Учение пифагора о числе диагональ квадрата как тайна богов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пифагор – полулегендарный философ и мистик древней Греции, создатель учения о числа как начале бытия.

Биография Пифагора

Проследить жизненный путь Пифагора По данной теме мы уже выполнили реферат Пифагор подробнее достаточно сложно – сам философ не оставил после себя каких-либо записей и трудов, а первые его жизнеописания составлялись спустя 200-300 лет после его смерти. В них биографические фаты щедро смешивались с мистификацией и обожествлением личности Пифагора, которое происходило среди его последователей-пифагорейцев.

Пифагор происходил с острова Самос, точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным является 570 год до н.э. Согласно легенде рождение Пифагора было предсказано Пифией в Дельфах из-за чего он и получил такое имя. С ранних лет Пифагор проявил способность к обучению и наукам. Он обучался у многих греческих философов и мудрецов, а также весьма вероятно перенимал знания и других народов. Так согласно легенде в 18 лет Пифагор был отправлен на обучение в Египет с рекомендательным письмом от тирана Самоса Поликрата. После длительного обучения у Египетских жрецов Пифагор попал в плен к персидскому царю Кабису, который держал его в качестве пленника в Вавилоне, где философ смог общаться с местными магами. Когда же персидский царь узнал, что держит у себя в плену столь просвещенного человека, то освободил его. Так Пифагор в возрасте 58 лет вернулся на Самос, познав все таинства востока.

Согласно другой версии биографии Пифагор покинул Самос в возрасте 40 лет из-за разногласий с тираном Поликратом. Жители острова отягощали его привлечением к общественным делам и мешали заниматься философией, а кроме того не торопились разделять учение Пифагора. Философ отправился на запад в итальянские колонии греков – Кротон и Тарент в Великой Греции. Там среди менее искушенных слушателей он смог завоевать огромный авторитет и распространить собственное учение, создав Орден Пифагорейцев. Члены Ордена, преимущественно из местной аристократии, не только изучали науку и философию, но также организовывали свою жизнь в соответствии с советами Пифагора, стремились повлиять на общественное и политическое устройство колоний. Последнее вызывало недовольство со стороны греческой общины. На фоне конфликтов и антипифагорейских выступлений, философ покинул Кротон и отправился в Метапонт, где и умер около 497 года до н.э.

Готовые работы на аналогичную тему

Уже после отъезда философа пифагорейцы были разгромлены и перебиты. Однако многим из них удалось спастись и Орден Пифагорейцев просуществовал еще более трех веков. Орден со временем раскололся на движение акусматиков – последователей религиозно-мистической части учения Пифагора о переселении душ, и математиков-пифагорейцев, занимавших главным образом вопросами науки. Что характерно даже спустя столетия пифагорейцы продолжали обожествлять своего учителя, и в том числе приписывать ему собственные открытия, что затрудняет установление подлинного авторства многих идей пифагорейскго учения.

Учение о числе

Центральной частью пифагорейского учения выступает учение о числе. Несомненной заслугой Пифагора и его последователей является отделение числа от вещей, его осмысление как самостоятельной, сначала материальной, а затем и абстрактной сущности, что позволило развиваться математике как науке, а не прикладной области знания.

Первоначально Пифагор рассматривал числа как такие же материальные объекты, как и сами вещи, но отличные от последних. Весь мир состоит из чисел и сводим к числам, а точнее к единице. Развертывание мира осуществляется по следующей схеме:

  • единица – это точка, элементарный атом реальности, совершенство;
  • двойка – это две точки, через которые можно провести линию, одномерное пространство;
  • тройка – это уже три точки, т.е. плоскость, двухмерное пространство;
  • четверка – это четыре точки, дающие объем, трехмерное пространство, каждая из четырех точек олицетворяет одну из стихий;
  • пятерка – это пять точек которые образуют пифагорейскую звезду – пентаграмму. Пентаграмма часто встречается в живой природе, но никогда в неживой, а потому является символом жизненной силы и энергии.

Дальнейшее развитие учения привело к трансформации представлений о числе не как материальном предмете, но метафизической, идеальной сущности, при этом единица стала отождествляться с единым богом-творцом, из которого произошел весь мир.

Согласно пифагорейскому учению, каждое явление, каждый объект реального мира можно представить в качестве чисел и поняв уравнения, которым он подчиняется, можно установится контроль над ним. Наиболее показательным в данном отношении явилось музыкальное искусство, которое действительно обладает математической гармонией, а потому высоко ценилось пифагорейцами.

Критика учения Пифагора

Философское учение и сама личность Пифагора подвергалась неоднократной критике как со стороны современников, так и более поздних авторов. Так еще Гераклит характеризует Пифагора как мошенника и хвастуна, который нахватавших по верхам основ различных учений и знаний, выдал их за собственную мудрость.

Философский оппонент Гераклита – Парменид, критиковал пифагорейское учение за утверждение существования пустоты. Кроме того, утверждение шарообразности мира, которое часто приписывают Пифагору, наиболее вероятно принадлежит именно Пармениду.

Учение пифагорейцев в отличии от традиционной античной философии было полностью закрытым и не распространялось за пределы самого ордена. В свою очередь это вызывало определенную настороженность по отношению к пифагорейцам, которые часто рассматривались современникам в качестве религиозной секты с политическими претензиями. Аристотель, характеризуя пифагорейцев указывает, что сам Пифагор и его последовали являются скорее мистиками, стремившимися перекроить общественный уклад греческих полисов на кастово-теократический лад, чем философами и учеными.

нумерология Пифагора


Сегодняшняя тема, Нумерология Пифагора, не про известный многим Квадрат Пифагора. (Хотя, все желающие освоить тонкости составления Квадрата Пифагора и интерпретации особых конфигураций Квадрата смогут здесь, так же узнать как трактовать Психоматрицу можно здесь.) Речь пойдет об удивительных фактах учения Пифагора,-человека, который обосновал биоэнергетический и философский подход к получению нужной информации при помощи цифр.

Биография Пифагора Самосского

Пифагор Самосский большинству людей известен как выдающийся математик древности, создатель таблицы умножения, знакомой всем нам с детства. Но он был еще и величайшим мистиком, создателем религиозно-философской школы. У него было немало последователей, благодаря которым его идеи обрели большую известность во всем мире.

Родился Пифагор примерно в 580 году до нашей эры в семье ювелира Мнесарха, на острове острове Самосе, расположенном в районе побережья Малой Азии. В 18 лет будущий философ оставил отчий дом и отправился путешествовать по странам ближнего востока. Много лет он провел в Египте, где ему удалось приобщиться к тайным знаниям, которыми обладали египетские жрецы.

В родной город Самос Пифагор вернулся не скоро – когда ему исполнилось 56 лет. Но пробыл он на родине недолго, а предпочел перебраться жить в Италию, где в 535 году до нашей эры основал свое первое научно-философское сообщество. Чуть позже подобные организации, стараниями последователей Пифагора, возникли и в других частях страны.

Пифагор и его приверженцы занимались не только математикой и философией – они также принимали участие в политической жизни Италии, и даже на какое-то время установили во многих ее городах свое правление. Но противников и недоброжелателей у великого философа тоже было немало. В результате мятежа, организованного антипифагорейцами, погибло много сторонников Пифагора. А сам он, по разным версиям, тоже был убит или уехал в город Метапонт, в котором прожил до конца своих дней.

Нумерология Пифагора или учение о числах


Теория Пифагора включает следующие понятия: Число, Монада и Единое.

Монада многогранна и может в себя включать:
а) все включающее единое целое:
б) сумма любых комбинаций чисел, при этом рассматриваемая как целое;
в) семена дерева, которое, когда оно выросло, имеет много ветвей (чисел). Числа так же относятся к Монаде, как ветви дерева к его семечку.

Вселенная рассматривалась Пифагором как Монада. Лейбниц на основе теории монад Пифагора развил свою теорию мировых атомов.

Единое — это вершина многого. Оно отличается от Монады тем, что термин Монада используется чтобы обозначить сумму частей, а единое может относится к каждой части составляя целое.

Числа делятся на две большие группы: четные и нечетные. При делении нечетного числа на две части, то одна часть получается четной, а другая нечетной (9=4+5=4+1+4). Пифагор рассматривал Монаду прототипом нечетного числа.

Четное число разными способами можно разделить на две части, где обе части либо четные, либо нечетные. Нечетные числа с помощью решета Эратосфена (специальной математической процедуры) можно разделить еще на три класса: несоставные, составные и несоставные-составные.

Несоставные (простые) числа — это числа которые не имеют других делителей, кроме себя самого и единицы (примеры чисел: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19,23, 29,31 и т. д.).

Составные числа — это числа, делящиеся на единицу, сами на себя и, и на некоторые другие числа ( примеры чисел: 9, 15, 21,27, 33 и т. д.).

Несоставные-составные числа — это числа, которые не имеют общего делителя, хотя каждое из них может быть делимо (9, 25).

Четные числа также можно разделить на три класса: четно-нечетные, четно-четные и нечетно-четные.

Четные числа также разделяются на три других класса: сверхсовершенные, несовершенные и совершенные.

Последователи Пифагора последовательно развивали свою философию исходя из науки о числах. Например, совершенные числа они рассматривали, как образец добродетели, представляющие собой нечто среднее между излишеством и недостатком, и они не являются вершиной. Зло на самом деле противостоит злу, и оба зла противостоят добру (число 3 – треугольник). Добро по пифагорейским понятиям не может противостоять добру, но может противостоять тому и другому злу в одно и то же время. Исходя из этого, робость противостоит смелости, а робость и смелость вместе могут иметь общим храбрость. Робость и трусость это качества противоположные смелости, а ловкость противоположна глупости, но для этих качеств имеется общее являющееся интеллектом, а вместе они противостоят благоразумию. Расточительность противостоит скупости, общим же для них является ограниченность, и вместе этим качества противоположны свободе.

Совершенные числа (числа, сумма дробных частей которых равна самому числу) так же редки, как добродетели, и порождаются совершенным порядком. Несовершенные числа (которых существует сколько угодно много) не расположены в каком-либо определенном порядке и имеют сходство с пороками.

В основе Пифагорейской философии лежат десять чисел — от 1 до 10, каждое из которых (Монада, Диада, Триада и т. д.) имеют свою метафизическую и философскую природу:

1. Единица (Монада) – символ целостности, неделимости и самодостаточности. Она воплощает в себе гармоничное соединение противоположностей в единое целое, так как одновременно является мужчиной и женщиной, началом и концом, духом и материей. Ее основные атрибуты: зачаточный разум, первичная идея, мысль, гермафродит, вечность.

Пифагор утверждал, что Монада олицетворяет собой вселенский хаос, из которого рождается все сущее, что когда либо было, есть и будет. Она не имеет начала и конца, прошлого и будущего, потому что ей присущи вечность и неизменность. Это число, одновременно, бытие и небытие, альфа и омега. Из нее все рождается, и в нее все уходит. Другие обозначения, придуманные пифагорейцами для Единицы: Солнце, бездна, Лета, Трон Юпитера.

2. Двойка (Дуада) – символизирует двойственность, неравенство, изменчивость, нестабильность, а также борьбу или сочетание противоположных начал. Это число вносит во Вселенную конфликт, разделяя ее на добро и зло, свет и тьму, инь и янь. Благодаря Дуаде, этот мир пребывает в постоянном движении и противостоянии. Но зато Двойка не допускает застоя – она заставляет двигаться, совершенствоваться, развиваться, стремиться к новому.

В противоположность Монаде, олицетворяющей мужское начало (или отца), Дуада символизирует женщину (или мать). Пифагор называл ее богиней Исидой, Венерой, Луной, матерью и женой Юпитера. Он подчеркивал, что Двойка воплощает в себе невежество, но при этом является прародительницей мудрости. Так как ошибки, совершенные из-за незнания, заставляют развиваться, подталкивают к приобретению новых знаний и умений.

3. Тройка (Триада) – олицетворяет устойчивость, стабильность, а также равновесие между духом, разумом и душой. В материальный мир и во взаимоотношения людей это число вносит такие благоприятные качества как терпение, чувство долга, дружбу, преданность, верность. Следует подчеркнуть, что треугольник, отображающий физические свойства Триады, является самой устойчивой геометрической фигурой.

Пифагор считал Тройку священным числом. Ибо в ней присутствует соединение Монады и Дуады – мужского и женского начал. Пифагорейцы утверждали, что Триада отображает творческий аспект Бога, создающего многочисленные миры из самого себя. Этому числу присущи качества планеты Сатурн, властвующей над временем. Тройка мудро использует накопленный опыт в настоящем, а поэтому умело управляет будущим и меняет его по своему усмотрению.

4. Четверка (Тетрада) – символ природы и совершенства. Это число способствует проявлению любой идеи в материальном мире, помогает воплотиться мечтам в действительность. Многие природные явления воплощают в себе свойства Тетрады, проявляются через нее. Например, четыре стихии, четыре стороны света, четыре времени года. В окружающий мир Четверка вносит полноту, равновесие и гармонию. По утверждению Пифагора, душа человека тоже находится под влиянием Тетрады, включающей в себя: разум, эмоции, знания и мнение.

Основные принципы Четверки: “могущество природы”, “совершенствование”, “сила”, “гармония”. Любая самостоятельная система, чтобы успешно функционировать, должна содержать в себе Тетраду. Среди планет свойствами Четверки наделен Меркурий, символизирующий развитый интеллект, движение и развитие. Ибо в этом числе заключена замечательная способность познавать Бога при помощи разума и логических умозаключений.

5. Пятерка (Пентада) – олицетворяет жизнерадостность, здоровье, оптимизм, жизнестойкость. Это число изображается в виде пентаграммы и является символом совершенной человеческой души. Ибо все души, в отличии от физических тел, совершенны. Ключевые слова, характеризующие Пятерку, проявленную на физическом плане: “мир”, “примирение”, “душевность”, “сердечность”, “доброта”. Важнейшие качества, проявленные в этом числе, позволяют личности находиться в гармонии с собой и с окружающим миром.

Согласно древним мистическим учениям, Пятерка является символом пятого элемента – эфира. Эфир легко проникает через землю, огонь, воду и воздух, но при этом считается независимым от них. Следовательно, по своим качествам он является более прочным и выносливым. Так что пифагорейцы не зря связывали это число с жизнью, с умением выживать и приспосабливаться к любым условиям.

6. Шестерка (Гексада) – олицетворяет совершенство формы, гармонию физического мира. Ключевые слова, которыми можно охарактеризовать это число: “брак”, “дом”, “уют”, “комфорт”, “красота”, “достаток”. Под влиянием Гексады находятся предметы роскоши, ювелирные украшения, а также любые предметы, предназначенные для создания уюта и красоты в доме.

Геометрические фигуры, изображающие Шестерку – два соединенных друг с другом треугольника. Один треугольник символизирует мужское начало, второй – женское. Пифагор считал, что Шестерка воплощает в себе земную любовь, союз двух людей, семейные ценности. Позитивное влияние этого числа чрезвычайно важно для человеческого счастья. Но желательно, чтобы его проявление было умеренным. Так как чрезмерное воздействие Гексады, по мнению Пифагора, приводит к заземлению души, отрывает ее от Божественных корней. Не зря ведь числом дьявола считаются три шестерки.

7. Семерка (Гептада) – символизирует духовность, религию, приоритет души над телом. Ключевые слова, которыми можно охарактеризовать это число: “вера”, “счастливый случай”, “божественная помощь”, “поддержка высших сил”, “одухотворенность”. Пифагорейцы очень уважали и почитали Гептаду. По их убеждению, она воплощает в себе истинную религиозность, связь человека с Божественным началом.

Семерка образуется из сочетания Тройки (ума, духа и души) и Четверки (материального мира). В этом числе мистическая природа человека проявляет себя на физическом плане, и раскрывается во всей полноте при помощи религии, интуиции, творческих способностей. Пифагор называл Семерку числом Космического закона, который проповедуют семь великих духов, находящиеся перед троном Господним. Это сакральное число, которое отображается во многих природных явлениях: семь цветов радуги, семь нот.

8. Восьмерка (Огдоада) – считалась у пифагорейцев священным числом, содержащим в себе две четверки и четыре двойки. А четные числа, в отличие от нечетных, вносят в этот мир стабильность и устойчивость. Ключевые слова, при помощи которых можно охарактеризовать Восьмерку: “высший порядок”, “закон”, “неизменность”, “надежность”, “вечность”.

Восьмерка очень таинственное, мистическое число, ассоциирующееся с Мистериями Самофракии. Не зря она символизирует власть над временем. Пифагорейцы изображали Огдоаду в виде двух переплетенных змей и считали, что она является отображением Бесконечности. Все в этом мире меняется, но законы Бога всегда и во все времена остаются неизменными – именно эта великая идея заключена в Восьмерке.

9. Девятка (Эннеада) – является высшим нечетным числом или квадратом Тройки. Пифагорейцы считали Девятку символом нестабильности, недостаточности и несовершенства, так как ей для превращения в Десятку недостает всего одной Единицы. Суть Эннеады – безграничность. Для этого числа не существует границ и ограничений, так что оно весьма непредсказуемо. Наверное поэтому в древности считалось, что в Девятке заключены зло и беспорядок.

Но Энниада также символизирует начало жизни. Возможно, это связано с девятью месяцами развития эмбриона во чреве матери. В целом, значение этого числа ни в коем случае нельзя считать полностью негативным. Ребенок рождается на свет несовершенным, но со временем, по мере взросления, он приобретает мудрость и высокие моральные качества. Также и Девятка в конце концов приобретает недостающую Единицу и переходит в Десятку.

10. Десятка (Декада) – считалась пифагорейцами высшим и самым совершенным из всех чисел, включающим в себя все основные математические и геометрические пропорции. Ключевые слова, которые можно охарактеризовать Десятку: “идеал”, “мощь”, “гармония”, “сила”, “абсолютное знание”. С мистической точки зрения, Декада – это совершенная душа человека, прошедшая путь многочисленных реинкарнаций и вернувшаяся к Первоисточнику.

Пифагорейцы называли Десятку совершенной и подобной Богу потому, что она включает в себя все числа, но при этом имеет преимущества перед любым их них. В Декаде заключено высшее совершенство – как небесное, так и земное. Для человеческой души она – путь, ведущий к Богу. Поэтому любое число, будучи умноженным на Десять, становится более могущественным, сильным и добрым.

Математика и религия пифагорейцев

Великий Пифагор утверждал, что помощи математических формул можно выразить не только материальный, но и духовный мир. Согласно его учению, как все ангелы, так и демоны находят свое отражение в законах математики. В своей знаменитой “Священной речи”, Бога он назвал числом всех чисел.

Различные силы добра и зла, а зависимости от своего могущества и деяний, оценивались последователями Пифагора посредством определенных цифр и уравнений. Это говорит о том, что в реальности, которую мы привыкли называть потусторонней, царят такие же строгие законы математики, как и в нашем физическом мире.

Причем с конкретными божествами Пифагорейцы связывали не только числа, но и геометрические фигуры, а также направления (левое и правое). Так, все нечетные числа и правая сторона считались божественными, а четные числа и левая сторона – демоническими. Единице соответствовали Аполлон и Прометей, Двойке – Гера и Афродита. Угол треугольника символизировал божественного Кроноса. Угол четырехугольника воплощал в себе сущность богини Деметры. Двенадцатиугольник соответствовал всемогущему Зевсу.

При этом, ученики Пифагора подробно и последовательно описывали свойства тех или иных богов, в соответствии с цифрами, которыми эти сущности обозначались. Самым божественным и духовным числом пифагорейцы называли Семерку, а самым материальным и приземленным – Шестерку.

Учение Пифагора о душе и переселении душ

Великий Пифагор утверждал, что бессмертная душа вполне может быть описана при помощи математический формул и уравнений. По его утверждению, она является идеальным кубом, ее стороны соответствуют Шестерке, а ее число – 216. Пифагор и его последователь Филолай говорили, что душа – это гармония, для образования которой могло бы понадобиться ровно 216 дней.

Главное свойство души – бессмертие. Она не умирает вместе с телом, а уходит в Аид, где находится 216 лет. После этого она вновь возвращается на землю, и вселяется в тело, соответствующее достигнутому ею уровню развития. Чем больше благих дел совершил человек в прошлых воплощениях, тем благоприятнее окажутся условия его существования в этой жизни.

Причем, по мнению Пифагора и его последователей, бессметной душой обладают не только люди, но также растения, минералы, животные. То есть, все души проходят эволюционный путь развития, на протяжении которого приобретают полезный опыт и совершенствуются. Пройдя определенный круг воплощений, душа становится идеальной и вновь возвращается к своему первоисточнику – то есть к Богу.

Люди, близко знавшие Пифагора, утверждали, что он помнил свои прошлые воплощения. Великий математик также мог сообщить человеку, кем тот был в прошлых жизнях. Как сам философ, так и его последователи, стремились очистить свои души от скверны, а поэтому вели аскетический образ жизни.

Музыкальная гармония в школе Пифагора

нумерология звуков

В школе Пифагора отводилось особое место изучению музыки, а также математических законов, влияющих на нее. К примеру, пифагорейцы изучали, в какой степени длинна струн музыкального инструмента влияет на качество звука. Они также пытались представить музыкальную гармонию в виде определенных чисел. Именно Пифагору принадлежит важное открытие, повлиявшее на развитие музыкальной науки в Греции: он придумал числовые соответствия для звуковых интервалов (кварта 4:3; квинта 3:2, октава 2:1).

Применение математических формул для объяснения законов музыки – важное достижение пифагорейской школы. Как отмечали приверженцы Пифагора: “Совершенная музыка создается не только благодаря чувствам, но и при помощи математических вычислений. Музыкант, который полагается только на свой слух, но игнорирует математику, никогда не сможет создать настоящий музыкальный шедевр. В этом отличие настоящей музыки от вульгарной мелодии, под которую пляшет неразборчивая толпа”.

Гармоничное сочетание различных звуков, по мнению пифагорейцев, полностью соответствует отношениям между определенными числами. Любая музыка, как в зеркале, находит свое отражение в математике. Поэтому музыкальная гармония и числа, в учении Пифагора, тесно связаны друг с другом.

Музыка небесных сфер

В философской школе Пифагора пытались постичь тайны устройства мироздания, а поэтому вплотную занимались астрономией. Проведя много наблюдений и математический вычислений, пифагорейцы в конце концов пришли к выводу, что Земля круглая, а не плоская, и что она вовсе не является центром Вселенной. Более того, они не только знали о вращении планет, но и пытались вычислить их орбиты.

Пифагор утверждал, что в центре Вселенной находится огонь, и что она создана в соответствии с математическими законами. Он сделал много интересных открытий, которые на много веков опережали науку тех времен. Например, им было определено, что Венера является как утренней, так и вечерней звездой. Пифагорейцы нашли для каждой из планет числовое соответствие, а также придумали название в честь разных богов (Нептун, Юпитер и др).

По мнению Пифагора, принципы устройства Вселенной полностью совпадают с основными музыкальными правилами. Ему приписывают выражение: “Астрономия и музыка – родные сестры”. Он также считал, что Вселенная наполнена прекрасной, гармоничной мелодией. Люди, знавшие великого философа, утверждали, что он умел слышать и воспринимать музыку небесных сфер. И именно это помогло ему правильно рассчитать орбиты, по которым двигаются планеты.

Философия Пифагора

Уроженец острова Самос – один из известнейших древнегреческих философов – Пифагор (570-490 гг. до н. э.) был не только великим мыслителем, но и создателем первого в мире научного сообщества. Основанная им в Кротоне философская школа объединяла поддерживавших друг друга единомышленников, занимавшихся наукой и строивших собственные политические теории.

Жизнь Пифагора овеяна множеством легенд, сегодня историкам уже сложно отделить правду от вымысла. Его учение также покрыто многолетними наслоениями из работ его учеников. Ни одной работы самого Пифагора не существует, судить об его идеях учёные могут только по изложениям авторов, живших несколькими веками позднее. Кроме того, ситуация усугубляется тем, что школа Пифагора была закрытым обществом, державшим большую часть своих концепций в тайне. Информация о содержании пифагорейского учения стала появляться только спустя век после смерти философа.

В целом, в пифагореизме можно выделить три составляющие:

  • математическую;
  • религиозно-мифологическую
  • и, собственно, философскую.

Роль числа в философии пифагорейцев

По мнению Пифагора, всё в мире определяется количественными соотношениями между явлениями и предметами. Число, являясь одновременно и чем-то абстрактным, и материальным, задаёт в мире некий порядок и определяет место каждой вещи. Именно благодаря этому, мир гармоничен и целостен. В пифагореизме число одновременно выступало и первоосновой, и ключевым элементом методологии – ведь именно через него можно описать мир, свойства вещей и даже какие-то нравственные качества.

Пифагор обожествлял числа и наделял каждое из них своими смыслами. Так, например, единица – это начало любой вещи, а двойка – та же вещь, но уже наделённая какими-то качествами. Безусловно, обожествление чисел было напрямую связано с религиозными взглядами Пифагора, почерпнутыми ими на Востоке. Сама идея сакральности чисел не была нова. Их обожествляли древние вавилоняне и ассирийцы. До сих пор особый смысл в те или иные числа или числовые комбинации вкладывают сторонники христианства, ислама и т. д. Однако, несмотря на эти мистическо-религиозные примеси, учение Пифагора было первым шагом в сторону математизации философии и превращения её в строгую науку.

Понятие души в пифагореизме

До Пифагора в греческой философии и религии существовало достаточно архаичное убеждение, что душа человека является жизненной энергией, после смерти попадающей в мрачное царство Аида.

Пифагор переосмыслил учение о душе, сделав его более сложным и многоплановым. Он придерживался мнения, что душа не является единым целым, а включает в себя: ум, рассудок и страсть. Однако в учении Пифагора не сохранилось рассуждений о том, как соотносятся между собой эти части и как они характеризуются.

Зато сохранились его идеи о переселении душ (метемпсихозе). По мнению Пифагора, тело является лишь тюрьмой для души, которая после смерти физического тела находит новое. При этом между двумя перерождениями душа может находиться и в подземном мире. Сам Пифагор якобы утверждал, что провёл в царстве Аида 207 лет. Число инкарнаций может быть бесконечно, но итогом этих процессов должен быть катарсис – очищение, в ходе которого душа понимает свою суть и обретает память о прежних жизнях. Для того чтобы быстрее достичь катарсиса, необходимо заниматься науками и искусством, а также придерживаться аскезы. Подобные занятия возвышали человека над прочими людьми и приближали его к божествам.

Поскольку души могут переселяться не только в человеческие тела, но и в тела животных, Пифагор и его ученики были приверженцами вегетарианства и выступали против кровавых жертвоприношений.

Космогонические теории пифагорейцев

Сам космос и все небесные тела, включая Землю, имеют шарообразную форму, поскольку из всех геометрических фигур шар наиболее гармоничен. Не располагая точными астрономическими инструментами и основываясь только на интуиции и основах математических знаний, пифагорейцы вывели удивительно точное заключение: все планеты движутся по орбитам, а величина орбит и скорость движения напрямую зависят от размеров небесных тел. Пифагор был первым, кто объяснил смену времён года и суток вращением Земли вокруг своей оси и её движением по орбите.

Этика Пифагора

В философии Пифагора наметилась новая для древнегреческой науки тенденция: отход от натурфилософии и появление первых зачатков философской антропологии. Пифагорейцы уделяли внимание проблемам человека и общества и выработали собственную этическую систему.

Пифагор считал добродетель одной из важнейших составляющих жизни каждого человека. Включал же он в неё следующее:

  • почитание старших, особенно родителей;
  • почитание богов и героев;
  • превосходство разума над страстями;
  • взаимопомощь и поддержку (именно на этих принципах строились отношения и внутри самой пифагорейской школы);
  • равнодушное отношение к земным благам и роскоши;
  • стремление к познанию истины и добру;
  • преодоление жадности, скандальности и грубости;
  • здоровый образ жизни и чистоту мысли;
  • меру в проявлении эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • скромность и умеренность.

Главными пороками человеческой натуры Пифагор считал эгоизм и погоню за сиюминутными удовольствиями. Преодолеть их можно было за счёт развития чувства родства со всеми людьми и общинного начала.

Основой пифагорейской этики была любовь: к прекрасному, к людям, к науке, к собственному телу.

Политические взгляды пифагорейцев

В этой ситуации пифагорейцы оставались убеждёнными консерваторами и считали, что нужно обязательно придерживаться обычаев отцов, даже если они не совершенны. Закон и царская власть даны людям богами, и не во власти смертных существ менять божественный порядок. Только в государстве с сильным правителем возможно процветание. Анархия же является абсолютным злом. Чрезмерная свобода, по мнению пифагорейцев, развращала. Любопытно, что подобный консерватизм в пифагорейской школе уживался вместе с довольно широкими либеральными взглядами. Так, например, в пифагорейский союз принимали женщин, которые имели тот же набор прав, что и мужчины.

Нужно отметить, что школа Пифагора в Кротоне к тому моменту практически управляла всем городом и устанавливала там собственные порядки, которым жители были вынуждены подчиняться. Но политические идеи пифагорейцев противоречили позициям, которых придерживались полисные демократы, что вызвало массовые недовольства. Помимо монархических взглядов, Пифагору припомнили и его отказ от приношения в жертву богам животных, практиковавшегося в греческой народной религии. Предположительно в 491 г. до н. э. в Кротоне вспыхнул мятеж, в ходе которого пифагорейский союз был разгромлен, а многие его члены при этом были убиты. Относительно дальнейшей судьбы самого Пифагора греческие авторы высказывали различные версии. Одни утверждали, что он был убит вместе со своими учениками, другие – что спасся, но покончил с собой, а третьи – что спокойно умер своей смертью.

Но, несмотря на разгром, идеи пифагорейцев продолжали жить и распространяться. Сторонники учения были многочисленны, они трансформировали учение Пифагора и сделали его базисом для дальнейшего развития древнегреческой философии.

Пифагор утверждал, что люди окружены разными вещами. Но все их разнообразие не может иметь единой мировой базы. Конечно, все можно пересчитать. Всегда можно сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев, проще говоря, эти слова сочетаются с количественными числами. Таким образом, с помощью числа мы можем выразить разнообразие того, что нас окружает. Число постоянно и присутствует в совершенно разных вещах, будучи одной и той же базой. Поэтому число можно считать оригиналом мира.
1 — это главное число. Это объясняется тем, что каждое второе число по своей сути является их комбинацией.

Пифагор и его учение о числе - Главное в учении Пифагора

Главное в учении Пифагора

Пифагор верил, что знать мир — это знать числа, которые им управляют. Более того, по мнению философа, все в природе подвержено некоторым числовым комбинациям. Главное в учении Пифагора — учение о числе как о сущности мира. Разнообразие физических явлений подчиняется закону, то есть единству, космосу (использование этого названия приписывается Пифагору), то есть порядку, и основой этого порядка является число. Не арифметическое число, а число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число является лишь формой познания.

Давайте еще раз вернемся к тому. В Пифагоре это воплощение единства и гармонии Вселенной. У Бога как неделимого существа есть номер один.

С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужчина и женщина).

Весь проявляющийся мир символизируется числом три: точно так же, как человек состоит из тела, души и духа, так и вселенная разделена на три сферы: божественный мир, мир человека и мир природы.
В каждом номере Пифагор определял тот или иной принцип, закон, активную силу. Противопоставление нечетных (высших) и четных (низших, созданных удвоением от высших) чисел проявляется в природе как ряд других противоположностей: Свет и тьма, безграничные и ограниченные, добро и зло, движущиеся и отдыхающие, мужчины и женщины и т.д. (см. вопрос 7).

Философия Элеанской школы.

Элейская школа VI — V века до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии одна из старейших школ, в творчестве которой математика и философия достаточно тесно и многогранно сотрудничают. Основными представителями Элейской школы считаются Парменид (ок. 540 г. до н.э. или 520 г. до н.э. — ок. 450 г. до н.э.), Зенон Элеи (ок. 490 г. до н.э. — ок. 430 г. до н.э.), Мелисса Самосская (ок. 485 г. — ок. 25 г. до н.э.).

Философия Парменида утверждает, что системы понимания мира основаны на одном из трех предположений:

1) Есть только бытие, нет и небытия;

2) Есть не только бытие, но и небытие;

3) Быть и не быть одинаковыми.

Истинный Парменид распознает только первую предпосылку. По его словам, бытие является единым, неделимым, неизменным, вневременным, полным само по себе, только оно является реальным существом; многогранность, изменчивость, прерывистость, текучесть — это много воображаемого.

Апории Зенона и их философское значение (продолжение вопроса 9).

Мелисс основывал свой аргумент на постулате, что ничто не может возникнуть из ничего. Он утверждал, что существо не может существовать, а существует вечно и не может быть уничтожено, потому что существо не может не существовать. Если сущность бесконечна во времени, то она также бесконечна в пространстве.

Зенон разработал метод опровержения оппонента, разоблачая противоречия в своих суждениях. Оригинальность этого метода состояла в том, что Зенон , условно приняв опровергаемый тезис, вывел из него два взаимоисключающих последствия, делая этот тезис самопротиворечивым, логически противоречивым и теоретически неразрешимым.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: