Маханева м д занятия по театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Гава 1 Целевой раздел

1.1 Цели и задачи Программы

1.2 Принципы и подходы

1.3 Возрастные особенности

1.4. Планируемые результаты

1.5. Мониторинг освоения детьми программного материала

Глава 2 Содержательный раздел

2.1. Описание способов, форм, методов работы

2.2. Содержание образовательных областей

2.3.Формы и направления взаимодействия с родителями по реализации программы

Глава 3 Организационный раздел

3.1. Организация РППС для реализации программы

Театр – это волшебный мир , в котором ребенок радуется играм, а играя, познает окружающее . Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству , что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно - речевого, музыкально - игрового, танцевального, сценического).

Участвуя в процессе театрализованной деятельности , ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т . д., а так же координировать свои функции.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Глава 1. Целевой раздел

1.1 Цели и задачи программы

Целью программы является развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Достижение этой цели осуществляется посредством решения следующих задач :

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:

продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.),

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

соответствие требованиям ООП ДОУ;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, преимущественно в игровой форме, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая творчески организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с интересами и наклонностями детей;

уважительное отношение к результатам деятельности детей;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

1.2 Принципы и подходы к формированию программы

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого, к сложному) ;

Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие познавательных процессов.

1.3. Возрастные особенности

От 5 до 6 лет

Основные направления развития театрализованной игры у детей 5-6 лет состоят в постепенном переходе :

• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

От 6 до 7 лет

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей 6-7 летнего возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.

1.4. Планируемые результаты

-передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

-воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;

-понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

-принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

Ребенок имеет представление:

-о сценическом движении;

-о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

-об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

1.5 Мониторинг освоения детьми программного материала

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры .

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура .

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Глава 2 Содержательный раздел

2.1 Описание способов, форм, методов работы

дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

семьи детей, посещающих детский сад

педагогический персонал детского сада

Продолжительность реализации программы.

Программа состоит из двух курсов. Один курс состоит из 36 занятий по 20 – 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 2учебных года.

Формы организации деятельности:

Методы и формы работы

Разнообразные форм театрализованной деятельности позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

В играх-драматизациях детям-артистам предоставляю возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации, мимики, пантомимы. Предложенный сюжет не является для детей жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Как подготовку к постановке спектаклей, выступлению на сцене используются специальные этюды и упражнения . Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика . Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

Особое внимание уделяю речевым играм и упражнениям , с помощью которых мы развиваем речевое дыхание, свободу речевого аппарата, умении владеть правильной артикуляцией , чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Так же сюда включаю игры со словом , которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Разнообразие форм работы дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.

2.2. Содержание образовательных областей

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

2.3. Формы и направления взаимодействия с родителями по реализации программы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Основными формы работы с родителями:

Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)

Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

Пособие представляет из себя программу и методические указания к проведению занятий по театрализованной работы в дошкольном учреждении в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального становления малыша.
Содержание методического пособия соответствует государственным образовательным стандартам.

Смотри также

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.: ил. В книге раскрывается методика организации и проведения в детском саду игр-драматизаций, а также настольного, теневого и пальчикового театра. Книгой могут пользоваться не только воспитатели, но и родители. От автора. Театрализованные игры. Что это? Чем хороши театрализованные игры? Как развивать и.

  • 4,66 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 09.02.2017 19:15

Домашние задания для выдачи родителям

  • 517,68 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.03.2017 01:44

Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования

  • 1,01 МБ
  • добавлен 24.01.2017 18:49
  • изменен 11.02.2017 02:21

Картушина М.Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет

М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 с. — (Ранний возраст). В сборнике содержится 36 театрализованных развлечений с игровыми заданиями для детей 2—3-летнего возраста и нотное приложение к ним. Есть перспективный план по месяцам. Представленные методические разработки способствуют гармоничному развитию ребенка и его эмоциональному взаимодействию с воспитателем. Пособие адресовано.

  • 9,93 МБ
  • добавлен 09.08.2017 09:15
  • изменен 09.08.2017 14:21

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений

М.: ТЦ "Сфера", 2001. — 128 с. Книга содержит программу, методические рекомендации, тематический план работы и краткие сценарии к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Конспекты занятий для второй младшей группы, средней группы и старшей группы по месяцам, с сентября по май.

  • 4,13 МБ
  • добавлен 29.05.2012 20:01
  • изменен 31.05.2012 01:15

Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду

М.: Сфера, 2009. — 128 с. Приложение к журналу "Воспитатель ДОУ". Кроме теоретического обоснования актуальности театрализованной игры в творческом развитии дошкольника в книге даны методические рекомендации по изготовлению различных видов театральных кукол, декораций, созданию специальных световых, музыкальных и звуковых эффектов. Предлагаются авторские разработки.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “Занятия по театрализованной деятельности в детском саду” Маханева М.Д. — М„: ТЦ Сфера, 2009 г.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи У детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

— индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

— особенности его эмоционально-личностного развития;

— интересы, склонности, предпочтения и потребности;

— любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

— возрастные и полоролевые особенности.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально- личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности — специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

— единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

— совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду

Пособие представляет собой программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребенка. Учебно-методическое пособие содержит тематический план работы и краткие занятий в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагога, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

Читайте также: