Что такое читательская грамотность в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Мильденберг Марина Викторовна

Населенный пункт: Омская область, р.п. Полтавка

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.

Актуальность: Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.

Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению.

А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.

Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.

Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников

Задачи:

  • Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения ребёнка к чтению: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.
  • Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы
  • Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника.

Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.

Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей шестого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

В книжном уголке присутствуют разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду старалась сделать интегративной. Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия я подобрала высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутееваи др.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудиосказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;

В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.

Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

  • эмоциональную отзывчивость;
  • активность и объективность читательского воображения;
  • умение пересказывать;
  • аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
  • осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Литература:

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ? А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Оказывается, сделать это легко!

Педагогический коллектив дошкольных групп ГБОУ Школы №1222 г. Москвы, работая над проблемой формирования ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования, основными механизмам и способами достижения поставленной цели выделил следующие:

  • Внедрение проектной деятельности
  • Активное сотрудничество с детской районной библиотекой
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада

Актуальность

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Задачи проекта:

  • изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
  • повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
  • прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
  • повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
  • повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта;
  • обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
  • расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, а также с работниками районной библиотеки.

Планируемые результаты:

Этапы внедрения проекта

1. Аналитический.

  • изучение литературы и интернет-ресурсов по данной теме;
  • выработка стратегии;
  • отбор и систематизация материала;
  • разработка планирования целенаправленной работы педагогов ДОУ в рамках проекта.

2. Практический.

Предполагает практическое проведение всех запланированных мероприятий, направленных на реализацию задач проекта через различные формы работы.

3. Заключительный.

Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности.

Механизмы и способы достижения целей практического этапа проекта

Обновленные и традиционные формы работы

Традиционные

Обновленные

Литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки, семейные совместные с педагогом группы походы в театр

Тематический клубный час, интервьюирование, литературная копилка, поэтическая акция, он-лайн собрания для родителей, литературный брейн-ринг для педагогов

Литературные викторины — форма интеллектуальной работы с дошкольниками, которая требует определенных знаний, представлений у детей по определенной теме. Веселые и познавательные задания в литературных викторинах, позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы, а педагогам определить степень развития кругозора своих воспитанников. Викторины - это не только любимейшее развлечение детей, но и взрослых, и значит, общий интерес даст в совместном развлечении только положительный результат.


Особое место занимают литературные досуги и праздники, которые являются кульминационными событиям после знакомства детей с определенными литературными произведениями и обобщают многообразные художественные впечатления детей. Они включают в себя различные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Наиболее востребованными в нашем дошкольном отделении являются:

  • театрализованные постановки и драматизации произведений для детей;
  • различные виды театра (теневой, бибабо, кукольный, настольный и др.)
  • тематические досуги по произведениям детских писателей (А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский и др.)
  • литературные гостиные


Разыгрывание коротких сценок с использованием кукол БИ-БА-БО (младшая группа)




Чтение и инсценировка басней И.А.Крылова, Л.Толстого (старшие дошкольники)


Чтение и драматизации по произведениям А.Барто совместно с родителями в младшей группе (привлечение внимания родителей к творчеству А.Л.Барто, приобщение к совместному чтению с детьми)

Конкурсы чтецов позволяют воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительную речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-поэтического слова.

Задачи конкурса:

  • способствовать знакомству воспитанников с литературным наследием нашей страны, с лучшими образцами поэзии и прозы согласно тематике конкурса;
  • выявить наиболее талантливых и артистичных чтецов среди детей ДО, предоставить им возможность для самовыражения;
  • способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений.

Тема конкурса чтецов выбирается в соответствии с тематическим планированием. К каждому конкурсу в группе заранее педагоги с детьми оформляют выставку книг и детских работ. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность выразить свое отношение к произведению или герою через рисунок или поделку.

Конкурсы оцениваются независимым жюри, в состав которого входят педагоги школы, сотрудники районной библиотеки и родители.

Сами конкурсы проходят в увлекательной игровой форме, объединены определенной тематикой. В сценарии включаются истории из жизни авторов детских произведений, различные физкультминутки, музыкальные и речевые игры. Дети должны получать положительные эмоции от происходящего. Победители нашего дошкольного отделения в дальнейшем соревнуются уже между трех дошкольных отделений в рамках образовательного комплекса.

Такие мероприятия способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.
Конкурсы чтецов и являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.


При реализации нашего проекта использование данной технологии позволяет развивать связную речь, речевое общение, коммуникацию.

Работа с педагогами

Среди традиционных форм работы с педагогами наиболее востребованным является Литературный брейн-ринг.

Задачи:

  • уточнить и систематизировать знания педагогов по детской литературе, повысить их профессиональную компетенцию;
  • активизировать мышление, воображение и творчество воспитателей;
  • поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы и поиску новых идей, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста.

На литературном брейн-ринге педагоги с удовольствием включаются в работу, разбиваются на команды, отвечают на вопросы, тщательно изучают методическую и художественную литературу, интернет-ресурсы в рамках подготовки домашних заданий к конкурсу, самостоятельно придумывают сказки для детей, подбирают атрибуты, инсценируют произведения для детей. Педагоги пополняют свой багаж поэтических произведений по различной тематике.
Таким образом, мы стимулируем воспитателей к саморазвитию и профессиональному росту. Каждый педагог должен быть примером для детей, быть начитанным, знающим, активным и интересным.


Взаимодействие с семьёй

Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.В нашем ДОУ используются разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников.

Кроме того, при организации конкурсов в ДО детско-родительского творчества (3-4 раза в год) мы стараемся связать тематическую направленность выставки с книгой (например, во время традиционной осенней ярмарки во многих группах ДО среду группы украшали не просто выставки детско-родительского творчества на тему осени, а познавательные книжки-витамишки с дарами осени, информационной страничкой и иллюстрациями, изготовленные родителями совместно с детьми). Это также способствует обогащению предметно-пространственной развивающей среды групп.


Выставка детско-родительского творчества


Литературные вечера и гостиные стали традицией для нашего дошкольного отделения. Целью таких мероприятий является воспитание любви и интереса ребенка к книге, установление эмоционального контакта родителей и детей посредством чтения - убеждение, просвещение и настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.

Совместные театрализованные постановки детей сродителями, начиная с младшей группы, также являются значимым элементом, способствующим повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Родителис удовольствием принимают участие в инсценировке произведений, самостоятельно готовят костюмы, маски и атрибуты.



Придумывание сказок и иллюстраций к ним



Особенно важным для нас является включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление литературного пространства, связанного с книгой: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки – рекомендации о том, что и как читать детям.

Благодаря не только книге, но и систематическим совместным посещениям театра, перед ребёнком открывается целый мир, о котором он почти ещё не знает.


Организация совместных с родителями литературных досугов, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет каждому родителю приобщиться к совместной деятельности с детьми по разучиванию любимых литературных произведений, способствует развитию творчества и навыков выразительного чтения и рассказывания как у детей, так и у взрослых.

Кульминационными событиями при знакомстве детей с литературными произведениями являются совместные посещения спектаклей детьми, родителями и педагогами в театрах города.


Прочно входят в практику работы и являются новой апробированной нами формой взаимодействия с семьей он-лайн собрания, на которых каждый родитель имеет возможность получить компетентную помощь и консультации специалистов по проблемам детского чтения, задать интересующий вопрос в режиме он-лайн посредством сети интернет на официальном сайте нашего образовательного учреждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

"Формирование читательской грамотности

у детей дошкольного возраста"

Гончарова Любовь Владимировна

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть : функциональная готовность к школе, "умение учиться"(т.е.формирование предпосылок универсальных учебных действий).

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность.

Читательская грамотность:

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;

расширять свои знания и возможности;

участвовать в социальной жизни.

«Читательская грамотность – совокупность умений и навыков , отражающих : потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению : восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель ,хоть и пассивный т.е. слушатель.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Консультируя родителей по формированию читательской грамотности нужно ознакомить их с некоторыми правилами:

читать надо ежедневно, тогда в ребенке постепенно вырабатываются потребность читать .Слушать чтение, вырабатывать интерес к произведениям, испытывать эстетическое наслаждение от услышанного или прочитанного; круг чтения должен быть разнообразным.

Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров. Это и классическая литература , проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей ,это и сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.

не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;

прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;

приобщая ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения.

не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность.

В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;

детская литература для дошкольников в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете.

Аудио- и видео книги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Также Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников.

Нужно научить ребенка пользоваться книгами и беречь их!

Так кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.

Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам а.

Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.

Задачи:

  • Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения ребёнка к чтению: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.
  • Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы
  • Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения дошкольника.

Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.

Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей седьмого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;

В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.

А также у нас работает мастерская по ремонту книг,"Книжкина больница" где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги (ножницы, клей ПВА, кисть, скотч и др.).

Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:


Есть дети, которые не любят читать (хотя многие наши блогеры с этим не соглашаются), а есть дети, которые любят читать, но плохо анализируют информацию. Чтобы лучше понимать произведения и вообще полюбить литературу, Варвара Котельникова в своём блоге советует развивать у детей читательскую грамотность.

На этом обсуждение политических новостей закончено. Теперь поговорим о читательской грамотности и сразу разберёмся в терминологии. Прежде всего читательская грамотность — это не синоним начитанности. Читательская грамотность — это способность понимать, использовать и анализировать прочитанный текст.

Немного лирического отступления. Довольно часто слышу, что у детей в школе и без того много уроков. Дескать, зачем придумывать какие-то странные предметы и вынуждать приобретать ещё больше пособий? А внеурочная деятельность — вообще камень преткновения и яблоко раздора.

На первый взгляд, предметы и темы действительно странные. Да и все как будто про одно. Вот послушайте: функциональная грамотность, цифровая грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность, интернет-предпринимательство, информационная безопасность, инфографика, волонтёрство. Кажется, всё. Давайте разбираться.

Соглашусь, что информации (как и макулатуры) и правда развелось много. Учителя засыпаны бумагами и отчётами, а детям нужно ещё учиться, готовиться и сдавать экзамены (и вообще-то, между делом, наслаждаться детством). И когда, если в сутках то по-прежнему 24 часа, эту всю гранитную стружку науки усваивать?

«Уметь читать — это нечто большее. Читать — это значит:

И список тем, которые рассматриваются в ходе курса (за два года):

  • Плавно читать вслух по слогам и целыми словами.
  • Размышлять над содержанием текста.
  • Устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста.
  • Задавать к тексту вопросы, обсуждать прочитанное.
  • Определять тему и главную мысль текста.
  • Восстанавливать последовательность событий в произведении.
  • Пересказывать текст.
  • Характеризовать героя произведения, оценивать его поступки.
  • Объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст.
  • Устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ текстом, обсуждать прочитанное.
  • Задавать вопросы к тексту.
  • Определять тему и главную мысль текста.
  • Восстанавливать последовательность событий в произведении, составлять план текста.
  • Пересказывать текст.
  • Характеризовать героя произведения, оценивать его поступки, сравнивать героев.
  • Находить в тексте средства художественной выразительности.
  • Объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст.

Как развивать читательскую грамотность у детей

1. Фиксируйте выдержками из текста краткое содержание прочитанного. Затем попробуйте воспроизвести содержание на основе своих заметок. Сделайте вывод о главной мысли. Задайте ребёнку вопрос, как его личное представление дополнило главную тему.

  • Имя существительное, выраженное одним словом: сказка.
  • Описание темы двумя именами прилагательными: волшебная, бытовая.
  • Описание действия тремя глаголами: читать, пересказывать, учить.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме: сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово-синоним: фантазия, выдумка.

3. Тренируйтесь на любом повествовательном тексте. Определяйте, о чём пойдёт речь в произведении. Текст нужно читать по частям. После каждой части ребёнку нужно сделать предположение, как дальше будет развиваться сюжет. Задача учителя или родителя: разделить текст на части.


Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Он ярко и точно передаёт суть повествования — это рассказ о том, что произошло, случилось.

4. Составьте для ребёнка ряд вопросов к тексту. Ребёнок должен подготовить ответы. Вопросы и ответы могут как в прямой форме, так и в косвенной, так как это даёт возможность анализировать и рассуждать, опираясь на собственный опыт. Лучше всего тренироваться на новом материале.

5. Составьте упражнения для новых материалов. Например, при изучении Пушкина ребёнок составляет таблицу: вписывает то, что уже знает о Пушкине и его произведениях, что узнал нового, какие его стихи и что хотел бы узнать. Это предполагает выход за рамки урока и изучении дополнительной информации.

8. Подготовьте собственную викторину на основе изучения одной большой или нескольких тем. Ребёнок должен пользоваться учебными текстами.

В тексте использованы материалы:

Читайте также: