Обязан ли ученик мыть доску в школе

Обновлено: 04.07.2024

Дежурство и общественный труд ребенка

Мы повсеместно сталкиваемся с тем, что школы пытаются воспитать детей через труд. Одной из форм такого труда является уборка в классе, дежурство на переменах и иные виды деятельности, на которые хватает фантазии у работников школы.
С переходом на рыночную экономику от коллективизма к индивидуализму изменились законы и подходы к их трактовке.
Во многих школах детей просят, а порой и принуждают к уборке классов после уроков, кто-то сбегает, а кто-то берет тряпку, швабру и моет класс. Законно ли это? Оставим в стороне эмоциональный и иные аспекты оценки этой деятельности. Рассмотрим это с точки зрения закона. Исключительно. С точки зрения закона. Отношения правильно это или нет - оставим для следующих постов.

Минобрнауки выделяет следующие виды труда:
- Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.

- Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.

- Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

Таким образом, Минобрнауки выделил общественно полезный труд, который в настоящее время вызывает больше всего вопросов со стороны общественности.

Что понимать под общественно- полезным трудом? Частично на этот вопрос отвечает Минобрнауки в вышеназванном письме.

Мы ответим проще, общественно полезный труд — это все виды работ, не предусмотренное образовательными программами и не запрещенные законом, которые просит школа выполнить учеников (дежурство в школе, уборка класса и т.д.).

Привлечение учеников к общественно полезному труду законно с соблюдением определенных условий.

Форма получения такого согласия от родителей прямо не указана в законе. Но Роспотребнадзор в письме № 01/7100-13-32 указал, что:

Получается, что детский сад, школа или колледжи должны получить отдельно от каждого родителя (законного представителя) письменное согласие на привлечение их ребенка к общественно полезному труду. Особое внимание уделяем тому факту, что согласие должно быть ПИСЬМЕННЫМ.

Колледжам и детским садам в этом плане повезло больше, они могут данное согласие указать в договоре, заключаемом с родителями. Один нюанс, что лучше обязать родителей ставить подпись напротив этого пункта договора, чтоб они не могли ссылаться на то, что не видели/не читали его при заключении договора.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Образовательная организация не имеет права привлекать детей к труду, не предусмотренному образовательной программой;
2. Привлечение детей к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется с ПИСЬМЕННОГО согласия родителей (законного представителя) ребенка.

Государство уже так лет 8 как сняло ответственность с детей за уборку кабинетов. Давно у нас нет дежурных, которые бы после уроков зашли в вверенный им кабинет, подмели пол, полили цветы, вынесли мусор.

До смешного ( или грустного), когда уборщица не доходила до моего кабинета, уборкой занималась я.

Но доску всегда любили дети мыть. Поэтому от просьбы привести доску в порядок никогда не отказывались.

Но сегодня пришлось и удивиться, и разозлиться.

Как обычно, я попросила мальчика помыть доску. Но, взглянув на нее в начале урока, я поняла, что для работы она непригодна: меловые разводы по всей доске. Писать невозможно.

Обратилась к классу.

— Ребят, чтобы помыть доску, нужно сначала хорошо прополоскать тряпку, а потом уже аккуратно, без круговых движений мыть.

И тут с последней парты голос девушки ( 8 класс):

—Так возьмите и помойте. Наша учительница ( классная) так и делает. И вообще почему мы должны этим заниматься?

Задаю встречный вопрос:

— А почему Я должна это делать?

Её ответ ещё раз подтвердил всю тщетность наших потуг в современном образовании:

—Ну, это же НАДО ВАМ.

Мне нужна доска? Мне, девочка, для того чтобы вести урок, не нужны ни доска, ни тетрадь, ни учебник. Главное, что я есть. Без учителя урок не состоится. Но разве ТЕБЕ, ученице, доска не нужнее?

Государство давно освободило наших детей от любой школьной работы. На всё нужно чуть ли не письменное их согласие.

Например, принести учебники в класс. Как же! Эксплуатация детского труда!

Я помню в 80- 90- годы мы не только убирали свои кабинеты, а как дежурный класс еще мыли и натирали до блеска паркетные полы, и никому в голову не приходило сказать : "Это не наша обязанность".

Еще Л. Н. Толстой в Ясной Поляне приобщал детей к труду, к работе в огороде, в саду.

Каждый родитель дома закрепляет за ребёнком список домашних обязанностей.

Почему же в школе этих обязанностей у детей мы не можем требовать? Почему растут потребители, которые не могут убрать элементарно за собой?

Конечно, таких, как эта девушка, мало. В основном дети готовы помогать учителю. Но единичный случай тоже показатель.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Уборка в школе - Санитарный надзор

Санитарный надзор

Уборка в школе

Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, а в школах, работающих в две смены – дважды в день. Для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания предусмотрен перерыв не менее 30 минут, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли. Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации должна проводиться генеральная уборка. Причем проводить ее надо непременно с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается.

Также не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, уборке помещений пищеблока, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте. Дезинфицирующие и моющие средства должны храниться в соответствии с инструкцией в недоступном для обучающихся месте. Готовятся дезинфицирующие растворы для мытья полов непосредственно перед применением в туалетных комнатах и в отсутствии обучающихся.

С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательной организации проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те, и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться — вам послушного и безропотного, или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?

Имеет ли право учитель выгонять ученика, если он не в форме?

Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу — конечно же нет. Учитель может: сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.

Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал на пять минут?

Опять же, ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся: в том числе, обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.

Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?

 Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придешь — получишь „тройку“?

Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая, по определению, является добровольной) — это незаконно.

Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?

Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.

Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а, в идеале, подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям) — то, да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.

Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?

Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений, и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.

 Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?

Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, то учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтет нужным.

Возникает резонный вопрос, а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?

К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права школьников?

И самое главное, должны ли родители сдавать деньги на нужды класса и школы? Рассказывают юристы.

Школьные поборы: обязаны ли родители сдавать деньги?

С началом каждого учебного года начинаются бесконечные требования денег с родителей школьников. На ремонт школы, на шторы в класс, на охрану и уборщицу, учебные пособия, компьютеры, шкафчики в раздевалку, обязательные дополнительные занятия… Большинство родителей безропотно платят. И только у немногих возникает вопрос: а действительно ли мы обязаны сдавать деньги на все, что требует школа?

У вас просто взяли наличные (и может быть, попросили расписаться в некой ведомости), но не выдали никаких документов о принятии денежных средств? Это должно вас насторожить.

Это недопустимо!

  • Фиксированная сумма. Вас просят внести на различные школьные расходы четко определенную сумму? Это не благотворительность, а принуждение.
  • Наличные получает представитель администрации школы. Между тем, денежные средства должны проходить через расчетный счет образовательного учреждения
  • Нет информации о целевом назначении и отчетов о расходовании полученных денежных средств.

Важно! Благотворитель имеет право указать целевое назначение средств и получать информацию об их расходовании.

Конечно, многим родителям хочется, чтобы у детей были и новые парты, и интерактивная доска. Однако, лучше, когда такие закупки идут через родительский комитет или попечительский совет. Каждому внесшему деньги должен быть доступен отчет о собранных суммах и их целевом использовании (собрано денег столько-то, на парты затрачено столько-то, приложены сканы чеков и другие доказательства).

Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит. При этом в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения.

Внося деньги, вы должны быть уверены, что средства поступят по назначению. Этому способствуют:

  • Устав школы, предусматривающий, что источником формирования ее имущества и финансовых ресурсов могут быть не только городская казна и внебюджетные средства, но и средства добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
  • Отлаженная система приема пожертвований и их фиксации, например, школьный приказ о порядке приема пожертвований.
  • Отсутствие принуждения (например, пункт приказа устанавливает принцип добровольности пожертвований).
  • Документальное согласие благотворителя на оказание помощи (благотворители заключают с администрацией договор о пожертвовании).
  • Отсутствие санкции для родителей (недопуск ребенка в школу, к занятиям, отчисление ребенка).
  • Финансовые отчеты с подробной информацией о поступлении и расходовании средств, доказательства целевого расходования денежных средств, использование денег исключительно на улучшение условий для получения детьми образования.

Важно! Благотворительность – это ваше право, а не обязанность. Любые денежные сборы — будь то сбор средств за охрану школы, услуги дополнительной уборщицы, на новые шторы, ремонт — акт доброй воли родителей. Школа может только просить сделать пожертвование, но не принуждать к внесению денег.

За учебники платить не нужно

В п. 1 ст. 35 Закона об образовании говорится, что пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания в обычном (некоммерческом) учебном заведении — бесплатное.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований… бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

За дополнительные занятия — в зависимости от обстоятельств

Согласно п.1 и 2 ст. 101 Закона об образовании, школы вправе оказывать платные образовательные услуги.

  • И с физическими, и с юридическими лицами должен быть заключен договор об оказании платных образовательных услуг.
  • В договоре должны быть четко прописаны необходимые дополнительные услуги и расценки на каждую из них.
  • Деньги за услуги должны проходить через школьную бухгалтерию. У того, кто платит за них, должны оставаться документы об оплате (чеки, квитки об оплате через банк).

Ни в коем случае платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Классный руководитель или другие сотрудники школы преследуют ребенка, упрекают его в том, что родители не сдали деньги, вымогают денежные средства? Можно говорить о том, что нарушается право на образование, установленное Конституцией РФ. Школьное образование, согласно конституции, является бесплатным. Если школьник учится не в частной, а в обычной государственной, муниципальной школе, то имеет полное право не сдавать никаких денег.

Если вас заставляют сдавать деньги, упрекают вашего ребенка, напишите жалобу в:

Какие нужны доказательства?
Обычно достаточно просто объяснить ситуацию письменно. Но не лишними будут:
— свидетельские показания от других родителей или знакомых о поборах;
— видеосъемка или аудиозапись того, как представитель школы заставляет сдавать деньги;
— письменные доказательства поборов, например письменная просьба сдать деньги, запись в дневнике, записка родителям и т. д.

Не тот костюм

Конечно, мы понимаем, что определенные правила, вводимые школами, призваны нивелировать социальную разницу между учащимися, сосредоточить внимание детей не на одежде друг друга, а на учебе. Но стоит знать, что несмотря на существующие требования к одежде обучающихся запретить ребенку присутствовать на занятиях по причине того, что он одет в костюм другого цвета, учителя не вправе.

Если вас не устраивает качество закупленной одежды, или если вы считаете, что форма от поставщика/ производителя некачественная, отправьте ее на экспертизу.

Важно! Школьная форма не соответствует требованиям? На недобросовестного поставщика/ производителя можно подать в суд и потребовать компенсации материального и морального ущерба. Особенно, если одежда спровоцировала у ребенка аллергическое заболевание.

  • В уставе школы может быть прописано, какой внешний вид должен быть у учащихся, и какого дресс-кода придерживается школа.

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права школьников? рис-2

Однако если ребенок пришел в одежде, не соответствующей дресс-коду, или без сменки, запретить ему присутствовать на занятиях учителя не вправе.

Внимание! Не допущение ученика по любой причине (кроме серьезных медицинских оснований) на уроки является нарушением его конституционных прав. Поведение школьника не представляет никакой опасности? Учитель обязан пустить его в класс.

Если в учебные часы, на момент проведения уроков, школьника отправили домой переодеваться, а по дороге с ним что-то случилось, ответственность за жизнь и здоровье ученика несет школа. Родители или опекуны ребенка вправе подать на организацию в суд.

Уборка и дежурства

Может ли учитель привлекать ребенка участвовать в дежурстве по классу или убирать пришкольную территорию? Да, если у него имеется письменное согласие родителей ученика на подобные мероприятия. Согласия нет, а преподаватель настаивает, чтобы ученик трудился вместе со всеми? Следует написать жалобу на имя директора школы.

Для справки:

Принудительный труд в нашей стране запрещен ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Закон об образовании запрещает привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой (п. 4 ст. 34 Закона об образовании).

Администрация школы имеет право попросить ученика навести порядок в классе, или выйти на субботник. Но это должна быть именно просьба, а не приказ.

Кроме того, если нет письменного согласия родителей, школа не имеет право принять помощь от ученика. Даже если ученик сам изъявляет желание помочь с генеральной уборкой или дежурить по школе. У родителей, которые не дали согласия на использование детского труда, есть все основания подать на школу жалобу или иск в суд.

Важно! Если нарушаются права ребенка, а администрация школы не принимает никаких мер, обращайтесь в управление по делам образования или по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Читайте также: