Проектная деятельность по зож в начальной школе

Обновлено: 25.06.2024

После проведения анкетирования, я поняла, что надо работать не только с детьми по формированию навыков правильного питания, но и в большей степени с родителями. В ходе работы над проектом были проведены конкурс рисунков “Мой завтрак”, написаны сочинения “Полезный завтрак – какой он?”, “В чем польза завтрака?” В классе была выпущена стенгазета “О пользе завтрака”, буклеты для родителей. (Приложение 4)

Отмечу положительные моменты работы над проектом.

1. Воспитание активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся.

2. Изменения в отношении к завтраку, его необходимости.

3. Выработка умения работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми. Расширение кругозора учащихся.

4. Поддержка проектной деятельности администрацией школы, родителями, их положительные отзывы о проекте Приложение 3.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность, как средство формирования ЗОЖ младших школьников во внеурочное время

Выполнила : Абушахманова Инна Ивановна

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ…………………………………………………………11

2.1 Особенности проектной деятельности в условиях группы продлённого дня. ……………………………………………………………. 11

2.2 Этапы создания проекта …………………………………………..12

2.3 Проекты по формированию здорового образа жизни младших школьников в группе продленного дня. ………………………………..…..13

В XXI веке проблема сохранения здоровья становится первостепенной. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. Данная ситуация обусловлена ухудшением социальной и экономической обстановки, наследственностью, обострением проблем рационального питания, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером [6;7].

Состояние здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одна из причин этого - образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.

Другой причиной является то, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни.

Проблеме формирования здорового образа жизни уделяли внимание многие ведущие философы, социологи, психологи и педагоги [1].

В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.

Цель проекта – выявление эффективности метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект проекта – формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочное время.

Предмет проекта – проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочное время.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

- Разработать и реализовать проекты по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельность.

Предполагаемый результат проекта - предполагается, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании метода проектов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав специальную литературу, можно выяснить, что однозначного определения понятия здоровья нет. Существует около ста определений здоровья. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие [3,4]. В современном научном понимании здоровье школьников включает следующий комплекс признаков:

1. Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, костно - мышечной и др.) оценивается по возрастным нормам.

2. Уровень и гармоничность физического развития (рост, масса тела, окружность груди, жизненная ёмкость лёгких, сила кисти) оценивается по стандартам физического развития;

3. Быстрое приспособление (адаптация) организма к новым условиям (занятиям в школе, отдыху в туристическом походе и т.д.) характеризуется отсутствием напряжения, замкнутости, подавленности в поведении детей;

4. Высокая умственная и физическая работоспособность – ребёнок без напряжения занимается в школе, восстанавливает работоспособность после перемены, ночного сна, т.е. соответствует количественным и качественным стандартам;

5. Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (5-7 дней) с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника. З доровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры [7].

Формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни является одним из путей решения проблемы ухудшения здоровья. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности.

Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни можно применить метод проекта, авторами которого являются Д. Дьюи, У. Килпатрик, С. Т. Шацкий.

1) разработанный план строительства любого механизма;

2) предварительный текст документа;

Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Формирование проектной деятельности необходимо учащимся для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность используется не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования [5,7].

- технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем;

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и учащегося;

- способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;

- система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся;

- совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решение определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются: высокая активность воспитанников; интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников; повышение личностной ценности реализованных проектов; увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.

Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем. Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний [6,7]

Но так же, метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида:

- индивидуально-ориентированная система организации работы – каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать учащегося, оказать помощь в поиске информации;

- затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;

- необходимость продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.

Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что

проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна учащимся, соответствовать интересам и возможностям каждого.

Перечислим признаки проектов:

1) самостоятельность – проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;

2) свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе проектной деятельности учащийся самостоятельно познает новое;

- разнообразие видов самостоятельной деятельности;

- практическое значение проектного продукта.

При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие

критерии: доступность; социальная направленность; воспитательная направленность; научность; соответствие возрастным особенностям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий.

В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.

Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Кафедра педагогики, психологии и предметных методик

Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни младших школьников

Студент(ка) (№ группы) (ФИО)

ФИО научного руководителя)

Работа допущена к защите

Зав. кафедрой ППиПМ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.3 Организация проектной деятельности по формированию

представлений о здоровом образе жизни со старшими дошкольниками

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности

метода проектов в формировании здорового образа жизни у

2.1 Диагностика сформированности знаний у младших

школьников о здоровом образе жизни

2.2 Проекты, направленные на формирование ЗОЖ

2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы

Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто

(древнегреческий философ Сократ)

Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [2], Брехман И.И. [3], Л.Г. Татарникова [16, 17] и др.) свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. Данная ситуация обусловлена ухудшением социальной и экономической обстановки, наследственностью, обострением проблем рационального питания, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером.

Состояние здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одна из причин этого - образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.

Другой причиной является то, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни.

Проблеме формирования здорового образа жизни уделяли внимание многие ведущие философы, социологи, психологи и педагоги, среди которых отметим Н.М.Амосова, И.И.Брехмена, Г.К.Зайцева, Л.Г.Татарникова, Л.А.Обухова, Н.В.Колбанова.

Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек, и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [9], гигиену обучения и воспитания школьников [14], школьную валеологическую работу [6;7; 12].

На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий.

В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.

Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.

Цель исследования: выявить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: метод проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании метода проектов.

Задачи исследования:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

. Выявить представления учащихся о здоровом образе жизни, с помощью проектной деятельности.

. Выявить и экспериментально проверить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.


1. Пропаганда здорового образа жизни; агитация спортивного характера; воспитание осознанного понимания экологической культуры человека.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с деятельностью детских центров дополнительного образования с целью повышения мотивации к занятиям спортом и ведению активного образа жизни.

2. Способствовать повышению информированности учащихся о здоровом образе жизни.

3. Содействовать формированию личной ответственности за собственное здоровье.

Планируемые результаты:

1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать.

2. Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.

3. Снижение уровня заболеваемости в классе, сохранение и укрепление здоровья детей.

Детальный план реализации проекта.

1. Реализация проекта начинается с мониторинга физического здоровья учащихся. Необходимо изучить медицинские карты, поговорить с врачом школы о группах здоровья, с учителем физического воспитания о показателях физической подготовки учащихся.

Проект для начальных классов Мы за здоровый образ жизни

2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения их желания участвовать в проекте, и что они хотели бы узнать по теме проекта.

3. Родительское собрание с целью привлечения родителей к реализации проекта.

8. Разработка комплекса общеукрепляющих физических упражнений. Создание презентации.

Читайте также: