Учимся писать изложение повествовательного текста план урока

Обновлено: 04.07.2024

Я вспомню, как пишется изложение и составляется план к нему.

Узнаю, какие виды плана изложения бывают, об особенностях цитатного плана.

Научусь оформлять цитатный план.

Изложение - пересказ текста (устный или письменный).

Цитата - дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора.

Цитатный план - это особый вид плана. Строится он с помощью цитат из текста. Целиком берутся фразы, которые содержат основное содержание.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 140.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2000. С. 120-126.

  1. Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140.

О чем этот текст?

Какова его главная мысль?

  1. Определите, сколько смысловых частей в тексте. Выберите ответ.
  1. Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140. Установите соответствие между номером абзаца текста и его содержанием.

А) От страха Мурзик забрался на березу и оттуда наблюдал за лодкой.

Б) Кот Мурзик разгрыз пробку от резиновой лодки.

В) Лодка сдувалась, а Мурзик испугался.

  1. Прочтите текст. Найдите в нем орфограммы, выделите их его желтым.

Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.

5. Прочтите текст упражнения 310 на странице 140. Для каждой части текста выберите цитату, которая станет пунктом плана изложения.

Напишите план изложения, правильно оформляя цитаты.

______________________________

Начальная форма: ____________

Часть речи: __________

Начальная форма: ____________

Часть речи: __________

1. план изложения, состоящих их вопросительных предложений, подсказывающих пересказ

2. тип текста, в котором рассказывается или сообщается о чем-либо

3. картинки-помощники в изложении, или план

2. письменное или устное изложение какого-нибудь текста

4. дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора

5. пересказ текста (устный или письменный)

6. тип плана изложения, основанный на односоставных назывных предложениях

Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.



Позавчера я был в зоопарке и видел жирафов. Они грациозно ходили по вольеру, нагибая свои длинные прекрасные шеи. Дети просовывали в вольер морковку, капустные листья, кукурузу. Жирафы предпочитали кушать морковь.

10 Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные номер последовательности. Составьте рассказ по картинкам и озаглавьте рассказ. Прочтите получившийся текст.





11. Прочитайте текст. Оформите его второе предложение как цитату.

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

12. Прочтите текст. Найдите в филворде слова, которые встречаются в тексте

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока
по русскому языку в 4 классе.

Выполнила: Хуштова Джульетта Мусраиловна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

с.п. Урожайное, 2017г.

Планируемые результаты:

развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

понимать ответственность за свои поступки.

определять тему, тип, главную мысль текста, озаглавливать текст;

составлять план текста;

передавать содержание текста с опорой на план.

Тип урока: закрепление.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок русского языка.
- Сейчас тихо-тихо сядет на свои места первый ряд, а теперь я послушаю, какой ряд сядет тише, второй или третий.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Мотивационный
Словесн.: слово учителя

- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)
- О ком мы будем писать сегодня изложение, узнаете, отгадав ребус: Собака
- О ком будем писать изложение? (О собаке.)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Написать подробное изложение по прочитанному тексту.)

Размышлять над целью урока и учебной деятельностью.

Регулятивные - постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: слово учителя; озаглавливание текста; толкование значения слов; анализ текста; озаглавливание частей текста.

Практич.: вставка пропущенных орфограмм; пересказ частей текста; выполнение физкультминутки.

- Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте 1 часть. Перескажите. (заголовок)
- Прочитайте 2 часть. Перескажите. Прочитайте 3 часть. Перескажите. (заголовок)
- Прочитайте 4 часть. Перескажите. Прочитайте 5 часть. Перескажите. (заголовок)
- Ребята, сколько красных строк в тексте? (5 красных строк. 5 абзацев в тексте.).
- Прочитайте весь текст еще раз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет проверить умения составлять предложения — ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; научит устанавливать связь слов в предложении.

Цели: проверить умения составлять предложения — ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; учить устанавливать связь слов в предложении; способ­ствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и глав­ную мысль текста; составлять план текста; подробно пересказы­вать текст в письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.

Ход урока.

II. Целеполагание.

— Послушайте, о чём идёт речь: это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания. (Об изложении.)

- Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем писать изложение.)

Слайд 1 (по щелчку).

1. Работа с загадками. Слайд 2 - 3.

- Отгадайте загадки и узнаете, о ком будет текст изложения.

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте-

Неленивый я в работе. Кот

2. Работа по учебнику. С. 66, упр. 115.

(Деление текста на части проводится коллективно. Изложение текста по вопросам проводится в форме самостоятельной работы.)

а) Знакомство с текстом. Слайд 4.

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста.

б) Анализ содержания текста. Слайд 4 (по щелчку появляется название текста).

  • О ком и о чём текст?
  • Определите главную мысль: «О чём самом главном хотел сказать автор?
  • Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту?
  • А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради.

в) Анализ структуры текста. Слайд 5.

- Сколько частей можно выделить в тексте? (Четыре.)

- К каким из них даны рисунки? Какой ещё рисунок можно сделать?

Работа над содержанием первой части (три предложения).

  • Что сказано о Мурзике?
  • Почему автор назвал его не кот, а котик?
  • Что значит озорной? (Озорной - шаловливый, вредный.)
  • Как вы понимаете слова однажды, рядом?
  • Какое имя существительное заменяет слово он?

Работа над содержанием второй части (два предложения).

  • Что говорится о действиях Мурзика? (Прыгнул, вцепился когтями и замер.)
  • Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья.)
  • Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? (Вороне.)
  • Вместо какого слова употреблено слово озорник?
  • Удачно ли подобрано слово?

Работа над третьей частью (два предложения).

  • Что сказано о вороне? (Испугалась, полетела над деревней.)
  • Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?

Работа над четвёртой частью (три предложения).

- Назовите действия Мурзика. (Не удержался, упал, провалился в снег.)

- Какие слова использует автор вместо слова Мурзик?

- А какие другие слова можно употреблять? (Котику, озорнику.)

г) Языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения. Слайд 6 - 13.

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Читайте также: