в этот период, было религиозное единство. Все русские земли входили в единую церковную организацию, управлявшуюся из Киева. Христианство сыграло решающую роль в формировании на основе местных традиций единой общерусской культуры.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор.

Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

A. Древняя Русь не изменилась в удельный период, её развитие по-прежнему было достаточно медленным.

Б. Древняя Русь после распада единого государства продолжала развиваться, её отличительной чертой стало многообразие во всём — в политике, хозяйственной жизни, культуре.

B. Древняя Русь разделилась на две части: княжества и земли Северной Руси развивались поступательно, княжества Южной Руси пришли в упадок.

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Южные соседи Киевской Руси — половцы. Многообразие отношений: от войны до мира.

2. Города, основанные Юрием Долгоруким, на исторической карте.

3. Как разбогател Великий Новгород. Новгородская экономика и люди, её создавшие.

Читайте также: