Идеи каких философов оказали влияние на развитие революционной мысли в россии 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее глубоким было увлечение европейским социализмом, именно фурьеризмом — у кружка петрашевцев (конец 40-х г.). Правда, отдельные члены этого кружка (особенно Спешнев) (см.) были даже последователями французских революционных коммунистов 40-х г.; но в центре социалистических увлечений петрашевцев стояло все же учение Фурье, в котором они видели картину светлого, радостного, гармонического будущего, находившегося в таком резком контрасте с неприглядной российской действительностью. Противоречие между Фурье, отрицавшим всю буржуазно-европейскую цивилизацию, и политическими идеалами и стремлениями петрашевцев, которые именно мечтали о европейских порядках для России, лучше всего свидетельствует, что для них, вышедших в большинстве из мелкого чиновничества и разночинцев, тогдашний европейский социализм был лишь смутным, мечтательным и притом абстрактным, оторванным от реальной действительности выражением их демократических стремлений в политике, для которых они не находили почвы.

И анархизм, и максимализм, и даже социалисты-революционеры почти сошли на нет в годы реакции. И только марксизм, несмотря на непрерывную жестокую внутреннюю борьбу и внешние преследования, сохранил свои виднейшие идейные позиции в рабочем классе, что нашло себе отражение, между прочим, при выборах во все 4 Государственные Думы.

Широкое распространение партии социалистов-революционеров после Февральской революции 1917 г., приведшее ее даже к власти в коалиции с буржуазией, было успехом мелкобуржуазной демократии, а не социализма; а их борьба с большевиками после Октября была именно борьбой этой мелкобуржуазной демократии против социалистической диктатуры пролетариата. Поэтому в историю социалистической мысли в России этот заключительный этап в развитии народничества не внес ничего нового.

Организационные и тактические взгляды ленинизма, выявившиеся в его борьбе с меньшевизмом (см. ниже в этом же томе Российская социал-демократия), всегда подымались им до принципиальной, теоретической высоты, как противовес революционного марксизма русской разновидности международного оппортунизма. И первой теоретической заслугой Ленина является именно восстановление в чистом и полном виде старого революционного учения самих Маркса и Энгельса, как оно сложилось в бурную эпоху середины XIX в., учения, искаженного и затушеванного впоследствии, лишенного его революционной сущности большинством марксистов II Интернационала. Но, кроме того, Ленин внес ряд новых теоретических элементов в марксизм, и поэтому ленинизм справедливо считается особым этапом в развитии революционного марксизма. Прежде всего, Ленин внес в марксизм углубление и новое освещение крестьянской проблемы. Для Ленина — крестьянство, особенно беднейшее, важнейший союзник пролетариата в борьбе за социализм. Совершенно самостоятельным вкладом Ленина в теорию марксизма является его учение об империализме, как последнем этапе развития капитализма. Ленин впервые анализировал все мировые последствия новейшего развития капитализма и, в соответствии с этим, огромное значение придавал национальному и колониальному вопросу. Ленин наново и самостоятельно разработал марксистское учение о государстве и диктатуре пролетариата, использовав для этого опыт русских революций. Одним из элементов ленинского учения о государстве является признание необходимости — после победы революции — разрушить старый государственный аппарат и создать новый, пролетарский, в форме власти Советов, которая соединяет диктатуру пролетариата, руководимого коммунистической партией, с максимально возможным в революционную эпоху участием широких трудящихся масс в вопросах государственного управления. Наконец, Ленину принадлежит тщательная разработка учения о революционной партии пролетариата и ее роли в революции. Если к этому прибавить глубокие исследования Ленина в области марксистской политической экономии и материалистической философии, его теоретическую борьбу с международным оппортунизмом (которую он вел наравне с Плехановым), наконец, его инициативу в возрождении коммунистического революционного движения на Западе и в создании Коммунистического Интернационала, то в самых общих чертах обрисуется тот вклад, который внес ленинизм в развитие социалистической мысли не только в России, но и во всем мире (см. в этом же томе Ленинизм).

Идеи каких философов оказали воздействие на развитие революционной идеи в России?

  • Pavel Slabenkov
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-04 03:16:33
  • 5
  • 1

После поражения восстания декабристов нрав революционного движения равномерно изменялся. Если члены первых революционных кружков 2-ой четверти столетия (кружки братьев Критских, Н. П. Сунгурова) разделяли идеи и стратегию декабристов, то вскоре среди революционеров возросло число приверженцев французских социалистов-утопистов, их привлекали идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье, грезивших о построении правосудного сообщества, о празднестве мировой коммуны. Ясным представителем революционного лагеря середины XIX в. был А. И. Герцен, философ, писатель, публичный деятель.

Идеи каких философов оказали влияние на развитие революционной мысли в России?

Ответы:

После поражения восстания декабристов характер революционного движения постепенно менялся. Если члены первых революционных кружков второй четверти столетия (кружки братьев Критских, Н. П. Сунгурова) разделяли идеи и тактику декабристов, то вскоре среди революционеров увеличилось число сторонников французских социалистов-утопистов, их привлекали идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье, мечтавших о построении справедливого общества, о торжестве мировой коммуны. Ярким представителем революционного лагеря середины XIX в. был А. И. Герцен, философ, писатель, общественный деятель.

Какие цели преследовали сторонники изменения существующего строя?

• К. С. и И. С. Аксаковы

• М. В. Петрашевский

1. Общественное движение после декабристов. После неудач реформаторской деятельности Александра I и поражения декабристов влияние идей французского Просвещения в России стремительно падало. В поисках нового философского фундамента для выстраивания консервативной, либеральной и революционной идеологии мыслящая часть российского общества обратилась к работам немецких философов — И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.

В 1830—1840-е гг. возникло организованное либеральное движение, расширялся круг деятелей революционного лагеря. Проявляемое правительством равнодушие к потребностям и интересам обострило противоречия в стране. Николаевский режим своей негибкостью и жёсткостью усилил недовольство просвещённых и мыслящих людей, ряды оппозиции правительству увеличивались.


П. Я. Чаадаев. Художник Ш. Козима

1. Какие факторы повлияли на оживление общественного движения в 1830-е гг.?

2. Появление либерального течения в общественном движении. Письмо Чаадаева вызвало жаркие споры в кругах интеллигенции, в результате она разделилась на две группы либералов — западников и славянофилов. Под прессом цензуры и всевидящего ока III отделения развитие русской мысли проходило вне литературы и университетских кафедр, а в основном в дружеских философских кружках.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) считали, что Россия с некоторым опозданием идёт по пути, уже преодолённому Западной Европой. Они высоко оценивали реформы Петра I, видели в них необходимые условия для обновления России. Предсказывая, что со временем страна превратится в конституционную монархию или республику, западники полагали, что это произойдёт в результате реформ, а не разрушительных революций. Они ратовали за отмену крепостного права, установление свободы слова, реформу судебной системы и развитие системы местного самоуправления.


Т. Н. Грановский. Художник П. З. Захаров-Чеченец


Б. Н. Чичерин. Художник В. С. Шервуд

Для славянофилов (братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин) история России была уникальным и неповторимым явлением. Приверженность православию и наличие крестьянской общины, которая, по их мнению, жила по законам справедливости, обусловили своеобразие России и способны изменить мир. Православие предопределило миролюбивый, терпимый к инородцам характер народа. Общину славянофилы рассматривали как образцовую форму хозяйствования и средство воспитания людей, т. е. как лучшую форму человеческого общежития.

Идеальным политическим строем славянофилы считали монархию, в которой глава государства советовался по важнейшим вопросам жизни страны со свободно избранным Земским собором и прислушивался к общественному мнению. Крепостное право подлежало уничтожению, община — освобождению от власти помещика. Революцию, как и любое насилие, славянофилы отвергали. Надежды на перемены они связывали с правлением монарха — просвещённого деятеля, который понимал национальное своеобразие страны. В отличие от западников, которые рассматривали монархию как инструмент для достижения либеральных целей, славянофилы связывали с ней суверенитет народа, выражение его свободной воли.


А. С. Хомяков. Автопортрет


Ю. Ф. Самарин. Художник И. Н. Крамской

Западники и славянофилы не имели прочной поддержки в обществе и тем более в народных массах. Либералы осознавали, что Россию ждут социально-политические потрясения, поэтому они призывали Зимний дворец начать постепенные, но решительные преобразования, которые могли бы спасти империю от кровавой и разрушительной революции.

1. Почему западников и славянофилов называют либералами?

2. К чему призывали западники и славянофилы?

3. Развитие революционного направления в общественном движении. После поражения восстания декабристов характер революционного движения постепенно менялся. Если члены первых революционных кружков второй четверти столетия (кружки братьев Критских, Н. П. Сунгурова) разделяли идеи и тактику декабристов, то вскоре среди революционеров увеличилось число сторонников французских социалистов-утопистов, их привлекали идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье, мечтавших о построении справедливого общества, о торжестве мировой коммуны. Ярким представителем революционного лагеря середины XIX в. был А. И. Герцен, философ, писатель, общественный деятель.


А. И. Герцен. Фотография

Увлечение Александра Ивановича Герцена (1812—1870) идеями европейского либерализма не было продолжительным, к концу 1830-х гг. он стал социалистом. Знакомство с системами французского утопического социализма не очаровало философа, как многих русских революционеров. Герцен иронизировал над фаланстерами (общинами, коммунами) Ш. Фурье, казавшимися ему не столько будущим человечества, сколько его настоящим и прошлым. Однако критика капиталистических порядков в работах Фурье убеждала Герцена, что Европа живёт в ожидании революционного взрыва, социалистических перемен.

Герцен и его друг Н. П. Огарёв в 1831 г. организовали революционный кружок из числа выпускников Московского университета. Члены кружка изучали работы Сен-Симона и Фурье, обсуждали возможность социалистического преобразования России. После разгрома кружка Герцена отправили в ссылку, но с социалистическими идеалами он не расстался, продолжал штудировать работы Фурье.

Внутри кружка образовалось тайное общество во главе с Н. А. Спешневым. Его члены планировали для достижения своих целей организовать бунт на уральских заводах и двинуть рабочих на Петербург. По пути к столице члены общества намеревались поднять на бунт и крепостных крестьян.


За чайным столом. Художник Л. Я. Волосков

1. Идеи каких философов оказали влияние на развитие революционной мысли в России?

2. Расскажите о возникновении и деятельности революционных кружков.

3. Охарактеризуйте программу кружка М. В. Буташевича-Петрашевского.

Радикальная интеллигенция взяла на вооружение идеи Герцена. В 1860-е гг. их использовали народники, стремившиеся облегчить положение крестьян и построить на основе деревенской общины новое общество.


Издания Вольной русской типографии

Несмотря на атмосферу николаевского режима, при котором преследовалось любое инакомыслие, общественное движение в России продолжало достаточно успешно развиваться.

1. Почему Герцен считал общину зародышем социализма?

Вопросы и задания

§ 11. Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг. — Вопросы к пунктам параграфа — 3 — стр. 103 - 0

"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 9 класс.

Aвторы:

Волобуев О.В., Ляшенко Л.М., Симонова Е.В.

Задание

Идеи каких философов оказали влияние на развитие революционной мысли в России?

Еще решебники за 9 класс

Мы подобрали сборники ГДЗ за 9 класс, которые могут быть Вам интересны.

Инновационная школа Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Домогацких Н.И., Клюев Н.Н.

Историко-культурный стандарт Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В., Клоков В.А.

Предметы за 9 класс

Переключаться между предметами теперь очень просто, просто кликни нужный.

Читайте также: