Учебная деятельность выступает как новый этап в жизни ребенка поступающего в школу

Обновлено: 04.07.2024

2 Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка: -начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении; - расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром; - изменяется социальный статус; -увеличивается потребность в самовыражении.

3 Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия (УУД)

10 1. Диагностико–коррекционная работа (развивающая)- выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. - изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); - формулировка заключения об основных характеристиках изучавщихся компонентов пчихического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); - разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

11 2. Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: - разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; - выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; - предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрас тную ступень.

12 3. Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители

13 4. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре: - участие в организации введения ФГОС; - участие в методическом сопровождении введения ФГОС; - проведение мониторинговых исследований формирования универсальных учебных действий и особенностей адаптации учащихся первых классов; - участие в организации и проведении курсов повышения квалификации (кадровое обеспечение введения ФГОС); - участие в информационно- аналитическом обеспечении введения ФГОС.

Говоря о готовности к школьному обучению, большинство исследователей в качестве основного фактора выделяет произвольность психических процессов. Фактически речь идет о возможности управления своими психическими процессами.

Данное положение безотносительно к школьной готовности фундаментально разрабатывалось Л.С. Выготским, а в дальнейшем нашло отражение в работах А.Н. Леонтьева (по отношению к мотивам), З.М. Истоминой (по отношению к запоминанию), Л.С.Славиной (по отношению к интеллектуальной активности – пассивности), А.В. Запорожца (по отношению к движениям).

Большое количество исследований посвящено готовности к обучению, рассматриваемой с позиции соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения. Готовность к обучению определяется, с одной стороны, генетическими программами развития организма и психики, с другой – предшествующими условиями жизни ребенка, индивидуально накопленным опытом и знаниями.

Здесь проблема заключается не в параллельном рассмотрении биологического и психического развития, не в их противопоставлении, а в их целостном изучении.

При таком подходе выделение определенного набора качеств, навыков и знаний, необходимых для успешного обучения, несомненно, весьма полезно. В такие наборы включают способности, коммуникативные умения, характерологические черты, эмоциональность, нравственные качества. Если их проанализировать внимательно, то оказывается, что они включают качества личности в том или ином объеме, в зависимости от теоретической позиции автора и его методической оснащенности.

Стихийно в этом подходе появилась естественная точка зрения на индивидуальный характер любой деятельности. Однако в этой стихийности содержатся основания ошибочных суждений. Можно выделить по крайней мере два наиболее распространенных.

В большинстве исследований учебная деятельность выступает как новый этап в жизни ребенка. Известны попытки даже обосновать эту идею теоретически. При этом в подобных исследованиях забывают, что ребенок обучается с момента рождения. Этот процесс непрерывен, он постоянно обогащается новыми техниками, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для решения новых задач создаются на предшествующих этапах развития. В противном случае ребенок будет поставлен в фрустрирующую ситуацию, деформирующую характер и задерживающую развитие.

Считаю, что необходимо разработать программу преемственности образовательного пространства, эффективность реализации которой определяется по следующим критериям:

1.Интеллектуальная готовность к школе (способность к концентрации внимания, умения строить логические связи, развитие памяти, мышления, восприятия, воображения)

2.Мотивационная готовность к школе;

Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в начальной школе. Направления плана совместной работы:

Методическая работа с педагогами

Работа с родителями.

Работа с детьми .

Результатом целенаправленной и комплексной работы по подготовке детей к школе должно стать:

  • Сформированность учебных навыков (знать, уметь), способствующих выравниванию стартовых возможностей, безболезненной адаптации в школе.
  • Сформированность мотивационной, интеллектуальной и социальной готовности детей к школе.

В содержание программы -составить совместный план по реализации преемственности сотрудничества детского сада и начальной школы, который отражает мероприятия:

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Ребенок, который готовится к поступлению в школу еще не особо понимает, что это такое. Конечно, он знает, что там его научат читать, писать и с каждым годом школьных предметов будет становиться больше. Но на этом, наверное, все представления заканчиваются.

Так что же такое школа? Школа это не только уроки и домашние задания. Это целая система правил, новый образ жизни, начало осознанного социального пути и подчинение установленным правилам. Ведь во время урока нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и не отвлекаться на различные разговоры и игры. Нельзя просто взять и выйти из класса, если тебе захотелось, даже если стало совсем скучно. Школьная жизнь сильно отличается от жизни в детском саду. Необходимость соблюдать правила дает ребенку нужный и важный опыт, который ему пригодится в дальнейшем. Так как подобные правила будут встречаться достаточно часто в течение всей дальнейшей жизни.

Весомым и важным человеком в жизни первоклашки станет первый учитель. Ибо именно он станет первым официальным представителем того самого большого, взрослого мира. Учитель разительно отличается от воспитателя в детском саду, так как главное качество учителя — справедливость. Он не обязан гладить по голове и быть нянькой для ребенка. Он должен стать наставником и проводником в новую, интересную и разнообразную жизнь.

В глазах ребенка школа является первой моделью общества, а те самые правила становятся моделью социальных норм. Одноклассники в этом случае будут первой социальной группой для вашего чада. И как сложатся его отношения с учителем, так в последствии сложатся отношения с руководителями и начальниками в дальнейшем. А отношения в классе, будут примером отношений с коллегами и друзьями.

Родителям нужно понимать, что поддержка родных и близких в этот момент просто необходима. Не стоит ругать ребенка по пустякам. Важно помнить, что для него все это впервые и процесс перестройки займет время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей.Когда начитнать готовить ребёнка? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы?

Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще вся жизнь дошкольника - это и есть подготовка ребёнка к школе.

Рассмотрим основные сферы, на которые надо обратить внимание родителям будущих первоклассников, приведём контктетные примеры и упражнения для подготовки дошкольника к обучению в школе.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни ребёнка

Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.

Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада.

Сейчас не поздно наверстать, впереди ещё 9 месяцев

- первое и главное – умению слышать и слушать; т.е. ребёнок должен уметь сконцентрировать своё внимание на каком – то объекте, явлении, материале. А чтобы проверить слышал, слушал ли вас ребёнок, переспросите, попросите повторить сказанное, рассказать, что понял.

- Во-вторых, заниматься общим развитием ребенка, а не учить его считать до 100 и более,

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года, месяцев.

• учите с ребенком названия животных, их детёнышей, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

Для математики. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за”, "над”, "под”). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую всё вписывают.

- развивать мелкую моторику рук, обратите внимание рук, а не руки. Рабочими должны быть обе руки.

Пусть ребенок больше рисует красками и карандашами, лепит из пластилина или глины, делает аппликации, оригами, работает с мозаикой и конструктором. Эти занятия хорошо развивают мелкую моторику руки и зрительную координацию, необходимые для овладения письмом. Можно предложить малышу дорисовать ваши рисунки, обводить точечные изображения или аккуратно раскрашивать картинки, обводите предметы по трафарету, копирование рисунков через копировку или через стекло (старые занятия, которые и сейчас понравятся детям, всё новое – хорошо забытое старое)

А разнообразные пальчиковые игры, которые нравятся любому ребенку, развивают координацию движений.

Эти виды деятельности приучают ребёнка к усидчивости, формируют трудолюбие и готовят его к овладению сложнейшим и важнейшим навыком – письмом.

О левой руке. Она чаще бездействует. Но когда работают только правой рукой, это плохо, добра не ждите. Со временем может искривиться позвоночник. Обе руки должны быть на столе: это поза пишущего.

Но она-то для ребёнка не естественна. Как же быть? Надо научить мальчиков и девочек набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение.

Теперь о пальчиках. Они такие непослушные. Вы их тренируете теми же спицами. Лепите из жёсткого пластилина или глины баранки и гирлянды, выдавливайте пальчиками фигурки (грибочки, шарики, лодочки) на поверхности. А на мягком пластилине, как гравюру, можно выдавливать разные фигурки.

Купите перьевую ручку. Пусть сын или дочка пишет всё, что захочется. Всё ещё не получается? Не ругайтесь, пусть будут виноваты пальчики – что-то они сегодня разленились. Ну, а если работа понравится, считайте, малыш у вас уже пишет. И тогда письмо в классе у него будет получаться всё лучше.

Это очень важно, ведь говорят, что ум находиться на кончиках пальцев

Таким образом, частью готовности к школе считается мышечная зрелость кистей рук. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи.

Больше двигаться.

Маленькие дети просто не выносят неподвижности. Подвижный ребенок – здоровый ребенок. Движения способствуют полноценному, глубокому дыханию, благоприятно влияют на обмен веществ, состояние сосудов, улучшают работу всех систем организма.

До школы ребенок должен научиться прыгать, бегать, метко попадать в цель.

Развивая точность движений, вы готовите будущего школьника к овладению навыками письма.

- Научить ребенка общаться со сверстниками. Создавайте ситуации общения, приглашайте друзей ребёнка, устраивайте праздники.

Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:

Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.

Очень непростой аспект подготовки ребенка к школе – мотивационная готовность (мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь, как нечто желанное). Мотивы зависят, в первую очередь, от того, как относятся к учебе родители. Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что так положено, и совсем другое – считать учебу важным элементом жизни малыша, а его успехи или неуспехи – областью интересов всей семьи.

Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.

Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Лучше сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, расскажите о примере хорошего знакомого ученика, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах.

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе или надо на что-то обратить внимание.

Поэтому, мы вам предлагаем определить психологическую готовность своего ребёнка до поступления в школу. В школе работает два психолога я Г.Т.С и С.В.А. Режим работы с 8.00. до 16.00., с понедельника по субботу. Кабинет наш находиться на 3 этаже, левое крыло. Приглашаем всех желающих. Диагностика проводится в присутствии родителей, затем будут даны необходимые рекомендации.

Особое внимание в школе, мы психологи уделяем первоклассникам. Систематически беседуем с родителями по вопросам адаптации, об удачах и проблемах детей, выступаем на родительских собраниях, организуем индивидуальные консультации.

В отношении детей проводим различные диагностики, развивающие занятия, которые помогают адаптировать, привыкнуть к школьному обучению.

Таким образом, мы стараемся создавать все условия для успешной адаптации детей и их обучения в школе.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнут сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, и родители не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего чада.

Мы вам подготовили небольшую анкету, которая поможет вам определить На сколько ваш ребёнок готов к школе?

Основа правильного воспитания здорового ребёнка – Безусловная Любовь к нему, только она поможет заложить в Вашем ребёнке основы уверенности в себе, даст ему возможность принимать себя и мир в котором он живёт.

Безусловно любить ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто за то, что Он есть.

Притча про бабочку

Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом.

И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно.

Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает:

- Скажи, что у меня в руках?

- Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её".

Читайте также: