Анализ умк школа россии окружающий мир 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условные обозначения


работаем в паре


работаем в группе


работаем со взрослыми


задание повышенной сложности


моделирование


рабочая тетрадь


сделаем вывод


что узнаем, чему научимся


Так помечены вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике в готовом виде. Эти вопросы помогут тебе вспомнить основные понятия и взаимосвязи в окружающем мире.


Так помечены задания и вопросы, которые учат работать с информацией и познавать мир. Ответы на эти вопросы

нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задания.


Эти задания предназначены для работы в паре или группе. Они учат общаться и взаимодействовать с разными людьми.


Так обозначены в учебнике задания, которые учат оценивать свои и чужие поступки. Их каждый из вас может

выполнить по-своему. Ведь у каждого ученика есть своё

Как устроен мир

Что такое экология

Природа в опасности!

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы

Воздух и его охрана

Превращения и круговорот воды

Что такое почва

Солнце, растения и мы с вами

Размножение и развитие растений

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края

Размножение и развитие животных

В царстве грибов

Великий круговорот жизни

Мы и наше здоровье

Надежная защита организма

Опора тела и движение

Дыхание и кровообращение

Умей предупреждать болезни

Здоровый образ жизни

Проверим себя и оценим свои достижения

Странички для самопроверки

Как работать с учебником

Маршрут в Страну знаний.

Глава I. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

§ 1. Тела и вещества

§ 2. Из чего состоит вещество

§ 3. Что такое энергия

§ 4. Превращение энергии

Глава II. ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

§ 5. Где обитают живые организмы

§ 6. Большой круговорот веществ

§ 7. Живые участники круговорота веществ

§ 8. Обмен веществ в организме

§ 9. Как живые организмы запасают энергию Солнца

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

§ 10. Жизнь экосистемы

§ 11. Почва — важнейшая часть экосистемы

§ 12. Экосистема озера

§ 13. Экосистема болота

§ 14. Экосистема луга

§ 15. Лесные производители

§ 16. Потребители и разрушители экосистемы леса

62 Дополнительный материал

§ 17. Экосистема поля

§ 18. Аквариум — маленькая искусственная экосистема

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

§ 20. Животные маленькие и большие

§ 21. Маленькие рыцари

§ 22. Первый шаг из моря на сушу

§ 23. На суше — как дома

§ 24. Пернатые изобретатели

§ 26. Осторожно — животные!

§ 27. Прирождённые разрушители

§ 28. Как нам жить в дружбе с природой

Приложение 1. Учимся решать жизненные задачи

ПРОБЛЕМЫ (ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ) УРОКОВ Толковый словарик

Автор обращается к читателю. Говорит, что в жизни приходится, сталкивается с проблемами. Цель учебника – помочь каждому научиться их решать, оставаясь при этом достойным человеком. Нас окружает огромный и интересный мир, в котором мы живём, который мы видим, слышим и ощущаем. Науки об окружающем мире (такие как физика, биология,

география, история и другие) расскажут тебе, как он устроен, как найти в этом мире своё достойное место.

Иллюстрация

В каждом параграфе есть разнообразное количество картинок к заданиям и к текстам, что помогает привлечь внимание читателя.

Каждый раздел сопровождается иллюстрациями на отдельном листе.

Разделы не отделены на каждом листе.

Информационный материал

Материал соответствует содержанию учебного материала современным требованиям. Он качественный и несет познавательное значение. Способствует развитию интереса у учащихся, соответствует возрастным особенностям школьников, эмоционально воздействует на них. Так же материал способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности и самостоятельности. Весь материал последователен и целесообразен. В нем присутствуют межпредметные связи (география, биология, химия, история, обществознание).

Сверху написано задание. Ниже идут дополнительные вопросы к нему.

Определяется тема, цель и задачи урока детьми, с помощью текста и картинок к ним.

Общий вывод

г) главы. Отличаются названием и оформлением.

2. На первой страницы учебника изложены условные обозначения:


- что узнаем, чему учимся


- работаем в паре


- работаем в группе


- работаем со взрослыми


- задание повышенной сложности


- моделирование


- рабочая тетрадь


- сделаем вывод. В дальнейшем они нам необходимы для выполнения заданий.

- как правильно вести себя при пожаре, утечке газа, аварии водопровода

- как различать дорожные знаки

- соблюдать правила безопасности на дороге и улицах, на природе

- нужно знать, что такое экологическая безопасность, понимать какие места могут быть для нас опасными

Цветовые выделения и шрифты здесь представлены фиолетовым, желтым и зеленым цветом.

3. В учебнике представлены иллюстрации, которые помогают более точному усвоению теоретического материала, благодаря им дети имеют хорошее представление о том, как вести себя в иных ситуациях. Организация усвоения знаний представлена в виде вопросов, на которые ученик легко сможет дать ответ, заданий и домашних работ, помещенных после каждого параграфа, ведь благодаря им младший школьник укрепляет знания, полученные на уроке.

После каждого раздела имеются тесты, помогающие пройти итоги по пройденной, обширной теме в целом, чтобы понять насколько хорошо ребенком были усвоены данные темы. В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо донести до детей. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.

4. Учебник представлен достаточным количеством рисунков (2-3 на одну страницу) соответствующим размерам и масштабам, которые преподносят хорошую степень информативности.

В основном важные понятия и определения выделяются цветными рамками, главные положения – жирным курсивом. Таблицы и схемы практически не встречаются на страницах учебника.

5. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, мероприятия по охране природы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Работы могут быть как индивидуальными, где ученик развивает свои личностные качества и способности, так и групповыми, в которых у ребенка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Также это можно и совместить, например, дети индивидуально ставят опыты, наблюдают, сравнивают, а потом уже с группой анализируют работу и делают выводы.

Ученики из собственного опыта извлекают новые знания и умения, которые они приобрели самостоятельно. Предоставление домашнего задания сопровождается устным ответом, конспектом, практическим заданием.




Учебный материал включает в себя следующие компоненты:

1. учебный материал для освоения нового содержания, включающий текстовую и иллюстративную составляющие.

2. вопросы и задания для самопроверки.

4. задания для домашней работы.

Учащиеся специальных коррекционных классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.

- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому плану;

- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;

- составлять высказывания из четырёх- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчёт, рассказ-описание

Таким образом, формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

1. удачный подбор фактов, пояснений, примеров и иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала

2. связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом людей

3. интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли.

Алгоритм методического анализа учебников.

1. Автор: А.А. Плешаков

Класс: 3 класс, 2 часть

2. На первой страницы учебника изложены условные обозначения:


- что узнаем, чему учимся


- работаем в паре


- работаем в группе


- работаем со взрослыми


- задание повышенной сложности


- моделирование


- рабочая тетрадь


- сделаем вывод. В дальнейшем они нам необходимы для выполнения заданий.

- как правильно вести себя при пожаре, утечке газа, аварии водопровода

- как различать дорожные знаки

- соблюдать правила безопасности на дороге и улицах, на природе

- нужно знать, что такое экологическая безопасность, понимать какие места могут быть для нас опасными

Цветовые выделения и шрифты здесь представлены фиолетовым, желтым и зеленым цветом.

3. В учебнике представлены иллюстрации, которые помогают более точному усвоению теоретического материала, благодаря им дети имеют хорошее представление о том, как вести себя в иных ситуациях. Организация усвоения знаний представлена в виде вопросов, на которые ученик легко сможет дать ответ, заданий и домашних работ, помещенных после каждого параграфа, ведь благодаря им младший школьник укрепляет знания, полученные на уроке.

После каждого раздела имеются тесты, помогающие пройти итоги по пройденной, обширной теме в целом, чтобы понять насколько хорошо ребенком были усвоены данные темы. В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо донести до детей. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.

4. Учебник представлен достаточным количеством рисунков (2-3 на одну страницу) соответствующим размерам и масштабам, которые преподносят хорошую степень информативности.

В основном важные понятия и определения выделяются цветными рамками, главные положения – жирным курсивом. Таблицы и схемы практически не встречаются на страницах учебника.

5. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, мероприятия по охране природы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Работы могут быть как индивидуальными, где ученик развивает свои личностные качества и способности, так и групповыми, в которых у ребенка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Также это можно и совместить, например, дети индивидуально ставят опыты, наблюдают, сравнивают, а потом уже с группой анализируют работу и делают выводы.

Ученики из собственного опыта извлекают новые знания и умения, которые они приобрели самостоятельно. Предоставление домашнего задания сопровождается устным ответом, конспектом, практическим заданием.

Учебный материал включает в себя следующие компоненты:

1. учебный материал для освоения нового содержания, включающий текстовую и иллюстративную составляющие.

2. вопросы и задания для самопроверки.

4. задания для домашней работы.

Учащиеся специальных коррекционных классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.

- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому плану;

- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;

- составлять высказывания из четырёх- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчёт, рассказ-описание

Таким образом, формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

1. удачный подбор фактов, пояснений, примеров и иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала

2. связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом людей

3. интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. .

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировала их, после чего привела некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).


Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).


Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, - и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).


При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).



Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края


Оценить 17050 0

Он имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся:

- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Остановимся на особенностях содержания курса по классам.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме:

- мир неживой природы,

-растения и животные,

-мир людей и созданных ими предметов,

-наше здоровье и безопасность,

Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

Во 2 классе выделяется несколько содержательных линий.

Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем:

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

б) книги для учащихся, используемые на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе;

Читайте также: