Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Куликова Т.Н.

Учитель математики и информатики Куликова Т.Н.

Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в условиях ФГОС

(На уроках математики и информатики)

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас – учителей – серьезной проблемой. Причины создания такой ситуации различны – социальные, психосоматические, психологические и др.

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

  • устойчивая неуспеваемость в обучении;
  • нарушение поведения;
  • конфликты в школе;
  • искажения в личностном развитии.

Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.

Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.

Для повышения мотивации учеников необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:

  • условий развития мотива, которые можно создать в процессе обучения;
  • индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения;
  • серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе;
  • задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача;
  • возможности у ученика самостоятельного выбора заданий.

Программу формирования мотивации следует начинать с рассмотрения того, что и в какой последовательности целесообразно формировать учителю:

Предоставление свободы выбора (ориентирует учащихся на непосредственное участие в определении ближайших и перспективных учебных задач).

Совместное планирование урока (можно предложить учащимся самим составить план урока, особенно если он не связан с изучением нового материала. Здесь участвует в работе важный критерий – степень освоения учебного материала.).

Проведение самостоятельной работы, используя дифференцированный подход (особенно подход внутренней дифференциации детей).

Максимально возможное снятие внешнего контроля (оценка должно не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности).

Особое внимание в своей работе я уделяю проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: "В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен. Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу "Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений и т.д, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Вы, наверное, часто замечали, что, несмотря на декларации некоторых учеников "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой.

Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.

Можно выделить следующие условия формирования интереса:

Приемы формирования мотивации к изучению информатики

Прием

Пример применения на практике

Апелляция к жизненному опыту детей

Создание проблемной ситуации

Ролевые и деловые игры

Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Пример 1. Шифр Цезаря.Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения)

Пример 2 . При изучении программирования можно предложить стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

Начало светлое весны

Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин,

И говорю я ей: пока!

В бумагах одного чудака математика найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:

(Ответ: все числа в этом отрывке приведены в пятиричной системе счисления.

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2. На дисплей неча пенять, коли видеокарта слаба (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)

3. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

4. По ноутбуку встречают, по уму провожают (По одежке встречают, по уму провожают)

5. Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)

6. Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

7. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

8. Вирус не нагрянет – пользователь не перекрестится (Гром не грянет – мужик не перекрестится)

9. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).

Пример1 : Игра "Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

1. Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

2. Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

3. Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

4. В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами.

Пример2. Конкурс "Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например:

Присутствие в презентации к уроку у младших школьников анимированных картинок в качестве сопровождения.

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Оценить 450 0

Учебная мотивация

как показатель результативности образовательного процесса

Выполнила: Мищенко И.Н.

воспитатель

Высшей кв.категории

г. Таганрог

Учебная мотивация, как показатель результативности образовательного процесса

В течение нескольких последних лет в лицее падает результативность образовательного процесса. Об этом мы говорим на педсоветах каждую четверть, обсуждая итоги.

Не стоит думать, что это проблема только нашего лицея. Снижение качества успеваемости наблюдается во всем образовании и не только России. Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся. О путях повышения учебной мотивации мы и поговорим сегодня.

В рамках недели психологии, психологом лицея было проведено анкетирование учащихся и родителей с целью выяснения их мнения о причинах снижения качества успеваемости и возможных путях повышения учебной мотивации. Мне хотелось бы остановиться вот на чем:

- Взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, - выделяют как глобальные проблемы, касающиеся всего общества, и влияющие на уровень образования, так и более близкие нам – содержание образования, формы, методы обучения.

- Учащиеся же напервое место среди причин снижения успеваемости ставят – лень. Причины снижения успеваемости они в основном ищут в себе, в своем отношении к учебе. Хочется отметить, что ответы ребят достаточно содержательны и интересны. Они критически относятся к своим успехам и своему развитию. Обращает внимание, что на втором месте – усталость, перегрузка.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

В литературе по психологии дается не менее 50 определений мотива, мотивации.

Мотив ( лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности .

Мотива́ция (от лат. movere ) — побуждение к действию ; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека , определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.

Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методамиобучения, учитывать возрастные особенности учащихся.

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее болезненных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Не лучше обстоят дела и в высшей школе. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников и студентов ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.

Изменения сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у наших лицеистов и российских школьников в целом. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.

Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства современного общества, таковы:

отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов;

привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;

отношение к интеллектуальной собственности;

пропаганда гламурного (легкого) образа жизни;

научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.

Демотивировать учащегося может также принятый в семье стиль воспитания, если родители игнорируют потребность подростка в принятии решений, автономии или компетентности, что нередко встречается в семьях. Очень часто за подростка решают все вопросы родители, но зачастую ситуация бывает обратная – родители занимаются зарабатываем денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий, что приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам. А изменить ситуацию родителям уже не удается.

К демотивирущим факторам, связанным с содержанием образования, относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности ученика в будущем примерно через 10- 15 лет, а также требованиями работодателя. Вовсе не очевидно, что следует приблизить содержание образования к практическим нуждам, поскольку многими, фундаментальность российского образования воспринимается именно как его особая ценность. Заметим лишь то, что отсутствие понимания у ученика, чем именно приобретаемые знания и умения могут пригодиться в будущем, способно заметно демотивировать. Массовые учебники составлены так, как будто ребёнок сам должен знать, зачем ему нужны предлагаемые знания, или как будто ему вообще не обязательно это знать.

На пути к преодолению низкой мотивации учащихся школа стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Некоторые способы повышения мотивации на уроках:

Групповые формы работы;

Дифференцированный подход к учащимся с учетом их способностей;

Проблемные и исследовательские методы обучения;

Наличие в учении творческих работ;

Занимательное изложение, необычная форма преподавания материала и т.д.

Как учителям, так и родителям следует иметь в виду, что для подстраховки внутренней мотивациис самого раннего возраста детей следует настраивать на адаптивные модели восприятия успехов и неудач (успехов как неслучайных и зависящих от усердия, а неудач как временных); нужно помогать детям обрести веру в собственную эффективность и в контролируемость средств и результатов деятельности.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь); сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию.

Статья на тему "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ".Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Перв.

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор Литвинчук Н.С.
Дата 18.04.2015
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.

познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;

Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

Вместе с тем школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания. Учителю важно помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы. Предпочтение отдается тому, чтобы научить ученика постановке перспективных целей.

Перейдем к рассмотрению эмоционального компонента мотивации, главной характеристикой которого являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии "методы стимулирования и мотивации" находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

 наглядные и практические методы

 репродуктивные и поисковые методы

 методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию - использование языковых средств в целях общения. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

 В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

 Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе.
▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов - один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.

 Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам.

 Ещё один вариант контрольных работ - зашифрованные диктанты.

Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др.

Каждый преподаватель знает, что, вряд ли можно серьезно говорить о произведении с учеником, если оно не прочитано. Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки.
Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы: письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-"путешествия", "урок-игра, "урок-викторина", "урок-конкурс на лучшего читателя".

 Оценка - не отметка

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

 Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта

и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

 При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.

Таким образом, учителю, который хочет, чтобы его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса.

Презентация на тему: " Учебная мотивация, как показатель результативности образовательного процесса." — Транскрипт:

1 Учебная мотивация, как показатель результативности образовательного процесса

2 Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к учебному процессу, позволяющее повысить личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный ученик не будет способствовать развитию своих знаний.

3 Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать ребенка. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.

4 Мотив (лат. moveo двигаю) это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.лат.смыслом деятельности Мотива́ция (от лат. movere) побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.лат.действию психофизиологического человека активность

5 Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

6 Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.

7 Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей

8 Задача школы в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся.

9 Изменения сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у наших школьников и российских школьников в целом.

10 Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.

11 Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета

12 Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему.

Читайте также: