Что такое контроль кратко

Обновлено: 05.07.2024

контр о ль, контроля, муж. (франц. controle).

1. Наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки. Это не поддается контролю. Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве.

2. Учреждение, контролирующее чью-нибудь деятельность. Государственный контроль. Служить в контроле.

3. собир. Лица, занимающиеся контролем, контролеры. Поставить контроль у входа в театр. Идет контроль, приготовьте билеты.

Современный экономический словарь. 1999

(от франц. controle - проверка)

1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями;

2) контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках;

3) те, кто занимается проверкой, контролеры.

Этимологический Словарь Русского Языка

Французское – controle (ведомость, реестр).

В русском языке слово начало использоваться в первой трети XVIII в. Производные от него вошли в употребление в течение этого века.

Производные: контрольный, контролировать, контролер, контролирующий, бесконтрольный, контролирование.

Педагогический терминологический словарь

наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

См. также Методы контроля

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

наблюдение или проверка действий (деятельности) каких-либо лиц или учреждений; контроль может иметь своею целью проверку:

а) достоверности (напр. проверка отчетности со стороны правильности произведенных записей и проч.);

б) закономерности (соответствия закону, уставу, правилам внутреннего распорядка и т. д.);

в) целесообразности действий данного лица или учреждения.

При наличии лишь первых двух целей имеет место главным образом документальный контроль; в последнем случае — контроль фактический.

По времени совершения контрольных действий различают: контроль предварительный и последующий.

Контроль отличается, с одной стороны, — от инспекции, которая производит проверку деятельности с точки зрения лишь общей и технической правильности и целесообразности ее, без обязательной проверки каждого отдельного действия, и, с другой стороны, — от ревизии, которая носит непостоянный характер, производится время от времени, в зависимости от различных обстоятельств, в то время как контроль носит характер более постоянной проверки всех действий подотчетных лиц или учреждений.

Словарь экономических терминов

(от франц. controle - проверка)

1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями;

2) контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках;

3) те, кто занимается проверкой, контролеры.

Краткий словарь по вычислительной технике, информатике и метрологии

частичная или полная проверка, осуществляемая с тем, чтобы удостовериться в отсутствии определенных классов ошибок или в правильном характере выполнения процесса.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Проверка деятельности кого-, чего-н., а также наблюдение за кем-, чем-н. с целью проверки.

* Строжайший контроль. *

2. собир. Лица, контролирующие чью-н. деятельность.

* Контроль у входа. *

|| прил. контрольный, -ая, -ое.

* Контрольная работа. *

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: инспекция, проверка, наблюдение, надзор, контролирование, обследование, ревизия (оф.), осмотр, инспектирование, сличение

Словарь Ожегова

КОНТРОЛЬ, я, м.

1. чего, за кем-чем, над кем-чем. Проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. К. за работой. К. над вооружениями.

2. собир. Лица, занимающиеся этим делом, контролёры. Поставить к. у входа.

| прил. контрольный, ая, ое. Контрольные цифры (числовое выражение какихн. заданий, планов). Школьная контрольная работа. Контрольная (сущ.) по математике. К. пункт.


2. Учреждение, проверяющее чью-л. деятельность. Государственный контроль.[Лядовский] служил в контроле какой-то железной дороги. Чехов, Хорошие люди.

3. собир. Контролеры. Выставить контроль.Пошел контроль. Публика --- доставала кошельки, кисеты и, порывшись, вытаскивала билеты. Серафимович, Заяц.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

КОНТРО'ЛЬ, я, м. [фр. contrôle]. 1. Наблюдение, надсмотр над чем-н. с целью проверки. Это не поддается контролю. Рабочий к. на предприятиях. К. в счетоводстве. 2. Учреждение, контролирующее чью-н. деятельность. Государственный к. Служить в контроле. 3. собир. Лица, занимающиеся контролем, контролеры. Поставить к. у входа в театр. Идет к., приготовьте билеты.

контро́ль

1. наблюдение с целью проверки или надзора

2. выявление отклонений фактических параметров деятельности объекта от нормативных как одна из ведущих функций управления

3. учреждение, организация, осуществляющие такую функцию управления

4. обладание властью над ситуацией или влиянием на ситуацию

5. место при входе в театре, кинотеатре и т. п., где контролёры проверяют билеты, пропуска

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: одинокость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах , от лат. contra - против и rotulus - свиток ) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Содержание

Контроль в системном анализе

Цели контроля

Под контролем понимается система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, реализуемая со следующими целями:

  1. Оценка обоснованности и эффективности принятых управленческих решений.
  2. Оценка результатов реализации этих решений.
  3. Выявление отклонений в функционировании объекта:
    • от принятых решений,
    • от установленных правил и норм.
  4. Разработка мер по преодолению выявленных отклонений.
  5. Разработка мер по корректировке управленческих процессов с целью профилактики деструктивных отклонений.
  6. Устранение препятствий для оптимального функционирования объекта.

Таким образом, контроль является процессом, обеспечивающим достижение системой поставленных целей путём сравнения фактического состояния системы с желаемым.

Элементы контроля

Контроль (как и любая стадия управления) характеризуется следующими элементами:

    контроля — тот, кто осуществляет контроль,
  1. субъект принятия решений по результатам контроля,
  2. объект контроля — то, что подлежит контролю,
  3. предмет контроля — набор вопросов и критериев, согласно которым организуется контроль, контроля, контроля, контроля, контроля, контроля,
  4. процесс контроля.

Важные аспекты контроля

Для понимания сущности контроля необходимо выделить ряд аспектов:

  • Контроль — один из процессов, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Для того, чтобы контрольные процессы могли реализоваться, необходимо, чтобы в системе были организованы также следующие управленческие процессы (элементы управления) [1] :
    • установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
    • корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

    Контроль в управленческой деятельности организаций

    Виды контроля

    Контроль необходим везде, где существует система, предназначенная для выполнения определённых задач и достижения определённых целей. Управленческий контроль (то есть контроль в деятельности организаций) может осуществляться по множеству различных направлений:

      ,
    • энергетический контроль,
    • экологический контроль
    • санитарный контроль, и т. д.

    Необходимость контроля

    Обоснование необходимости контроля в управленческой деятельности:

    Функции контроля

    1. Выявление отклонений от требований нормативных актов различных уровней.
    2. Анализ причин отклонений (в том числе, кадровых).
    3. Коррекция, то есть разработка предложений по устранению выявленных нарушений. , то есть разработка мер по недопущению таких нарушений в дальнейшем.
    4. Правоохрана, то есть привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения.

    Принципы контроля

    См. также

    Контроль в обществе

    • Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.
      • Контроль сознания — применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление или поведение человека помимо его воли.
      • Конституционный контроль — вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституциигосударства.
      • Валютный контроль — надзор государственных органов за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций.
      • Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
      • Иммиграционный контроль — комплекс мер по регулированию миграциииностранных граждан и лиц без гражданства.
      • Санитарно-эпидемиологический контроль — деятельность уполномоченных органов по обнаружению нарушений санитарных требований, направленная на предупреждения заболеваний людей, животных и растений.
      • Государственный финансовый контроль — система действий государственных контрольных органов, обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами.
      • Внутренний контроль — процесс, осуществляемый органом управления организации.
      • Рабочий контроль — контроль, осуществляемый рабочими над производством и распределением продуктов и связанными с ними процессами.
      • Комплаенс-контроль — внутренний контроль за соответствием деятельности кредитной организации на финансовых рынках законодательству.
      • Допинг-контроль — проверка, направленная на выявление применения спортсменомдопинга.

      Контроль в технике

        Технический контроль — контроль соответствия производимой продукции установленным требованиям.
          Неразрушающий контроль — наблюдение свойств и параметров изделий, при котором не должна быть нарушена их целостность и пригодность к дальнейшей эксплуатации.
            — наблюдение свойств и параметров изделий при помощи ультразвука.

          Литература

          Ссылки

          Примечания

          • Системы управления
          • Системный анализ
          • Менеджмент
          • Управление проектами
          • Финансовый контроль
          • Бухгалтерский учёт
          • Аудит

          Wikimedia Foundation . 2010 .

          Полезное

          Смотреть что такое "Контроль" в других словарях:

          КОНТРОЛЬ — (фр. controle, происх. от controle, от role свиток, список). Поверка чьих либо действий, ведения книг и употребления сумм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНТРОЛЬ поверка и ревизия счетов или… … Словарь иностранных слов русского языка

          контроль — я, м. contrôle m., > нем. Kontrolle. 1. Проверка деятельности кого , чего л.; наблюдение за кем ,чем л. с целью такой проверки. Сл. 18. Обязанностию квартианной команды было, за живущими в своих домах казаками .. блюсти строго, чтобы сии… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

          КОНТРОЛЬ — КОНТРОЛЬ, контроля, муж. (франц. controle). 1. Наблюдение, надсмотр над чем нибудь с целью проверки. Это не поддается контролю. Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве. 2. Учреждение, контролирующее чью нибудь деятельность.… … Толковый словарь Ушакова

          контроль — инспекция, проверка, наблюдение, надзор, контролирование, обследование, ревизия, осмотр, инспектирование, сличение; управление, отбор, испытание, осматривание, поверка, ревизовка Словарь русских синонимов. контроль см. проверка Словарь синонимов… … Словарь синонимов

          контроль — Деятельность, включающая, проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли… … Справочник технического переводчика

          Контроль — – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

          Контроль — (иноск.) повѣрка (вообще), наблюденіе за дѣйствіями (собств. учетъ): провѣрка счетовъ. Ср. При уничтоженіи фиктивнаго контроля (надъ экспортерами), покупатель и экспортеръ стали бы въ личныя отношенія другъ къ другу, и честные экспортеры… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

          КОНТРОЛЬ — (от франц. controle проверка) 1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию,… … Экономический словарь

          Контроль — наблюдение над управляемым или подчиненным объектом, проверка соответствия технологии и соответствия законодательству. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

          Контроль — полномочия … Словарь терминов антикризисного управления


          Контроль (организационный/управленческий контроль) – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей; постоянное сравнение, что есть, с тем, что должно быть.

          В роли субъекта контроля (или его инициатора) выступает контролирующее звено. В зависимости от ситуации в качестве такого звена могут выступать: учредители (собственники) организации; акционеры; топ-менеджеры; линейные руководители различного уровня; специализированное подразделение организации или специально выделенный работник, государственные органы, общественные организации (например, профсоюзы), а также межгосударственные органы и международные организации [10, 34].

          Объект контроля – это сама организация, внутри которой контролю подвергаются происходящие в ней процессы или отдельные элементы системы (подразделения организации, её филиалы, отдельные работники) [10, 34].

          Предметом контроля могут стать технические характеристики, количество и качество продукции, служебные документы, настроение и поведение людей, степень удовлетворённости работой, информационные и финансовые потоки и т.д. [34].

          В системе управления контроль выполняет функции, представленные в табл. 5.1.

          Широкий спектр функций контроля в управлении организацией обуславливает разнообразие его видов, основная часть которых классифицирована в табл. 5.2.

          Таблица 5.1

          Основные функции контроля в системе управления организацией

          Содержание функции контроля

          установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений

          сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта

          изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов

          создаёт основу для предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров

          обеспечивает установление и поддержание обратной связи

          указывает, на что нужно обращать особое внимание

          по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание

          на основе полученных результатов, состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них

          способствует сохранности ресурсов

          Составлено по: [11].

          Таблица 5.2

          Основные виды контроля в системе управления организацией

          Содержание видов контроля

          В зависимости от соотнесения времени с исполняемым управленческим решением

          осуществляется до фактического начала работ и используется применительно к трем видам ресурсов: человеческим, материальным и финансовым. В области человеческих ресурсов этот контроль проводится при приеме людей на работу и при перемещении работающих на новые должности.

          Контроль осуществляется посредством анализа профессиональных знаний и практических навыков, а также деловых и личностных качеств работников на предмет их соответствия предъявляемым требованиям. Для того чтобы обеспечить производство качественными материальными ресурсами (материалами, полуфабрикатами, оборудованием и др.), на промышленных предприятиях проводится их обязательный предварительный контроль. Он состоит в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и проведении физических проверок соответствия поступающих ресурсов этим стандартам. Контролируется также уровень запасов материальных ресурсов, чтобы не допустить остановки производства из-за их отсутствия. Основным средством такого контроля финансовых ресурсов является составление и использование бюджета – документа, устанавливающего баланс и распределение доходов и расходов

          осуществляется непосредственно в процессе проведения работ. Контролирующей инстанцией является руководитель, а объектами контроля – его подчиненные. Контроль заключается в регулярной проверке работы подчиненных с выявлением отклонений от намеченных планов и инструкций, обсуждении возникающих проблем и путей их преодоления. В системе текущего контроля активно функционируют как прямая информационная связь (данные, поступающие от объектов контроля к руководителю), так и обратная связь (данные, поступающие от руководителя к объектам контроля)

          проводится после того, как работа выполнена; либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении заранее установленного периода времени фактические результаты сравниваются с требуемыми. Заключительный контроль выполняет две основные функции: дает руководителю информацию, необходимую для правильного планирования аналогичных работ в будущем (чтобы избежать ошибок, допускавшихся ранее); позволяет получить данные для обеспечения надлежащей мотивации к труду (фактические результаты труда в сравнении с требуемыми)

          По объёму вопросов, охватываемых контролем,
          и его масштабу в управлении организацией

          охватывает все основные направления, линии, участки деятельности (объём контроля) одного (организации, подразделения работника) или одновременно нескольких (масштаб контроля) объектов

          по субъекту контроля, он затрагивает лишь одно направление, какую-либо линию или сторону организации (подразделения, работника); специальный контроль также могут осуществлять соответствующие подразделения аппарата управления (кадровое, финансовое и т. д.)

          нацелен на собственную деятельность субъекта управления; является непременным условием эффективной деятельности работника

          В зависимости от того, входят ли субъекты контроля
          в состав контролируемой системы или нет

          осуществляют представители вышестоящей организации – материнской компании, управляющей структуры холдинга и т.д., а также государственных контролирующих органов, общественных организаций, международных структур

          осуществляют должностные лица, которым контрольные полномочия определены по должности или делегированы соответствующими субъектами управления (руководители предприятий и филиалов, руководители и работники подразделений, для которых контроль – служебная обязанность)

          По направленности контроля

          направлен на решение соответствующих задач организации и непосредственно связан со стратегическим планированием и управлением, предполагает оценку и регулирование деятельности организации с позиции выполнения долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой.

          Тактический (или административный)

          призван обеспечивать систематическое слежение за выполнением текущих задач, программ, планов.

          осуществляется с периодичностью, характерной для оперативного планирования, в большинстве случаев ежедневно. Его задача – непрерывное обеспечение выполнения плановых заданий.

          По виду деятельности

          выступает в форме бюджетного контроля, анализа рентабельности, анализа относительных показателей деятельности, анализа использования инвестиций и т. д.

          включает в себя контроль последовательности выполнения операций, контроль загрузки мощностей (распределения работ), контроль выполнения производственных графиков и т.д.

          базируется на анализе возможностей сбыта, доли рынка, соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и т. д.

          По предмету: контроль технологии, организации процессов, условий труда, информации, документационных потоков и т.д.

          По стадии жизненного цикла объекта: контроль при подготовке объекта к функционированию, вводе его в эксплуатацию, свёртывании деятельности объекта и т. д.

          С учётом стадии производственного процесса: входной контроль, операционный, готовой продукции, транспортирования продукции или её хранения и т. д.

          Контроль – это важный элемент процесса управления. Невозможно рассматривать в отрыве от контроля ни создание организационных структур, ни планирование, ни мотивацию. Все они – неотъемлемые части общей системы организационного контроля. Можно выделить три основных типа контроля: предварительный, текущий и заключительный. В зависимости от формы осуществления все данные типы будут иметь одну и ту же цель: поспособствовать тому, чтобы все полученные результаты были максимально приближены к тем, которые требуются. Их различие лишь во времени осуществления (рис.1).

          Виды контроля в менеджменте

          Рисунок 1 - Время применения основных типов контроля

          Предварительный контроль

          Самые важные типы организационного контроля могут происходить в рамках других управленческих функций.

          К примеру, функции организации и планирования обычно не связаны с контролем, однако они позволяют осуществить предварительный контроль, под которым понимают вид контроля, который осуществляется до фактического начала работы.

          Среди основных механизмов предварительного контроля выделяют реализацию (не создание) определенных правил, политик и процедур. Ввиду того, что они вырабатываются для того, чтобы обеспечить выполнение планов, то в случае их строгого соблюдения можно обеспечить выполнение работы в заданном направлении. В организации предварительный контроль принято использовать в трех ключевых областях – в управлении материальными, человеческими и финансовыми ресурсами.

          Если говорить о человеческих ресурсах, то предварительный контроль в данной области осуществляется путем серьезного анализа профессиональных и деловых навыков и знаний, которые необходимы для того, чтобы выполнять те или иные должностные обязанности, а также с помощью отбора самого квалифицированного и подготовленного персонала. Если необходимо убедиться, что все нанятые работники будут в состоянии выполнять обязанности, которые им поручают, то необходимо указать минимальный стаж работы в данной сфере или допустимый уровень образования и проверить все рекомендации и документы, которые предоставляет нанимаемый. Для того, чтобы повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации работников, обладающих должными компетенциями, можно установить справедливые размеры компенсаций и выплат, а также провести психологические тесты и собеседование с работником в рамках найма.
          В большинстве организаций предварительный контроль в области человеческих ресурсов будет продолжаться даже после найма сотрудника с помощью проведения тренингов, благодаря которым и рядовые работники, и менеджеры, получают возможность обучиться новым навыкам, прежде чем приступить к фактическому исполнению своих обязанностей. Такой процесс позволяет увеличить вероятность того, что нанятые сотрудники будут эффективно трудиться.

          Ввиду того, что высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно изготовить, на производственных организациях существует обязательный предварительный контроль материальных ресурсов, которые используются. Он осуществляется с помощью разработки стандартов минимально допустимого уровня качества, а также путем проведения проверок на то, насколько поступающие материалы соответствуют этим требованиям. Среди методов предварительного контроля материальных ресурсов выделяют также и обеспечение в организации их запасов на уровне, который будет достаточным для того, чтобы избежать возможного дефицита.

          Одним из самых важных средств предварительного контроля в сфере ресурсов финансов является бюджет, позволяющий осуществить еще и функцию планирования. Бюджет – это механизм предварительного контроля, т.к. он дает возможность спланировать обеспечение организации наличными средствами в нужном объеме в конкретное время. Бюджет также устанавливает предельные значения затрат и не позволяет какому-либо из отделов или организации в целом исчерпать все свои наличные средства до конца.

          Текущий контроль

          Он осуществляется непосредственно в процессе проведения работы. Зачастую его объектом становятся сотрудники, а сам текущий контроль – это прерогатива их непосредственного начальства. Для того, чтобы исключить отклонения от инструкций и намеченных планов необходима регулярная проверка работы сотрудников и постоянное обсуждение всех возникающих предложений и проблем касательно усовершенствования работы. Если же эти отклонения получат развитие, то они могут вырасти в существенные трудности для организации.

          Данный вид контроля не проводят во время выполнения самих работ, как может казаться из его названия. Он скорее основывается на измерении фактических результатов, которые были получены после проведения работы, которая была направлена на достижение поставленных целей.

          Заключительный контроль

          Заключительный вид контроля проводится после того, как вся работа уже выполнена. По мнению У. Ньюмана, профессора менеджмента, этот вид контроля обладает двумя важными функциями. Первая из них состоит в том, что заключительный контроль позволяет руководству получить информацию об организации, которая понадобится для того, чтобы спланировать аналогичные работы в будущем. После сравнения фактически полученных и требуемых результатов, начальство может лучше оценить, насколько соответствуют реальному положению составленные им планы. Благодаря данной процедуре также можно узнать о возникших проблемах и сформулировать новые планы таким образом, чтобы была возможность избежать всех этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля в том, чтобы замотивировать персонал организации. Если руководство связывает достижение определенного уровня результативности с мотивационными вознаграждениями, то понятно, что фактически достигнутую результативность нужно стараться измерить максимально объективно и точно.

          Процесс контроля

          Процесс контроля включает в себя три основных этапа, на которых реализуется комплекс разных мер: определение стандартов; сравнение со стандартами реальных результатов; выбор подходящих действий. Полная модель процесса контроля представлена на рисунке 2.

          Процесс контроля

          Рисунок 2 - Модель процесса контроля

          Этап 1. Определение стандартов.

          Этот этап связан с функцией планирования. В соответствии с ее результатами на базе стратегий и целей организации будет формироваться перечень стандартов.

          Под стандартами понимают конкретные цели, которые имеют определенный критерий (к примеру, получить в 2018 году прибыль в размере 40 млн. руб.), временной период и показатели результативности, четко определяющими, какой результат необходимо получить для того, чтобы достичь поставленных целей, и позволяющими управлению организации сравнить ту работу, которая выполнена реально, с запланированной работой.

          Так, важная задача в системе контроля – это установление показателей результативности. Могут возникнуть проблемы в их установлении в отношении ряда целей, которые сложно отобразить количественно, к примеру: научно-исследовательская деятельность организации, этика и социальная ответственность, организационные цели. В случае если нельзя использовать прямые количественные оценки, то можно применить косвенные показатели. К примеру, для того, чтобы оценить уровень удовлетворенности работой, можно использовать критерий текучести кадров. Однако, при этом важно иметь в виду, что на косвенные показатели также способны оказать влияние различные переменные, которые не связаны с оцениваемой областью. В частности, низкие показатели по текучести кадров могут быть взаимосвязаны со страхом сотрудников искать другую работу в данное время, а не с высокой удовлетворенностью их потребностей.

          В то же время, отсутствие возможность отобразить показатель результативности в количественной форме не является оправданием для отсутствия стандартов контроля в какой-либо сфере.

          Этап 2. Сравнение реальных результатов и стандартов.

          На данном этапе менеджер определяет, насколько полученные результаты соответствуют заявленным и принимает решение – допустимы ли отклонения от стандарта или же они являются относительно безопасными. Для этого на данном этапе устанавливают масштаб отклонений, а также измеряют полученные результаты, передают информацию и оценивают ее.

          Масштаб отклонений наглядно демонстрирует, насколько реальные результаты будут отклоняться от запланированных. Для того, чтобы повысить экономическую эффективность системы контроля, используют управление по отклонениям или принцип исключений. В соответствии с ним система контроля приводится в действие лишь при возникновении сильных отклонений от стандарта. Измерение результатов, которое позволяет оценить их соответствие стандартам – это самая проблемная и дорогостоящая часть контроля. Благодаря новым компьютерным программам контрольные измерения стали более оперативными, точными и дешевыми. Систему контроля можно сделать эффективной лишь в той ситуации, когда персонал обладает точными и своевременными сведениями о стандартах и о результатах своей деятельности, которые позволяют принимать решения и предпринимать все требуемые действия. На последней фазе данного этапа важно оценить полученную информацию о фактических результатах. В то же время, в большинстве случаев менеджеры оценивают важность информации и соответствие фактических и запланированных результатов на основании ранее установленного масштаба отклонений. Однако зачастую это приходится делать субъективно, исходя лишь из своего опыта. При этом важно учитывать риск и другие факторы, которые могут повлиять на решение о необходимости принятия определенных действий.

          Этап 3. Выбор подходящих действий

          На этом этапе выбирают один из трех вариантов – не предпринимать ничего, устранить отклонение, пересмотреть стандарты.

          Поведенческие аспекты контроля

          Во время разработки процедуры контроля менеджер должен учитывать поведение людей, являющихся важным элементом контроля. Следовательно, необходимо принимать во внимание следующее:

          Читайте также: