Уход за цветочно декоративными растениями открытого грунта план урока

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Технология выращивания цветочно- декоративных культур Подготовила учитель технологии Камынина Е.В." — Транскрипт:

4 Технология выращивания цветочно- декоративных культур Подготовила учитель технологии Камынина Е.В.

5 Цель урока: ознакомить обучающихся с технологией выращивания цветочно- декоративных культур, научить правильно производить посев семян. План урока: 1.Проверка домашнего задания. 2.Легенды и мифы о цветах. 3.Разделение цветочно- декоративных культур по группам. 4. Технология выращивания цветочно- декоративных культур: посев семян; деление куста; черенкование; размножения стеблевыми черенками; размножение клубнелуковицами; размножение луковицами. 5. Практическая работа 11. Посев семян.

7 ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ О ЦВЕТАХ Роза

12 Различают группы светолюбивых и теневыносливых растений. Светолюбивые растения: львиный зев. бархатцы, василек однолетний,гладиолус, душистый горошек, иберис, календула, петуния, портулаки многие другие. Теневыносливые растения: ландыш, морозник, наперстянка, подснежник, печеночница.

13 Однолетние, двулетние и многолетние растения В зависимости от продолжительности жизни растения делятся на однолетние, или летники, которые проходят весть цикл развития за один год: весной их сеют, они образуют стебли и листья, летом цветут, дают плоды и семена, а затем гибнут. Наиболее популярными из летников являются астра, бархатцы, львиный зев, настурция. К ним можно добавить большой список других интересных летников: агератум, бальзамин, вербена, георгина однолетняя,гвоздика китайская, лаватера, цинния, однолетние рудбекия и хризантема. Двулетние, цикл развития которых длится два вегетативных сезона: в течение первого сезона растения образуют вегетативные органы, в течение второго цветут и дают семена, а затем отмирают.

14 Многолетние: их жизнь длится несколько вегетативных сезонов. Они многократно возрождают свои вегетативные органы, цветут, дают семена, но у большинства осенью листья и стебель отмирают. Они дают массу зелени и цветов, имеют более мощную корневую систему, менее страдают от засухи, менее прихотливы, чем летники. К ним относятся дельфиниум, ирис, лилия, нарцисс, примула, пион, флокс.

15 Посев семян Нужно знать, что многие летники выращиваются рассадным способом. Время посева семян на рассаду зависит от того, насколько быстро развивается ранение. В средней полосе самый ранний срок посева середина января начало февраля, самый поздний конец апреля.

16 Качество и количество рассады зависят от качества почвы. Она должна быть рыхлой, хорошо удерживать влагу, не содержать возбудителей болезни, иметь достаточное количество питательных веществ. Ко времени посева почва должна быть влажной, но не мокрой. Семена высевают в бороздки, сделанные маркером или линейкой, либо вразброс по поверхности почвы. Загущение посевов приводит к вспышке заболевания черной ножкой, поэтому мелкие семена смешивают с сухим прокаленным мелким песком в соотношении 1:6 и высевают такую смесь. К ящикам прикрепляют этикетки с указанием высеянной культуры, сорта и срока посева. Посевы часто опрыскивают водой из пульверизатора, не допуская их подсыхания.

17 При появлении всходов ящики раскрывают, ставят в светлое место и проводят обработку розовым раствором марганца. Поливают осторожно, по мере подсыхания верхнего слоя. Для прорастания семян необходимо тепло, а для рассады в первую очередь солнечный свет.

19 Пикировка Сеянцы при появлении первого или второго на­стоящего листа пикируют, т. е. пересаживают в другие емкости для обеспечения большей площади питания. В этой фазе пересаженные растения лучше приживаются, так как корни повреждаются незначительно. За 1,5-2 ч перед пикировкой сеянцы поливают. Из почвы их не выдергивают, а осторожно выкапывают колышком, стараясь не повредить боковые корешки. Кончик главного корня удаляют на 1/3, что­бы усилить образование боковых корешков, хотя на практике этим приемом пользуются редко, поскольку кончики корней чаще обрываются сами. Пикировку проводят в заранее подготовленные ящики или горшочки При пикировке используют почвенную смесь такого же состава, что и для посева семян. Почву хорошо проливают водой и делают углубление (деревянным колышком, карандашом, использованным фломастером).

20 Вегетативное размножение В цветоводстве широко применяется метод вегетативного размножения цветочно-декоративных культур, когда новое растение развивается из какой-либо части материнского: черенка, корневища, клубня, луковицы. Такой способ позволяет сохранить основные признаки и свойства сорта. Кроме того, растения в большинстве случаев зацветают значительно раньше, чем при семенном размножении. К способам вегетативного размножения относятся: деление куста, черенкование отводками, деление корневого клубня, клубнелуковицами, луковицами и их чешуйками.

21 Деление куста. Один из наиболее распространенных способов размножения травянистых многолетников. С помощью него омолаживают ценные экземпляры, поддерживают у них интенсивный рост и за сравнительно небольшой промежуток времени получают большое количество посадочного материала. Так размножают, к примеру, флокс, хризантему, примулу. Делят многолетники в возрасте пяти восьми лет. Наиболее благоприятное время для такого размножения растений приходится на конец их цветения и до начала активного роста побегов. Для большинства цветочных культур это август начало сентября.

23 Размножение клубнелуковицами. Перед посадкой клубнелуковицы обрабатывают 0,5%-ным раствором марганцевокислого калия в течение 1-2 ч. Детку гладиолусов очищают от оболочки, выдерживают 30 мин в розовом растворе марганцево- кислого калия или просто в тепловатой воде. Размножение луковицами. Луковица это видоизмененный подземный побег с коротким плоским стеблем (донцем), в верхней части которого находится точка роста, окруженная мясистыми бесцветными листьями (чешуями), приспособленными для запасания питательных веществ. В пазухах этих чешуи образуются новые почки. Из центральной части луковицы вырастают листья, здесь же закладывается цветочная почка. К таким растениям относятся тюльпаны, лилии, нарциссы. Обычно луковичные размножаются делением гнезда. Верхушечная почка образует новую луковицу.

24 Практическая работа 11. Посев семян. Цель: научиться правильно производить посев семян. 1.Инструктаж по технике безопасности. 2.Посев семян. 3.Уборка рабочего места.

25 Выращивание астры рассадой Выращивание астры рассадным или безрассадным способами. Качество рассады зависит от качества семян и условий выращивания. Опытные цветоводы пришли к выводу, что выращивать астры, высевая семена сразу в открытый грунт, бывает довольно проблематично. Многие сорта обладают плохой всхожестью, неустойчивые погодные условия открытого места посадки не добавляют семенам шансов на улучшение прорастания. Поэтому желательно выращивать астры через рассаду в теплице или ящике, да и растения в этом случае зацветают раньше. Технология выращивания рассады у астры обычная. В марте - апреле семена сеют в плошки или холодный парник; всходы пикируют, а затем в мае высаживают в грунт - в рыхлую, питательную, хорошо освещённую почву. Температура необходимая для прорастания градусов. Для сохранения равномерной влажности ящики необходимо прикрывать пленкой. Всходы появляются примерно через неделю. Посевы выращивают при температуре градусов. Поливать их нужно хорошо, но редко, так как почва не должна быть переувлажнена. Использовать для посадки и пикировки следует только свежую землю, так как раннее используемая почва, может быть уже заражена. Если появится заболевание - черная ножка, то растения поливают раствором марганцовокислого калия насыщенного розового цвета. Когда рассада окрепнет, ее подкармливают, а с появлением первой пары настоящих листьев сеянцы пикируют по схеме 6х6 см. На время посадки в грунт, рассада должна получиться здоровой, закаленной, иметь короткий, прочный стебель и 5-7 крупных ярко- зеленых листьев. Из вытянувшейся рассады с бледно-зелеными листьями очень трудно вырастить красивые кусты с нормально развитыми соцветиями. Высадка в грунт в средней полосе обычно осуществляется в середине мая. Низкие сорта астры высаживают с расстоянием - 20х20 см, средние - 25х25 см, высокие - 30х30 см. После посадки рассаду поливают, землю рыхлят и подсыпают к корням сухую землю или выветренный торф, чтобы не образовалась корка.

Образовательный аспект: Познакомить с цветочно-декоративными растениями и формами цветочных насаждений.

Развивающий аспект: Развивать интерес к творческой деятельности, познанию профессий, занимающихся в цветоводстве.

Воспитательный аспект: Воспитание эстетического вкуса, любви к родной природе; аккуратности, внимания.

Учебник, рабочая тетрадь, шаблоны для изготовления панно, картон, самоклеящая бумага, клей, цветная бумага, ножницы, компьютеры, выставка книг “Цветы – красота природы”, стенды “Цветы нашего села”, “Цветы УОУ”

Беседа по вопросам:

- Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?

- Какие цветы вы выращиваете дома?

- А какие песни вы знаете о цветах?

- Кто может мне прочитать стихотворение о цветах?

Тема нашего урока “Цветоводство – отрасль растениеводства”. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Цветоводство, или декоративное садоводство, занимается выращиванием декоративно-цветущих растений для получения цветов на срезку, оформления участков сада, высадки в парках, скверах, на улицах, а также для внутреннего озеленения жилых и общественных помещений.

Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.

Многие цветочные растения, помимо красочного оформления, могут использоваться как пищевые культуры:

ФИЗАЛИС – плоды используют в консервной промышленности, а также для приготовления варенья, маринадов, солений, кондитерских изделий. Из зрелых плодов можно получить лимонную кислоту.

РЕВЕНЬ – используется для приготовления сока, напитка, компота, варенья.

НАСТУРЦИЯ – применяют чай из свежих листьев. Листья настурции также используют в свежем виде как источник витаминов в салатах. Молодые мягкие плодики маринуют на зиму.

И как лекарственные растения:

КАЛЕНДУЛА – в медицине применяется как ранозаживляющее, противовоспалительное, антисептическое средство наружно и внутрь. Применяется при лечении ангины, органов пищеварения, благоприятно действует при болезни желудка и печени.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК – используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, почек, язве желудка, геморрое. Размятую траву прикладывают к ранам, порезам и ушибам.

РОМАШКА- настой из соцветий ромашки используется при заболеваниях желудка, кишечника, печени, для полоскания горла при ангинах, аллергии.

Большое значение в цветоводстве имеет подбор цветочных растений, особенно по климатическим зонам. Декоративные растения по-разному реагируют на продолжительность светового дня. По отношению к длине дня цветочные растения делят на три группы.

1. Короткодневные (растения короткого дня), как правило, происхождением из тропиков и субтропиков. Цикл развития этих растений проходит примерно при одинаковой продолжительности дня и ночи. В летний период умеренных широт продолжительность дня достигает 16. 17 часов. К ним относятся георгина, канна, космея, настурция, хризантема, сальвия и др.

2. Длиннодневные. Растения длинного дня обычно выходцы умеренного пояса и более северных широт, которые при продолжительном световом дне лучше растут и обильно цветут. К длиннодневным растениям относятся: астра, бальзамин, гладиолус, дельфиниум, ирис, календула, левкой, цинерария и многие др.

3. Нейтральные растения. К ним относятся: лилия, нарцисс, тюльпан, циния и др. Нейтральными они называются потому, что могут цвести и нормально расти при любой продолжительности дня.

В зависимости от назначения и биологических особенностей выращиваемых растений различают цветоводство открытого и защищенного грунта. В открытом грунте возделывают цветочные культуры, приспособленные к местным условиям. Например, ирисы, нарциссы, тюльпаны, флоксы, пионы и др. можно выращивать в садах, приусадебных участках, парках, скверах в открытом грунте. А такие растения, как глоксиния, фиалка, цинерария и многие другие комнатные растения могут хорошо расти в защищенном грунте (теплицах, оранжереях).

В крупных тепличных хозяйствах и цветочно-декоративных питомниках труд людей механизирован. Здесь трудятся световоды-декораторы, мастера-цветоводы, озеленители, которые знают жизнь декоративных растений, приемы их выращивания и обладают художественным вкусом.

Разведение цветочно-декоративных растений — неутомимый труд, требующий больших знаний, а уход за цветами доставляет каждому большое удовольствие.

Под цветником следует понимать площадь, предназначенную для оформления различных объектов, на которой расположены газоны, дорожки, однолетние и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения различной высоты.

При создании цветника следует использовать различные формы цветочных насаждений. Среди них можно выделить клумбы, рабатки, бордюры, группы, массивы, миксбордеры и одиночные посадки.

Клумбы. Их делают круглыми, овальные, квадратными, эллипсовидными, в виде звёзд, ассиметричной формы. Клумбы располагают обычно на солнечных местах, у входа в дом, перед террасами, перед окнами дома.

Рабатки — это цветочные грядки, размещенные вдоль дорожек, площадок. Их поверхность всегда ровная. Бывают односторонние и двусторонние рабатки. Ширина рабатки 1метр …1 метр 25 см, а длина до 10 метров. От ширины рабатки зависит количество высаживаемых рядов растений. Хороши для этой части цветника как многолетники — флоксы, тюльпаны, нарциссы, так и однолетники - календула, тагетес и др.

Бордюры — часть цветника, окаймляющая посадки цветочных культур по контуру клумбы, вдоль линии дорожек, рабаток, газонов, аллей. Используют аллисум, низкие тагетесы. Бордюры придают оформлению цветника законченный вид.

Миксбордер (смешанный бордюр) — смешанные посадки декоративных растений, расположенных в виде естественных групп около стен, заборов, по краю более высоких посадок.

“Цветы на учебно-опытном участке”

Обязательным элементом любой школы является внешнее и внутреннее озеленение, среди которого значительное внимание уделяется цветникам. У нас на школьном учебно-опытном участке использованы различные формы цветочных насаждений: ступенчатая клумба, прямоугольные клумбы, бордюры, грядки, рабатки.

На ступенчатой клумбе выращиваем цветы: бархатцы, астры, львиный зев, маргаритки, настурция, космея, циннория.

На клумбе около школы: люпины, лилия; на прямоугольных клумбах: лилия, низкорослые бархатцы.

На грядках выращиваем такие цветы: тюльпаны, гвоздику, георгины, космею, гладиолусы, васильки, сухоцветы.

На рабатках, которые украшают подход к школьному зданию, растут бархатцы, петуния, циннория. Для бордюров использованы лилии, гладиолусы.

Наша школа принимает участие в конкурсах на селе “Лучшее подворье”, “Выставка цветов”. В этом году были выделены деньги по проекту на благоустройство и увеличение ассортимента цветочно-декоративных культур на учебно-опытном участке.

Цветники возле школы создает радостное настроение не только у учащихся и учителей, но и родителей, дети которых создают красоту.

Каждую школу надо превратить в цветущий сад. Для этого надо составить план озеленения школьного двора, собрать семена цветочных растений, разбить цветники и приступить к выращиванию растений.

Наконец, все должны понять, что цветы — это красота природы, которая согревает и радует сердце человека. Цветы дома, на работе, во дворе, в скверах, парках и на улицах не только приятно ласкают наш взор, но и облагораживают человека, пробуждают в нем чувство прекрасного.

3. Просмотр слайдов “Цветочно-декоративные растения”. Приложение №1

4. Кроссворд на “5”.

1. Род травянистых, преимущественно многолетних растений семейства сложноцветных. Свыше 250 видов, в Северной и Южной Америке, Африке, Евразии.

2. Род трав и полукустарников семейства сложноцветных. Используют как дезинфицирующее и успокаивающее средство, а также как пищевой краситель и декоративное растение. Второе название – ноготки.

3. Цветок- бог плодородия.

4. Второе название - дикая рябинка, лекарственное растение (желчегонное, желудочное), цветки и листья используются как пряность; ядовита для крупного рогатого скота.

5. В жёлтеньком домишке
Чёрные детишки.
Среди них есть серые,
Но они незрелые.

6. Сорное растение.

7. Из этого растения изготавливают кофейный напиток.

8. На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.

9. Лекарственное растение, используемое при заболевании лёгких и при гриппе.

10. Цветок- символ доброты и сердечности.

11. Род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных. Свыше 8000 (преимущественно гибридных) сортов используют в цветоводстве.

12. Растение содержит эфирные масла. Кормовые для овец, коз, лошадей и верблюдов, применяется в народной медицине.

13. Настой и экстракт этого растения— кровоостанавливающие средства. Некоторые виды культивируются как декоративные.

5. Практическая работа “Изготовление панно, открытки и аппликации”

Оборудование: шерстяные нитки, карандаши, самоклеящая бумага, картон, клей, ножницы, шаблоны.

6. Физкультминутка.

7. Продолжение практической работы.

А вот удивительное растение бессмертник. Его цветы необыкновенно долго держатся в букетах. Из бессмертника составляют зимние букеты. Родина садовых бессмертников— далёкая Австралия. В наших лесах тоже растут бессмертники, которые иногда называют кошачьими лапками. Наш лесной бессмертник - лекарство.

У индейцев есть такая легенда о бессмертнике. Однажды двое молодых супругов возвращались домой. На своем пути они повстречали диких зверей. Звери набросились на молодую женщину и растерзали ее, муж похоронил жену на берегу реки.
Весной здесь вырос красивый цветок с листьями, словно покрытыми воском. Охотник увидел печальное растение и произнес: “Живи вечно”. С тех пор и называется этот цветок бессмертником.

Мачеха и падчерицы

Цветы анютины глазки. Вот как рассказывается о них в старой[ немецкой сказке. Цветок анютины глазки—это целое семейство. У него пять лепестков. Самый большой и красивый лепесток — нижний. Это расфранченная мачеха. А выше два лепестка немного меньше. Они тоже раскрашены, но не так ярко. Это мачехины дочки. На самом верху цветка лепестки однотонные. Это две скромные падчерицы.

Но давным-давно все было не так. Maчеха сидела на самом верху цветка, рядом с падчерицами. Уж и доставалось тогда бедным девочкам от такого соседства. Злая мачеха ни днем, ни ночью не давала покоя падчерицам, постоянно бранила их. Все цветы очень жалели бедняжек и обратились к волшебнику. И

произошло чудо. Солнце стояло уже высоко, когда сердитая мачеха соизволила проснуться. Но только она хотела обругать сироток, как замерла от удивления. Под нею вместо скромных девочек виднелась земля. Глянула вверх - над нею дочки. А сиротки оказались на самом верху цветка. Здесь их ласково обвевал ветерок, и грело солнышко. Но это еще не все. У лепестка злой мачехи сзади появился отросток, очень похожий на шпору. Это очень раздражало мачеху. Теперь всю свою злобу она обратила на противную шпору. А у надменных дочек вдруг выросли усы, как у настоящих кавалеров. Это чтоб не важничали.

Автор: Татьяна Яковлевна Косенко

Организация: КОУ адаптивная школа-интернат

Населенный пункт: Омской области, г. Тара

Раздел программы: Классификация цветковых культур.

Тема урока: Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.

Цель: изучить классификацию многолетних цветковых растений.

Задачи:

Обучающая: формировать знания обучающихся о зимующих и незимующих многолетниках и их названиях.

Развивающая: Развивать познавательные способности и словесно-логическое мышление.

Воспитывающая: Воспитывать интерес к учебе, бережное отношение к природе.

Корригирующая: корригировать речь обучающихся через умение применять ранее полученные знания.

Речевой материал: зимующие, незимующие

Тип занятия: комбинированный

Межпредметные связи: биология, география, чтение и развитие речи, математика.

Тема урока: Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, девочки, садитесь! Настройтесь, пожалуйста, на урок. Проверим, всё ли необходимое готово к уроку. На партах у вас должны лежать тетради, ручки и листы самооценки. Всё необходимое есть? Я вижу вы готовы к уроку.

Желаю вам хорошо поработать, думаю, что у вас всё получится и мы выполним намеченное.

Работу мы будем выполнять индивидуально, коллективно и в парах.

Повторим изученный материал, самостоятельно заполним таблицы, просмотрим презентацию, выполним тесты и индивидуальную работу по карточкам. Каждый будет оценивать свою работу с помощью листов самооценки. Они перед вами. Вы сможете выставить баллы за:

1. Ответы на вопросы

2. Заполнение таблицы

3. Устные ответы на вопросы по новой теме

4. Индивидуальная работа по тестам и карточкам

Напомните, по каким критериям вы будете оценивать свою работу?

2 балла - ответ без ошибок

1 балл-ответ с 1-2 ошибками

0 баллов - не ответили на вопрос

Сколько баллов нужно набрать на отметку5?

В конце урока подведем итог и выставим отметку за работу.

- Скажите, какой раздел программы мы изучаем? (Классификация цветковых культур) это система разделения растений на группы, исходя из их родственных связей.

Сегодня мы продолжим изучать классификацию цветковых растений.

Теперь послушайте стихотворение:

Розы, тюльпаны, пионы и лилии.

Дарят нам радость своей красотой,

Везде продаются цветы в изобилии.

И люди довольно несут их домой.

Букету цветов будут рады родители

С улыбкой в подарок получат друзья!

Как весело мама смеялась. Вы видели,

Когда в женский день подарил цветы я.

- Назовите цветы о которых шла речь в стихотворении (розы, тюльпаны, пионы, лилии)

- К какой группе цветковых растений они относятся? (Многолетние)

-Правильно, это многолетники. Значит о какой группе цветковых растений пойдет речь на уроке (о многолетниках)-Правильно!

Тема нашего урока: Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.

Какая цель нашего урока?

Цель: изучить классификацию многолетних цветковых растений, зимующих и незимующих.

Знания, полученные на этом уроке, помогут вам не только на дальнейших занятиях, но и в самостоятельной жизни.

- Как вы думаете, где в жизни нам пригодятся эти знания? (при посадке цветов дома, будем знать какие зимуют, а какие нужно на зиму выкапывать из цветника; при покупке посадочного материала в магазине, на работе по профессии)

Для достижения нашей цели, какие необходимо выполнить задачи?

Изучить классификацию многолетних цветочных культур, запомнить названия цветочных растений, которые относятся к зимующим и незимующим многолетникам.

Для того чтобы изучить новую тему, нужно повторить пройденный материал.

Переходим к этапу повторения.

II. Повторение

Какую тему изучали на прошлом уроке? (однолетние цветковые растения)

1.Какие растения называются цветковыми?

2.На какие группы по месту выращивания делятся цветковые растения? (закрытого и открытого грунта)

3.На какие группы можно разделить цветковые растения по продолжительности жизненного цикла (однолетние, двулетние, многолетние)

4.Какие цветковые растения называются однолетними?

Однолетники цветковые культуры растут и цветут только одно лето, образуют семена, а осенью отмирают. Отмирает все растение, остаются семена.

Вот, посмотрите, показываю растение с семенами бархатцев.

А теперь давайте вспомним на какие группы делятся однолетние цветковые культуры? (красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, сухоцветы, ковровые).

Выставим баллы в оценочный лист за ответы по вопросам.

А сейчас выполним такое задание.

Ваша цель заполнить таблицу :

Задание для 1 группы. Указать, во 2 колонке названия однолетников, относящихся к данной группе. (1-2 названия)

Название однолетних цветковых растений

Задание для 2 группы полегче:

Ваша цель рассмотреть иллюстрации однолетних цветковых растений и подписать их названия в 3 колонке

Название однолетних цветковых растений

Выставим баллы в оценочный лист за заполнение таблицы .

III .Изучение нового материала

1.Предлагаю вам разрешить проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация

Две подружки решили разбить красивый цветник около своих домов. Отправились они на рынок, купили цветы и посадили на клумбы. Цветы выросли и радовали своей красотой всё лето. Осенью, после заморозков, растения были срезаны. Растительные остатки убраны с цветника. Пришла весна, девочки ждут всходов, а их нет. Оказалось, что подземная часть цветкового растения погибла(вымерзла).

Как вы думаете, почему так получилось? Они не знали, как за цветами ухаживать, не знали о длительности жизни цветов, как цветы относятся к заморозкам.

Поэтому, прежде чем разводить многолетние цветковые растения, что мы должны знать о них?

Мы должны знать информацию о месте их выращивания, длительности жизни растения, декоративных качествах, отношение к зимним холодам.

2.Вот мы и переходим к следующему этапу урока: изучению нового материала

Тема: Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие. СЛАЙД 1 Вывешиваю на доску тему

3.Откройте тетради и запишите число и тему урока в тетрадь.

4.Словарная работа. Слово незимующие пишется слитно, т.к. это причастие и здесь нет зависимого слова.

При письме следим за своей осанкой, спины держим прямо!

5.Физминутка

Ручки положили, эмоциональная разрядка! Немного отдохнём!

-Нахмуриться, как осенняя туча

-Улыбнуться, как кот на солнце

-Устать, как муравей, притащивший большую муху

-Отдохнуть, как турист, снявший рюкзак

Продолжаем работу

6.Объяснение нового материала

Работа со слайдами (Презентация)

Общая характеристика по классификации

СЛАЙД 2. Цветочные растения, которые растут не один год, а в течение нескольких лет цветут, растут и размножаются, называют многолетниками. Осенью у них отмирает надземная часть, а подземная запасается питательными веществами и остается живой.

Надземная часть растений – это стебли, листья, цветки.

Подземная часть одних многолетних цветочных растений состоит из корневища,

других – из луковицы

или клубня.

СЛАЙД 3. Многолетние цветковые растения бывают зимующие и незимующие.

СЛАЙД 4. Виды зимующих многолетников

СЛАЙД5. Многолетние цветочные растения, которые хорошо переносят зиму и не требуют укрытия, называются зимующими многолетниками.

Поэтому эти растения осенью частично или полностью обрезают и некоторые укрывают на зиму.

Многолетние цветочные растения, которые не выносят зимних холодов и погибают, называются незимующими многолетниками.

Поэтому их подземную часть выкапывают и хранят в подвале.

Показать клубни георгинов и луковицы гладиолусов.

По какой классификации делятся многолетники? (зимующие и незимующие)

И так, еще раз посмотрите названия каких цветковых растений относятся к зимующим и незимующим многолетникам.

Назовите зимующие многолетники (лилия, пион, тюльпан, нарцисс, флокс).

Назовите их (гладиолус, георгин, канна).

Выставляем баллы за устные ответы на вопросы по новой теме

IV. Закрепление нового материала.

Переходим к этапу закрепления

1.Назовите тему нашего урока?

2.Какая цель стояла перед вами?

Изучить классификацию многолетних цветочных культур, запомнить названия цветочных растений, которые относятся к зимующим и незимующим многолетникам.

Для чего нам необходимо изучить информацию о многолетних цветковых культурах?

(Чтобы чётко представлять всё о растении: место выращивания, продолжительность жизни, декоративные качества и отношение к зимним холодам) спросить по одному каждого.

Предлагаю вам выполнить задание на классификацию цветочных растений. Работаем в парах.

Задание для группы №1

Очень удобно выращивать зимующие многолетники, не нужно весной их высаживать, они взойдут сами. Представьте себе, что вы начинающий цветовод, вам необходимо купить в магазине зимующие многолетники для посадки на дачном участке.

Ваша цель: выбрать в магазине только зимующие многолетники.

Задание для группы №2

Ваша цель: выбрать в магазине только незимующие многолетники.

Задание для группы№3

Люба и Света выполнят тестовое задание.

Задание. Обведи кружком правильный ответ.

1. Какие растения относят к многолетникам?

2. Какие растения относятся к незимующим многолетникам?

Проверяю тесты. Раздать КЛЮЧ для проверки задания

V . Итог урока

*Как называлась тема нашего урока?

* Что нового вы узнали на уроке?

* Достигли ли мы цели урока?

Анализируя вашу работу на уроке, считаю, что мы достигли нашей цели.

Валя и Оксана Вы проявили большую активность! У вас были полные, правильные ответы, без ошибок выполнили самостоятельную работу, не было замечаний. Отметка за урок 5.

У кого получилось 6-7 баллов- отметка- 4.

Даша и Валя. Хорошо работали, в письменном задании были допущены ошибки. Отметка за урок- 4.

Люба и Света старались, но при выполнении таблицы допустили ошибки.

VI. Домашнее задание.

Валя выполнит задание и будет использовать интернет ресурсы. Адрес на карточке.

Люба и Света выполнят задание на карточке. Нужно соотнести стрелками названия цветковых культур к данным группам.

Релаксация.

В оставшееся время, я предлагаю вам, ребята, выполнить творческую работу. Поработаем флористами! Что за профессия –флорист?

(Это люди, которые занимаются составлением букетов).

У меня в руках цветок, как он называется? Правильно –роза! К какой группе он относится? (зимующий многолетник). Предлагаю вам сделать такой цветок.

Я приготовила вам заготовки и всё необходимое для творчества.

СПРОСИТЬ у детей.

Трубочка-это стебель, конфета-это пестик, из красной гофрированной бумаги -лепестки, из зелёной- чашелистики.

Берём лепестки и растягиваем аккуратно. У чашелистика закручиваем края.

Обворачиваем лепестками пестик, держим, прикладываем сверху чашелистик и фиксируем его полоской скотча на стебельке.

Расправим бутон розы. Вот такая прекрасная роза готова!

Так с помощью доступного материала гофрированной бумаги, конфет и трубочки, вы, сможете изготовить подарок своим близким, сэкономив деньги. Сейчас изготовление сувениров из конфет и цветов из бумаги очень актуально. Выполняя такую работу качественно и с выдумкой, можно заработать дополнительные средства. Может быть опыт, который вы получили сегодня на уроке, пригодится вам в жизни. Какие яркие и нарядные у вас получились цветы! Давайте составим букет!

Урок закончен. Всем спасибо за работу!

Список используемой литературы.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб.2.;

3. Ковалева Е. А. Технология. Сеельскохозяйственный труд: учебник для спец. (коррекц) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009

4. Филипс С. Цветы в вашем саду/ Пер. с англ. Е. Ксиловой – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 108 с.

5. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёв, Ю. Золоторёвой, Ю. Школьник. – м.: Изд-во Эксмо, 2005 – 256 с., ил.

-Ландыш произрастает на всей территории России. Родина – Европа, Северная Азия. Это
самый изящный, самый ароматный из ранних весенних цветов. (Прикрепляет карточку с
изображением ландыша к карте мира). Ландыш – многолетнее растение, но он не
относится к луковичным растениям. У него питательные вещества запасаются в
подземном побеге – корневище.
Чтение стихотворения учеником.
Проснулся лес, весной разбуженный.
Деревья в мареве парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
В рассветный час, сырой и сумрачный,
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки,
Да так, что глаз не отвести.
-По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал
свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова, вышла на берег и
стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистоты,
любви и грусти.
Слайд 11.
Узнали этот цветок?
-Анютины глазки– двухлетние растения. В первый год жизни они не цветут. У них
появляются только корни, листья, а цветы появятся только на второй год жизни.Родиной
этих цветов считается Китай и Япония. (Педагог прикрепляет карточки с изображением
этих цветов к карте мира)
Чтение стихотворения учеником.
Апрель золотистыми лучами обласкан,
С лужайки плывет аромат.
Анютины глазки
Из были и сказки
На мир удивленно глядят.
- Рассказ педагога: по легенде жила в деревне добрая, доверчивая девочка Анюта. Она
верила каждому слову. Но на беду свою повстречала она коварного обольстителя. Всем
сердцем Анюта потянулась к юноше, а тот испугался и заспешил в дорогу по неотложным
делам, обещая вернуться. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого. И тихо
угасала от тоски. Вскоре она погибла от печали, а на могиле выросли цветы с
трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль.
Слайд 12.
Назовите это растение, что вы о нём знаете?
Рассказ педагога: родина - Китай. Вспомните, родиной каких цветов является Китай?
Давайте найдем родину астры на карте и прикрепим картинку с изображением этого
растения.
Рассказ педагога: астры – однолетние растения. Цвести они начинают в конце августа и
цветут до самых морозов.Астры – последняя улыбка осени – вызывают различные
ассоциации. Одни, увидев их, радуются, другие – грустят, третьи – думают о вечности
красоты, а четвертые – разводят руками: зима на дворе, а они расцветают.
Читает стихотворение ученик.
Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в желтый цвет,
Звезда лугов – земная астра –
Небесный звездам шлет привет.
Если вы когда-нибудь долго смотрели на звезду, то заметили, что она излучает то
голубой, то белый, то розовый свет и мигает, словно зовет кого-то, посылает сигналы. А

Цветки имеют разную окраску – от голубой до темно-фиолетовой, от белой до темно-
красной. Цветут с начала августа и до морозов.

Загадки:
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Чашечка красная из лепестков
Желтое донышко – вот я каков (Тюльпан)
На зеленом шнурочке -
Белые звоночки (Ландыш)
Прекрасная красавица боится лишь мороза.

Читайте также: