Представителем какой философской школы был диоген

Обновлено: 06.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(ум. ок. 330—320 до н. э.), др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этич. учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д. С. был прозван собакой, а его последователи—киниками (от греч. — собака). До нас не дошли соч. Д. С. (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще своё учение в письм. форме.

Finley ?. I., Aspects ol antiquity. Discoveries and controversies, L., 1968 , p. 89—101; см. также лит. к ст. Киники.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(Διογένης Σινωπεύς) (ок. 404–323 до н. э.) – др.-греч. философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Образ Д. С. дошел до нас в извращенном виде, гл. обр. под влиянием Диогена Лаэртского [из соч. к-рого (Diog. L., VI 2) по преимуществу черпаются сведения о биографии и учении Д. С.]. Диоген Лаэртский утверждал, что Д. С. не выдвинул сколько-нибудь развитого учения; однако он противоречил сам себе, поскольку сам же сообщал длинный список соч. Д. С., куда входили и его трагедии (там же, VI 2, 80, 81, сл. Диоген Лаэртский приводит также список произведений Д. С., составленный Сотионом). К этой версии примыкал и Гегель, утверждавший, что "о Диогене можно рассказать лишь анекдоты" (Соч., т. 10, М., 1932, с. 121). Вопреки этому можно утверждать, что Д. С. принадлежит довольно разветвленное филос. учение. Он решительно отвергал все блага цивилизации и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние или даже вел жизнь животного. Всю культуру он объявлял насилием над человеч. существом, отвергал гос-во, объявляя себя гражданином мира, проповедовал общность жен и детей. Свое безразличие к моральной и обществ. жизни Д. С. доводил до цинич. бесстыдства и полного равнодушия к любым неудобствам жизни. Согласно историч. анекдоту, Д.С. жил в бочке (Diog. L., VI 23. 43. 105; Senec epistul. 90, 14), подчеркивая этим ненужность удобного жилища, а на вопрос Александра Македонского, чего бы хотел Д. С. от него, ответил: отойди, не загораживай мне солнца (Diog. L., VI 38; ср. вообще о встречах Д. С. с Александром Македонским – Cic. Tusc. V 32, 92; Senec. De benef., v. 4, 3–4; Plut. Alex. 14), подчеркивая этим свое пренебрежение к материальным благам. Д. С. не только критиковал учение об общих идеях Платона с т. зр. крайнего сенсуализма, признавая только единичное (Diog. L., VI 53), но и проповедовал вместе с софистами противоположность природной данности и человеч. установлений. Он признавал необходимость философии, уподобляя ее деятельности рулевого или врача (там же, VI 24, 30), отвергал многобожие и религ. культы, как произвольные человеч. установления и признавал только основанную на подражании природе аскетич. добродетель, находя в ней единств. самоцель человека.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 149–50 и др. по указат.; то же, т. 1, М., 1957, с. 111; И. К. [Корсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей, X., 1887, с. 199–225; Бирюков П. И., Греческий мудрец Диоген, 3 изд., М., 1910; Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов. СПБ, 1912, с. 108–23; его же, Греческие мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 103–28; Fritz К., Quellen-Untersuchungen zu Leben und Philosophie des Diogenes von Sinope, Lpz., 1926; Sayre F., Diogenes of Sinope, Balt., 1938.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης Σινωπεύς) (ум. ок. 330—320 до н. э.)—древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками был прозван собакой, а его последователи— киниками (от греч. κύων — “собака”). До нас не дошли сочинения Диогена (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.

Диоген отвергал всякое знание, лишенное этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, “Пестрые рассказы”, X, 11). Он стремился к самодостаточности “царственного мудреца”, жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Хрисостом VIII 27-35; VI 1, 7, 31, 35). Диоген считал, что у друзей-мудрецов все должно быть общим. Он жестоко высмеивал всех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, отвергал законы полисов, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя “гражданином мира” (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан, “Распродажа жизней” 8; Арриан, “Беседы с Эпиктетом” III, 22, 24, 27, 66). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей; разум и воспитание должны, по его мнению, помочь человеку вернуться к природе. Соч.: Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 114-144.

Лит.: Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М., 1982; Dudley D. R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937; Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948; Niehiies-Proebsting H. Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Munch., 1979.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

фото Диогена

Диоген является одним из величайших философов Древней Греции, о его жизни известно не много. Диоген считался представителем цинической философии.

Он использовал каламбуры и шутки как средство для его учения. Диоген считал, что счастье человека в физической жизни и что только с самодостаточностью, строгостью, самопознанием и упражнениями можно обеспечить достойную жизнь.

Родился Диоген в ионическом городе Синопе в 412 г. до н.э. (по другим источникам в 399 году до н.э.). Его отец был осуждён за подделку денег, поэтому сын решил уехать из этого города.

Диоген отвергал роскошь - ходил в лохмотьях и жил в пифосе (большой глиняной бочке). Таким образом, он хотел показать, что радость жизни та, которую предлагает природа, и что все другое для человека является неприемлемым.

Когда его спросили, какую учесть он желал бы после смерти для своего тела, он ответил, что предпочёл бы, чтобы его съесть дикие звери.

Умер Диоген в 323 году до нашей эры, в Коринфе, прожив 90 лет. По словам Д. Лаэртского, в тот же день, когда Александр Великий умер в Вавилоне.

Киники

Киники одна из самых значимых философских школ древности, которая была основана в Афинах, Антисфеном (445-360 или 444-368 гг. до нашей эры). Кроме афинских граждан, в школу принимали людей и без афинского гражданства.

Диоген Синопский

Биография Диогена

Из Синопы Диоген между 390 и 385 годами перебирается в Афины. В пути его сопровождал раб по имени Манес. Позже Диоген отпустил его. В Афинах Диоген познакомился с Антисфеном, учеником Сократа и основателем кинической философской школы. Ученику предстояло превзойти учителя по известности и значительно дополнить его учение, став самым ярким из известных философов-киников. По легенде, Антисфен долго не хотел брать Диогена в ученики и даже избил его, чтобы прогнать, но тот был очень упорен и всё же настоял на своём.

Умер Диоген в Коринфе в 323 году до н. э. По странному совпадению, в этом же году умер и Александр Македонский, поэтому некоторые исследователи считают, что эту дату ученики Диогена придумали специально. Смерть Диогена, как и его жизнь, породила множество слухов и пересудов. Ученики говорили, что мыслитель умер, намеренно задержав дыхание, а злопыхатели – что причиной смерти стала холера, которой Диоген заразился, съев сырого осьминога. По преданию, Диоген хотел, чтобы его тело отдали на съедение зверям, но ученики торжественно похоронили его и установили на могиле статую собаки.

В отличие от Антисфена, ведшего социально одобряемый образ жизни, Диоген считал, что жизнь философа должна быть подчинена пропагандируемым им идеям. За это он даже укорял своего учителя в лицемерии. Сам Диоген прославился эпатажными выходками против общественной морали и устоев. Это была своеобразная форма бунта против того, что Диоген считал искусственным, ханжеским и нелепым, уводящим человека от его первоначального свободного и гармоничного состояния.

Философия и идеи Диогена

Основные черты философии Диогена это:

  • нигилизм и скептицизм. Диоген отрицал семью, религию, государство. Себя он считал космополитом. Как и другие киники, он критически относился к ценностям современного ему общества;
  • прямолинейность и сатира. Диоген не стеснялся использовать грубые и вульгарные приёмы, жесты и слова, чтобы сорвать с окружающих маску благопристойности, шокировать публику и заставить её задуматься;
  • аскетизм. Диоген учил, что для счастья человеку необходимы самые простые вещи, погоня за богатством и материальными ценностями превращает свободного в раба. Каждому желающему стать у него учеником Диоген предлагал испытание: встать в центре Афин и начать просить милостыню;
  • стремление к независимости и от вещей, и от догм;
  • индивидуализм мышления;
  • стремление к достижению счастья и удовлетворённости.

В целом, учение Диогена, как и идеи остальных киников, возникло из-за кризиса полисной системы. Во власть всё чаще проникали тираны и диктаторы, попиравшие полисную демократию. Увеличивался разрыв между богатыми и бедными, усиливалась эксплуатация рабов. В этой обстановке кинизм Диогена был дерзким вызовом. Мыслитель хотел обратить внимание греков на недостатки системы, в которой они живут, и постараться найти путь к искоренению этих недостатков.

Диоген Синопский стал символом движения киников. Диоген был старшим современником Александра. Один источник утверждает, что он умер в Коринфе в тот же день, когда Александр умер в Вавилоне.

Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но и создал новый жизненный идеал необычайной строгости, который стал парадигмой на века.

Диоген, философ-киник - Философские взгляды Диогена Синопского

Философская школа Киников

Если бы мы перенеслись в Афины пятого века до нашей эры, то увидели бы среди великолепных храмов и городских зданий, среди красиво одетых людей, толпу плохо одетых, крайне неопрятных молодых людей. Сначала мы подумали бы, что это просто бродяги без роду и племени.

Идиальное государство

Платон считал, что лучшим способом реализации идеальных законов является тираническое государство. Приказав продать его в рабство, сиракузский тиран фактически продемонстрировал свое заблуждение.

Дело, конечно, не только в нежелании тирана создать идеальное государство, но и в нежелании народа сделать это. Тогда возникает искушение достичь идеала силой, заставить людей быть счастливыми. Существует некоторое противоречие между признанием Платона, вслед за Сократом, что человек должен прийти к добродетели собственными усилиями («совершенно верно утверждение многих, что добрые афиняне по преимуществу добры. Ибо только их добродетель возникает без принуждения, сама собой «1) и жесткой внешней регламентации в ее идеальном состоянии, не остановить от запретов и даже обмана со стороны законодателей, хотя «по природе своей власть закона распространяется не силой, а добровольным подчинением «2.

Античная философия (эпоха эллинизма и Древнего Рима)

Стоицизм возник в эллинистической культуре в III веке до н.э. В связи с развитием техники, развитием частной собственности, с распространением индивидуалистических идей. Его основателем был Зенон из Китиона. Идеи стоицизма получили дальнейшее развитие в трудах Сенеки.

Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и создана Богом. Реальное нематериально и существует только в понятиях (время, бесконечность и т.д.).

Античный скептицизм содержит черты субъективного идеализма и агностицизма.

Эпикурейство. Основатель этого движения — Эпикур (341 — 271 гг. до н.э.) — развил атомистическое учение Демокрита. Согласно Эпикуру, космос состоит из неделимых частиц — атомов, движущихся в пустом пространстве. Их движение непрерывно.

У Эпикура нет понятия бога-творца. Он считает, что нет ничего, кроме материи, из которой все состоит. Он признает существование богов, но заявляет, что они не вмешиваются в дела мира. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нужно изучать законы природы, а не взывать к богам.

Человек — это разумное существо. Его органы чувств являются основой познания мира. Согласно Эпикуру, критерием истины являются ощущения удовольствия и страдания, которые столь же объективны, как и чувства, и, более того, позволяют отделить добродетель от зла.

Эпикур был основателем социальной психологии. Он учил достигать невозмутимости ума путем длительного изучения и практики.

Ученики Диогена эллинистической эпохи

В начале третьего века до н.э. киники стали популярны, особенно в Александрии. В это время гвардия киников пополняется такими именами, как Бион из Борисфена, Менипп из Гадеса, Телес и Менедем.

Киники этого периода публиковали небольшие проповеди, в которых указывали, как легко обойтись без материальных благ, как можно быть счастливым, питаясь самой простой пищей, как тепло зимой без дорогой одежды, как глупо чувствовать привязанность к родной земле или горевать о смерти своих детей или друзей.

«Смерть моего сына или жены, — говорит Телес, один из популярных киникистов, — не повод для меня пренебрегать собой, который еще жив, и перестать заботиться о своем имуществе. С этого момента становится трудно испытывать сострадание к простой жизни, которая стала слишком простой.

Жизненная сила цинизма не иссякла в имперские времена, и новый импульс поддерживал его развитие вплоть до четвертого века нашей эры. Когда мы говорим о цинизме, необходимо вспомнить три составляющие этого особого явления духовной жизни древнего мира:

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: