Учебная мотивация как основной компонент учебной деятельности в начальной школе тема самообразования

Обновлено: 02.07.2024

Одной из задач, которая должна решаться в школе, являе тся создание

условий для форм ирования п оложительной у чебной мотив ации и дальнейшее

Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чт обы

повысить качеств о обу чения и воспита ния. Акту альность обу словлена

следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает

поведение, направляет и организу ет его, придаёт ему личностный см ысл и

значимость. А ктуальность заключается ещё и в то м, что орган изация

учебной деятельности, сопровождаясь развитием познават ельного интереса,

помогает формир ованию таких качеств личности, как пытливость,

активность, творчес тво, что обеспечивает развитие личности. Она создаёт

широкие возмож ности для са мореал изации учащихся с различным уровнем

двигать. Мотиваци я – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный

школьник эне ргичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых

трудностей достигает успехов, он настойчив и сос редоточен н а выполнени и

задачи, достигает интеллекту альных, с портивных и творческих у спехов.

Учебная мотиваци я — это процесс, который запускает, направляет и

поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятель ности.

Это сло жная, комплекс ная система, образуемая мо тивами, целями,

реакциями на неудачу , настойчивостью и у становками у ченика.

Проблема низкой м отивации к у чению у под авляющего большинства

Все п едагог и стрем ятся к тому, чтобы их учен ики хорошо учились, с

интересом и желани ем занимались на уроках и дома. В этом заин тересова ны

и родители у чащихся. Но, по дчас, и учителям, и родителям в отн ошении

этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы

потребност и в знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной

мотивации — это п роцесс длитель ный, кропотливый и целенаправле нный.

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание

изучать то, что кажется хо рошо знак омым и ли нао борот бесполезным в

Ус тойчивый интерес к у чебной деятельности у младш их школьников

формируется через пр оведение уроков - путешествий, уроков - игр, урок ов -

викторин, у роков - исслед ований, уроков - встреч, сюжетны х у роков, у роков

защиты творческих заданий, через привлечен ие сказочных пе рсонажей,

игровую деятельность, внеклассну ю работу и использование различны х

приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока

разнообразны х форм и приёмов форм ирования мот ивации у крепляет желани е

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблем а

учеников. Неу спевающие в учебе дети, не всегда похожи дру г на друга.

• Кто - то постоянно сидит, н аклонивш ись за партой, надеясь, что его не

• Кто - то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет

• Кому - то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает

приступы тошн оты, кто - то теряет с ознание от ст раха.

• Кто - то опаздывает на уроки, кто - то не п риходит на занятия вообще,

прогуливаю т у роки, наход ит себ е друзей вн е школ ы и нередко

• В наш е вр емя гормональные изменения у учащихся происходят у же

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все

эти ученики страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в

школе, которая в свою очередь, является результатом низкой учебно й

Любые действия че ловек начинает и продолжает благодаря мотивац ии.

Когда у подростк а она сильная, гов орят, что он настойч ив и добивается своих

целей. У учеников, которым не х ватает мотивации - нет целей, которые бы

заставляли их хорошо учиться, поэтому они не испол ьзуют весь свой

Но у же в начальн ой школе учебная мотива ция являет ся достато чно

большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не

выполняют домашние зада ния. Для того, что бы ре бенок учился, у него

Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная

педагогическая работа, и особое вни мание до лжно быть уделено

формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник,

переживанию не посре дственной эмоц иональной привлекател ьности школы.

Необходим о р азви вать у реб енка умение учиться, познавательные

интересы и стрем ление овладеть школьными навыками не хуже, чем

Важнейшая задача в нашей работе – это создание условий для

успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так,

чтобы в осн ове была акт ивная деятельность учащихся, совместная

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может

длительное время ра ботать на отрица тельной мотивации, на страхе перед

низкой оценкой. Формирован ие мотивации – это, прежде всего, создание

условий для появле ния вну тренних побу ждений к у чению.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы

получить образование, окончить и нститу т, стать успешным, образованным,

уважаемым челове ком и др. Н о эти причин ы не очевидн ы для детей.

Мы часто сталкиваемся с исполь зованием родителями таких

• материальное поощрение и использова ние прести жных ценносте й,

• жесткие наказания, принижающая кр итика и игнори рование

• н еоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка яр ко выражен о

отрицательное о тношение к школе и нежелание учиться, тогда он акт ивно

Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно,

ориентиру ясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих

К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат

элементы игры, развлечения: рисование, фи зкульту ра, техно логия. В этом

возрасте у большинства детей пре обладает стре мление доставить

удовольствие взрослому , значимому человеку, порадовать его своими

успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить , что смысл слова

"учиться" в понима нии первоклассника может, помимо при обретения знани й,

включать желан ие общаться и иг рать с одн оклассниками.

Работая в школе более 2 0 лет, я не з абываю о т ом, что школьники

младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать

тайны. О ни ст ремятся к приключения м. Однотипная и длительная работа

быстро их утомл яет. Если необходи мо проделать б ольшое количество

однообразных упражнени й, я включ аю их в игровую оболочку, в которой эти

Поэтому, я организ ую процесс обучения с учетом потребностей,

физиологическ их и возрастн ых особен ностей дет ей:

• согласование те мпа у рока со скоростью ра боты все х детей

• (возможность у спешной раб оты медленне е реагиру ющих детей).

Скажи мне - и я з абуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я

пойму. - Эта китайская пословица должна стать девиз ом для у чителя на

Какие же условия способствуют развит ию познавательного инте реса

1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в п роцесс

самостоятельно го поиска и “ открытия” новых з наний.

4. Понимание ребенком нужности, важности, целесообраз ности и зучени я

5. Чем больше новый материал связан с у своенными ранее зн аниями, тем

6. Обучение должно быть тр удным, но посильным – р азноу ровневые

7. Чем чаще прове ряется и оценивается работа школьника, тем

9. Чем младше ре бёнок, тем больше м атер иал должен п одавать ся в

10. В обучении д олжны соз даваться возм ожности для тв орчеств а.

11. Создание на у роке ситу ации успех а для у чащихся.

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с

повышенной мотивацией, к ко торой в последнее время обращено о собое

внимание у нас в стр ане, в условиях модерн изации современной российской

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт. Смирных

Тема по самообразованию:

Подготовила:

учитель начальных классов

Житникова И. М.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

а свеча, которую нужно запалить

Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Актуальность проблемы учебной мотивации младших школьников обусловлена самой ведущей деятельностью этого возраста — учебной. Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд важных функций: побуждает, направляет и организует поведение, придает ему личностный смысл и значимость. Отсутствие изучения и управления мотивационной сферой учения может привести снижению уровня мотивации, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения. И здесь возникают вопросы:

— Почему ученик начинает плохо учиться?

— Почему вдруг снижается его активность?

— Это вызвано снижением возможности, эффективно использовать полученные знания или это связано с изменением отношения ребенка к самому процессу учения? Или же причиной служат семейные обстоятельства?

Поэтому одной из первых задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Виды мотивации.

1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности

• Положительная в двух формах:

! Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

! Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

а) Познавательная мотивация
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

Выход: привитие интереса через внеклассную работу

В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к шко­ле, усилия учи­теля должны быть направлены на формирование устойчивой мо­тивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

Блоки по формированию мотивов обучения.

1.Эмоциональный блок.


Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой. Так, эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

2. Мотивационно-целевой блок.

Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания (см. приложение), дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

3.Познавательный блок.

Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

• личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

• содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

• методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

· в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом по парте);

· предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

Содержимое публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Создание условий

для формирования у

обучающихся положительных эмоций

по отношению

Выполнила: учитель начальных классов Ким В. Г

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ

Серьезной проблемой XXI века, является падение у школьников интереса к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда. Учащиеся не умеют слушать, отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания успешно учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы школьник с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы ученик сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. С этой целью с 1 класса каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.

Формирование внутренних мотивов ведётся через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;

– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных, внеурочных мероприятиях

– создание ситуации успеха через выполнение заданий разного уровня, в соответствии с возможностями и особенностями ребенка;

– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, игровые программы, выставки, экскурсии, как очные так и виртуальные.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями, подталкивает к поиску новой информации.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи, установи зависимость между скоростью двух тел и временем, или расстоянием, найди(презентуй) информацию о героях твоей семьи и т.д.

В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать загадки, пословицы, народные (этно- кабардинские, балкарские, дагестанские, чеченские, русские) игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, анаграмм, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, притопывания сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например:

— Работа в парах, группах помогает задать друг другу вопросы. Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес, конкуренцию. В ходе взаимопроверки школьник обменивается тетрадью с соседом по парте, с соседним рядом. Проверяться могут маленькие самостоятельные работы, словарные диктанты, упражнения, домашние работы. Взаимопроверка работ осуществляется сравнением решенных заданий с представленными учителем образцами.

Прием взаимных заданий способствует быстрейшему развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные одноклассниками. Задания, полученные от соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот прием позволяет мне достичь сразу нескольких целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности, во-вторых, они включаются в творческую деятельность, в-третьих проверяется задание, интерес к которому резко повышается, дети получают одобрение собственной деятельности (аплодисменты, похвала).

— Игры на внимание

— Провести небольшую беседу

У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий.

На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково:

— У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты;

— Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;

— Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка. Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности является следующее:

2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения. Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.

Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся, способствует снятию напряжения, позволяет избежать стресса. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.

Учебная мотивация как основной компонент учебной деятельности младших школьников

Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Актуальность проблемы учебной мотивации младших школьников обусловлена самой ведущей деятельностью этого возраста — учебной. Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд важных функций: побуждает, направляет и организует поведение, придает ему личностный смысл и значимость. Отсутствие изучения и управления мотивационной сферой учения может привести снижению уровня мотивации, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения. И здесь возникают вопросы:

— Почему ученик начинает плохо учиться?

— Почему вдруг снижается его активность?

— Это вызвано снижением возможности, эффективно использовать полученные знания или это связано с изменением отношения ребенка к самому процессу учения? Или же причиной служат семейные обстоятельства?

Поэтому одной из первых задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Виды мотивации.

1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности

• Положительная в двух формах:

! Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

! Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

а) Познавательная мотивация
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

Выход: привитие интереса через внеклассную работу

В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к шко­ле, усилия учи­теля должны быть направлены на формирование устойчивой мо­тивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

Блоки по формированию мотивов обучения.

1.Эмоциональный блок.


Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой. Так, эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

2. Мотивационно-целевой блок.

Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания (см. приложение), дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

3.Познавательный блок.

Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

• личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

• содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

• методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

· в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом по парте);

· предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.

Читайте также: