Какие этапы можно выделить в развитии географической науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

С учётом исторического хода географических открытий, развития идей и знаний в географии история этой науки подразделяется на несколько этапов.

Средневековый этап. В этот период география, как и многие науки, в большей степени развивалась на Востоке, в частности, в Средней Азии, Египте, Персии. В географии получили развитие краеведение, картография, геодезия. Мухаммад ибн Муса aль-Хорезми в IX веке доказал шарообразность Земли и очень точно вычислил размеры земного шара. Его научный турд "Сурат-аль-Арз” положил начало науке географии на Востоке.

Особая заслуга в развитии географии принадлежит Абу Райхану Беруни. Он считается автором 22 трудов географического содержания, из которых 12 посвящены геодезии, 4 - картографии, по 3 климатологии и минералогии. Созданный им глобус с изображением Северного полушария наглядно показывал шарообразность Земли, был источником научных знаний о природе Северного полушария планеты. Беруни, в отличие от античных учёных, больше склонялся к гелиоцентрической системе мира.

Основные результаты данного этапа: уточнены сведения о форме и размерах Земли, заложены основы таких наук, как геодезия, картография, гидрология, климатология, написаны крупные научные труды по краеведению и страноведению, положено начало развитию географии на Востоке.

Этап Великих географических открытий. Во 2-ой половине XV века в Европе проявляется большой интерес к поискам морского пути в Индию и Китай. Это стало предпосылкой эпохи Великих географических открытий, которые шли в трёх направлениях: 1)южном – вдоль берегов Африки; 2)западном – через Атлантический океан; 3)северном – в сторону холодных северо-восточных территорий Евразии.

В 1498 году экспедиция португальца Васко да Гамы, обогнув Африку, открыла морской путь из Европы в Индию. В 1519-1521 годах испанская экспедиция под командованием португальца Фернана Магеллана совершила первое в истории кругосветное плавание. В результате была подтверждена шарообразность Земли и стала очевидна целостность Мирового океана.

В XVI веке несколько английских и голландских мореплавателей предприняли попытки открыть морские пути из Европы в Индию и Китай в северо-западном и северо-восточном направлениях. В результате были изучены северные берега Северной Америки и Евразии, открыты расположенные вблизи них острова. Было положено начало исследованиям природы внутренних районов Северной Америки. Однако морские пути в Азии в этом направлении не были еще открыты и освоены.

С конца XVI столетия началось изучение европейцами территорий в Южной Азии, Австралии и Океании. В 1605 году голландский путешественник Виллем Янсзон открыл материк Австралия. Позже, в 1641-1643 годах, А.Тасман проплыл вокруг материка.

На этом этапе обширные территории на севере и северо-востоке Евразии исследовали, нанесли на карту и описали русские землепроходцы.

Основные результаты данного этапа: открытие Северной и Южной Америки, Австралии; практическое доказательство шарообразности Земли и единства Мирового океана; открытие неизвестного ранее европейцам Тихого океана и выяснение того, что большую часть земной поверхности занимает не суша, а океан.

Этап формирования научной географии. В XVII веке в развитии многих наук был достигнут прогресс. Стали снаряжаться крупные целенаправленные географические экспедиции. Важнейшие из них - русская экспедиция 1725–1741 годов под предводительством В.Беринга и А.Чирикова, французская экспедиция 1785–1788 гг. под руководством Ж.Лаперуза и 3 кругосветных плавания под командованием английского мореплавателя Дж.Кука в 1768–1779 годах. В ходе этих экспедиций были исследованы Курильские острова, Камчатка и Чукотка, северные берега Азии, внутренние районы Африки и Южной Америки, восточное побережье Австралии, острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Южная Георгия, Гавайи, острова Общества, острова Кука и другие.

По мере накопления знаний о внутреннем строении Земли и тектонических движениях из географии в качестве отдельной науки выделилась геология. Расширение знаний о рельефе земной поверхности, поверхностных и подземных водах, атмосферных явлениях, растениях способствовало формированию таких географических наук, как геоморфология, гидрология, метеорология и геоботаника. На этом этапе научные труды по географии были посвящены в основном описанию и картографированию природных условий исследованных территорий.

Основные результаты данного этапа: на научной основе исследованы различные части мира; созданы новые научные теории и гипотезы; предложены новые картографические проекции и способы изображения рельефа на картах; написаны крупные научные труды, в науке географии получили развитие некоторые самостоятельные дисциплины.

Развитие географии в XIX веке и 1-ой половине XX века. На этом этапе начали создаваться национальные географические общества, в частности, в Франции (1821), Германии (1828), Великобритании (1830), России (1845). В 1897 году был основан Туркестанский филиал Русского географического общества в Ташкенте. Были осуществлены масштабные научные экспедиции. В 1821 году экспедицией Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева была открыта Антарктида. В 1823–1825 гг. О.Коцебу в ходе кругосветного плавания исследовал формирование коралловых островов, а физик Э.Ленц впервые применил для измерения глубины прибор батометр. Д.Ливингстон в течение десятилетий изучал внутренние районы Африки. П.П.Семёнов-Тяншанский провёл первые крупные научные исследования внутренних районов Средней Азии. Р.Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а Р.Амундсен в 1911 году - Южный.

А.Гумбольдт в ходе своих путешествий по Европе, Америке, Азиатской части России собрал огромный материал о природе Земли. Он открыл закономерность широтной зональности и высотной поясности растительного покрова. Эти сведения обобщены в фундаментальных многотомных трудах "Картины природы”, "Космос”. Гумбольдт, рассматривая природу как целостную, непрерывно развивающуюся по определённым закономерностям систему, положил начало новой географии. Задачами географии стали изучение природы в целостности и развитии, выявление и объяснение закономерностей природы, определение взаимосвязей между природными явлениями.

Ч.Лайелем была разработана теория развития земной коры. В.В.Докучаев создал учение о географической зональности, А.А.Григорьев - учение о географической оболочке, В.И.Вернадский - учение о биосфере.

Современный этап. География интенсивно развивается под воздействием научно-технического прогресса. Основная особенность развития географии на современном этапе - это широкое применение в географических исследованиях моделирования и эксперимента, геоинформационных систем, компьютерных технологий, космических методов. С помощью космических методов были обнаружены кольцевые структуры земной коры, кольцевые движения в атмосфере и океане, вертикальный обмен водных масс в океане. Воздействие человека на природу усилилось, выйдя за пределы географической оболочки. Это обуславливает развитие географических исследований не только локальных и региональных явлений, но и процессов глобального масштаба.

Появляются новые направления географической науки. Например, в составе ландшафтоведения сформировались прикладное и антропогенное ландшафтоведение. Возникают научные направления и на стыке разных областей науки. Например, на стыке географии и медицины сформировалась медицинская география, на стыке географии, истории и языкознания развивается наука о географических названиях - топонимика.

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.

1.Физи́ческая геогра́фия — система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей — природно-территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального размещения общества, рационального природопользования и географического прогноза. Физическая география является частью географии и естествознания.
2.Социально-экономическая география — система географических наук, изучающая территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Подразделяется на экономическую, социальную, политическую и географию культуры
3.Роль картографии очень важна в современном мире, хотя картография как наука появилось еще в глубокой древности. В основном картография выполняет две основные функции. Во-первых, благодаря картографии составляться различные карты, которые помогают ориентироваться. Во-вторых, сегодня основываясь на картографии, создают масштабные виртуальные проекции.
1)1. Представления первобытных народов (до четвертого тысячелетия до н. э. )

2. География в эпоху рабовладельческого строя (четвертое тысячелетие до н. э. – II в. н. э. )

3. География средневековья и периода подготовки Великих географических открытий (II-ХV вв. )

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий.

1 этап. Античный

Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека.

Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.

Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес. Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде.

Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах.

В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.).

2 этап. Этап обобщения знаний о Земле

После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе не объединялись. Только в XIII в. купцы и миссионеры достигли Китая. В то время мусульманские ученые и византийские монахи сохраняли античные знания о Земле, поэтому на несколько столетий центр географической мысли переместился на Восток.

В средневековой Европе произведения древнегреческих географов были надолго забыты. Натуральному хозяйству феодалов требовались лишь знания об ограниченной территории. Однако с течением времени появилась потребность в расширении торговли, а это значит и в географических знаниях.

3 этап. География в эпоху Великих географических открытий.

К XV столетию центр географической мысли вновь переместился на Запад – в Европу.

Благодаря океанским экспедициям человек одним взглядом охватил планету и результаты своих познаний зафиксировал на глобусах и картах. В это время были открыты морской путь в Индию (Марко Поло), открыты новые части света - Америка (Колумб), Австралия (Кук), совершено первое кругосветное путешествие (Магелан). В промежуток между смертью Магеллана в 1521 г. на Филиппинах и гибелью Кука в 1779 г. на Гавайях основная часть географических исследований касалась уточнения очертаний берегов новых земель. На протяжении всей эпохи Великих географических открытий ученые пытались отделить правдивое описание материков от фантастических объяснений.

В конце эпохи Великих географических открытий начинается становление нового этапа развития географии. Ученые пытаются систематизировать и теоретически объяснить огромное количество новых опытных, эмпирических фактов, сведений о нашей планете. Географы начали задумываться и над тем, как должно происходить исследование неизвестного. Новый этап развития географического знания возник на фоне научной революции XVII в.

4 этап. География Нового времени.

В Новое время география вступает в следующий этап своего развития. Это период широкого обобщения богатого фактического материала, собранного на протяжении столетий. В конце XVIII в. в Западной Европе появились условия для синтеза географических знаний.

Научная географическая школа в России берет начало с соратника Петра I В. Н. Татищева (1686–1750 гг.) и М. В. Ломоносова (1711 – 1765 гг.). В XVIII в. началась интенсивная колонизация обширных земель России от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

На фоне научной революции XIX в. возникли основы новой географии. Они были заложены в работах А. Гумбольдта, К. Риттера.

5 этап. Современная география

В это время происходило выделение из географии отдельных ветвей. Причиной этому были успехи экспериментальной науки столетия. Достижения физики и химии привели к тому, что природные процессы стали изучаться в лабораторных условиях. Полученные при этом результаты распространялись на широкий круг объектов. К концу XIX в. накопилось такое количество географических знаний, что возникла необходимость оформления самостоятельных географических наук, каждая из которых изучала бы определенный компонент природы.

После смерти Гумбольдта и Риттера география Запада переживала кризис. Центр географической мысли переместился в Россию.

Вторая половина XIX в. знаменательна огромным числом ярких работ в географической науке. П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Докучаев, Д. Н. Анучин, А. И. Воейков создали основу географической науки в России. П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший с 1871 по 1914 г. Русское географическое общество, составил Н. Н. Пржевальскому программу изучения Центральной Азии, а Н. Н. Миклухо-Маклаю – Новой Гвинеи.

6 этап. Современный этап исследования природно-территориальных и территориально-хозяйственных систем.

Значительными научными работами в XX в. выделяются школа Берга – Борзова в физической географии, биогеографическая школа Сукачева, географо-геохимическая школа Вернадского – Полынова, экономико-географическая школа Баранского – Колосовского и др.

Большой вклад в развитие географии внес С. Д. Муравейский – выдающийся гидролог. Становление современной социально-экономической географии связано с именами Н. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий.

1 этап. Античный

Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека.

Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.

Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес. Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде.

Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах.

В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.).

2 этап. Этап обобщения знаний о Земле

После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе не объединялись. Только в XIII в. купцы и миссионеры достигли Китая. В то время мусульманские ученые и византийские монахи сохраняли античные знания о Земле, поэтому на несколько столетий центр географической мысли переместился на Восток.

В средневековой Европе произведения древнегреческих географов были надолго забыты. Натуральному хозяйству феодалов требовались лишь знания об ограниченной территории. Однако с течением времени появилась потребность в расширении торговли, а это значит и в географических знаниях.

3 этап. География в эпоху Великих географических открытий.

К XV столетию центр географической мысли вновь переместился на Запад – в Европу.

Благодаря океанским экспедициям человек одним взглядом охватил планету и результаты своих познаний зафиксировал на глобусах и картах. В это время были открыты морской путь в Индию (Марко Поло), открыты новые части света - Америка (Колумб), Австралия (Кук), совершено первое кругосветное путешествие (Магелан). В промежуток между смертью Магеллана в 1521 г. на Филиппинах и гибелью Кука в 1779 г. на Гавайях основная часть географических исследований касалась уточнения очертаний берегов новых земель. На протяжении всей эпохи Великих географических открытий ученые пытались отделить правдивое описание материков от фантастических объяснений.

В конце эпохи Великих географических открытий начинается становление нового этапа развития географии. Ученые пытаются систематизировать и теоретически объяснить огромное количество новых опытных, эмпирических фактов, сведений о нашей планете. Географы начали задумываться и над тем, как должно происходить исследование неизвестного. Новый этап развития географического знания возник на фоне научной революции XVII в.

4 этап. География Нового времени.

В Новое время география вступает в следующий этап своего развития. Это период широкого обобщения богатого фактического материала, собранного на протяжении столетий. В конце XVIII в. в Западной Европе появились условия для синтеза географических знаний.

Научная географическая школа в России берет начало с соратника Петра I В. Н. Татищева (1686–1750 гг.) и М. В. Ломоносова (1711 – 1765 гг.). В XVIII в. началась интенсивная колонизация обширных земель России от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

На фоне научной революции XIX в. возникли основы новой географии. Они были заложены в работах А. Гумбольдта, К. Риттера.

5 этап. Современная география

В это время происходило выделение из географии отдельных ветвей. Причиной этому были успехи экспериментальной науки столетия. Достижения физики и химии привели к тому, что природные процессы стали изучаться в лабораторных условиях. Полученные при этом результаты распространялись на широкий круг объектов. К концу XIX в. накопилось такое количество географических знаний, что возникла необходимость оформления самостоятельных географических наук, каждая из которых изучала бы определенный компонент природы.

После смерти Гумбольдта и Риттера география Запада переживала кризис. Центр географической мысли переместился в Россию.

Вторая половина XIX в. знаменательна огромным числом ярких работ в географической науке. П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Докучаев, Д. Н. Анучин, А. И. Воейков создали основу географической науки в России. П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший с 1871 по 1914 г. Русское географическое общество, составил Н. Н. Пржевальскому программу изучения Центральной Азии, а Н. Н. Миклухо-Маклаю – Новой Гвинеи.

6 этап. Современный этап исследования природно-территориальных и территориально-хозяйственных систем.

Значительными научными работами в XX в. выделяются школа Берга – Борзова в физической географии, биогеографическая школа Сукачева, географо-геохимическая школа Вернадского – Полынова, экономико-географическая школа Баранского – Колосовского и др.

Большой вклад в развитие географии внес С. Д. Муравейский – выдающийся гидролог. Становление современной социально-экономической географии связано с именами Н. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.

История науки – особая отрасль научного знания, которая анализирует факты, гипотезы, теории, учения, относящиеся к разным периодам. Исторический процесс развития всех наук имеет сходные черты: наука, как правило, отражает особенности жизни общества в данный период; развитие научного знания идет по спирали, каждый виток которой – это сбор фактов и их обобщение на уровне, соответствующем данной эпохе; в науках протекают процессы дифференциации и интеграции; глубина теоретической мысли зависит как от качества и количества фактов, так и от влияния философских учений, которые определяют методологию частной науки; по мере накопления научных знаний возрастает взаимное влия­ние наук.

История географии — это сложная наука, требующая от исследователя не только глубоких географических знаний, но и большой эрудиции в вопросах истории и истории философии. Не случайно капитальные работы по истории географии (включая историю географических идей) принадлежат таким крупным ученым, как Д. Н. Анучин, Л. С. Берг, В. А. Обручев, О. Пешель, К. Риттер, П. П. Семенов и др., а обстоятельные сводки составлены М. С. Боднарским, В. А. Есаковым, А. Б. Дитмаром, А. Г. Исаченко, И. П. Магидовичем и др.

§ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ
ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Конечно, наши пращуры были прагматиками: приобретать географические знания их заставляла жизненная необходимость. Прежде всего это были знания о местоположении от­дельных территорий, которые использовались в хозяйственных целях. Так, охотникам надо было знать и уметь находить места, богатые дичью, рыболовам – богатые рыбой. Когда люди занялись производящей деятельностью (скотоводство, земледелие), значение географического знания повысилось: Кочевым племенам нужны были удобные для пастбища места, укрытия для скота. Не случайно современные скотоводы – арабы, туркмены, казахи и др. – оперируют большим числом названий, характеризующих качество пастбищных угодий. Еще более дифференцированно человек стал оценивать местности, когда начал заниматься земледелием. Первоначально оно было подсечным, т.е. выжигался лес и на его месте устраивалось поле. Существовало оно недолго – почва теряла плодоро­дие (удобрений люди не знали) и забрасывалась земледель­цами. Так были выжжены значительные площади леса в тро­пической зоне и умеренном поясе. Характерно, что места старых подсек запоминались и сведения о них передавались потомкам. Кроме того, земледельцы хорошо, знали места, где можно было устроить новое поле.




Неоднократно отмечал большую наблюдательность представителей племени папуа Н. Н. Миклухо-Маклай.

Приходится поражаться, как жители Океании переплывали открытые (без островов) участки океана, руководствуясь положением звезд и правильными линиями, образованными волнением, которые они пересекали под определенным углом. Знаменитый ученый Тур Хейердал повторил отдельные марш­руты древних мореплавателей, доказав их возможность даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Никогда не терялись, хорошо ориентировались и всегда умело находили путь и древние обитатели влажнотропических лесов, степей, тундры. Об этом свидетельствуют современные путешественники, ко­торые общались с их далекими потомками.

§ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ДРЕВНИХ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДОВ

К очагам древней цивилизации на Востоке относятся пре­жде всего Вавилония, Египет и Древний Китай. О географи­ческих познаниях древних культурных восточных народов можно судить по письменным источникам. Известно, что ими была изобретена письменность — сначала клинопись и иероглифы, потом алфавит. Таким образом, достоверные географи­ческие сведения дошли до нас начиная с IV-III тысячелетия до н. э. (знаменитый французский ученый Ж. Ф. Шампольон еще в прошлом веке первым расшифровал древнюю египетскую письменность). Кроме сказаний о путешествиях сохранились древнейшие карты и планы. Так, существуют план Вавилона — этого процветавшего в XIX-VI вв. до н. э. города-государства на р. Евфрате, карта золотоносных областей, рас­положенных между Нилом и Красным морем, карта мира на глиняной дощечке и др.

Древние египтяне, жившие в бассейне р. Нила, имели пред­ставления о восточном береге Средиземного моря, открыли Синайский полуостров, плавали по Красному морю. На юге они дошли до Нубии, видимо, до первого притока Нила – р. Амбары, подчинив себе эту территорию. На западе они про­никли в Ливийскую пустыню, а на севере, вероятно, в Эгейское море. Представления о западной части Средиземного моря у них, судя по всему, не было. Египтянин Синухит совершил путешествие на восток, по Южной Азии.

Древние финикийцы, жившие на небольшом пространстве восточного побережья Средиземного Моря между морем и Ливанскими горами, тоже были отважными мореплавателя­ми. Кроме Средиземного моря, которое они хорошо знали, у них было представление о Красном море и Персидском за­ливе. В VI в. до н. э. финикийцы по инициативе египетского фараона Нехо II совершили трехлетнее путешествие вокруг Аф­рики. В V в. до н. э. посланец Карфагена Ганнон возглавил морскую экспедицию в Западную Африку, видимо, дойдя до берегов Сьерра-Леоне.

Большого развития культура и наука достигли в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, где на протяжении многих веков существовали два государства: Вавилон на юге и Ассирия на севере. Для этих царств характерны строитель­ство огромных каменных зданий, бассейнов, оросительных систем, активная торговля, развитое земледелие и животно­водство.

Торговля, как известно, является хорошим стимулом по­знания других стран, установления с ними культурных и иных контактов. Она приводит и к накоплению географических зна­ний. Иногда аналогичную роль играют и военные походы, осо­бенно когда в них принимают участие ученые, а военачальники образованны и любознательны. Вавилоняне торговали с народа­ми, жившими в глубине Иранского нагорья, к востоку от Каспийского моря, а возможно, и с Индией. Ассирийцы много воевали: они победили Элам — южную провинцию современ­ного Ирана, нападали на мидян, живших по берегам Каспий­ского моря, завоевали Израиль. Имели они связи и с Урарту — государством, располагавшимся на Армянском нагорье, и с Фи­никией. Первые представления о Каспийском море, зафиксирован­ные в источниках, относятся к VI в. до н. э. Уже древние персы рассматривали его как огромное озеро. Преодолев Копетдаг, они проникли в Среднюю Азию — в пустыню Каракумы, верхо­вья Сырдарьи, Ферганскую котловину и др. Известно также, что древние персы, преодолев Гиндукуш, вышли в бассейн Инда. Все эти походы снаряжались с целью захватить территорию соседних и даже отдаленных стран. Древние персы организо­вывали и морские экспедиции. Наиболее интересными считают­ся результаты экспедиции Скилака Карнадского, который, спустившись по Инду и пройдя Аравийским морем, вошел в Красное море и закончил свое путешествие в Суэцком заливе. Очаг высокоразвитой цивилизации древних китайцев распо­лагался на северо-востоке Китая, в бассейне Хуанхэ. Геогра­фический кругозор китайцев был достаточно широк. Это было связано с расширением границ государства на восток и запад, установлением торговых отношений с соседними странами, а также с тем вниманием, какое уделялось ими географиче­ским описаниям и составлению карт. Движение китайцев на восток началось за 1000 лет до н. э. Они вышли к Тихому оке­ану, плавали по окраинным морям, открыли японские острова Хонсю, Кюсю, Сикоку, были на корейском побережье и во Вьет­наме. На западе границы Китайского государства доходили до Тибетского нагорья.

Долгое время китайцы не имели достаточных сведений о краях, расположенных на северо-запад от Китайского госу­дарства, т. е. о Центральной и Средней Азии. Первым побывал там известный путешественник и посол Чжан-Цань. Он обо­гнул Памир, познакомился с реками Амударья и Сырдарья, окраиной пустыни Такла-Макан и другими районами. По пути, проложенному путешественником, в дальнейшем устремились купцы, установившие тесные торговые связи с народами Сред­ней, а потом и Западной Азии. Наладились также связи между Китаем и Индией.

Значение сведений, добытых древними китайцами, трудно переоценить: задолго до новой эры они имели правильное (по тем временам) представление о географических особенностях Азии, составили уникальные описания и карты. Только изоли­рованность Китая не позволила европейцам в древнее время и средние века познакомиться с этими материалами.

Глава 2

История науки – особая отрасль научного знания, которая анализирует факты, гипотезы, теории, учения, относящиеся к разным периодам. Исторический процесс развития всех наук имеет сходные черты: наука, как правило, отражает особенности жизни общества в данный период; развитие научного знания идет по спирали, каждый виток которой – это сбор фактов и их обобщение на уровне, соответствующем данной эпохе; в науках протекают процессы дифференциации и интеграции; глубина теоретической мысли зависит как от качества и количества фактов, так и от влияния философских учений, которые определяют методологию частной науки; по мере накопления научных знаний возрастает взаимное влия­ние наук.

История географии — это сложная наука, требующая от исследователя не только глубоких географических знаний, но и большой эрудиции в вопросах истории и истории философии. Не случайно капитальные работы по истории географии (включая историю географических идей) принадлежат таким крупным ученым, как Д. Н. Анучин, Л. С. Берг, В. А. Обручев, О. Пешель, К. Риттер, П. П. Семенов и др., а обстоятельные сводки составлены М. С. Боднарским, В. А. Есаковым, А. Б. Дитмаром, А. Г. Исаченко, И. П. Магидовичем и др.

§ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ
ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Конечно, наши пращуры были прагматиками: приобретать географические знания их заставляла жизненная необходимость. Прежде всего это были знания о местоположении от­дельных территорий, которые использовались в хозяйственных целях. Так, охотникам надо было знать и уметь находить места, богатые дичью, рыболовам – богатые рыбой. Когда люди занялись производящей деятельностью (скотоводство, земледелие), значение географического знания повысилось: Кочевым племенам нужны были удобные для пастбища места, укрытия для скота. Не случайно современные скотоводы – арабы, туркмены, казахи и др. – оперируют большим числом названий, характеризующих качество пастбищных угодий. Еще более дифференцированно человек стал оценивать местности, когда начал заниматься земледелием. Первоначально оно было подсечным, т.е. выжигался лес и на его месте устраивалось поле. Существовало оно недолго – почва теряла плодоро­дие (удобрений люди не знали) и забрасывалась земледель­цами. Так были выжжены значительные площади леса в тро­пической зоне и умеренном поясе. Характерно, что места старых подсек запоминались и сведения о них передавались потомкам. Кроме того, земледельцы хорошо, знали места, где можно было устроить новое поле.

Неоднократно отмечал большую наблюдательность представителей племени папуа Н. Н. Миклухо-Маклай.

Приходится поражаться, как жители Океании переплывали открытые (без островов) участки океана, руководствуясь положением звезд и правильными линиями, образованными волнением, которые они пересекали под определенным углом. Знаменитый ученый Тур Хейердал повторил отдельные марш­руты древних мореплавателей, доказав их возможность даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Никогда не терялись, хорошо ориентировались и всегда умело находили путь и древние обитатели влажнотропических лесов, степей, тундры. Об этом свидетельствуют современные путешественники, ко­торые общались с их далекими потомками.

§ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ДРЕВНИХ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДОВ

К очагам древней цивилизации на Востоке относятся пре­жде всего Вавилония, Египет и Древний Китай. О географи­ческих познаниях древних культурных восточных народов можно судить по письменным источникам. Известно, что ими была изобретена письменность — сначала клинопись и иероглифы, потом алфавит. Таким образом, достоверные географи­ческие сведения дошли до нас начиная с IV-III тысячелетия до н. э. (знаменитый французский ученый Ж. Ф. Шампольон еще в прошлом веке первым расшифровал древнюю египетскую письменность). Кроме сказаний о путешествиях сохранились древнейшие карты и планы. Так, существуют план Вавилона — этого процветавшего в XIX-VI вв. до н. э. города-государства на р. Евфрате, карта золотоносных областей, рас­положенных между Нилом и Красным морем, карта мира на глиняной дощечке и др.

Древние египтяне, жившие в бассейне р. Нила, имели пред­ставления о восточном береге Средиземного моря, открыли Синайский полуостров, плавали по Красному морю. На юге они дошли до Нубии, видимо, до первого притока Нила – р. Амбары, подчинив себе эту территорию. На западе они про­никли в Ливийскую пустыню, а на севере, вероятно, в Эгейское море. Представления о западной части Средиземного моря у них, судя по всему, не было. Египтянин Синухит совершил путешествие на восток, по Южной Азии.

Древние финикийцы, жившие на небольшом пространстве восточного побережья Средиземного Моря между морем и Ливанскими горами, тоже были отважными мореплавателя­ми. Кроме Средиземного моря, которое они хорошо знали, у них было представление о Красном море и Персидском за­ливе. В VI в. до н. э. финикийцы по инициативе египетского фараона Нехо II совершили трехлетнее путешествие вокруг Аф­рики. В V в. до н. э. посланец Карфагена Ганнон возглавил морскую экспедицию в Западную Африку, видимо, дойдя до берегов Сьерра-Леоне.

Большого развития культура и наука достигли в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, где на протяжении многих веков существовали два государства: Вавилон на юге и Ассирия на севере. Для этих царств характерны строитель­ство огромных каменных зданий, бассейнов, оросительных систем, активная торговля, развитое земледелие и животно­водство.

Торговля, как известно, является хорошим стимулом по­знания других стран, установления с ними культурных и иных контактов. Она приводит и к накоплению географических зна­ний. Иногда аналогичную роль играют и военные походы, осо­бенно когда в них принимают участие ученые, а военачальники образованны и любознательны. Вавилоняне торговали с народа­ми, жившими в глубине Иранского нагорья, к востоку от Каспийского моря, а возможно, и с Индией. Ассирийцы много воевали: они победили Элам — южную провинцию современ­ного Ирана, нападали на мидян, живших по берегам Каспий­ского моря, завоевали Израиль. Имели они связи и с Урарту — государством, располагавшимся на Армянском нагорье, и с Фи­никией. Первые представления о Каспийском море, зафиксирован­ные в источниках, относятся к VI в. до н. э. Уже древние персы рассматривали его как огромное озеро. Преодолев Копетдаг, они проникли в Среднюю Азию — в пустыню Каракумы, верхо­вья Сырдарьи, Ферганскую котловину и др. Известно также, что древние персы, преодолев Гиндукуш, вышли в бассейн Инда. Все эти походы снаряжались с целью захватить территорию соседних и даже отдаленных стран. Древние персы организо­вывали и морские экспедиции. Наиболее интересными считают­ся результаты экспедиции Скилака Карнадского, который, спустившись по Инду и пройдя Аравийским морем, вошел в Красное море и закончил свое путешествие в Суэцком заливе. Очаг высокоразвитой цивилизации древних китайцев распо­лагался на северо-востоке Китая, в бассейне Хуанхэ. Геогра­фический кругозор китайцев был достаточно широк. Это было связано с расширением границ государства на восток и запад, установлением торговых отношений с соседними странами, а также с тем вниманием, какое уделялось ими географиче­ским описаниям и составлению карт. Движение китайцев на восток началось за 1000 лет до н. э. Они вышли к Тихому оке­ану, плавали по окраинным морям, открыли японские острова Хонсю, Кюсю, Сикоку, были на корейском побережье и во Вьет­наме. На западе границы Китайского государства доходили до Тибетского нагорья.

Долгое время китайцы не имели достаточных сведений о краях, расположенных на северо-запад от Китайского госу­дарства, т. е. о Центральной и Средней Азии. Первым побывал там известный путешественник и посол Чжан-Цань. Он обо­гнул Памир, познакомился с реками Амударья и Сырдарья, окраиной пустыни Такла-Макан и другими районами. По пути, проложенному путешественником, в дальнейшем устремились купцы, установившие тесные торговые связи с народами Сред­ней, а потом и Западной Азии. Наладились также связи между Китаем и Индией.

Значение сведений, добытых древними китайцами, трудно переоценить: задолго до новой эры они имели правильное (по тем временам) представление о географических особенностях Азии, составили уникальные описания и карты. Только изоли­рованность Китая не позволила европейцам в древнее время и средние века познакомиться с этими материалами.

Предметом изучения этой древнейшей науки является планета Земля и все закономерности, которые на ней происходят.

Это единственная наука, которая соединяет знания про климат, рельеф, почву, фауну и флору, человека и производство, определяя мир как единую взаимосвязанную систему.

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, поэтому накопление географических знаний происходило в течение длительной истории их трансформации (изменения). Этапы развития географическая науки часто совпадают с историческими, то есть отражают особенности жизни общества в определенные периоды его развития и характеризуются различными функциями данной науки в разные времена.

Наука география долгие годы выполняла только описательную функцию Земли: описывала моря и океаны, страны и континенты.

Первые географические представления сложились еще у первобытных людей. С древних времен люди собирали различные данные о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях, и записывали эти данные на костях, камнях, скалах и т. д.

На основе этой информации, которая передавалась из поколения в поколение, географы начали составлять первые географические карты. Самые древние карты, известные на данный момент, находятся в Вавилоне и датируются примерно 9 в. до н. э. Сведения из этих древних источников помогли ученым понять, как древние люди жили, их быт, представление о мире.

Именно античные люди начали развивать географию как науку. Они начали ее осваивать с помощью картографии, философии, литературы, математики. Так, Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.

В эпоху Великих географических открытий (в течение 15-17 веков) география была королевой наук. За эти два века на карте мира появились большая часть суши и океанических пространств.

Мореплаватели, полководцы, торговцы с помощью ученых, сопровождающих их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов. Такие далекие путешествия стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретением нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов).

Торговцы были особо заинтересованы в открытии новых земель для расширения рынка сбыта своей продукции и получения огромных прибылей. С этой целью они оплачивали путешествия географов и, таким образом оказали огромное влияние на развитие данной науки.

Описательный характер науки сохранялся до конца 18 века, когда завершилась эпоха глобальных открытий.

Затем по мере развития цивилизации ученые стали вести не только записи своих наблюдений, но и искать понятные причины возникновения тех или иных явлений, их различия и схожести, так как уже возникла потребность постановки других научных задач.

Преобладающей становится аналитическая или объяснительная функция географии и начинается разделение некогда единой науки на естественную и общественную с дальнейшим ее расчленением на частные научные дисциплины.

В 20 веке для географии было характерно упрочнение преобразовательных процессов, усиление интеграции между частными науками (и до сих пор продолжают появляться новые научные направления).

На данный момент главной задачей географии является объяснение закономерностей процессов или явлений, которые оказывают влияние на природу и жизнь человека, выявление причин их возникновения, а также прогнозирование их в будущем.

Так, например, такие стихийные бедствия, как извержение вулканов, землетрясения, наводнения, приносят огромные разрушения и уносят жизни многих людей. Поэтому очень важно верно выявлять причины возникновения этих катастроф и прогнозировать точное время их наступления в дальнейшем.

Географические науки и профессии географов

Современная география как наука не является единой, она сочетает в себе большое количество дополнительных дисциплин.

Сложность и многочисленность объектов исследования обусловило разделение единой географии на ряд отраслевых научных дисциплин, образующих систему географических наук. Но в рамках этой системы можно выделить естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) науки.

Некоторые ученые в качестве отдельных прикладных географических дисциплин выделяют картографию с ее особыми научными методами, историю географии и страноведение (то есть нет однозначного ответа относительно классификации данных наук).

  • землеведение (изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки);
  • ландшафтоведение (изучает территориальные природные комплексы);
  • палеогеография (эволюционная география).

В процессе развития науки сформировались отраслевые (частные) науки физической географии, список которых можно представить следующим образом:

  • топография;
  • биогеография;
  • климатология;
  • метеорология;
  • геоморфология;
  • гидрология (подразделяется на гидрологию суши и океанологию);
  • гляциология;
  • криолитология;
  • почвоведение;
  • и другие.

А также частные (отраслевые) науки:

  • географию промышленности/сельского хозяйства/транспорта/населения/сферы услуг;
  • медицинскую/культурную/историческую географию;
  • ресурсоведение;
  • страноведение и геоурбанистику (эти дисциплины всесторонне описывают и изучают проблемы развития отдельных территорий);
  • и другие.

География тесно взаимосвязана со многими науками, ведь существует большое количество методов изучения и познания современного мира: исторический, физический, химический, математический, биологический и другие. Географические знания необходимы во многих современных профессиях. Рассмотрим их более подробно в виде следующей таблицы:

  • особенности климата данной территории для выращивания определенных видов культурных растений: влажность воздуха, количество выпадающих осадков, направление и скорость ветра и др.;
  • типы и состав почвы;
  • повышение плодородия и почвы и урожайности культурных растений с помощью удобрений.
  • закономерности распространения животного и растительного мира определенного района;
  • климатические особенности территории: направление, скорость ветра, количество осадков, продолжительность теплого и холодного сезонов, исчезающие виды животных и растений;
  • антропогенное воздействие на окружающую среду;
  • составление экологических мониторингов и внесение результатов на различные карты.
  • ориентирование в лесном пространстве;
  • типы почв лесных угодий;
  • закономерности распространения животных и растений в лесу, на болотах, вдоль рек и т. д.;
  • особенности климата данной территории;
  • экология леса.
  • изучение рельефа земной поверхности при поисках полезных ископаемых, строительстве газопроводов, шахт, дорог, а также для нужд сельского хозяйства и охраны природы;
  • составление прогнозов наличия или отсутствия полезных ископаемых в недрах конкретной территории, заболачивание берегов, развитие форм рельефа и т. д.;
  • составление геоморфологических карт определенной территории/района;
  • съемка местности.
  • выявление особенностей климата в природных процессах как определенной местности/территории, так и всего земного шара в целом.

проводит измерительные работы для реализации проектных решений зданий, сооружений и т. д:

  • нивелирная съемка территории;
  • выполнение измерений на местности;
  • топографическая съемка участков.
  • исследование атмосферных явлений: ветер, сила, направление ветра, облака и их виды, солнечная радиация, дождь, снег, иней, град, антициклон, циклон, атмосферное давление и др.;
  • изменения климата, вызванные человеческой деятельностью.
  • мониторинг информации о вспышках различных заболеваемостей по району, области, стране;
  • географическое положение района, где началась вспышка эпидемии;
  • географическое распространение болезней;
  • влияние географической среды на здоровье человека;
  • составление эпидемиологических карт, а также карт распространения различных заболеваний и вирусов.
  • исследование природно-климатических условий обустраиваемой территории: климат, продолжительность теплых дней в году, типы почв, количество солнечной радиации, направление и сила ветра, влажность воздуха, количество осадков и др.
  • разработка общегеографических тематических карт разных масштабов, атласов, глобусов;
  • изучение рельефа местности;
  • знание расположения различных природных и хозяйственных объектов на местности;
  • создание PD-навигаторов и GPS-приемников с использованием в них картографических изданий.

Основные географические дискуссии

Кратко выделим существующие на данный момент проблемы, которые вероятно, не имеют однозначного решения, но вызывают наиболее острые и актуальные дискуссии и препятствуют развитию географических наук.

Несмотря на то, что географическая наука существует уже около двух с половиной тысяч лет, только сейчас у многих ученых возникает вопрос, а стоит ли выделять эту науку вообще и имеет ли она право на существование в современных реалиях. Этот вопрос остается дискуссионным.

Перспективы развития

Можно выделить две основные тенденции в развитии географической науки:

  1. Экологизация всех ее исследований.
  2. География в современном обществе становится все более практичной. Набирает популярность ее отдельная отрасль — стратегическая география, целью которой является изучение свойств географической среды и прогнозирование их влияния на социум.

Для успешного развития географической науки, по мнению ученых, необходимо:

  • разрабатывать мировые и национальные географические стратегии/сценарии будущего/модели и схемы развития планеты;
  • проводить экологическую реставрацию разрушенных экосистем;
  • улучшать современную геополитику;
  • создавать особо охраняемые мировые территории.

При всех существующих проблемах и дискуссиях, бесспорным остается то, что географическая наука играет важнейшую роль в современном мире. Отвечая на многие актуальные вопросы, она прежде всего учит человечество не только знать богатства планеты Земля, но и беречь и приумножать их ради будущего поколения.

Читайте также: