План методического сопровождения педагогов доу

Обновлено: 07.07.2024

2.3 3 этап. Заключительный. Анализ выполненной работы.

III Фотоотчет о реализации проекта

I Введение

1.1.Актуальность

Так как ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм, то достижение нового современного качества дошкольного образования, предполагает и новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.

В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. Профессиональное развитие педагога ДОО – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОО.

Поэтому в настоящее время важнейшая роль отводится методическому сопровождению воспитательно - образовательного процесса, главной целью, которого является формирование готовности педагога к применению своих профессиональных компетенций.

1.2. Обоснование содержания проекта

1.2.1. Особенности методической работы в ДОО

Наш детский сад открыл свои двери для воспитанников совсем недавно. Лицензию на осуществление образовательной деятельности детский сад получил в середине 2015 года. В ДОО функционирует 11 групп. Средний возраст педагогов 30 лет. Большинство педагогов свою педагогическую деятельность начали в стенах нашего детского сада

В связи с введением и реализацией ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности. Это ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.

Изменение подходов к методическому сопровождению деятельности педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования способствует обострению противоречия между многообразием концептуальных подходов к сопровождению педагога в развитии профессиональной компетентности и отсутствием разработанных, апробированных методик сопровождения деятельности педагога в реализации ФГОС ДО.

1.2.2. Цель и задачи проекта

Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации педагогической деятельности, а условия сложившиеся в нашем ДОО выявили проблему: поиск, разработку и внедрение эффективных форм организации системы методического сопровождения педагогов для повышения их профессионализма в условиях реализации ФГОС ДО.

Объект проектной деятельности: профессиональные компетенции педагога в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Предмет проектирования: – создание управленческих и методических условий для сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОСДО

Это определяет цель проекта: создание модели методического сопровождения педагогов ДОО, способствующей овладению педагогами профессиональными компетентностями и повышению качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.

1. разработать или внести изменения в локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО;

2. оптимизировать структуру функционирования методической службы ДОО;

3. изучить уровень профессиональной подготовки педагогов, их затруднений и потребностей;

4. создать условия для педагогов ДОО по овладению инновационными методиками, технологиями и внедрять их в педагогическую деятельность;

5. оказывать методическую помощь педагогам в развитии профессиональной компетентности через различные формы методической работы и управлять процессами повышения квалификации;

6. совершенствовать единую базу информационного пространства, управленческой и научно – методической документации, концентрировать ценный опыт достижений в образовательной практике.

1.2.3. Срок реализации и участники проекта

Проект долгосрочный. Срок реализации проекта 1 год

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги.

1.2.4. Ожидаемые результаты и риски

Созданная модель сопровождения педагогов должна сформировать условия, связанные с кадровым потенциалом ДОО и способствовать овладению педагогами профессиональными компетентностями, способствующими обеспечению качеству дошкольного образования.

1. в связи с изменением состава педагогических работников может быть недостаточно запланированных мероприятий;

2. сложности в отслеживании качества реализации образовательной программы.

1. продление длительности проекта, внесение изменений в план методической работы;

II Этапы и механизмы реализации проекта

2.1 1 этап. Подготовительный.

• Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.

• Ревизия разработанных в ДОО, локальных нормативных актов по организации образовательной деятельности и методической работе.

• Изучение профессионально-развивающей среды ДОО.

• Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их затруднений и потребностей.

2.2. 2 этап. Механизмы реализации проекта.

№п\п Сроки Содержание Результат

1 Разработка ЛНА:

2 В соответствии с ЛНА определить схему функционирования методической службы ДОО Разработанную схему довести до сведения педагогических работников ДОО

3 Разработка анкет для изучения затруднений и запросов педагогов, достижений педагогов, а так же диагностических карт по организации педагогического процесса Создание банка материалов для изучения и анализа функционирования методической службы ДОО

4 Провести анкетирование педагогов, мониторинг воспитательно-образовательного процесса. Проанализировать полученные данные и определить направления работы.

5 Составить план прохождения курсовой подготовки педагогов ДОО Обучить педагогов по различным программам на курсах повышения квалификации

6 Разработать план методической работы С учетом затруднений и запросов педагогов внести необходимые дополнения в план методической работы на год

7 Разработка методических рекомендаций для педагогов. Подготовка и оформление материалов для обсуждения на различных структурных уровнях: индивидуальном или групповом.

8 Организация и проведение запланированных мероприятий на всех структурных уровнях, используя различные формы и методы работы. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов

9 Разработать план работы в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов

10 Пополнять единую базу информационного пространства Создание информационного поля: формирование банка инноваций ДОО, обеспечение педагогов ДОУ материалами по развитию инновационного потенциала.

2.3 3 этап. Заключительный. Анализ выполненной работы.

Основной вектор методической работы в ДОО должен быть направлен на повышение качества образования, как стратегии повышения профессионализма педагогов.

Для повышения уровня педагогических компетенций педагогов была разработана модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, предполагающая уровневую структуру методической работы ДОО.

1. Групповой уровень

Педагогический совет – это коллегиальный орган управления ДОО, который обеспечивает выработку концепции развития, принятие образовательных программ; обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательной деятельности; планирование образовательной деятельности ДОО и др.

Методический совет – является совещательным общественным органом, созданным в целях обеспечения координации деятельности педагогических объединение педагогов, структура, которая формируется из опытных педагогов, способных к творческой работе.

Инициативные творческие группы - временные объединения педагогов, создающиеся для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, для участия в мероприятии фестивального движения, конкурс и др.)

Отдельное место занимает объединение педагогов связанное с наставничеством. Организация этого направления необходима для педагогов, находящиеся на этапе становления.

2. Индивидуальный уровень.

Задача методиста оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Суть самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОО и Психолого-Медико-Педагогический консилиум.

Разработанная модель сопровождения педагогов позволила получить следующие результаты: 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по разным темам и направлениям. Динамика творческой активности педагогов участия в профессиональных конкурсах различного уровня возросла с 10% в 2017 г. до 15% в 2018 г. Проведенная работа позволила обеспечить качество аттестационных процессов: первую квалификационную категорию в 2017-2018 г. получили 33% педагогов. Педагоги принимали участие в традиционных муниципальных Рождественских образовательных чтениях, городской Ярмарке педагогических идей и других мероприятиях для педагогов муниципального уровня.

Результатом проекта является создание банка материалов для изучения и анализа функционирования методической службы ДОО: анкеты для изучения затруднений и запросов педагогов, а так же методические карты, как инструмент фиксации методического сопровождения и как инструмент управления развитием потенциала педагогов.

Методический кабинет пополнился материалами консультаций, открытых мероприятий, организованных для педагогов и методическими рекомендациями по различным темам, материалами работы методических объединений.

Таким образом, поставленные задачи решены. Модель методического сопровождения педагогов ДОО создана. Структура методической службы позволила рационально использовать педагогический опыт и творческие возможности педагогов.

Последующая работа будет заключаться в совершенствовании созданной модели методического сопровождения педагогов. А именно: дальнейшее содействие развитию профессиональных качеств и создание условий для диссеминации педагогического опыта, как результата профессиональной компетентности педагога.

III Фотоотчет о реализации проекта

Модель взаимодействия музыкального руководителя и педагогов в период адаптации Ведущими идеями дошкольного образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного.

Инновационный методический кабинет, как центр методического сопровождения Инновационный методический кабинет, как центр методического сопровождения это деятельность по созданию такой образовательной.

Организация методического кабинета в ДОУ. Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление кабинета должно быть.

Программа методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность темы Цели и задачи программы.

Система мониторинга реализации программы методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов Задачи Критерии Методы Формы предоставления результатов Сроки Ответственные 1. Дать основы психолого – педагогических знаний, обучить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлен комплекс организационно-содержательных условий для успешного прохождения аттестации педагогическими работниками ДОУ, а также подготовки других педагогов к будущей аттестации.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

срок реализации программы 5 лет


Сатиева Анастасия Эдуардовна,

педагогическом совете педагогов

протокол № 3 от18.11.2016 год

Отслеживание результатов педагогической деятельности педагогических работников ДОУ в межаттестационный период…………………………

Анализ состояния отдельных условий для деятельности педагогов в межаттестационный период……………………………………………….

План реализации управленческой программы…………………………….

- планы и графики

- диагностический инструментарий (анкеты, опросники и др.)

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности администрации образовательной организации. Так как именно аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности. Аттестация педагогов образовательной организации проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 22.01.2016 № 14-д. Об организации деятельности аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в 2016 аттестационном году.

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31.12.2014 № 311-д. Об организации и проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области

Актуальность проблемы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период определяется наличием основных противоречий. Необходимость педагога выполнять педагогические функции в будущем периоде с учетом изменений в системе образования и новых требований к качеству образования, предъявляемых со стороны общества, присвоение квалификационной категории воспитателю осуществляется по итогам профессиональной деятельности прошлого периода.

Цель программы: создание комплекса организационно-содержательных условий для успешного прохождения аттестации педагогическими работниками ДОУ, а также подготовки других педагогов к будущей аттестации.

1. Осуществление сопровождения педагогов при прохождении аттестации педагогическими работниками.

2. Анализ условий необходимых для проведения аттестации.

3. Повышение эффективности и качества педагогического труда.

4. Развитие профессиональной компетентности педагогов через целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации ПР.

5. Оказание помощи педагогам в представлении и обобщении собственного педагогического опыта работы.

6. Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

7. Осуществление экспертизы уровня профессиональной деятельности педагогов в межаттестационный период.

Отслеживания результатов педагогической деятельности педагогических работников ДОУ в межаттестационный период:

1. Осуществление контроля реализации Образовательной программы ДОУ и мониторинга качества образования уровня дошкольников.

2. Собеседование педагогов с администрацией ДОУ.

3. Изучение аналитических материалов педагогов за текущий год.

4. Круглый стол по результатам самообразования.

5. Мониторинг образовательной деятельности педагога за межаттестационный период (осуществление экспертизы).

6. Анализ работы, мероприятий проведенных на уровне ДОУ, района, города.

Анализ состояния отдельных условий для деятельности педагогов в межаттестационный период осуществляется но направлениям:

Нормативно-правовые условия: наличие пакета нормативных документов, своевременное обновление и пополнение его. Наличие планов по самообразованию педагогов и методических рекомендаций по аттестации в межаттестационный период деятельности педагогических работников;

Организационно-содержательные условия: проведение методических мероприятий в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения; собеседования с педагогами по индивидуальным планам работы в межаттестационный период;

Научно-методические условия: организация систематического индивидуального консультирования педагогов по представлению и обобщению собственного опыта работы; создание условий по обучению педагогов на курсах повышения квалификации.

Информационные условия: оформление информационного стенда по аттестации для педагогов в открытом доступе, доступ к интернет - ресурсам.

Контрольно-аналитические условия: анализ мероприятий, проводимых педагогами в ДОУ и на другом уровне, индивидуальных планов работы по самообразованию педагогов за межаттестационный период, их реализации и результатов профессиональной деятельности; анализ аналитических материалов педагогов за текущий год.

Деятельность педагогов в межаттестационный период оценивается через мониторинг профессиональной деятельности, аналитические справки педагогов о результатах самообразования, учёт продуктивности педагогов (участие в методических мероприятиях ДОУ, района, города), что фиксируется в экспертном заключении о профессиональном уровне деятельности педагога. Подобраны анкеты, опросники для выявления затруднений педагогов, персональной готовности и способности перевода базовых знаний в сфере образования в реальную педагогическую практику. Результаты мониторинга профессиональной деятельности педагогов позволяют адекватно и рационально распределять время и силы при прохождении аттестации, подготовить качественный аналитический отчёт, аналитические и методические материалы, избежать излишних стрессовых ситуаций.

Для фиксирования результатов практической педагогической деятельности в межаттестационный период, педагог имеет аттестационное портфолио. В нем отражены саморекомендации и рекомендации предыдущей аттестации и планирование деятельности, направленной на исполнение рекомендаций, реализация проектной части аналитического отчета, приращения, изменения и улучшения практической деятельности педагога.

Аттестационное портфолио позволяет:

отражать мероприятия по реализации рекомендаций экспертной комиссии и дальнейшему повышению квалификации педагогов по своей теме.

вести мониторинг освоения воспитанниками ООП и фиксирование результатов, что позволяет педагогам определить эффективность педагогических действий, видеть ориентиры для дальнейшего планирования.

позволяет планировать построение образовательной траектории для индивидуализации образования для поддержки детей, нуждающихся в этом; проектировать дальнейший образовательный процесс с учетом недостатков профессиональной деятельности педагога.

отследить достижения воспитанников с учетом их потребностей и способностей.

проанализировать результаты профессиональной деятельности педагога и оптимизации работы с группой детей.

обобщение и представление опыта практической деятельности на региональном и муниципальном уровне.

личное участие педагога участие в профессиональных конкурсах на всероссийском, региональном и муниципальном уровне.

взаимодействия с семьями, информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования

Мониторинг результатов профессиональной деятельности педагога позволяет выявить персональную готовность работника к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с целями современного образования и ФГОС ДО. Для оптимизации работы после регистрации заявления разрабатывается индивидуальная программа прохождения аттестации педагогическим работником. Данная программа позволяет педагогическому работнику более детально ознакомится с механизмом прохождения аттестации.

Модель данной программы представлена на рисунке 1.

Индивидуальная программа прохождения аттестации педагогических работников




Цель: Формировать у аттестующегося представление о межаттестационном периоде, механизме прохождения аттестации с целью установления соответствия анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

Методы работы: Опрос. Анкетирование. Самоанализ педагогических знаний. Наблюдение. Интервью с педагогом. Посещение и анализ занятий с детьми. Самоанализ педагогической деятельности.

Задачи: Изучение теоретических знаний педагога, уровня образования и квалификации. Изучение специальных умений и навыков педагога. Изучение личностных особенностей и профессионально-значимых качеств педагога. Выявление профессиональных интересов педагогов.

Старший воспитатель Заведующий ДОУ

План реализации управленческой программы

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственный

Информационно-аналитическая деятельность

Анализ результатов аттестации в предыдущем году

Анализ результатов самооценки педагогов (компоненты профессиональной деятельности:

Заполнение аналитической справки за учебный год. Определение уровня квалификации педагогов.

Нормативно-правовая деятельность

Приказ о назначении ответственного за информационный обмен и организационные вопросы по аттестации ПР в ДОУ

Приказ о назначении ответственного за информационный обмен и организационный вопросы по аттестации ПР в системе КАИС ИРО

Приказ об утверждении плана работы по организации процесса аттестации ПР

Приказ об утверждении графика тематических консультаций по вопросам аттестации ПР

Приказ об утверждении графика аттестации ПР аттестующихся в учебном году

Приказ об установлении повышающего коэффициента за первую (высшую или СЗД) квалификационную категорию.

Подача заявки на проведение процедуры экспертизы педагогической деятельности.

Мотивационно - целевая деятельность

Организация системы методической работы по созданию условий по прохождению аттестации.

Методическое сопровождение педагога в межаттестационный период по теме самообразования.

Организация помощи по определению приоритетных направлений развития в профессиональной деятельности педагогических работников

Выявление потенциальных профессиональных возможностей педагогических работников

Поддержка престижа педагога, создание коллектива единомышленников

Сопровождение в обобщении и представлении опыта работы

Организация курсовой подготовки и повышения квалификации

Мотивирование педагогов на получение более высокого уровня образования

Планово-прогностическая деятельность

Составление программы управленческой деятельности по созданию условий организации процесса аттестации.

Составление плана работы по организации процесса аттестации

Разработка графика тематических консультаций по вопросам аттестации

Корректировка программы по повышению профессиональной компетенции с молодыми педагогами

Разработка индивидуальной программы прохождения аттестации педагогических работников

После подачи заявления

Диагностика и прогнозирование результатов образовательной деятельности выявление и предупреждение затруднений в работе педагогического коллектива

Составление аналитических справок по результатам аттестации педагогических работников по полугодиям

Организационно - содержательная деятельность

Обновление и пополнение нормативно-правовой базы по вопросам аттестации

Подбор методических материалов для осуществления консультативной деятельности по вопросам аттестации

Проведение консультаций по вопросам аттестации

Ведение аттестационного портфолио педагогов

Разработка и корректировка индивидуальной программы профессионального развития педагога по теме самообразования

Создание организационных и методических условий по представлению и обобщению опыта работы в различных мероприятиях

Контрольно-диагностическая деятельность

Анализ результатов мониторинга уровня усвоения дошкольниками ООП ДОУ

Контроль практической профессиональной образовательной деятельности педагогов, воспитательно-образовательной деятельности педагогов, открытых мероприятий.

Анализ отчетных материалов педагогов по результатам педагогической деятельности.

Мониторинг профессиональной деятельности педагогического работника (проведение экспертизы педагогической деятельности)


Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов.

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения, образовательные стандарты, педагог

Система дошкольного образования в России в приоритеты своего развития ставит открытость, вариативность, ориентированность на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. В этой ситуации на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности в детском саду, его взаимодействия с семьями и начальной школой, значительную роль играет эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности ребенка дошкольника.

В настоящее время в России существует система внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), которые оказывают существенное влияние на деятельность педагогов, методических работников и всего образовательного учреждения в целом. При осуществлении такого процесса методическая работа приобретает все большее значение. Под методической работой понимают систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов.

В состав методической работы входят следующие направления:

‒ методическое сопровождение (процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности),

‒ методическое обеспечение (процесс поиска, разработки, проверки, выбора, испытания и дальнейшей имплементации апробированных моделей, технологий и методик развития воспитанников).

ФГОС дошкольного образования предусматривает следующие направления методического сопровождения педагогов:

‒ усовершенствование компетентности всех участников образовательного процесса;

‒ наблюдение и оценка;

‒ предоставление необходимой помощи участникам образовательного процесса;

‒ обеспечение качества и доступности интернет-услуг.

‒ создание центров творчества и креатива в целях повышения профессионального мастерства педагогов.

‒ использование интерактивных форм повышения мастерства в профессиональной деятельности педагога.

Современные требования ФГОС приводят к тому, что педагог сталкивается в своей деятельности с рядом трудностей и проблем. Существует необходимость интегрирования новых требований в образовательный процесс. В результате между существующей практикой организации методической деятельности и реальным образовательным процессом возникает некое противоречие. Для решения данного вопроса необходимо индивидуально подходить к образовательному процессу каждого воспитателя, учитывать его индивидуальные возможности и способности, помимо этого обеспечивать необходимое методическое сопровождение образовательного процесса.

Таким образом, под методическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Внедрение методического сопровождения в дошкольном учреждении заставляет задуматься над вопросами обучения непосредственно самого педагогического состава, необходимостью понимания достаточности знаний, умений и навыков, компетенций педагогов, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом необходимо учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях.

Как правило, функции методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении возложены на методиста. К профессиональным задачам методиста относят:

‒ исследовать деятельность воспитателя в ходе образовательного процесса в ДОУ (изучить его возможности, способности, уровень их профессиональной компетентности, качество профессиональной деятельности);

‒ помогать в решении общих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, реализуя и направляя профессиональную деятельность воспитателей;

‒ осуществлять взаимодействие и контроль взаимодействия между воспитателями и с другими субъектами педагогического процесса;

‒ осуществлять работу с материалами, имеющимися в методическом кабинете ДОУ, учитывая запросы педагогического состава;

‒ грамотно применять на практике предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения;

‒ способствовать и содействовать организации процесса самообразования, организовывать повышения квалификации и уровня собственной профессиональной компетенции и педагогического состава.

Как правило, работа с педагогами строится узкопрофессионально, рассматривается с позиции передачи воспитателям некоторой новой суммы психолого-педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего развития, деятельностном подходе и т. д.). При этом почти не затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя. Последствия такого положения дел: преобладание формального перехода на новые стандарты, неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией, несформированные навыки саморегуляции. В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами должно быть создание условий для полноценного раскрытия и реализации потенциала их личности. Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

  1. Мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с детьми в новой идеологии, переориентация педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.
  2. Содержательный компонент: освоение педагогом профессионально- значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
  3. Деятельностный компонент: овладение педагогом профессионально-значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) сегодня определяют состояние педагогической деятельности. Такие образовательные стандарты формируют новый социальный заказ, соответственно перестраиваются и требования к самой системе дошкольного образования. Значительные изменения в современном мире, как в социальной, так и экономической сферах, ставят перед человеком задачу быстрой адаптации, принятия решений при возникновении вопросов, при этом современный человек должен проявлять гибкость и креативность, уметь существовать в состоянии неопределенности, применять навыки эффективной коммуникации. Главная задача современной образовательной системы — подготовить учащегося и воспитанника, который будет обладать таким набором знаний, умений и навыков, которые позволять ему уверенно чувствовать себя и быть самостоятельным. Дошкольное образовательное учреждение, выступая в качестве первой образовательной ступени, отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом единые образовательные стандарты предоставляют равные возможности для познания всем детям. Таким образом, можно с уверенностью утверждать о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом конкретном дошкольном учреждении, с целью оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение, образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, методическая работа, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, дошкольное образование, дошкольное учреждение, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработать и апробировать модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС дошкольного образования. 3.Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;

  • Содержание проблемы.
  • Цели и задачи проекта.
  • Концепция решения проблемы.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Анализ возможных рисков и способы их преодоления.
  • Распределение обязанностей в команде.
  • Внешние связи методической службы по реализации проекта.
  • Этапы реализации.
  • Ожидаемые результаты реализации проекта.
  • Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап. Организационно-подготовительный. (2014- 2015)

2 этап. Внедренческий (май 2014 года – май 2015 года) 3 этап. Обобщающий (июнь - декабрь 2015 года)

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ФГОС дошкольного образования

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ.

ПРОЕКТ

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР №18

Реунова Ольга Алексеевна

Паспорт проекта

Методическое сопровождение педагогов как эффективное средство реализации ФГОС дошкольного образования

Основания для разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

Разработать и апробировать модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС дошкольного образования. 3.Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;

Цели и задачи проекта.

Концепция решения проблемы.

Ресурсное обеспечение проекта.

Анализ возможных рисков и способы их преодоления.

Распределение обязанностей в команде.

Внешние связи методической службы по реализации проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап. Организационно-подготовительный. (2014- 2015)

2 этап. Внедренческий (май 2014 года – май 2015 года) 3 этап. Обобщающий (июнь - декабрь 2015 года)

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ФГОС дошкольного образования

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ.

Актуальность

Каждый человек обладает потенциалом двигаться в

естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной

ценности, достоинства и способность направлять

свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.

Разработать и апробировать модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС дошкольного образования.

3.Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;

Концепция решения проблемы:

Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (основные положения);

Мотивированность самообразования педагогов;

Повышение профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;

Рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.

Практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Н. В. Немовой.

Основополагающие идеи:

1. Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической компетентности. Возникает необходимость изучения содержания ФГОС ДО,потребуются изменения в нормативной базе ДОУ

2. Управленческие принципы:

Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

обучение тому, что необходимо в практике;

обучать через деятельность;

для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

4. Использование активных форм обучения, для того, чтобы заинтересовать большинство педагогов в активном участии в методической работе.

5. Принцип сетевого взаимодействия.

Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.

Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.

6. Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Система методического сопровождения состоит из 3 разделов:

Информационная поддержка педагогов ДОУ;

Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;

Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС ДО.

Содержание методической работы поможет педагогам:

глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,

овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;

проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС ДО в ДОУ;

выбрать программы, учебно-дидактические пособия;

расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:

Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. В условиях изменения парадигмы образования основная цель методической работы – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства. Одной из важнейших задач реформирования отечественного образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

3. Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

Наличие законодательных нормативных документов

Работа с сайте ФИРО; Использование Интернет ресурсов

2. Трудовые ресурсы

Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которых и будет выстроена работа.

Использование дистанционных форм повышения квалификации кадров.

В пределах имеющейся сметы расходов, предусмотренных на организацию курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ; Обучение на бюджетной основе Выступление педагогов по теме полученных знаний в ДОУ. Возможно обучение отдельных педагогов на дистанционных семинарах и организация трансляции их опыта.

3.Информационные ресурсы

Имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта.

официальный сайт ДОУ

Введение в стимулирующие показатели оплаты труда регулярность работы с сайтом, электронной почтой.

4. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям

Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

Часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит;

Часть не вникают в суть предстоящих изменений

Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой.

Отсутствуют чёткие представления о планировании в условиях реализации новых подходов к моделированию

Формирование проектировочных навыков у педагогов.

Показать педагогам новые способы планирования с учётом содержания,

организационных форм работы и различных видов детской деятельности.

Трудности в фиксации индивидуального развития детей, которая может проводиться в рамках педагогической диагностики (или мониторинга) для решения образовательных задач.

Создание принципиально новой системы оценки качества образования.

Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг

Рациональное распределение обязанностей

5. Распределение обязанностей в команде

Заведующий:

руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Старший воспитатель:

является основным участником реализации проекта;

выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности

организует методическую работу в ДОУ: курирует деятельность Рабочей группы, организует семинары, мастер-классы, круглые столов по повышению педагогического мастерства;

занимается информационным сопровождением проекта;

6. Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный

(ноябрь 2014 года - апрель 2014 года)

Содержание этапа:

1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГОСДО:

анкетирование педагогов ДОУ;

изучение опыта работы,

создание банка данных по внедрению ФГОС ДО

определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка модели методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий (май 2014 года – май 2015 года)

Содержание этапа:

2.1. Реализация модели методического сопровождения педагогов ДОУ

2.2. Промежуточные результаты реализации проекта

3 этап. Обобщающий (июнь 2015 года - декабрь 2015 года)

Содержание этапа:

3.1. Оценка эффективности реализации модели методического сопровождения

3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОУ.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения и реализации ФГОС ДО в ДОУ.

7. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий.

Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО.

Повышен уровень сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.

Доведены стандарты к условиям, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС.

Педагоги ознакомлены с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.

Повышение качества образования.

8. Критерии оценки результата.

1. Знание программ и технологии разработки программ

Создание педагогом рабочих программ, на основе образовательной программы; Разработка специалистами учреждения программ дополнительного образования.

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС.

Все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах; Составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей (целевые ориентиры), соответствующие требованиям к результатам основной образовательной программы.

3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса

Определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

Повышение уровня сформированности мотивационно – профессиональной компетентности педагогов.

Приложение 1

Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС ДО

Цель: Методическое сопровождение при переходе ДОУ на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГОС ДО.

Включить педагогов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.

Читайте также: