Укажите особенности очерка как жанра школьной биографии

Обновлено: 04.07.2024

В школьных учебниках литературы существует три жанра биографии писателя:

1) биографическая справка (краткие сведения о жизни и творчестве);

2) очерк жизни и творчества и литературный портрет;

3) описание жизненного и творческого пути.

Каждый из них имеет свои формы воплощения, каждый может быть осуществлен на разном материале, с разными дидактическими формами подачи материала (лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся с источниками), с разной долей участия детей в рассмотрении материала, с разными вопросами и заданиями, но все-таки видовые особенности школьной биографии в них просматриваются отчетливо.

Итак, рассмотрим особенности каждого из выделенных жанров биографии.

Биографическая справка – это действительно краткие сведения о писателе (писателях), – в обзоре или перед включенными в программу одним-двумя небольшими произведениями писателя.

· Биографическая справка содержит основную информацию о жизни писателя и его произведениях, подаваемую кратко, конспективно, иногда – последовательно, иногда – фрагментарно, в зависимости от конкретной цели и в связи с произведением, которое будет изучаться следом за биографией.

· Последовательность подачи фактов чаще классическая, стереотипная – от рождения до смерти.

· Называются основные произведения, определяется место писателя в литературе через суждения о нем современников, критиков. Но при всей краткости она должна давать представление о личности писателя, мыслях, которые его волновали, ощущении предназначения его произведений.

Пример:

Очерк жизни и творчества писателя или его подвид – литературный портрет писателя – наиболее распространенный и плодотворный жанр школьной биографии. И наиболее творческий, ибо невозможен без личного взгляда учителя, на основе которого выбираются отдельные факты, черты личности писателя, его произведения.

От учителя, избирающего жанр очерка, требуется:

1) достаточная краткость: часто на очерк отводится 10-15 минут (от 3 до 5 страниц текста);

2) возможность фрагментарности изложения, не строго выдержанная хронологичность;

3) личная позиция, проявляющаяся в выборе цели и сюжета рассказа, в нестереотипности основной мысли-концепции очерка;

4) определенное соотношение фактов и обобщений, построенных на фактах;

5) яркие детали, западающие в душу учащихся и позволяющие восстановить рассказ, когда общие суждения или отдельные факты из него забыты;

6) умение аргументировать свою позицию, убедительность;

7) способность импровизировать.

Очерк – наиболее свободный жанр. В нем может быть в одном случае больше фактов о жизни писателя, в другом – больше фактов из его творчества; это зависит от цели, поставленной учителем. Может быть избран отдельный период жизни писателя, даже один значимый для него день жизни, чтобы раскрыть сущность его личности и творчества.

Традиционно очерк дается перед изучением произведения. Но возможен и обратный ход – от прочитанных и изученных произведений к конструированию облика писателя, чаще поэта, его личности, через мотивы его поэзии, стилистику и затем воспроизведение событий его жизни, отразившихся в поэзии или рассказах. Это применимо в 5–7 классах, но возможно и в старших. Так подано творчество А. К. Толстого в ряде изданий учебника для 10 класса, когда биография в конце главы дает объяснение, почему такой характер имеет его лирика. В более поздних изданиях учебника биография дается в начале главы не только как перечень фактов жизни, но и как образец прозы поэта.

· Ключевое слово в этом жанре – путь, путь личных исканий писателя, путь поисков тем, проблем, образов, стиля, путь смены жизненных и творческих позиций при сохранении постоянных особенностей мировосприятия и стиля.

· Писатель рассматривается как герой, проживающий свою жизнь со взлетами и падениями, мучениями и находками, обретением смысла, потерей его – и снова поисками.

Традиционно существует два способа сочетания жизненного материала – хронологически последовательно даваемого и периодов творчества с примерами анализа произведений:

1) обзорно дается описание всего жизненного и творческого пути писателя, а затем примеры анализа произведений;

2) излагаются сведения об определенном этапе жизни и творчества писателя и следом за этим дается анализ произведений, созданных в этот период. Обычно так делается применительно к жизни и творчеству Пушкина, ранее так нередко преподносился Толстой.

Традиционные и инновационные методы изучения биографии в школе (Т.Г. Браже)

· В методике разработаны уроки по дневникам и письмам писателей: по переписке Пушкина с Жуковским периода ссылки в Михайловское, по дневникам и письмам Тургенева. Такие уроки возможны и по современной литературе, например, по длительной переписке изгнанного из своей страны писателя Г. Владимова и критика Л. Анненского.

· Практикуется также ознакомление учеников со стихами отечественных и зарубежных русских поэтов о Пушкине, у каждого из них свое восприятие его жизни и творчества. Работа с ними помогает закрепить в сознании юных читателей поэтический, живой образ великого поэта, выявить специфику его восприятия и особенности стиля поэтов разного времени и таланта, способствуя тем самым воспитанию эстетического вкуса учеников. Можно предложить выучить понравившееся стихотворение наизусть для закрепления образа поэта в сознании учеников как своего рода личного символа или сочинение личной речи о Пушкине, по образцу той, что произносили в свое время на пушкинском юбилее Достоевский и Тургенев.

· Учащиеся смогут получить цельное представление о жизни и творчестве писателя через текст учебника, который современные учащиеся чаще лишь проглядывают, заменяя Интернетом. Поэтому нужны интересные для них вопросы и задания, которые стимулируют их интерес и учебнику, и к творчеству писателя, взятые либо из самого учебника, если они в нем есть, или предложенные учителем.

· Как показывают современные методические исследования, изучение биографии писателя может активнее способствовать развитию интереса к его личности и чтению его произведений, если соблюдаются такие методические принципы и условия:

ü право выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания биографического материала;

ü паритетность учителя и ученика как читателей;

ü при отборе биографического материала, который вызывает интерес и яркий эмоциональный отклик учащихся на жизнь писателя, их сопереживание ему, являющиеся отправной точкой для интереса к изучению биографии писателя.

· Необходимо использование не только традиционно оправдавших себя форм работы, но и активных современных форм (педагогические мастерские, дискуссии, диспуты, проектирование, технологии чтения и письма для развития критического мышления, исследовательские работы учащихся на различные темы, в том числе краеведческие, творческие работы в разных жанрах – рисование, исполнение музыки к произведениям писателя, сочинение ее).

· Необходимо также использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в той же мере, как бумажных носителей и устных текстов; при этом для учителя возникает необходимость самому владеть ИКТ и научить ученика комплексному использованию разных источников; и главное – надо научить учеников оцениванию качества и достоверности получаемой из них информации. Создание учащимися презентаций по биографиям различных писателей раскрывает потенциал современного урока с использованием ИКТ как урока, способствующего, прежде всего, возникновению интереса к такой форме работы, затем к личности писателя, а далее к его произведениям.

ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена

Методика обучения литературе в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования в условиях реализации ФГОС

В каких пьесах, конфликт воплощается в сиcтеме действия и событий, то есть в сюжете? пьеса действия
Готовясь к уроку, посвящённому изучению жизненного и творческого пути писателя, учитель может использовать следующие источники: работы литературоведов, посвященные вопросу о том, как работал писатель; биографии писателей; монографии о жизни и творчестве писателей;
Если основа драматического действия - это конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, переходящий в конфликт психологический, что проявляется во внутренней неустроенности героев, в ощущении душевного дискомфорта, то это произведение представляет собой: пьесу настроения
Исходное психологическое состояние героев, определённое настроение - это: завязка
Наиболее распространёнными жанрами школьной биографии являются: все кроме ода
Укажите особенности драматического произведения: Драматургический сюжет строится на острых противоречиях; Изображение человека в драме конкретно, ведущая черта характера выражена отчётливо и проявляется она в поступках, переживаниях, речи.
Укажите важные направления работы по анализу драмы: все
Укажите верные рекомендации для изучения драматических произведений литературы: Необходимо выявить первоначальное впечатление; Читать драму необходимо незадолго до урока.
Укажите верные рекомендации для изучения драматических произведений литературы:
Укажите методы и приемы работы над отдельными действиями при изучении драмы: все
Укажите методы и приемы работы над отдельными действиями при изучении драмы: Выразительное чтение; Наблюдение за речью персонажей; Исследование подтекста
Укажите особенности очерка как жанра школьной биографии: Фрагментарность изложения, пропуск одних этапов и событий и более подробное изложение других, обобщение без выделения этапов; Строгая фактичность, достоверность, документальность; Суммарность и оценочность в ходе изложения материала в сочетании с конкретностью.
Укажите особенности очерка как жанра школьной биографии: Акцент на определённой идее творчества или наиболее существенных проблемах, волновавших писателя; Наличие определённой педагогической концепции.
Укажите разновидности речевой деятельности старшеклассников при изучении теории литературы: все
Укажите сюжетные элементы драматического произведения: все
Укажите, что относится к драме: трагедия; комедия
Укажите, что относится к лирике: все
Укажите, что относится к лирике: стансы; эпиграмма; мадригал
Укажите, что относится к эпосу: рассказ, сказка, басня
Эмоциональный аккорд в финале драмы, как правило, не разрешающий противоречий - это: развязка


Эпос занимает особое место в литературе. Одним из жанров эпоса является очерк. В данной статье рассмотрим, что такое очерк в литературе, какие бывают виды очерков и каковы особенности очерка как жанра.

Определение

Очерк – малый эпический жанр, отличающийся отсутствием вымысла.

Многие исследователи называют очерк художественно-публицистическим жанром, так как повествователем является сам автор.

Автор очерк в литературе

Рис. 1. Автор очерк в литературе.

Очерки бывают портретными, путевыми, историческими и проблемными.

Для портретного очерка характерно описание внешнего и внутреннего мира человека, описание его жизни.

Для путевого очерка свойственно описание событий, которые происходили с автором во время путешествия.

Для исторического очерка характерно описание исторических явлений.

Для проблемного очерка свойственно описание проблем.

Для проблемного очерка характерно описание актуальных и острых общественных проблем.

Особенности

Очерк как жанр имеет ряд своих особенностей.

В первую очередь, очерк имеет документальную основу: в центре находится описание реальных личностей или реальных событий.

Сюжет в очерках отходит на второй план, главное – рассуждения, которые вызвали события, люди или проблемы.

Очерки имеют тесную связь с публицистикой, поэтому публицистичность – отличительная черта очерков.

Несмотря на достоверность описания, очерки не лишены эмоциональности и образности повествования.

Как правило, очерки имеют небольшой объем.

Что мы узнали?

Очерк как малый эпический жанр имеет ряд отличительных черт: документальность, ослабление сюжета, главенствующая роль рассуждений, публицистичность, эмоциональность, образность, малый объем. Очерки делятся на портретные (внешний и внутренний мир человека), путевые (события путешествий), исторические (исторические явления) и проблемные (актуальные общественные проблемы).

Как написать биографический очерк

Если вас заинтересовал данный жанр и вы хотели бы попробовать написать биографический очерк, тогда прежде, предлагаю вам ознакомиться с ним поближе и узнать:

  • что такое очерк,
  • жанровые особенности и характерные черты очерка,
  • какие виды очерков существуют, и чем они отличаются,
  • какие методы используются при написании биографического очерка,
  • объем и структура краткого биографического очерка,
  • откуда взять информацию для написания очерка и о чем вообще писать.

Популярность биографических очерков будет сохраняться до тех пор, пока у читателя есть интерес к индивидуальности и уникальности отдельного человека.

Что такое очерк

Очерк — это одна из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики.

Как написать краткий биографический очерк

  • кем является его главный герой,
  • какие у него ценности,
  • что повлияло на его становление, как личности,
  • какие у него достоинства и недостатки,
  • и, в целом, понять его внутренний мир и характер.

Какую информацию включить в биографический очерк

Во-первых, в биографическом очерке следует указать основную информацию об его герое: имя, фамилию, дату и место рождения, происхождение, деятельность и основные достижения. Но это не должно быть похоже на перечисление анкетных данных.

В очерке на первом месте — характер и внутренний мир героя. Поэтому автору необходимо через факты, взятые из биографии героя, раскрыть, например, причины тех или иных его поступков, попытаться понять, как мыслил герой, оказавшись в различных жизненных ситуациях, как он взаимодействовал с другими людьми и т. д.

Как видите, написание очерка — это, в большей степени, творческий процесс.

Очерк — это зеркало нашего социума и его ценностей.

Объем биографического очерка

Так как в данной статье речь идет, в первую очередь, о кратком биографическом очерке, тогда уместно будет сказать о приблизительном его объеме — это около 500 слов (стандартная страница формата А4 с одинарным интервалом).

О чем писать в биографическом очерке

Поэтому сначала нужно будет изучить всю информацию о заинтересовавшей вас личности, а только потом выбрать самые яркие и примечательные факты, события из жизни героя. В очерке напишите, каким образом данные события повлияли на героя.

Все это поможет вам сделать текст более насыщенным, эмоциональным и запоминающимся для читателя.

Структура краткого биографического очерка

После того, как вся информация собрана, вам следует решить, каким образом структурировать материал:

  • будете рассказывать о герое очерка в хронологическом порядке, то есть описывать явления, события из человеческой жизни в их временной последовательности,
  • или сначала поведаете о самых интересных фактах из его биографии, и только потом обрисуете общую картину жизни героя,
  • или же построите свое повествование на принципе логической последовательности, что характерно для очерка-анализа и очерка-исследования.

В современных портретных очерках используется смешанная структура повествования.

Биографический очерк: источники информации

Конечно, самым ценным источником информации для биографического очерка будет его первоисточник — это интервью с героем истории.

Если же такой вариант невозможен, тогда используйте исключительно достоверные, подтвержденные и точные сведения. Это могут быть:

  • личные дневники и письма;
  • автобиография;
  • фото-и кинодокументы, которые имеют отношение к жизни героя и к его окружению;
  • личные вещи;
  • и, конечно, информация из Интернета (но только проверенные, официальные источники).

Автор очерка на свое усмотрение отбирает факты из жизни героя, на их основании создает целостный образ героя и дальше предоставляет читателю право самому сделать выводы, составить личное мнение о человеке.

Пример краткого биографического очерка

Заключение

Биографический очерк кроме развлекательной и познавательной задачи выполняет еще одну важную функцию — помогает читателям сформировать собственные нравственные ориентиры и моральные ценности.

В очерках о жизни других людей автор показывает примеры того, как можно найти выход из сложной жизненной ситуации, в чем кроется секрет счастья и успеха, в чем заключается смысл жизни, что такое добро и зло, и где та грань, которую переходить нельзя и многое, многое другое.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо!

Читайте также: