Учителя на педсовете выбрали директора школы какие это выборы

Обновлено: 03.07.2024

МОСКВА, 5 ноября. /ТАСС/. Партия "Новые люди" направила заместителю министра просвещения РФ Виктору Басюку письмо с предложениями по введению выборности директоров российских школ и усилению роли управляющих школьных советов. Об этом говорится в письме руководителя исполкома партии Александра Даванкова, которое имеется в распоряжении ТАСС.

"Выборность директоров школ должна стать нормой российской школы. Утверждение директоров школ на должность проводить на основании результатов открытого конкурса, выборов, в которых смогут принимать участие не только учителя и старшеклассники, но и родители учеников", - отмечается в документе.

В партии напомнили, что сейчас директоров школ назначает учредитель в лице уполномоченного регионального органа исполнительной власти или местного самоуправления.

"Такой подход лишь усиливает командно-административные методы управления школой. В роли заказчика работы директора должен выступать коллектив учителей, советы родителей, советы обучающихся. Избирать директора школы необходимо на альтернативной основе в открытом общественном конкурсе. При этом у учредителя должно оставаться право обоснованно освобождать избранного директора от занимаемой должности. Например, при несоблюдении или существенных нарушениях устава школы", - считают в партии.

Кроме того, "Новые люди" предлагают Минпросвещения РФ "сделать управляющие советы школ реальным, а не декларативным коллегиальным органом самоуправления". "Управляющие советы, как правило, действуют как формальный орган, не имеющий реального влияния на жизнь общеобразовательного учреждения. В большинстве школ страны управляющие советы существуют только в уставах, а в реальной жизни школы такого органа управления нет. Управляющие школьные советы должны быть наделены реальными инструментами управления", - говорится в документе.

В партии считают, что данные предложения "позволят вывести на новый уровень качество образования в российских государственных школах".

ЕГЭ 2022

ЕГЭ 2022

ЕГЭ 2022 запись закреплена

Учителя на педсовете выбрали директора школы - это прямые выборы?

Егор Федосов

Владислав Кириллов

Руслан Галимзянов

Елизавета Начинкина

Василий Смирнов

Алена Геращенко


Алена Геращенко

Несколько российских учителей (все – на условиях анонимности) рассказали Педсовету, зачем, по их мнению, школе директор.


Директор – это щит

Римма Николаевна: «Я за свою долгую педагогическую деятельность близко контактировала с тремя школьными директорами. С первым – совсем недолго, только придя работать в школу после института. И тогда я его очень боялась. Он был суровым мужчиной, всегда предельно серьезным, говорил густым таким басом. На педсоветах я забивалась на последний ряд, чтобы не попадаться ему на глаза. А когда узнавала, что он меня вызывает в свой кабинет, чувствовала, что у меня ноги трясутся. Про то, чем он занимался в школе и зачем там был нужен, я не задумывалась и сейчас ответить не могу.

Спустя три года я ушла в другую школу, в которой и работаю до сих пор. С директором тогда мне повезло. Она сама учитель, школой руководила много лет. Помимо того, что прекрасно разбиралась во всех учебных вопросах, еще служила для нас, учителей, щитом, который защищал нас, насколько мог, от всего, что мешало работать: от контрольно-надзорных органов, от идиотских инициатив всяких управ, префектур и т.д., от неадекватных родителей. Она всегда принимала удар на себя, стараясь создать нам спокойную обстановку для работы. При этом она и сама по себе человек хороший. Можно было прийти к ней за советом в сложной ситуации, даже помощи попросить. Она для школа была ангелом-хранителем. Ее уважали и любили учителя и дети. Кстати, дверь в ее кабинет закрывалась крайне редко, только тогда, когда в кабинете происходил какой-то приватный разговор. Обычно же дверь нараспашку и любой мог зайти с вопросом, криком души, просьбой. В любой момент. И она всегда откладывала свои дела, слушала и вместе с тобой искала ответ или решение проблемы. И я до сих пор уверена, что директор школы и должен быть таким: человечным, понимающим и создающим условия для работы всех сотрудников.

Директор – это администратор

Директор – это расстрельная должность

Директор – проводник политики государства

Директор – это пугало

Директор – это хозяин

Министерство просвещения и Национальный союз педагогов прокомментировали предложение сделать должность директора школы выборной, о котором сегодня писали многие СМИ.

"Закон "Об образовании в РФ" предписывает, что руководитель образовательной организации либо избирается общим собранием, конференцией работников с последующим утверждением учредителем. Либо напрямую назначается учредителем образовательной организации, - рассказали в пресс-службе министерства просвещения. - И именно в этих законодательных рамках и проходит определение руководителей, в том числе руководителей школ.

Фото: iStock

Как заявила руководитель Национального союза педагогов (НСП) Наталья Шадрина, процедура выбора директоров школ в масштабах страны может привести вновь к бумажной волоките.

"Данная процедура может добавить стресса в непростую школьную жизнь и вместо развития учебного процесса мы можем получить море скандалов и интриг на пустом месте, - считает она. - Директор школы несет административные функции и материальную ответственность, распоряжаясь бюджетным финансированием, управляет кадрами, отвечает за качество образования сотен детей. Уровень профессиональных компетенций директора, в том числе финансовых, должен быть на высоком уровне. Вопрос, скорее, не в недоверии системе отбора школьных управленцев, а в желании общественности влиять на школьную жизнь и принимаемые решения. Признанным и эффективным механизмом в мировой практике является работа управляющих советов, куда входят родители, представители местной общественности, учителя, директор школы. Например, управляющий совет может иметь право согласовывать кандидатуру директора школы, предложенную муниципалитетом или отказаться от нее. Но это не главное. Управляющие советы, обладающие реальными полномочиями - это инструмент влияния общественности на жизнь школы в стабильном формате, а не только раз в год во время выборов директора, как предлагается".

А как назначают директоров школ в других странах? Как рассказали "Российской газете" в Национальном союзе педагогов, общим среди развитых стран является то, что органы управления образованием влияют на отбор и назначение управляющих кадров школ напрямую, централизованно, либо через высокий ценз компетенций кандидатов.

К примеру, в Финляндии, мировом лидере качества общего образования, директора школ отбираются среди учителей и назначаются учредителем - муниципалитетом. Кандидаты имеют не только опыт преподавания, но и соответствующее образование - кроме магистерской педагогической программы они должны пройти вузовскую программу управления образованием на соответствующих факультетах.

Фото: iStock

В Великобритании директора утверждает управляющий совет школы и согласовывает кандидатуру с муниципалитетом. При этом на должность директора могут претендовать кандидаты, которые прошли многомесячную и многоэтапную профессиональную подготовку, разработанную министерством образования, и имеют подтвержденную квалификацию (NPQH).

В Сингапуре директора школ отбираются и назначаются министерством образования. Среди учителей и заместителей директора отбираются потенциальные лидеры, которые проходят как минимум полугодовое обучение и сдают квалификационные экзамены. Директора школ меняются каждые 5-7 лет, таким образом, директор за время своей карьеры успевает поработать в нескольких школах.

В США конкурсный отбор проводят органы управления образованием каждого штата. Требования к директорам школ отличаются между штатами, но в целом кандидаты должны обладать степенью магистра в области управления образованием (2 года подготовки). Чему учат директоров: образовательной политике, административным навыкам, бухгалтерскому учету, законодательному праву, разработке учебных программ, связям с общественностью, медиакомпетенциям и т.д.

Недавно созданная партия "Новые люди" предложила выбирать директоров общеобразовательных школ, чтобы отойти от административно-командных методов управления учреждениями образования. Она направила соответствующее обращение в Министерство просвещения России

Должность школьного директора предложили сделать выборной

Предлагается, чтобы в выборах принимали участие учителя, школьники и их родители.

"Выборность директоров школ должна стать нормой российской школы. Утверждение директоров школ на должность проводить на основании результатов открытого конкурса, выборов, в которых смогут принимать участие не только учителя и старшеклассники, но и родители учеников", — говорится в обращении партии на имя замминистра просвещения РФ Виктора Басюка.

Назначение директоров школ учредителями только "усиливает командно-административные методы управления школой". Предлагается сделать управляющие советы школ реальным органом самоуправления.

"Управляющие школьные советы должны быть наделены реальными инструментами управления, в том числе обладать правом внесения предложений по распределению и расходованию части бюджета школы по модели инициативного гражданского бюджетирования", — говорится в обращении.

Читайте также: