Учебные расходы в школе на какие цели можно расходовать

Обновлено: 07.07.2024

Школьные поборы — эта тема на протяжении многих лет продолжает оставаться актуальной. Хотя поборы в школах и незаконны, но они существуют, и их сумма постоянно растет. Родителей просят сдать деньги на учебники, охрану, ремонт и многое другое. В основном все подчиняются негласным правилам и приносят в школу очередную сумму. Лишь немногие пытаются разобраться. Попробуем и мы…

Оборудование и ремонт

Родителей школьников перед началом нового учебного года просят помочь с покраской стен, заменой линолеума в классах. Кто и за чей счет должен проводить ремонт в школе?

За ремонт, содержание зданий, спортивных и игровых площадок отвечают местные власти. Они же должны заботиться о благоустройстве территории. Ни на оборудование газона, ни на посадку деревьев с родителей собирать деньги не должны.

Нужды класса или школы

Если делать все по закону, то школа должна разместить у себя информацию о том, что проводится акция или сбор денежных средств, согласовать это с учредителем. Вся информация должна быть размещена на сайте школы. Никаких квитанций с конкретными суммами быть не должно. Каждый родитель вправе сам решить, участвует он в этом или нет. Школа представляет реквизиты, а все деньги поступают на расчетный счет школы. После того как будет составлена смета, она согласовывается с учредителем и выкладывается на официальный сайт образовательного учреждения. И лишь затем эти деньги могут быть использованы.

Охрана

В Законе об образовании четко прописано, что создание необходимых условий для охраны является компетенцией образовательных организаций, поэтому требовать деньги на охрану никто не имеет права.

Должность дневного охранника в штатном расписании российских школ не предусмотрена, государство выделяет деньги только на оплату работы ночных сторожей. Охранники и вахтеры оплачиваются за счет привлечения администрацией школ дополнительных средств.

Как оказывается, школы имеют на это полное право, закрепленное Федеральным Законом об образовании. Естественно, школы собирают эти деньги с родителей, чем вызывают недовольство мам и пап. Если серьезно задуматься над этим вопросом, можно довести дело до суда, ведь платить родители не обязаны. Юристы однозначно говорят об этом, но стоит ли?

Ведь деньги, которые собирают учителя, идут на заработную плату человека, который охраняет вашего ребенка. Даже простое наличие в вестибюле школы человека в форме может повысить безопасность детей на несколько порядков. Если же в школе установлена система видеонаблюдения и турникеты, шанс пройти незамеченным сводится практически к нулю.

Рабочие тетради

Их уже называют тетрадями раздора. Вокруг них больше всего споров. Кто должен их покупать: школа или родители? Министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что рабочие тетради не должны приобретать за счет учеников.

Здесь можно добавить, что и школа не обязана. Ведь их нельзя закупить централизованно за счет бюджета, как учебники, так как они не дополняют и не заменяют их даже частично. Это вспомогательные издания индивидуального и одноразового использования. В них есть задания на раскрашивание и заполнение. И их нельзя вернуть в библиотеку. Поэтому, по словам специалистов ведомства, школы не могут обеспечить ими учеников. Но это и не означает, что покупать рабочие тетради должны родители.

Учитель вправе требовать приобретение рабочей тетради к определенному учебнику, если он прописал это в своей образовательной программе. Директор школы эту программу утверждает. Соответственно, он берет на себя обязательство о приобретении этих тетрадей, а значит, сам должен найти на их покупку денежные средства.

Рабочая тетрадь — это не учебник, она не должна приобретаться за счет бюджета. Это материал, которым каждый ребенок пользуется индивидуально, и в библиотечный фонд он не сдается. То есть если учитель просит у вас тетради, необходимо разговаривать с директором. Если школа не может их приобрести, то она не вправе требовать этого от родителей. Даже если хотя бы один ребенок отказывается их приобретать, то и весь класс не может рабочими тетрадями пользоваться. Создавать неравные условия учитель не имеет права.

Родители не обязаны покупать рабочие тетради! Они могут отказаться от ее использования в учебном процессе.

Школа обязана публиковать перечень видов деятельности, которые осуществляются бесплатно, то есть за государственный счет, а также обязана опубликовать то, что осуществляется платно. Всю информацию о платных кружках и секциях школа обязана разместить на сайте и указать стоимость, которая не может меняться в течение года.

Школа не имеет права предлагать платные занятия по предметам, предусмотренные стандартом. Например, заставлять родителей скинуться на лишний урок по математике или иностранному языку. А если такие занятия предлагаются в качестве развивающих, то они должны выходить за рамки обязательной программы и проводиться не по школьным учебникам.

По данным Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано с платными занятиями. К ним нет ни учебных курсов, ни планов, ни даже четкого расписания. Стоимость, как правило, тоже умалчивается, ее школы указывают в жировках, которые раздают родителям. Поэтому, записывая своего ребенка в кружок, есть смысл сразу же поинтересоваться стоимостью занятий.

На что школа не имеет права брать деньги:

— на покупку мебели, замену окон, дверей;

— на благоустройство территории, в том числе на покупку рассады, саженцев;

— на приобретение музыкальных инструментов и спортинвентаря;

— на занятия, которые предусмотрены федеральными стандартами;

— на покупку компьютеров, других наглядных пособий, включая игры и игрушки;

— на оплату труда уборщицы.

К платным образовательным услугам можно отнести:

— обучение по дополнительным образовательным программам;

— преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

— занятия с обучающимися углублённым изучением предметов;

— другие услуги, не предусмотренные государственными образовательными стандартами.

Главное — помнить, что в муниципальном образовательном учреждении требовать деньги никто не имеет права. Любые внештатные сборы средств — необязательные платы, которые вы можете не платить.

Ну, а если вы устали от бесконечных поборов в школе обратитесь к руководству учебного заведения за разъяснением и потребуйте письменный ответ. Если ситуация не изменится, с соответствующим заявлением идите в городское управление образования.

В крайнем случае обратитесь в прокуратуру. Если вы боитесь, что на вашего ребёнка будут оказывать моральное давление в школе, в заявлении в прокуратуру можно высказать просьбу не разглашать информацию о заявителе.

Подборка наиболее важных документов по запросу Что входит в учебные расходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Что входит в учебные расходы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 8 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" субсидии предоставляются на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 275.1 "Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Общество, основным видом деятельности которого является добыча угля, осуществляло образовательную деятельность, для чего было образовано специальное подразделение - учебно-курсовой комбинат. Инспекция посчитала, что общество неправомерно единовременно включило в состав расходов по налогу на прибыль убытки от деятельности учебно-курсового комбината без учета особенностей признания таких убытков, установленных ст. 275.1 НК РФ, что привело к занижению налога на прибыль. Учебно-курсовой комбинат предоставлял образовательные услуги работникам общества, а также сторонним лицам, при этом стоимость обучения при одинаковой продолжительности обучения в комбинате общества была существенно ниже, чем в иных учебных заведениях. Признавая неправомерным учет убытка обществом, суд указал на несоблюдение установленных в ст. 275.1 НК РФ условий для признания в целях налогообложения полученного убытка при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Суд отклонил довод налогоплательщика о необоснованном исключении НДС при проведении сопоставительного анализа стоимости услуг образовательных учреждений, поскольку НДС при реализации услуг предъявляется к оплате покупателю дополнительно к цене услуг и не влияет на формирование финансового результата деятельности образовательного учреждения. Также суд отклонил довод общества о том, что учебно-курсовой комбинат не относится к обслуживающим производствам и хозяйствам, поскольку не осуществляет реализацию услуг своим работникам. Суд указал, что отсутствие договора возмездного оказания услуг между работниками и налогоплательщиком обусловлено спецификой трудовых взаимоотношений и не свидетельствует о неоказании услуг своим работникам.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Что входит в учебные расходы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Вправе ли ООО на УСН включить в расходы оплату дистанционного обучения работника для получения MBA в зарубежном учебном заведении?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2021) Вопрос: Вправе ли ООО на УСН включить в расходы оплату дистанционного обучения работника для получения MBA в зарубежном учебном заведении?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О реализации военнослужащими, увольняемыми с военной службы, права на профессиональную переподготовку
(Свининых Е.А., Свининых О.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2020, N 12) Как мы уже отмечали, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации проходят профессиональную переподготовку исключительно в военных образовательных организациях высшего образования Минобороны России. Расходы, связанные с обучением военнослужащих, входят в смету расходов образовательной организации. Расчет распределения учебных мест в образовательных организациях разрабатывается Главным управлением кадров Минобороны России . Очевидна вероятность отказа военнослужащему в направлении в выбранную им образовательную организацию, так как количество учебных мест в ней ограничено уровнем ее материально-технического и кадрового обеспечения.

Нормативные акты: Что входит в учебные расходы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" 27) обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

В настоящее время в РФ в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196) могут создаваться следующие образовательные учреждения:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Наиболее популярными общеобразовательными учреждениями являются общеобразовательные школы.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются:

а) собственные средства учредителя;

б) бюджетные и внебюджетные средства;

в) имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);

г) средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

д) доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;

е) другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наибольший удельный вес среди финансовых ресурсов общеобразовательных учреждений занимают бюджетные средства. При этом при планировании бюджетных расходов на общеобразовательные учреждения отдельно рассчитывают расходы:

1)на текущее содержание;

2)приобретение оборудования и инвентаря;

4)строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагоги­ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю­щего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

1) количества классов.

Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Количество школ, классов и учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчет­ную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. В связи с этим возникает необходимость рассчитывать среднегодовые показатели, которые учитывают как переходя­щий, так и дополнительный контингент.




Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по одной из следующих формул:



где К — среднегодовое количество классов;

КН и КК — количество классов на начало и на конец года.

Основной статьей расходов являетсязаработная плата.

Фонд заработной платы по школе включает:

• заработную плату административно-управленческого персонала;

• зарплата педагогического персонала;

• заработную плату учебно-вспомогательного персонала;

• заработную плату обслуживающего персонала.

Основную долю в расходах на зарплату занимает ФЗП педагогического персонала.

В настоящее время осуществляется переход на новую систему оплаты труда (СМ. планирование фонда в ДОУ).

Оклады рассчитываются по нормам педагогической нагрузки учителям по 18 часов в неделю. Общий объем нагрузки учителя определяется по данным учебных планов Министерства образования, в которых приведены учебные предметы и число часов в неделю в каждом классе. Сумму часов в каждом классе в неделю и факультатив­ных занятий делят на сумму часов по учебному плану и получа­ют количество ставок на один класс.

Ставки заработной платы каждому учителю и общий фонд заработной платы педагогов по школе устанавливаются путем тарификации учителей, которая производится ежегодно на 1 сентября. По результатам тарификации директор школы со­ставляет тарификационные списки учителей, в котором в разре­зе групп классов определяются количество педагогических ста­вок на один класс и средняя ставка учителя в месяц. Фонд зара­ботной платы учителя в месяц за период с января по август ис­числяется путем умножения количества ставок на среднюю ставку учителя в месяц и на число классов на 1 января плани­руемого года (на 1 сентября текущего года). Фонд заработной платы с сентября по декабрь определяется по этой же формуле, но количество классов берется на 1 сентября планируемого года.

Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиоте­карь, уборщица и т. д.).

Следующей значительной статьей являютсяучебные расходы,которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обнов­ление и использование библиотечных фондов учебников.

Планирование учебных расходов производится по установ­ленным нормам на один класс по группам классов.

В ПФХД школ предусматриваются такжерасходы на при­обретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зда­ний. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на плано­вый год определяется исходя из обеспеченности школы на нача­ло года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно учени­ческое место.

К расходам на текущее содержание общеобразовательных школ относятсярасходы на хозяйственное обслуживание и затра­ты на оплату командировок и служебных разъездов.

Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении ПФХД планируются по действующим материаль­ным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нуж­ды, а по школам, расположенным в сельской местности, — так­же ассигнования на бесплатное предоставление квартир работ­никам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.

В настоящее время в РФ в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196) могут создаваться следующие образовательные учреждения:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Наиболее популярными общеобразовательными учреждениями являются общеобразовательные школы.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются:

а) собственные средства учредителя;

б) бюджетные и внебюджетные средства;

в) имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);

г) средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

д) доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;

е) другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наибольший удельный вес среди финансовых ресурсов общеобразовательных учреждений занимают бюджетные средства. При этом при планировании бюджетных расходов на общеобразовательные учреждения отдельно рассчитывают расходы:

1)на текущее содержание;

2)приобретение оборудования и инвентаря;

4)строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагоги­ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю­щего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

1) количества классов.

Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Количество школ, классов и учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчет­ную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. В связи с этим возникает необходимость рассчитывать среднегодовые показатели, которые учитывают как переходя­щий, так и дополнительный контингент.

Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по одной из следующих формул:



где К — среднегодовое количество классов;

КН и КК — количество классов на начало и на конец года.

Основной статьей расходов являетсязаработная плата.

Фонд заработной платы по школе включает:

• заработную плату административно-управленческого персонала;

• зарплата педагогического персонала;

• заработную плату учебно-вспомогательного персонала;

• заработную плату обслуживающего персонала.

Основную долю в расходах на зарплату занимает ФЗП педагогического персонала.

В настоящее время осуществляется переход на новую систему оплаты труда (СМ. планирование фонда в ДОУ).

Оклады рассчитываются по нормам педагогической нагрузки учителям по 18 часов в неделю. Общий объем нагрузки учителя определяется по данным учебных планов Министерства образования, в которых приведены учебные предметы и число часов в неделю в каждом классе. Сумму часов в каждом классе в неделю и факультатив­ных занятий делят на сумму часов по учебному плану и получа­ют количество ставок на один класс.

Ставки заработной платы каждому учителю и общий фонд заработной платы педагогов по школе устанавливаются путем тарификации учителей, которая производится ежегодно на 1 сентября. По результатам тарификации директор школы со­ставляет тарификационные списки учителей, в котором в разре­зе групп классов определяются количество педагогических ста­вок на один класс и средняя ставка учителя в месяц. Фонд зара­ботной платы учителя в месяц за период с января по август ис­числяется путем умножения количества ставок на среднюю ставку учителя в месяц и на число классов на 1 января плани­руемого года (на 1 сентября текущего года). Фонд заработной платы с сентября по декабрь определяется по этой же формуле, но количество классов берется на 1 сентября планируемого года.

Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиоте­карь, уборщица и т. д.).

Следующей значительной статьей являютсяучебные расходы,которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обнов­ление и использование библиотечных фондов учебников.

Планирование учебных расходов производится по установ­ленным нормам на один класс по группам классов.

В ПФХД школ предусматриваются такжерасходы на при­обретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зда­ний. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на плано­вый год определяется исходя из обеспеченности школы на нача­ло года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно учени­ческое место.

К расходам на текущее содержание общеобразовательных школ относятсярасходы на хозяйственное обслуживание и затра­ты на оплату командировок и служебных разъездов.

Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении ПФХД планируются по действующим материаль­ным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нуж­ды, а по школам, расположенным в сельской местности, — так­же ассигнования на бесплатное предоставление квартир работ­никам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.


Поборы в школах вне закона, но продолжают существовать с негласного согласия родителей. Разберёмся, за что можно заплатить, если очень хочется, а на какие цели деньги уже внесло государство.

Содержание:

Школьные поборы: обязаны ли родители сдавать деньги?

Одни классы готовятся подарить к 1 сентября каждому учителю по дорогому букету и устроить праздник для детей в следующие выходные, другие — преподнесут преподавателям цветы, выращенные на даче. И дело здесь вовсе не в отношении к учебному процессу или учителям: в разных городах и разных семьях — разные финансовые возможности.

Что говорит закон?

поборы в школах

Федеральный и региональный бюджеты дают деньги на:

  • зарплаты;
  • учебники и пособия;
  • лабораторное оборудование;
  • расходные материалы.

Местный бюджет ответственен за:

  • ремонт школы, помещений и пришкольной территории;
  • покупку мебели;
  • услуги связи;
  • коммунальные услуги.

Понятно, что в разных городах финансирование школ идёт в иногда не сопоставимом объёме. Но не стоит думать, что если у муниципалитета нет денег, то за покраску стен, новый линолеум или деревья и цветы в школьном дворе обязаны платить родители. Тем более — проводить ремонт своими руками.


Родители при желании могут тратить деньги на:

  1. Кружки и занятия для ребёнка, которые не входят в общеобразовательную программу.
  2. Дополнительное улучшение условий учащихся (покупка кулера с водой или принтера).
  3. Различные услуги, не связанные с образованием (фотограф, медуслуги, праздники и тд).
  4. Культурную программу: экскурсии, театры, музеи.

Но ещё раз повторим — это только по желанию.

Узнать о платных услугах школы (продлёнка, кружки и секции, спецкурсы, программы углубленного изучения, репетиторство и т.д.) вы можете на сайте учебного заведения.

Учтите, что стоимость занятий должна совпадать с той, что на сайте. А оплата должна идти через бухгалтерию, а не наличкой в руки (хотя, если речь идёт о репетиторстве, то многие платят учителям напрямую).

школьные поборы

Тем не менее, если вам действительно хочется помочь школе, законный способ есть. Школа может предложить перевести деньги в фонд образовательного учреждения. Но делать это лучше официально, через бухгалтерию. Обязательно спросите о финансовых отчётах фонда за предыдущие годы, чтобы посмотреть, как расходуются средства.

Запомните, если школа потратит ваши деньги на сторонние нужды, не связанные с улучшением условий образования — согласно п. 5 ст. 582 ГК РФ вы можете потребовать их назад. И помните, пожертвования — дело добровольное.

Школа может объявить акцию по сбору средств на конкретную цель — но это не должен быть ящик для пожертвований. Если хотите участвовать — проверьте, всё ли по закону.

Также, прежде чем направлять деньги учебному заведению, посмотрите устав школы. Есть ли там пункт, включающий в источники формирования имущества и финансовых ресурсов средства добровольных пожертвований или целевые взносы? Есть ли школьный приказ о порядке приёма пожертвований? Нужно ли заключать со школой договор на оказание благотворительной помощи?

Если вас вынуждают внести деньги в школьный фонд и угрожают санкциями по отношению к ребёнку — это незаконно. Как с этим бороться, расскажем чуть позже.

Какие школьные сборы законны, а какие — нет?


Нужно ли покупать учебники и рабочие тетради?

Много вопросов возникает из-за рабочих тетрадей, контурных карт и других одноразовых дополнений.

Обратите внимание: если использование рабочих тетрадей включено в согласованную учебную программу, то школа должна их ученикам предоставить. От покупки дополнительных учебников или пособий вы можете отказаться. Речь, конечно, не идёт про случаи, когда ребёнок потерял или испортил учебник или пособие. Здесь важно помнить, что если хоть один ребёнок в классе не будет иметь рабочую тетрадь, это будет дискриминация в рамках учебного процесса.

Но если вы планируете записать ребёнка в дополнительный кружок, например, чтобы он мог изучать ещё один язык, то уточните заранее, нужно ли там будет покупать рабочие тетради, и сколько они стоят.

Ремонт

оказание образовательных услуг

Финансирование всевозможного ремонта в школе должно идти из бюджета. А значит, такие поборы не касаются родителей. Однако родители могут принять решение о сборе средств на небольшие улучшения (например, замену сломанных крючков в раздевалке на целые), если ремонта от государства не приходится ждать ещё несколько лет. Возможно тот ремонт, на который решился ваш класс, просто необходим.

И тут, как говорится, две стороны медали:

поборы в школах

В каждом классе есть инициативные родители, которые постоянно придумывают, на что собрать деньги. Мы не говорим, что активная позиция — это плохо. Но, например, идея организовывать выпускной после начальной школы по цене, сравнимой с выпускным из 11 класса — может шокировать некоторых родителей.

Скажем больше. Если для одних родителей не проблема сдавать каждый месяц по несколько тысяч на доставку воды, салфетки и туалетную бумагу, новые жалюзи, парты, принтер и расходники, а также на олимпиады, экскурсии, дорогие подарки к дням рождениям и праздникам, то для других эти суммы кажутся неподъёмными.

Но запомните: вы не обязаны ни за что платить. Объясните на первом же родительском собрании, что у вас нет возможности вносить деньги. Это нужно, чтобы ребёнка никто не спрашивал: когда мама и папа заплатят? А также проговорите эту ситуацию с ребёнком.

Если вы сдаёте деньги — не забывайте требовать прозрачных расчётов, предоставления чеков и квитанций. Если вы видите, что салфетки в класс закупаются по космическим ценам — поднимите этот вопрос на собрании.

Охрана

обеспеченность учебниками

Родители не обязаны сдавать деньги на охрану, установку камер, кнопки экстренного вызова и сигнализацию. Конечно, в школах должно быть максимально безопасно, но если вы не готовы сдавать деньги — никто и ничто вас не может заставить это делать. Обязанность обеспечивать безопасность детей прописана в ст. 41 № 273-ФЗ.

Школьная форма

платное образование

Учебные заведения сами определяют требования к внешнему виду ребят. Однако родители не обязаны покупать форму у конкретного производителя (хотя рекомендации им дать могут). А если ребёнок в какой-то из дней придёт не в форме — его не могут не допустить до занятий.

Даём советы по подбору школьной формы, а также разбираемся, что выгоднее — шить или покупать: зачем нужна школьная форма и как её выбрать?

Горячее питание

платное образование в россии

Федеральный закон № 47 о предоставлении горячего питания учащимся 1-4 классов вступил в силу с 1 сентября 2020 года. Правда он действует пока не во всех муниципалитетах и не во всех школах, и в полной мере будет реализован с 1 сентября 2023 года. Если в семье младшеклассник — уточните, как обстоят дела с этим вопросом в вашем учебном заведении.

Противоковидные меры

платное образование в россии


Школы должны приобретать антисептики, бесконтактные термометры, рециркуляторы воздуха, маски и перчатки за счёт бюджетных средств. Родителям скидываться на них не надо.

Олимпиады и конкурсы

платные услуги в образовательных учреждениях

Дополнительные занятия

платные образовательные услуги в школе

Допустим, ваш ребёнок ходит в школу с углублённым изучением английского. И весь класс посещает дополнительные занятия, разговорный клуб, ездит в платные языковые лагеря на базе школы, многие занимаются с учителем отдельно после уроков. А у вас нет возможности за всё это платить. В итоге оценки ребёнка явно будут ниже, чем у сверстников.

Если есть возможность, можно обсудить с учителем и выбрать хотя бы некоторые доп. занятия и активности. Или пусть ребёнок занимается дополнительно бесплатно дома: поищите курсы на YouTube, обучающие приложения для смартфона.

Ещё одна проблема кружков — не всегда понятна их стоимость. Запомните: надежнее платить через бухгалтерию. Там же можно узнать расценки. Если в прайсе одна цена, а преподаватель просит больше — это нарушение.

Букеты к 1 сентября

оборы в школе куда жаловаться

Подарки учителям — можно ли?

кто должен делать ремонт в школе

В Гражданском кодексе, в статье №575 говорится, что подарки для работников культуры, образования и здравоохранения не должны быть дороже 3 тысяч рублей. Обратите на это внимание других родителей. Учитель может испугаться принять дорогой подарок. Если возможно — вложите в подарок чек. Это касается и общих подарков от класса.

Минтруд предлагал и вовсе запретить подарки учителям, кроме канцелярских принадлежностей, цветов и поощрений от руководства.

Если ваш ребёнок поступил в первый класс или перевёлся из другой школы — уточните, нет ли внутреннего запрета учреждения на подарки для учителей. Старайтесь не дарить учителям подарки перед экзаменами и контрольными. Вдруг кто-нибудь решит, что это взятка.

Куда жаловаться в случае незаконных поборов?

сбор денег в школе

Сначала разберём, что может стать причиной для подачи жалобы:

  1. Во-первых, если с вас требуют деньги или услуги за место в школе. Если речь идёт об общеобразовательном заведении, то это незаконно.
  2. Во-вторых, если с вас просят наличные за бесплатные школьные опции.
  3. В-третьих, вас обязывают вносить определённую сумму в фонд школы.
  4. В-четвертых, отказ платить сказывается на ребёнке.

Если речь идёт о вымогательстве со стороны учителя или школы — попробуйте обсудить вопрос с руководством школы. Напишите заявление с просьбой объяснить, на каких основаниях с вас требуют деньги и сохраните копию. Если речь идёт о буллинге в отношении ребёнка из-за неоплаченных хотелок родительского комитета — предложите разобраться в ситуации директору.

Если решить проблему на уровне школы не удалось — следуйте по следующему списку (или жалуйтесь сразу во все инстанции):

Можете указать в жалобе, что боитесь за безопасность ребёнка и не хотите, чтобы его и ваши данные разглашались.


Какие доказательства могут пригодиться:

В заключение добавим, что тема поборов актуальна, даже когда бушует пандемия. Дети в любой момент могут перейти на дистанционное образование (если в школе введут карантин), но это вовсе не значит, что активные родители не захотят собрать деньги на новую веб-камеру для учителя.

Если ребёнок говорит, что нужно на что-то сдать деньги, узнайте, обязательное ли это требование или ваш школьник просто не так понял. Если вы не хотите или не можете заплатить — не отдавайте деньги. Решили сдать? Проследите, чтобы ваши средства пошли на заявленную цель.

Никакие санкции к вашему ребёнку не должны применяться. У него есть право на бесплатное образование. Принуждают к оплате — жалуйтесь.

За что родители должны платить в школе, а что считается поборами?

Рассказываем, какие платежи в образовательных учреждениях являются добровольными.

Школьное образование в государственных или муниципальных учреждениях, согласно ст. 43 Конституции РФ, должно быть бесплатным. Поэтому от родителей и учеников за образование не должны требовать никаких денег. Однако периодически с родителей собирают средства на краску для стен, шторы, новый линолеум или подарок учителю. Такие сборы могут выставлять как обязательные, что само по себе незаконно.

Что должно быть в школе бесплатным?

Так, пункт 5 ст. 9 закона говорит о том, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, а также территорий, прилегающих к ним. То есть на ремонт, новые окна, полы, благоустройство спортивной площадки должны выделяться средства из местного бюджета.

Закупать учебники родители также не должны: пункт 1 ст. 18 закона устанавливает, что школьная библиотека должна быть укомплектована печатными и электронными учебными пособиями, а также методичками и другими необходимыми материалами, которые входят в основные образовательные программы. При этом доступ в библиотеку для всех учеников, а также педагогов и научных сотрудников должен быть свободным. Об этом же говорится и в ст. 35 закона. Средства на учебники должны выделяться из бюджетов различного уровня, но не из родительского кармана.

Как оформить школьнику льготный проезд в общественном транспорте?

13017 4

Что может быть платным?

Война с розовыми волосами. Зачем кировские школы пытаются сделать учеников одинаковыми

4477 33

Образовательные организации могут устанавливать требования о ношении формы. Её внешний вид, фасон цвет и прочие факторы должны быть закреплены в уставе школы. При этом во внимание должны быть приняты мнения родителей и совета обучающихся. Согласно ст. 38 Закона, средства на школьную форму могут быть выделены из регионального бюджета. Однако чаще всего покупать её приходится именно родителям.

Директор школы №47 Владимир Кодачигов пояснил порталу Свойкировский, что образовательные организации также могут оказывать дополнительные платные услуги, например, проведение секций. Для этого школа должна утвердить в департаменте образования тарифы на занятия. Цены на посещение секций необходимо разместить в свободном доступе – на сайте школы или информационном стенде. При этом оплата таких занятий родителями должна происходить официально – с чеками и договорами.

Кроме того, в школах могут действовать фонды поддержки. Внесение средств в них – дело добровольное. При этом на уровне администрации образовательного учреждения устанавливаются цели, на которые планируется потратить средства. В частности, деньги направляют на программы и проекты, связанные с развитием школы, талантов и способностей учеников.

– Классный руководитель может внести в образовательную программу посещение музея или проведение экскурсии, – отметил Владимир Кодачигов. – Конечно, такие мероприятия не бесплатны, средства на них должны собирать родители. Однако для начала родительский комитет должен одобрить план классного руководителя.

Что делать, если деньги всё-таки требуют сдать?

По словам директора школы, все проблемы для начала нужно решать на уровне администрации образовательного учреждения. Его руководитель может и не знать о конфликте, возникшем в конкретном классе.

Если факт противоправных действий всё же подтвердится, стоит обращаться в департамент образования. Помочь в решении проблемы могут в прокуратуре, которая проверит законность сборов, и в полиции.

Коротко о главном:

1. Конституция РФ гарантирует бесплатное школьное образование в муниципальных и государственных школах. Это значит, что ребёнок из любой семьи может получить знания, которые входят в основные образовательные программы.

3. Школа может обязать детей носить форму. Родители могут купить её как самостоятельно, так и при поддержке регионального бюджета. Правда, закон не обязывает государство (или регион) оплачивать школьную форму.

4. Вместе с тем образовательные организации имеют право оказывать дополнительные платные услуги. Тарифы на них должны быть утверждены в муниципальной администрации и находиться в открытом доступе.

5. Школы могут организовать фонд помощи. Взносы в него должны быть добровольными, а средства идут на развитие школьных программ и помощь для развития талантов учеников.

6. Классные руководители имеют право внести в образовательную программу посещение музеев, экскурсий, театров и т.д. Мероприятия должен согласовать родительский комитет, он же занимается сбором средств с родителей. Но взносы в этом случае также полностью добровольные.

7. При возникновении конфликтной ситуации для начала стоит обратиться к руководству школы. Если проблема не решается, то о ней следует рассказать в департаменте образования. Также помочь в разрешении конфликта могут в прокуратуре и полиции.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Читайте также: