С какой целью писатель вводит в роман сон раскольникова перед преступлением кратко

Обновлено: 01.07.2024

Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” стремится раскрыть перед читателем внутренний мир Родиона Раскольникова, смутную и противоречивую жизнь его души. Для этого писатель использует различные приемы, одним из которых являются сны героя.
В первой главе романа “Преступление и наказание” описываются три дня, предшествующих ужасному убийству старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Именно здесь Раскольникову приснился сон, который является последним предупреждением героя перед убийством. Таким образом, Достоевский

подчеркивает, что у Родиона был выбор.
Этот сон навеян ситуацией, в которую попал взрослый Раскольников: “И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака… Из кабака выходят… пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках”. Вся эта ватага залазит в телегу-тяжеловоз, в которую впряжена старая тощая лошадка, которая просто не сможет двинуть с места такую тяжелую ношу. Хозяин начинает бить лошадь кнутом и кричать: “Не трожь!

Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще, все садись! Хочу, чтобы непременно вскачь пошла. ” Затем к нему присоединяются

В итоге мужики забивают лошадь до смерти.
А за всем этим наблюдает маленький Родион. Никто не может его оттащить от этого места: “… он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает все это”.
Ребенок испытывает ужас, наблюдая за всем происходящим. Такой же ужас испытывает Раскольников, когда делает “пробу”, подготовку к убийству.
Будучи во сне ребенком, он совершенно не понимает глупых доводов хозяина лошадки: “Папочка! За что они… бедную лошадку… убили!”. Сколько жалости испытывает герой к убиваемой лошади! Именно здесь прорывается внутренняя сущность героя, пытаясь предостеречь его от рокового шага, к которому Раскольников готовится наяву.

Ему теснит грудь, “он хочет перевести дыхание, вскрикнуть и просыпается”. Но ужас не покидает Родиона. Он радуется, что это был только сон.
Но сон ли. Разве то, что собирается сделать Родион Романович, не является полным повторением увиденного во сне?
Во сне хозяин лошади постоянно повторял – “Мое добро!” Он считал, что имеет право на убийство, хотя никто в окружающей толпе не понимал, зачем он это делает. А в скором времени и сам Раскольников скажет: “Тварь я дрожащая, или право имею?” Он решится на убийство, выступив против своей человеческой сущности. Раскольников преступит нравственный закон, за что будет расплачиваться всю свою жизнь тяжелыми страданиями.

Сон как художественный прием

На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.

Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.

Сны Раскольникова до преступления

Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.

Еще один сон перед преступлением- сон про оазис. Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).

Сны Раскольникова после преступления

После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.


Символический смысл снов Раскольникова

Всего в романе сны встречаются 5 раз, однако основными стоит выделить 3. В начале, середине и в конце; каждый раз они отображают реальное состояние главного героя: первый сон Раскольникова протестует против преступления, второй начинает процесс восстановления личности, а третий уже окончательно приводит героя к искуплению. Каждый играет значимую роль и для читателя и для самого́ Родиона Раскольникова. Но лучше всего, более подробно остановиться на каждом:

  1. Сон Раскольникова перед убийством — о жестоком избиении лошади — видится Родиону первым, он напоминает о чувствах к живым существам и протестует против планируемого убийства и всей теории в целом. (Часть первая, глава пятая).
  2. Далее, герою снится Африка, это происходит накануне преступления. В этом видении Раскольников видит всю никчёмность своей серой жизни, которая меркнет на контрасте с прекрасным оазисом. (Часть первая, глава шестая).
  3. Третий сон героя — об Илье Петровиче и хозяйке, который вызывает у Родиона чувство страха, что его всё-таки могут разоблачить, найти и арестовать. (Часть вторая, глава вторая).
  4. В четвёртом сновидении Раскольникову вспоминается убитая им процентщица. Это виде́ние усугубляет положение героя, так как оно усиливает его опасения, страхи и, следовательно, само наказание в виде психологических страданий. (Часть третья, глава шестая).

Последний повествует о конце света. Он снится Родиону уже на каторге и сигнализирует об активной работе процесса восстановления героя. Это виде́ние показывает, что Раскольников на прямом пути к долгожданному очищению и искуплению. (Эпилог романа).

Сновидение о забитой кляче

Первый сон Родион видит ещё до совершения убийства; в нем герой наблюдает жесточайшее поведение человека, который без капли жалости забивает до смерти ни в чём не виновное животное. Героя пугает подобное виде́ние, но всё-таки не останавливает от совершения преступления. Это сновидение — крик человеческой природы против убийства. Часть Раскольникова не хочет убивать, она любит людей и совершенно не видит ценности в теории; единственным способом сказать об этом разуму героя является жестокое виде́ние.

Художественный приём

Сочинение Достоевского изобилует его фирменными деталями, ассоциативными метафорами и художественными приёмами. Мастерство автора выливается в ту самую полифонию романа, однако сейчас важнее сфокусироваться именно на художественных приёмах в виде снов главного героя.

Сонные виде́ния в русской литературе XIX века появлялись достаточно часто, этим пользовались и Пушкин, и Гончаров, и Жуковский, и, собственно, сам Достоевский. Всё потому, что сновидения — отличный способ глубже копнуть в характер героя, понять его образ и более детально с ним познакомиться. Так происходит в романе Достоевского, где сны отражают внутреннее состояние главного героя, которое герой умело скрывает своим циничным разумом.

Чтобы понять смысл и суть сновидений Раскольникова, совсем необязательно детально изучать их содержание, достаточно кратко по ним пробежаться, и всё станет понятно. Ведь сны в литературе, как и жизни — что-то абстрактное, в снах не так уж и важны действующие лица, куда большее значение имеют чувства и эмоции, вызываемые этими самыми виде́ниями.

Сны Раскольникова вызывают в нём постоянные бури чувств, которые по итогу выливаются в одну общую цель — вернуть Родиона в реальность, где нет его выдуманной теории. Темы, затрагиваемые автором в сновидениях героя, ведут к одному — искуплению, которое просто необходимо Раскольникову, так как он уже достаточно намучился с внутренней борьбой в глуби его мозга.

В темной каморке, когда нечего было

есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.

внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.

История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?

Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.

Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.

Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.

Многогранная картина личности

  1. Сновидения отражают реальную сущность Раскольникова, так как, будучи спящим, человек находится в наиболее честном состоянии, ведь он просто не способен врать для своего прикрытия или оправдания.
  2. Благодаря снам лучше понимает Родиона не только читатель, но и сам герой. Раскольников, как и зритель, видит свою истинную природу без прикрас разума, поэтому он понимает, что поступал неправильно и с течением времени осознаёт все свои ошибки.
  3. Сновидения приводят Родиона к искуплению. Все 5 виде́ний в итоге служили одной общей цели — очистить Раскольникова и дать ему шансы искупить вину и стать лучше.

Общая картина личности Раскольникова прекрасно дополняется при помощи сновидений. Если бы в романе не было этих снов, Родион представал бы перед читателем таким же, как Свидригайлов — Достоевский позаботился, чтобы подобного не произошло и детально проработал все аспекты, которые так или иначе касаются характера Раскольникова. Таким образом, сны имеют огромное значение для понимания главного героя и играют очень большую роль во всём романе.

Сочинение 3

Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.

В первый раз герою привиделась сцена из раннего детства. Он увидел ненавистный кабак, пьяных и злых мужиков, избивающих беззащитную лошадь. При этом недалеко от этого страшного места виднеется церковь, навевающая на героя теплоту и спокойствие. Сон Раскольникова тяжёлый и мрачный, в нём преобладают чёрные и серые тона. Единственное светлое пятно – церковь, олицетворяющая духовное спасение героя, который придёт в конце концов к Богу, к вере. Сон отражает двойственную натуру героя, испытывающего сострадание к животному и способного при этом убить человека.

Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.

Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.

Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.

Родион Раскольников. Цитаты из романа

Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильнйо ношей. Душевные муки вынуждают его признаться в содеянном и Раскольников отбывает наказание на каторге, но любовь к нему чистой простой девушки оставляет надежду, что он будет спасен. Цитаты Раскольникова изображают его как человека думающего, рефлексирующего; раскрывают противоречия его внутреннего мира.

● Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?

● Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего

● Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят!

● Знаете как низкие потолки и тесная комната на душу и ум давят?

● Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился тот и прав.

● Город Петербург влияет мрачно и странно на душу человека.

● Бывают встретишь человека совершенно незнакомого и с первого взгляда сразу начинаешь им интересоваться, ни сказав еще ни слова.

● Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.

● Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени….а потом я понял, что это и вовсе невозможно.

● Весь замысел может испортить одна мелочь или глупость.

● Мне очень нравится, когда поют под шарманку в ледяной, унылый и мокрый осенний вечер, обязательно в сырой, когда у всех людей зеленые и утомленные лица , когда снег влажный падает, совершенно прямо, в безветренную погоду, знаете?

● Дети созданы по образу Христа, их надо любить и лелеять они будущее человечество.

● Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную…

● Почему и за что меня любят, если я этого вовсе не достоин? Если бы меня никто не любил и я никого!

● Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.

● За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!

● Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит?

● Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.

● Чего люди больше всего боятся? Нового шага или нового собственного слова?

● Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Он мучается лишь от осознания собственной слабости, от того, что его теория провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” – так рассуждает молодой человек. Две недели после убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы он находится в состоянии, близком к помешательству: теряет сознание, его бьёт озноб, бросает в дрожь, накатывает ужас от понимания того, что случилось, он боится, что его “раскусят”.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”

Предостережение и кошмары

Всего Раскольников видел 5 снов. Два из них были до совершения преступления, остальные — после, в моменты душевных терзаний и раскаяния:

Третий сон Раскольникова

Через сны героя можно проследить динамику его поведения и чувств. Даже если читать их в кратком изложении, можно проанализировать, как изменялся Раскольников, как начал сомневаться в правильности своей теории.

Значение сна Раскольникова

В пятой главе первой части романа описан сон Раскольникова о забитой кляче. В этом эпизоде герой показывает читателю свою истинную натуру. Образ лошади сохранился у Родиона в памяти, возможно, потому, что он уже видел эту сцену наяву в далёком детстве.

Этот сон герой видит накануне совершения убийства. Его скрытое значение — предостережение героя, открытие его истинных чувств. Раскольников видел, как человек хлестал лошадь по кротким глазам и испытывал к ней жалость. Он не преступник на самом деле, его сердце всё ещё открыто к состраданию. Однако он отрекается от этого и идёт на преступление.

Сон Раскольникова о забитой кляче

Сон с замученной лошадью у Раскольникова имеет особый смысл. Его анализ позволит увидеть настоящие чувства персонажа.

Первое, что бросается в глаза читателю, — звучность фамилии главного героя. Она точно передаёт весь смысл существования Родиона. Его душа была расколота, а сам он не раз стоял на пороге мучительного выбора.

По теории Раскольникова, люди делятся на две категории:

Главный посыл теории состоит в том, что благополучие большинства возможно через истребление меньшинства.

Убийство Алёны Ивановны

Раскольников не понимает, что его искренняя вера в добро и желание помогать другим идёт вразрез с возвышением себя над другими через его теорию. Совершая преступление прежде всего над собой, Раскольников не замечает насилия над своей истинной сущностью. Когда он стремится к совершению душевных и честных поступков, чем утешает мать, сестру и Соню, он поступает легко и непринуждённо.

Раздвоенность, противоречивость Раскольникова объясняется тем, что душа его постоянно находится в терзании и выборе между мотивами за и против преступления. Эта борьба преследует его непрерывно — и во сне, и наяву.

Читайте также: