Чем критерий отличается от показателя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для принятия управленческих решений недостаточно знать, по каким показателям будет оцениваться эффективность операции. Для того чтобы принять решение, необходимо использовать определенные правила, позволяющие выбрать наилучший или приемлемый вариант действий из множества допустимых. Такие правила определяются критериями эффективности.

Критерий эффективности формулируется на основе показателей, описывающих количественно цель (или цели) принятия решения. В таком случае критерий эффективности – определяющий выбор критерий. Существуют две концепции, на основе которых формируется критерий эффективности: концепция максимизации полезности и концепция ограниченной рациональности.

На основе концепции максимизации полезности формируется критерий оптимальности, а на основе концепции ограниченной рациональности – критерий пригодности.

Использование критерия оптимальности означает, что управленческое решение считается оптимальным, если оно обеспечивает максимальную эффективность.

Скалярный показатель эффективности играет роль функции полезности, которую необходимо максимизировать. Например, оптимальным может быть признано стратегическое решение, которое обеспечивает захват максимальной доли рынка или минимальные риски.

Если взаимосвязи между показателями не выражены явно, т. е. выражение функции полезности неизвестно, то применяют специальные методы ее построения либо решение принимается путем непосредственного сравнения между собой значений векторного показателя для различных альтернатив. Если число частных показателей и число альтернатив велико, то при этом могут использоваться вспомогательные методы, облегчающие процесс поиска и выбор наилучшей альтернативы. В этом случае оптимальным считается наилучшее компромиссное решение, принятое человеком субъективно с учетом значений всех показателей эффективности.

Следовательно, критерий оптимальности – это такое решающее правило, согласно которому следует принимать только решение, обеспечивающее максимальную эффективность.

Критерий пригодностииспользуется для принятия решений, соответствующих требованиям целедостижения в соответствии с концепцией ограниченной рациональности. Управленческое решение считается удовлетворительным, если оно обеспечивает требуемую эффективность операции.

Если используется векторный показатель, то удовлетворительными следует признать такие решения, которые удовлетворяют всем требованиям по частным показателям одновременно либо обеспечивают требуемое значение обобщенного показателя эффективности или функции полезности, если она известна.

Следовательно, критерий пригодности – это решающее правило, согласно которому принимаются только такие решения, которые обеспечивают требуемую, но не обязательно максимальную эффективность операции. Если таких решений несколько, то считается, что все они одинаковы по предпочтительности и человеку безразлично, какое из них выбрать. Обычно в этом случае принимается решение, соответствующее личным предпочтениям (по скрытым, или, как еще говорят, латентным критериям), и дальнейший поиск прекращается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 9 Статистические показатели эффективности

Глава 9 Статистические показатели эффективности Характеристика статистических показателей эффективностиХарактеристика статистических показателей эффективности рекламных кампаний в Интернете неслучайно выведена для рассмотрения в отдельную главу. Дело в том, что

9.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления

36. Показатели эффективности размещения рекламы

36. Показатели эффективности размещения рекламы 1. Эффективность размещения рекламы в том или ином медиа-средстве можно определить с помощью ряда показателей.Показатели эффективности размещения рекламы на телевидении:•прогнозы эффективности телевизионных средств:•

Показатели эффективности в отношении продвижения в HoReCa

Показатели эффективности в отношении продвижения в HoReCa Любая работа с каналом продаж требует аналитического подхода и обоснования эффективности. Выделяют несколько основных показателей эффективности сбыта – они работают в HoReCa, как и в других сферах. Основными

1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино

Глава 10 Критерии и ограничения эффективности систем вознаграждения

Глава 10 Критерии и ограничения эффективности систем вознаграждения Любая компания, разрабатывая и внедряя систему вознаграждений (компенсаций), стремится к повышению ее эффективности. Что мы имеем в виду?Обратимся к определению этого понятия в экономике: эффективность

7.1. Ключевые показатели эффективности ИТ-подразделения

7.1. Ключевые показатели эффективности ИТ-подразделения Для различных видов бизнеса служат разные показатели, как правило, они называются ключевыми показателями эффективности (Key Performance Indicators, KPI). Одно из требований к показателям – измеримость. Для оценки эффективности

Показатели эффективности кампании директ-маркетинга

Показатели эффективности кампании директ-маркетинга Очень важно всегда говорить об эффективности, т. е. что мы имеем. Существует ряд показателей: Рисунок 4.2 Показатели эффективности кампании директ-маркетингаУровень окупаемости расходов на кампанию, т. е. период за

Шаг 2. Выбираем критерии оценки и показатели работы фирмы, персонала и периодичность контроля

Шаг 2. Выбираем критерии оценки и показатели работы фирмы, персонала и периодичность контроля План действий:1. Разрабатываем и рассчитываем ключевые показатели всех бизнес-процессов: ? общие для фирмы – вал за месяц, чистая прибыль за месяц; ? наем и обучение –

Довольно часто возникает непонимание этих слов, затруднения с их правильным использованием для решения прикладных задач. Во многом это связано с близостью понятий и недостаточным пониманием их связи, особенностей использования, что, скорее всего, связано, опять же, с близостью понятий и некоторой нечёткостью границ между ними.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Решаем задачу расчёта изменения страницы сайта.

Есть некоторая страница на сайте. Она как-то работает – на неё заходят люди, часть из них, проведя некоторое время на странице, изучив находящуюся на ней информацию, принимает решение о взаимодействии с компанией и становятся клиентами. Они по-разному ведут себя на странице, что связано с их личностными характеристиками и той информацией, которая расположена на странице в определённых местах.

Вместе с тем хочется, чтобы страница сайта работала лучше. Для этого, очевидно, что-то нужно изменить на странице.

Но нужно как-то обоснованно решить, что и как нужно изменить в ней, чтобы стало лучше. Обоснованность предполагает расчёт. Поэтому нужно измерить состояние страницы, описать его в количественных категориях. Хотя бы для того, чтобы определить, чем будет отличаться новый вариант.

Возникает вопрос к специалисту в области интернет-маркетинга: какими параметрами опишем состояние страницы, как отличим исходную страницу от новой?

Ответ специалиста – релевантность, доля отказов, количество времени, проведённое посетителем на странице.

Безусловно, это что-то связанное со страницей на сайте. И они, безусловно, могут измениться, если мы изменим страницу сайта. Но ключевое слово здесь – "могут". Именно могут отличаться, но не обязательно будут отличаться. А нам нужны величины, однозначно отличающие страницы до переделки и после переделки, чтобы уже с ними связать величины, которые будут характеризовать их работу, эффективность и т.п.

Это, в общем-то, типичная ситуация.

И здесь как раз и возникают параметры, показатели или индикаторы, характеристики.

Начать, пожалуй, следует с более общего термина – фактор.

В словарях значение этого термина определяется как движущая сила, причина какого-либо процесса, обусловливающая его или определяющая его характер. Есть и другие значения, но несколько более далёкие от наших задач и/или устаревшие – комиссионер, представитель торговой фирмы, сомножители (в математике).

В литературе, особенно в социальных науках, термин "фактор" используется для обозначения чего-то, влияющего на результат – например, ключевые факторы успеха (КФУ).

Мы рассматриваем фактор как более общее понятие, обозначающее нечто влияющее на результат и, возможно, не поддающееся количественной оценке (в отличие от параметра).

Вместе с тем следует отметить, что термины фактор и параметр довольно часто в публикациях имеют синонимичное значение, а в некоторых из них и рассматриваются как синонимы. Скорее всего, это связано с различием путей проникновения этих терминов в науку об управлении социальными системами.

Мы разделяем эти термины, рассматривая фактор как более широкий термин, включающий не только величины, но и некоторые неизмеримые феномены, влияющие на результаты, характер прохождения процессов в социальных системах. Например, в процессе проработки зависимостей, как фактор можно определить лояльность клиентов или сплочённость коллектива. Это позволяет определить общее направление осмысления и проработки. Но для анализа и расчётов потребуется описать эти явления в виде набора значений параметров системы (то есть, в параметрической форме).

Параметр – величина, связанная с состоянием объекта известной субъекту анализа зависимостью.

Полный набор параметров точно описывает состояние объекта. Изменение состояния означает изменение значений параметров. Изменение одного или нескольких параметров объекта означает изменение его состояния. Они, как уже отмечено, связаны однозначной зависимостью с состоянием.

Состояние и набор параметров – это, если говорить образно, одно и то же, но по-разному, как бы с разных сторон.

Параметры объекта – именно способ описать его состояние, зафиксировать его. Некорректно говорить, что состояние – это набор параметров.

Состояние является обобщённой характеристикой объекта, определяющей его свойства в той или иной среде. Оно определяется устройством объекта – состав, структура, связи и т.п. Переменные величины, определяющие состав, структуру и внутренние связи объекта и являются его параметрами.

Набор параметров объекта определяется природой объекта, хотя возможность использования параметров для деятельности определяется знанием человека о природе. Но субъективной является именно возможность использования (см. далее показатели и индикаторы), а не сами параметры.

Помимо прочего, здесь нужно обратить внимание и разобраться с фразой "связаны однозначной зависимостью с состоянием объекта". Поскольку состояние определяет свойства объекта в определённой среде, зависимости должны показать эти свойства. Для социальной системы такие зависимости должны позволять определить реакцию среды на присутствие компании – входящий ресурсный поток. Для страницы сайта – реакция людей, попадающих на сайт.

Другое название параметра – фазовая переменная. Оно связано с фундаментальным понятием фазового пространства (или, по-другому, пространства состояний) объекта, в котором каждая точка соответствует определённому состоянию. А эволюция объекта, изменение его состояния во времени образует фазовую траекторию.

Итак, зафиксируем значимые аспекты:

параметр объекта или, по-другому, фазовая переменная – прежде всего величина, то есть, нечто измеримое;

для параметра объекта должна быть определена зависимость, связывающая значение параметра с состоянием объекта, то есть, определяющая его влияние на поведение объекта в определённой среде, реакцию этой среды на присутствие объекта;

параметр – величина, обусловленная устройством объекта, его природой;

параметр не обязательно будет наблюдаемой величиной (например, программный код страницы не виден, по крайней мере, без специальных средств).

Показатель – величина, которую мы можем наблюдать (ощущать непосредственно или с помощью специальных средств). Наблюдаемость величины – принципиальное условие для показателя.

Само название определяет, что она должна что-то показывать. В том числе что-то ненаблюдаемое, но как-то связанное с показателем.

Длина столбика ртути в капилляре медицинского термометра показывает температуру тела, то есть, скорость движения молекул, их кинетическую энергию (вспоминаем школьный курс физики).

Показатели могут быть разные и для разных применений. И для разных субъектов – будет ли величина показателем чего либо зависит от знаний субъекта, позволяют ли они интерпретировать наблюдаемую величину надлежащим образом.

Например, показатель нормального функционирования системы должен показывать, что всё идёт нормально. Для кого-то единственным показателем нормального функционирования компании будет входящий денежный поток, а кто-то обратит внимание на отклонение фактической траектории движения от расчётной, наличие конфликтных ситуаций, увеличение количества брака в работе и т.п.

Может быть показатель состояния объекта – например, значение коэффициента функциональной устойчивости. Можно определять показатели чего-то иного. В том числе, для упрощения оценки ситуации, измерения значений параметров (вернёмся к примеру термометра).

Для каждого показателя должно быть определено следующее:

наблюдаемая величина, включая способ идентификации, измерения и необходимые для этого ресурсы;

что именно показывает эта величина;

правила интерпретации, определяющие, как на основе информации о значении показателя сделать вывод о значении искомой величины или комплекса величин.

Весьма близкий по значению термин – индикатор.

Это тоже, прежде всего, наблюдаемая величина (ненаблюдаемый индикатор – нонсенс…).

Так же, как и показатель, связана с субъектом – незнание правил интерпретации лишает величину свойства быть индикатором.

Но он связан известной зависимостью с определённым состоянием исследуемого объекта. Или с определёнными значениями параметров.

Например, индикатор включения устройства или прибора, индикатор напряжения в электрической сети, индикатор наличия дыма в помещении, индикатор наличия щёлочи или кислоты в растворе (вспомним школьные уроки химии).

Для индикатора так же должны быть определены:

наблюдаемая величина, включая способ идентификации, измерения и необходимые для этого ресурсы;

что показывает эта величина;

правила интерпретации, определяющие, как на основе информации о значении параметра сделать вывод о значении искомой величины или комплекса величин.

Ещё один часто используемый термин – характеристика.

Это уже субъективная оценка свойств или, по-другому, поведения системы (объекта), основанная на знании закономерностей природы системы (объекта). В общем случае она должна быть связана с решаемыми задачами – оценка соответствия свойств объекта решаемым задачам.

Формулировки характеристики могут быть различными – от "хороший/плохой" до графических изображений диапазонов функционирования или т.п. Но важно отметить, что это уже некоторая оценка поведения объекта.

Характеристиками являются управляемость, функциональная устойчивость, др. Они характеризуют состояние системы в определённых условиях. В частности, называя объект управляемым в некотором диапазоне условий, человек отмечает, что, вследствие особенностей объекта, им можно будет управлять в заданном диапазоне условий. Называя компанию устойчивой, мы указываем, что компания сможет нормально функционировать в некотором диапазоне состояний среды.

Характеристика может быть определена словами, описывающими отношение субъекта свойствам системы, или другим образом. Например, амплитудно-частотная характеристика усилителя сигнала – график зависимости коэффициента усиления от частоты сигнала.

Характеристика может и, по-хорошему, должна быть связана с определёнными значениями или диапазонами значений показателей, индикаторов, параметров объекта. А значение характеристики (у характеристики тоже есть значение…) должно определяться в соответствии с принятым правилом интерпретации значений показателей, индикаторов, параметров.

Применительно к нашему примеру:

индикатором того, что состояние страницы соответствует задачам будут запланированные переходы, ненулевая конверсия в звонки и т.п.;

значения обозначенных величин, – число переходов; степень соответствия фактической траектории движения человека расчётной; отношение числа посетителей, совершивших целевое действие, к общему числу посетителей (конверсия), – будут показателями степени соответствия состояния страницы поставленным задачам;

Критерий(от греческого kritērion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса. Например, одним из критериев качества образования являются академические достижения школьников

Показатель– данное, по которому можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь; это количественное измерение критерия; отражает измеряемую сторону критерия, например, показатели академических достижений – это конкретные оценки или баллы, полученные учащимися по отдельным предметам на экзамене или в результате тестирования

Знание – сила или немного теории Каково соотношение критерия и показателя в целостной процедуре оценивания объектов мониторинга?

В общем смысле критерий(от греческого kritērion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса. Примером критериев качества образования является выполнение требований государственного стандарта образования, что отражает результативную сторону качества, или равенство в доступе к качественному образованию, что, в свою очередь, представляет собой системную характеристику качества. В частности, одним из критериев качества образования являются академические достижения школьников.

Измеряемую сторону критерия представляют с помощью показателей. Показатель– данное, по которому можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь; это количественное измерение критерия; отражает измеряемую сторону критерия, например, показатели академических достижений это конкретные оценки или баллы, полученные учащимися по отдельным предметам на экзамене или в результате тестирования. В качестве показателей качества образования обычно фигурируют конкретные измеримые требования целей в области качества, в частности, показатели образовательных достижений: образовательные достижения по отдельным предметам, выраженные, например, средним баллом; удовлетворенность образованием, выраженная в процентах; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.), выраженные в цифрах или процентах.

Таким образом, каждый объект мониторинга может иметь один или несколько критериев, по которым составляется суждение о развитии этого объекта, акаждый критерий, в свою очередь,может быть охарактеризован определенным набором показателей. Например, мерилом возможности принятия человека на ту или иную работу является его квалификация (это критерий), показателями в этом случае могут быть диплом об образовании, рекомендации с предыдущих мест работы, записи в трудовой книжке, резюме и т.д.Выбор показателей, в свою очередь, оказывает влияние на выбор инструментария мониторинга, т.е. тех методик, с помощью которых будут собираться данные.

В мониторинге к выбираемым критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование – критерий должен позволять производить измерение. Существуют такие критерии, которые не измеряются с помощью объективных методик, например, воспитанность в силу своей тонкой сферы всегда будет иметь субъективную оценку, хотя именно этот критерий чаще всего выбирают школы в качестве ведущего в школьной программе мониторинга. Некоторые критерии, например, развитость познавательных процессов, имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие, например, комфортность образовательной среды, изменяются быстрее. Есть критерии, по которым можно дать только качественную оценку – лучше, хуже – например, интерес к проведенным творческим делам. Такие критерии тоже имеют право на жизнь в системе мониторинга, но, выбирая их в качестве измерителей, необходимо помнить, что любой качественный критерий значительно усложняет обработку результатов. Гораздо легче анализируются и презентуются критерии, измеряемые количественными методами.

Пример локального уровня – мониторинг качества образования, реализуемый в гимназии АЛЬМА МАТЕР Санкт-Петербурга, из-за значительного объема помещен в Приложение 10 к Рабочей тетради. Описание опыта гимназии приведено полностью для того, чтобы у читателя сложилось целостное представление о программе мониторинга качества образования в школе до завершения работы над пособием, что позволит в следующих главах более осознанно подойти к разработке собственной программы мониторинга. Прежде, чем продолжить работу над содержанием главы, предлагаем читателю обратиться к представленному описанию (См. Рабочая тетрадь, Приложение 10).

Как видно из приведенного примера, избранные в данном пособии объекты мониторинга позволяют составить объективное представление о качестве образования, предоставляемого школой. Необходимо обратить внимание читателя еще на один факт, приведенный в примере. Речь идет о службе мониторинга. В гимназии АЛЬМА-МАТЕР ее составляют два человека, но это совершенно не означает, что и в другой школе такой состав будет оптимальным. Вполне вероятно, что возникнет необходимость делегировать ряд управленческих функций, связанных с введением мониторинга, педагогам школы.


Изучение реальных инновационных проектов как совокупностей элементов материально-вещественной формы, людей и отношений происходит с помощью набора показателей. Показателями можно описать любую систему и процесс ее функционирования. Здесь под показателем понимается характеристика состояния системы и процесса ее функционирования. Характеристике состояния системы может быть поставлено в соответствие множество количественных значений. Показатели, характеризующие процессы, происходящие внутри системы или с системой в целом, определяют, как правило, качество деятельности.

По отношению к системе показатели могут быть внутренними и внешними. В свою очередь, внешние показатели имеют две разновидности: входные, определяющие цели и условия функционирования системы, и выходные, характеризующие результаты ее функционирования (рис. 4.1).

Набор входных, внутренних и выходных показателей, по существу, представляет собой эквивалент реальной системы, пользуясь которым можно проводить ее анализ.

Значение выходных показателей зависит от входных и внутренних показателей. В свою очередь, достигнутые значения выходных показателей влияют на изменение входных и внутренних показателей. В этом проявляется обратная связь между выходными и внутренними показателями. Под обратной связью понимается воздействие на входные и внутренние показатели системы результатов деятельности, т.е. выходных показателей.


Рис. 4.1. Показатели системы

Конкретный набор показателей определяется не только объектом, но и целью анализа.

Критерии выбора оптимального решения

Задача выбора оптимального способа функционирования системы или оптимальных характеристик военной техники формулируется обычно следующим образом. Для анализируемого объекта требуется выбрать такие его характеристики, при которых один или несколько выходных показателей принимали бы экстремальное, (максимальное или минимальное) значение. При этом предполагается что цель должна быть достигнута и удовлетворены условия по ограничениям (ресурсным, временным).

Набор внутренних показателей (или один показатель) в общем случае может считаться решением задачи. Но оно может быть недопустимым с точки зрения возможностей удовлетворения ресурсами или не лучшим по степени достижения цели. Если решение удовлетворяет поставленным условиям - ограничениям по ресурсам (материальным, временным, людским) и позволяет достичь поставленную цель, то оно называется допустимым. Допустимых решений может быть несколько. Из них нужно выбрать наилучшее.

Для получения наилучшего (оптимального) решения выбирается (назначается) критерий оптимальности или критерий эффективности. Критерием называется признак, на основе которого производится оценка целесообразности действии.

В случаях когда объем и качество ресурсов заданы, на основе критерия выбирается оптимальный план осуществления мероприятия. Если известен план деятельности, то с помощью критерия выбираются (обосновываются) характеристики ресурсов, в том числе задачи и средства выделяемые на инновационную деятельность вуза. В общем случае критерий помогает выбрать одновременно и характеристики ресурсов, и план осуществления мероприятия.

Таким образом, критерий - это мерило суждения, сравнения, выбора.

Различают критерии глобальные и локальные, порядковые и количественные.

Глобальный критерий оптимальности - мера оценки качества функционирования системы с позиции интересов надсистемы системы верхнего уровня.

Локальный критерий - мера, характеризующая оптимальность функционирования рассматриваемой системы с позиций установленных для нее показателей.

Количественный критерий - это мера оценки, выраженная в виде числа. В качестве критерия обычно выбирается один или несколько выходных показателей системы.

Критерий должен отвечать таким требованиям, как представительность, чувствительность, возможно большая простота, способность учитывать фактор случайности в ходе исследуемого процесса. Требование представительности заключается в том, что критерий должен оценивать степень достижения главной цели, решение главной задачи, а не второстепенных задач.

Чувствительность критерия заключается в его способности реагировать на изменение тех факторов, с помощью которых достигается оптимальность решения. Иначе говоря, выходной показатель, выбранный в качестве критерия, должен зависеть от изменения значений внутреннего показателя системы, оптимальное значение которого необходимо найти. Если критерий не чувствителен к изменению фактора (внутреннего показателя), то это означает, что либо неверно выбран критерий, либо необходимо изменить фактор (внутренний показатель), взятый для поисков оптимального решения.

Крайне желательно, чтобы критерий был по возможности простым, имел ясный физический или экономический смысл и был единственным. Усложнение критерия может затруднить анализ, не приведя к существенному повышению обоснованности решения. Единственность критерия также упрощает решение задачи, однако в ряде случаев практика вынуждает иметь дело с двумя и более критериями, иногда противоречивыми по своему существу. Для решения практических задач при наличии нескольких критериев существуют различные методические приемы и способы.

Одним из способов решения задачи при наличии нескольких критериев (так называемый критерий-вектор) является введение составного критерия. Существует несколько основных способов работы с критерием-вектором.

Первый способ предполагает обозначение составного критерия в виде дроби. Числителем дроби является показатель, характеризующий одну сторону мероприятия (например, затраты на его проведение), знаменателем дроби - другой показатель.

Дробный критерий K имеет вид:

или

затраты ресурсов, необходимые для получения единицы эффекта и характеризующие экономичность мероприятия;

получаемый эффект на единицу затраченных ресурсов;

показатель, имеющий экономическое содержание;

показатель, характеризующий результат осуществления мероприятия.

При этом следует иметь в виду, что дробный критерий не является чувствительным, поскольку изменение одной составляющей критерия можно компенсировать изменением другой составляющей и значение критерия останется неизменным.

Например, сравним два варианта осуществления мероприятия, расход ресурсов на осуществление которых составляет соответственно C1 = 10 млн. руб. и C2 = 12,5 млн. руб. Получаемый при этом эффект тоже разный: W1 = 0,8 и W2 = 1,0. В результате значения дробного критерия будут равны: для первого варианта K1 = 10/0,8 = 12,5 и для второго варианта K2 = 12,5/1,0 = 12,5.

Таким образом, критерии K1 и K2 равны по величине, хотя очевидно, что два варианта неравнозначны по мере достижения конечной цели. Поэтому дробный критерий имеет весьма ограниченное применение и может использоваться только для сравнения равноэффективных мероприятий (по конечному результату).

Читайте также: