Профилактическая деятельность фельдшера в школе

Обновлено: 04.07.2024

Общая характеристика структуры детской поликлиники и объема оказываемой медицинской помощи

Лицензия № ло-25-01-001724 на осуществление медицинской деятельности выдана Департаментом здравоохранения Приморского края 20.08.2013г. бессрочно.

В состав детской поликлиники входят два филиала: филиал № 1 (ул. Красногвардейская, 95а) и филиал № 2 (ул. Дербенева, 21).

В районе своей деятельности поликлиника проводит профилактическую и противоэпидемическую работу, оказывает лечебно-диагностическую помощь детям и подросткам до 18 лет, осуществляет медицинское обслуживание детских дошкольных учреждений и школ, проводит диспансерное обследование и наблюдение юношей перед первичной постановкой на воинский учет и необходимое оздоровление в период от постановки на воинский учет до призыва в Вооруженные силы Российской Федерации.


  • Оказание квалифицированной медицинской помощи в поликлинике и на дому;

  • Оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах и др. неотложных состояниях;

  • Своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении;

  • Экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, учебы, направление на МСЭ детей, подлежащих оформлению на инвалидность;

  • Организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

  • Организация и проведение диспансеризации детского населения (больных и здоровых);

  • Направление на санаторно- курортное лечение;

  • Организация и проведение мероприятий по санитарно- гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни.

  1. Административно-хозяйственная часть;

  2. Фильтр-бокс;

  3. Регистратура;

  4. Педиатрическое отделение;

  5. Отделение врачей узких специальностей;

  6. Отделение организации медицинской помощи детям в организованных коллективах;

  7. Централизованная прививочная картотека;

  8. Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения:

    • Клиническая лаборатория;

    • Биохимическая лаборатория;

    • Рентгенологический кабинет;

    • Кабинет эндоскопического обследования;

    • Кабинет функциональной диагностики;

    • Кабинет ультразвукового обследования;

    • Физиотерапевтический кабинет;

    • Кабинет лазеротерапии;

    • Кабинет лечебной физкультуры;

    • Кабинет массажа;

    • Процедурный кабинет;

    • Прививочный кабинет.

Необходимые бактериологические, иммуноферментные исследования проводятся на договорной основе в лечебно-профилактических медицинских организациях, имеющих возможность проводить указанные исследования.

Краткая характеристика учреждения

Я работаю в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 3 городского округа Спасск-Дальний с 2010 года в должности фельдшера.

МБОУ СОШ № 3 расположена по адресу г. Спасск-Дальний ул. Дербенева, 25А. Построена в сентябре 1973 году, общая площадь составляет 2271 кв. м., рассчитана на 910 мест.

Это типовое трехэтажное кирпичное здание с централизованной канализацией, отоплением, водоснабжением.

В школе имеются 26 учебных кабинетов и вспомогательные учреждения.

На первом этаже здания расположены: 8 классов начальной школы; читальный зал для начальной школы, музыкальный зал, спортивный зал большой и малый; мастерские по обслуживающим видам труда для мальчиков, кабинет бисероплетения, раздевалка, столовая на 150 посадочных мест.

На втором этаже расположены: медицинский кабинет, учительская, 11 учебных классов: кабинет биологии, химии, истории, математики, информатики, географии, английского языка, физики, библиотека..

На третьем этаже расположены кабинеты: русского языка, ОБЖ, математики, истории, кабинет боевой славы.

На каждом этаже расположен раздельный санузел.

Краткая характеристика медицинского кабинета, оборудование и оснащение рабочего места фельдшера

Медицинский кабинет расположен на втором этаже школы. Площадь его составляет 18,0 кв.м.

В медицинском кабинете имеется базовый набор лекарственных средств ( в инъекциях), необходимый для оказания первой медицинской помощи учащимся и работникам школы.


  • наборы лекарственных средств для оказания неотложной медицинской помощи;

  • для наружного применения;

  • для приема внутрь.

Перечень учетных и отчетных документов,

используемых в работе

Мероприятия по соблюдению мер личной безопасности на рабочем месте

На своём рабочем месте я соблюдаю меры личной безопасности, направленные на предупреждение распространения инфекции в организованном детском коллективе.

Все манипуляции я провожу в спецодежде, использую средства индивидуальной защиты (маска, перчатки). До и после манипуляций провожу гигиеническую обработку рук (с использованием дезинфицирующего жидкого мыла).

Изделия медицинского назначения (шприцы, шпателя, пинцеты) после использования подвергаются дезинфекции. Также дезинфицируются использованные ватные шарики, перчатки. После дезинфекции изделия медицинского назначения подлежат утилизации в установленном порядке.

Ежедневно проводится обработка поверхностей медицинского кабинета 0,2% раствором сульфахлорантина Д;

Весь инструментарий хранится в сосудах с дезинфицирующими растворами малого объема (банки). В работе использую одноразовый инструментарий (шпателя, пинцеты, салфетки);

Также в кабинете имеется аптечка неотложной помощи и Журнал аварийных ситуаций, в котором фиксируются травмы на рабочем месте.

Текущая уборка медицинского кабинета

Проводится младшим медицинским персоналом под контролем фельдшера 2 раза в день: перед началом работы и после окончания работы.

Текущая уборка включает протирание дезинфицирующим раствором с моющими свойствами стен на высоту вытянутой руки поверхностей оборудования и полов (экспозиция 30-60 мин), после чего смывание чистой водой, ультрафиолетовое облучение воздуха и поверхностей в течение 30 мин.
Генеральная уборка в кабинете

Проводится в соответствии с графиком, не реже 1 раза в 7 дней.

Для ее организации в наличии имеется сменная обувь и специальная одежда (халат, колпак, маска, перчатки). Для проведения генеральной уборки используется специальный уборочный инвентарь (ветошь, веник и т.д.).

Перед уборкой отодвигается вся мебель и аппаратура. После этого готовый дезинфицирующий раствор при помощи ветоши наносится на горизонтальные, вертикальные поверхности, в самом конце - на пол. Далее на 60 минут включается бактерицидная лампа. По окончании этого времени все поверхности протираются чистой салфеткой или ветошью, смоченной в простой воде. По окончанию работы во второй раз включается бактерицидная лампа.

Уборочный инвентарь обеззараживается в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивается и сушится. Согласно санитарным правилам и нормам, регламентирующим условия проведения генеральной уборки, уборочный материал промаркирован и храниться в отдельно выделенном помещении.

Правила сбора, хранения и удаления отходов

В медицинском учреждении вне зависимости от его профиля в результате своей деятельности образуют различные по фракционному составу и степени опасности отходы.

Все отходы здравоохранения разделяются на степени их эпидемиологической, токсической опасности на 5 классов опасности.

VI. Объем выполняемой работы
Вся моя работа проходит в соответствии с утвержденным планом на текущий учебный год. Для правильнойработы, рационального использования рабочего времени я составляю план работы на неделю. При этом учитываю последовательность различных видов работы в течение рабочего дня.

На первом уроке провожу обход школы, обращаю внимание на санитарное состояние классов, школьных помещений, санузлов, физкультурных и актового залов, мастерских, лестничных маршей. Контролирую режим проветривания, освещения, температурный режим. Так же проверяю маркировку уборочного инвентаря, наличие и хранения дезинфицирующих растворов.

На втором уроке смотрю санитарное состояние пищеблока. Провожу осмотр сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний. Снимаю пробу приготовленной пищи с занесением результата качества в специальный журнал. Оставляю двухсуточную пробу.

Я веду амбулаторный прием школьников и оказываю им необходимую медицинскую помощь. Прием проводится на переменах, во время урока медицинская помощь оказывается при травмах, неотложных состояниях или по направлению учителя. Все обращения фиксируются в Журнале регистрации амбулаторных больных.

Летом до начала учебного года готовлю кабинет к работе. Получаю медикаменты. С сентября начинается основанная и самая напряженная работа: готовлю списки по классам, сверяю наличие медицинских карт и профилактических форм по спискам. Готовлю медицинские карты к профилактическому осмотру.

Участвую в организации и проведении углубленного диспансерного обследования учащихся декретированных возрастов 1-х,5-х, 7-х, 9-х классов: учащиеся5-х и 7-х классов, девушки 9-11 классов проходят вначале учебного года, юноши 11 кл. в январе, юноши 9,10 кл. в марте, учащиеся 1-х классов в апреде-мае, в конце первого года обучения.

Для успешного проведения диспансеризации проводится большая подготовительная работа: заношу сведения о прививках, № СМП, № кода.


  • Антропометрический контроль;

  • Выписываю направления на анализы;

  • Определение остроты зрения по таблице;

  • Измерение АД;

  • Провожу анкетирование родителей (скрининг-тест).

Обследование проводится врачами-специалистами детской поликлиники. Результаты медицинских осмотров довожу до сведения учителей. Для этого заполняю в каждом классном журнале Лист здоровья с рекомендациями врачей-специалистов. Всех детей с выявленной патологией обязательно направляю в поликлинику на дообследование и лечение.

По итогам медицинских осмотров школьники распределяются на медицинские группы по состоянию здоровья: I II III IV V и на группы физического воспитания: основную, подготовительную, специальную.

I группа – здоровые дети (не имеющие хронических заболеваний с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием, редко болеющие, с хорошим функциональным состоянием организма.

II группа – здоровые дети с морфофункциональными отклонениями: дети, у которых также отсутствуют хронические заболевания, не имеются те или иные отклонения морфологического или функционального характера (нарушение осанки, близорукость слабой степени).

III группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (редко болеющие, имеющие хорошую работоспособность).

IV группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации (с нарушениями общего самочувствия, часто болеющие, дающие 3-4 раза в год обострения хронического заболевания).

V группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (данная группа практически не встречается в массовой школе, т.к. по своему состоянию такие дети должны находиться в специальных лечебных заведениях.

Профилактику педикулеза и кожных заболеваний провожу вначале каждой учебной четверти и в конце года – подлежат все учащиеся и выборочно 4-5 классов ежемесячно. Все данные записываю в соответствующий журнал. Выявленные случаи педикулеза передаются экстренно в санитарно-эпидемиологическую службу. Ставлю в известность администрацию школы, классного руководителя. Ребенка отстраняю от занятий на три дня с последующим осмотром учеников контактного класса, провожу беседу о профилактике педикулеза. Учащиеся с подозрением на кожные заболевания направляются к врачу-специалисту и без справки к занятиям не допускаются.

Один раз в месяц посещаю уроки физкультуры в целях контроля за выполнением школьниками правил личной гигиены, определяю плотность урока, признаки утомляемости школьников. Заношу данные в соответствующий журнал. Обращаю внимание детей на профилактику спортивного травматизма.

Особое внимание уделяю школьникам, стоящим на диспансерном учете. Веду систематическое наблюдение за ними, провожу профилактику обострения хронического заболевания. Для этого своевременно направляю школьника в поликлинику в врачу-специалисту.

Большая работа в школе проводится по профилактике школьного травматизма: о всех случаях травматизма подаю администрации школы докладные записки с описанием характера, обстоятельств травмы, места и времени получения ее. В классе проводится беседа по профилактике и технике безопасности.

Профилактика инфекционных заболеваний является важным звеном в моей работе. Она включает в себя: обеспечение санитарного и противоэпидемического режима, повышение специфического и не специфического иммунитета, прерывание возможных путей передачи и распространения инфекции. Для этого веду учет и изоляцию детей с инфекционными заболеваниями. При подозрении на инфекцию, передаю экстренное извещение в СЭС и сообщаю администрации школы. В классе провожу карантинные мероприятия: осмотр контактных с записью результата в карантинный журнал. Контролирую дезинфекционный режим.

Для повышения специфического иммунитета провожу вакцинацию детей. Прививки делаю согласно месячного и годового плана. Заранее информирую родителей, получив письменное разрешение. Обязательно провожу общий осмотр и термометрию. Все данные обязательно вношу в ф. 026/у, с указанием реакции на прививку на следующий день. Данные о прививке заношу в карту профилактических прививок (063/у) в школе, в картотеке детской поликлиники, в основную медицинскую карту, где указывается какая прививка, дата, доза, серия, контроль, срок годности, завод-изготовитель.

Я также помогаю медицинской сестре прививочной детской поликлиники проводить ежегодные пробы на туберкулез (R-Манту) и прививок БЦЖ. При чтении реакции пробы, всех школьников с выявленной патологией направляю к врачу-фтизиатру.

Провожу санитарно-просветительную работу с детьми и их родителями согласно плана: готовлю Уголки здоровья, читаю лекции, выпускаю санитарные бюллетени, распространяю листовки. Также провожу беседы и занятия с техническим персоналом школы по вопросам санитарного состояния школы, профилактике кишечных и инфекционных заболеваний.

Ежегодно в декабре сдаю отчет о проделанной работе за год, анализ результатов медицинских осмотров, заболеваемость. Ежемесячно сдаю отчеты по санитарно-просветительной работе, осмотре на педикулез и кожным заболеваниям, о количестве сделанных прививок. В декабре и июне делаю иммунную прослойку. Повышаю свой профессиональный уровень: читаю медицинскую литературу, посещаю лекции, семинары.

ГРАФИК РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА
МОУ "ГИМНАЗИЯ №3"


Понедельник
8.00-18.07
Вторник
8.00-18.07
Среда
8.00-18.07
Четверг
8.00-18.07
Пятница
8.00-18.07
Суббота, Воскресенье
Выходной


Функциональные обязанности фельдшера в школах

1. Общие положения

Фельдшер в школе подчиняется непосредственно старшей медицинской сестре дошкольно школьного отделения, в своей работе руководствуется настоящим положением, методическими письмами, инструкциями, приказами и распоряжениями вышестоящих органов здравоохранения и должностных лиц.

2. 0бязанности

Фельдшер в школе проводит следующие мероприятия:

· организация работы по гигиеническому воспитанию детей;

· организация и проведение летней оздоровительной кампании;

· контроль за санитарно-гигиеническими условиями в образовательных учреждениях;

· контроль и организация методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса:

© участие в составлении учебного расписания

© составление режима дня и занятий;

· контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания:

© санитарно-гигиеническое состояние пищеблока;

© бракераж готовой продукции;

© контроль за выполнением натуральных норм;

· распределение на медицинские группы для занятий физической культурой;

· анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей;

· осуществление контроля за организацией физвоспитания, закаливающих мероприятий;

· контроль за выполнением рекомендаций по трудовому обучению;

· рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа;

· организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушения осанки и др;

· контроль за гигиеническим воспитанием;

· планирование и анализ вакцинации;

· осмотр перед прививкой;

· контроль за состоянием здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку;

· рекомендации по адаптации и ее коррекции (совместно с педагогом);

· контроль за течением адаптации и проведением медико-педагогической коррекции;

· проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению;

· ведение документации (медицинская форма на ребенка, выписки и справки для лечебно-профилактических учреждений, военкоматов, летних оздоровительных учреждений);

· проведение углубленных и плановых профилактических осмотров;

· проведение (совместно с педагогом) скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья. оценка физической подготовленности детей;

· оценка физической подготовленности детей;

· рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья;

· анализ состояния здоровья детей по предлагаемым критериям и тестам, разработка медико-педагогических мероприятий по улучшению охраны их здоровья;

Приложение N 6
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н

Положение
об организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

3. Медицинская сестра (фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет:

оказание обучающимся доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

профилактические мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательной организации;

вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;

участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 51н - по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается (письмо от 17.02.2011 N 01/8577-ДК);

участие в проведении, совместно с врачом по гигиене детей и подростков, противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

участие в организации и проведении ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров несовершеннолетних;

участие в организации профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних;

участие в разработке индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;

участие в организации медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

участие в формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при разработке и реализации в образовательных организациях профилактических, лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной, психолого-педагогической и другой информации;

участие в оценке полноты представленных данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс;

участие в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних;

взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинской организации и психологами и педагогами образовательной организации по вопросам профессиональной пригодности несовершеннолетних;

участие в проведении (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации мероприятий и в контроле их эффективности по формированию у несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;

участие в проведении профилактической работы в образовательной организации по предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа;

взаимодействие в установленном законодательством порядке с врачами-психиатрами, врачами-наркологами, социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, службы опеки и попечительства и иными при выявлении девиантных и асоциальных форм поведения несовершеннолетних (алкоголизм, наркомании, токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность и т.д.);

участие совместно с медико-социальным отделением детской поликлиники (отделения) и другими медицинскими организациями (центры планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и др.) в реализации медико-психологических образовательных программ подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному репродуктивному поведению;

участие в проведении в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья обучающихся, оформление копий и (или) выписок из медицинской документации;

участие в оздоровлении несовершеннолетних в период их отдыха;

учет и анализ случаев травм, полученных в образовательных организациях;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментария;

хранение лекарственных препаратов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, сохранность этикеток на флаконах, контроль за сроками использования лекарственных препаратов;

соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;

соблюдение правил асептики и антисептики;

работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний;

анализ выполнения ежемесячного плана профилактических прививок;

учет медицинского инвентаря, лекарственных препаратов, прививочного материала, их своевременное пополнение;

взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологами и педагогами образовательных организаций;

оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования территориальных органов внутренних дел о фактах поступления (обращения) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, и назначение медицинских работников, ответственных о фактах поступления (обращения) таких пациентов;

ведет утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

5. При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни и здоровью обучающихся, медицинская сестра (фельдшер) в письменной форме информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях и факторах риска.

Болокан Федора Степановна


Канский медицинский техникум

Введение.

Упитанный ребёнок, идущий рядом с мамой, вызывает умиление у окружающих. Позже, крепыш попадает в коллектив детского сада, школы, и умилённость взрослых переходит в усмешки сверстников, недовольством собственного отражения в зеркале, депрессией подростка, замкнутостью. Позже эти проблемы оборачиваются неудачами в личной жизни, а во взрослую жизнь молодой человек может принести заболевания, связанные с лишним весом. Артериальная гипертензия, неалкогольная жировая болезнь печени, сахарный диабет 2 типа, синдром поликистозных яичников. И у всего, есть начало.

Актуальность темы.

По данным Роспотребнадзора 20% российских детей страдают от лишнего веса и ещё 7% от ожирения (Российская газета (федеральный выпуск) №6426 от 11 июля 2014г.)

Проблема.

Проблема избыточного веса, как среди взрослых, так и среди детей, во всем мире с каждым годом становится все более актуальной. По данным отечественных исследователей, распространенность избыточной массы тела и ожирения среди детей в различных регионах Российской Федерации увеличивается с каждым годом. Решать проблему детей могут и должны только взрослые. Ребёнок не может не предупредить, не предотвратить, не решить эту проблему самостоятельно. Слабая информированность родителей способствует тому, что решать проблемы лишнего веса приходится врачам на протяжении длительного времени. Информируя родителей, рассказывая им о детском ожирении, мы предупреждаем беду.

Цель проекта: Организовать профилактическую работу среди населения города Канска по профилактике избыточного веса среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Мониторинг информированности населения по проблеме избыточного веса у детей и подростков.
  2. Анализ статистических данных о проблеме избыточного веса среди детей и подростков в Российской Федерации, Красноярском крае, городе Канске.
  3. Разработка мероприятий, направленных на предупреждение избыточного веса среди детей и подростков.

1. Теоретическая часть.

1.1. Формы избыточного веса.

Ожирение - это следствие современного образа жизни. Упрощенно говоря, оно возникает тогда, когда поступление энергии в организм превышает ее расходование. Причины нарушения этого баланса разнообразны и зависят как от характера пищи и питания, так и от образа жизни. И все же питанию в развитии ожирения принадлежит главенствующая роль.

По классификации ожирение имеет 2 формы: первичное и вторичное. Первичное ожирение бывает: алиментарным (связанно с погрешностями в питании, в частности, с перекормом) и экзогенно - конституциональным (связанно с наследственностью). Вторичное ожирение - следствие различных врожденных или приобретенных заболеваний, на фоне эндокринной патологии (например, недостаточная функция щитовидной железы).

Проблема ожирения, как среди взрослых, так и среди детей, во всем мире становится с каждым годом все более и более актуальной. По данным отечественных исследователей, распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей в разных регионах Российской Федерации колеблется от 7,5 до 20,8%.

Согласно исследованию компании "Ромир" в 2011 году, на лишний вес в целом жалуются 45% россиян, лишний вес находят у себя 38% мужчин и 51% женщин.

Рекордсменами по ожирению в России считаются Алтайский край (4 500 человек на 100 000 населения), Ненецкий автономный округ (2 200 на 100 000), Магаданская область (1 800 на 100 000), Кировская область(1 600 на 100 000), Саратовская область (1 500 на 100 000) и Чукотский автономный округ (1 490 на 100 000).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2011г. более 40 млн. детей до 5 лет имели избыточный вес (из них 3 млн. - в развивающихся странах). За последние десять лет число детей с ожирением выросло вдвое среди детей 6-11 лет и втрое среди 12-18 лет.

В России избыточный вес наблюдается у 32% мальчиков и 18% девочек среди 11-летних детей. В более старших категориях эти показатели у подростков ниже.

Все цифры – сухи. Статистика не передаёт перечень проблем, с которыми ежедневно сталкиваются полные люди.

1.2. Методы определения избыточной массы тела ребёнка

Наиболее простыми методами определения наличия у ребенка избыточной массы тела являются антропометрические показатели: масса, рост, окружность талии. Масса тела коррелирует как с количеством жира в организме, так и с ростом, поэтому дети одного веса, но разного роста могут иметь разное количество жира. Для определения избыточного веса используется индекс массы тела (ИМТ): масса тела (в кг.) / (РОСТ,М) 2 . У детей отношение между ИМТ и количеством жира в теле сильно различаются в зависимости от возраста, пола, а так же стадии полового созревания, поэтому для более точного определения избыточной массы тела или ожирения используются графики перцентильных кривых ИМТ, разработанных для мальчиков и девочек отдельно. При значениях ИМТ в пределах 25-85 перцентиля диагностируется нормальная масса тела, 85-97 перцентиля – избыточная масса тела, более 97-го перцентиля – ожирение.

Сравнивая полученные результаты с линиями, относительно перцентиля, диагностируем массу тела.

Кроме измерения роста и массы тела, антропометрические измерения должны включать определение окружности талии (ОТ), т.к. высокие значения ОТ свидетельствуют о наличии абдоминального ожирения и большом риске развития неинфекционных заболеваний. Существует общепринятые перицентральные таблицы распределения ОТ для мальчиков и девочек. При избыточном весе увеличение ОТ более 90-го перцентиля свидетельствует о высоком риске осложнений. У подростков старше 16 лет высоким риском осложнений считается, если ОТ у юношей - более 94 см, у девушек – более 80 см.

Выполнив комплексную оценку состояния здоровья ребенка, определяется наличие или отсутствие избыточной массы тела.

1.3. Причины избыточного веса

Перекармливание является одной из основных причин развития избыточного веса и ожирения. При этом возраст ребёнка не имеет значения.

Ежедневный перебор нормы калорий всего на 1% за год прибавит ребёнку несколько лишних килограммов.

Доля детей с ожирением выше среди тех, кто был вскормлен искусственно. Скорее всего, это связано с перекармливанием.

Для оценки нормального веса у ребенка, можно пользовать следующие величины:

в возрасте 4,5 мес.- 6 мес. происходит удвоение массы тела по сравнению с массой тела при рождении, утроение - достигается к году, т.е. к полугодию масса тела ребенка в среднем достигает 8 кг, а к году 10-10,5 кг. Дальнейшие прибавки массы тела должны составлять около 2 кг в год, а в период полового созревания могут достигать 5-8 кг. В ходе развития ребенка жировые депо (подкожная жировая клетчатка, сальник, околопочечная клетчатка и т. д.) накапливаются неравномерно. Жир интенсивно образуется в течение первых 9 мес. жизни, затем наступает своеобразная стабилизация процесса, с некоторым подъемом к 5-7 годам и снова активно накапливается в тканях в период полового созревания.

В связи с этим различают 3 критических периода, когда значительно повышается частота развития ожирения:

  • ранний детский возраст (0 -3 года).
  • дошкольный возраст (5 - 7 лет).
  • подростковый возраст, или период полового созревания (от 12-14 лет до 16-17 лет).

В группу риска по ожирению входят:

  • дети, родители которых страдают ожирением или избыточной массой тела;
  • дети, родственники которых страдают (или страдали) сахарным диабетом или другой эндокринной патологией;
  • дети и подростки с избыточной массой тела;
  • дети, рано переведенные на искусственное вскармливание (особенно несбалансированными высококалорийными смесями);
  • недоношенные и маловесные дети;
  • дети с наследственными заболеваниями и эндокринной патологией.

Причины, которые способствуют развитию избыточного веса у детей

  • Высокие дети (кроме тех, чьи родители отличаются высоким ростом) в 2,5 раза чаще страдают избыточным весом и ожирением, когда вырастают. Предположительно, это связано с более ранним половым созреванием рослых деток, которое может привести в будущем к полноте. Особенно последнее утверждение касается девочек.
  • У дошкольников, которые принимают пищу вместе со взрослыми, достаточно спят и ограничивают время просмотра телевизора, в два раза реже развивается ожирение по сравнению с детьми, которые не придерживаются распорядка дня.
  • Длительное недосыпание в младшем возрасте прямо влияет на увеличение веса. Каждый лишний час сна уменьшает индекс массы тела до 61%.
  • Лишний вес обнаруживается у 40,3% детей, не занятых в спортивных секциях, и у 21% ребят, живущих в районе, далеко расположенном от парка.
  • Вероятность иметь избыточный вес или ожирение возрастает на 41%, если у ребёнка в комнате есть телевизор, или же в случае, если он смотрит телевизор больше двух часов в день. Эта зависимость более заметна у девочек, так как они меньше занимаются физическими упражнениями, чем мальчики.
  • Предрасположенность к ожирению характерна для детей, чьи матери курили во время беременности. Развивающееся из-за никотина подавление рефлекса насыщения приводит к перееданию и, как результат, – к ожирению.
  • Диабет у матери во время беременности провоцирует развитие избыточного веса у ребёнка.
  • Наличие четырёх друзей с ожирением вдвое увеличивает риск набрать лишние килограммы. Ожирение всего одного человека увеличивает шанс того, что у его друзей и родственников также будет лишний вес.

Все выше перечисленные проблемы можно объединить одной причиной – незнаниями взрослого населения проблем лишнего веса у детей. Поэтому нами было принято решение провести разъяснительную работу среди взрослого

1.4. Последствия избыточного веса у детей

Проблемы со здоровьем у детей могут появиться даже при незначительном избыточном весе. Чем больше вес и чем раньше появился избыток веса, тем сильнее негативное влияние лишних килограммов на организм.

Дети с избыточным весом относятся к часто болеющим. С младенческого возраста их часто одолевают простуды.

Лишний вес ребёнка провоцирует развитие у взрослого болезней сердечно - сосудистой системы (ишемическая болезнь, инсульт), инсулинозависимого диабета, некоторых видов артрита и раковых заболеваний. Они становятся причинами преждевременной смерти и инвалидности.

Из-за большой массы тела полные дети чаще падают и при этом наносят себе более серьёзные травмы.

Дети, которым поставлен диагноз ожирение, чаще впадают в стресс и депрессию, испытывают чувство стыда и имеют пониженное чувство собственного достоинства. Они чаще подвергаются нападкам сверстников и в то же время чаще сами агрессивно ведут себя с одноклассниками.

У пухлых детей часто возникают проблемы со сном. Недосыпание влияет на дневную активность ребёнка и его настроение.

Дети с ожирением и лишними килограммами остаются в классе на второй год в два раза чаще, чем ребята с нормальным весом.

1.5. Возможные осложнения избыточного веса и ожирения

Сахарный диабет 2 типа, или инсулиннезависимый . Этот тип сахарного диабета характеризуется тем, что ткани организма не чувствительны к инсулину и глюкоза не поступает в клетки, в связи, с чем повышается ее уровень в крови; развивается в зрелом возрасте у 57% больных ожирением.

Сердечно-сосудистые заболевания: изменения сердечного ритма, повышение артериального давления, повышение холестерина в крови и др. До 34% тучных детей в зрелом возрасте рискуют получить серьезные заболевания сердца и сосудов.

Нарушения в работе желудочно-кишечного тракта: нарушение пищеварения, склонность к образованию камней в желчном пузыре.

Проблемы центральной нервной системы : проблемы со сном, повышение аппетита, жажда, головная боль, боли в конечностях. Нередко изменяется поведение, что выражается флегматичностью, легкой сменой настроения, снижением работоспособности.

Проблемы опорно-двигательного аппарата - изменение осанки, походки, плоскостопие, остеопороз (разряжение костной ткани) и др.

2. Практическая часть

2.1. Изучение мониторинга информированности населения по проблеме избыточного веса у детей и подростков.

Мониторинг населения г. Канска по проблеме избыточного веса среди детского населения.

Число опрошенных респондентов 58 человек.

Выполнив анализ полученных данных можно сделать вывод:

Следовательно, опрошенная группа респондентов понимает, что проблема лишнего веса есть, и имеет представление о наличии заболеваний, связанных с ним, но только для среднего возраста. Однако, недооценивает, что проблема ожирения в среднем возрасте, может является последствием избытка веса подросткового, а тем более детского возраста. Причиной такой информированности мы считаем, недостаточный объем информации по детскому ожирению среди населения.

2.2. Анализ статистических данных о проблеме ожирения и лишнего веса среди детей и подростков в Российской Федерации, Красноярском крае и городе Канске.

Полученные данные были взяты из различных источников информации. Статистика населения мира, страдающего ожирением 2013-2014г.г.


Из полученной информации видно, что по сравнению с 2009г. количество людей, старше 15 лет, страдающих лишним в Российской Федерации увеличилось на 2 млн.

Статистика лишнего веса населения по Красноярского края.

Профилактика – это комплекс медицинских, социальных и государственных мероприятий, проводимых с целью сохранения и укрепления здоровья граждан, воспитания здорового молодого поколения, увеличения трудового долголетия.

  • Первичная – направлена на предотвращение развития заболевания путем устранения негативно действующих факторов.
  • Вторичная – направлена на раннюю диагностику заболевания у лиц, которые уже подверглись воздействию вредных факторов или имеют факторы риска.
  • Третичная - направлена на предупреждение ухудшения состояния и развития осложнений; включает в себя лечение и реабилитацию.

Фельдшер, его обязанности и функции

Фельдшер – это медицинский специалист, относящийся к среднему медицинскому персоналу, имеющий право самостоятельно проводить простые диагностические исследования, не требующие специальных навыков, устанавливать диагноз, а также самостоятельно назначать лечение или в спорных случаях направлять пациента к более узкому специалисту (врачу)

  • осуществление приема пациентов, объяснение им правил внутреннего распорядка и предписанного режима в отделении, контроль их выполнения;
  • обеспечение инфекционной безопасности (соблюдение правил противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов, правил антисептики и асептики, организация правильного хранения, обработки, стерилизации и использования изделий медицинского назначения) в отношении медицинского персонала и пациента;
  • осуществление всех этапов сестринского процесса во время ухода за пациентами (первичная оценка состояния пациента, интерпретация полученных данных, составление плана ухода вместе с пациентом и его семьей, осуществление задуманных мероприятий, вынесение итоговой оценки достигнутого);
  • своевременное и качественное выполнение профилактических и лечебно-диагностических манипуляций и процедур, назначенных врачом или самостоятельно;
  • ассистирование врачу при проведении им малых операций и осуществлении лечебно-диагностических манипуляций в стационарных или амбулаторных условиях, а также их самостоятельное проведение в рамках своей компетенции;
  • оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при различных экстренных ситуациях (острые заболевания, несчастные случаи, различные виды катастроф) с последующим вызовом к пациенту врача или скорейшим направлением его в ближайшее ЛПУ;
  • оповещение врача или заведующего подразделением, а в их отсутствие дежурного врача, про все обнаруженные тяжелые осложнения и заболевания доставленных пациентов и осложнения, возникшие в ходе проведения медицинских процедур и манипуляций, а также информирование их касаемо случаев нарушения правил внутреннего распорядка, которые выходят за пределы компетенции фельдшера;
  • проведение простейших лабораторных исследований (анализа мочи на белок и глюкозу, определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) и гемоглобина) и оценка их результатов;
  • введение лекарственных препаратов, противошоковых средств (при развитии анафилактического шока) пациентам по жизненным показаниям (при отсутствии возможности своевременного прибытия к пациенту врача) строго в соответствии с установленным алгоритмом действий при тех или иных состояниях больного;
  • проведение переливания крови в присутствии и под контролем врача, а также назначенной им инфузионной терапии;
  • применение консервативных методов лечения больных, проведение лечебных процедур;
  • определение показаний для госпитализации, организация транспортировки пострадавших и больных в лечебно-профилактическое учреждение;
  • проведение экспертизы временной нетрудоспособности больного или лица, который будет осуществлять уход за ним;
  • назначение соответствующего лечения, выписка рецептов на лекарственные препараты (при необходимости можно использовать справочную литературу);
  • организация лечения и медицинского ухода на дому;
  • осуществление организации и проведение диспансерного учета и наблюдения за различными группами закрепленного за участком населения (дети, подростки, беременные женщины, участники и инвалиды войн, пациенты, перенесшие острые заболевания, пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, и пр.);
  • организация и проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении очага инфекционного заболевания;
  • организация и проведение профилактических прививок взрослым и детям;
  • обеспечение правильного хранения, учета и списания лекарственных препаратов, контроль соблюдения правил приема лекарств больными;
  • осуществление забора биологического материала для проведения бактериологических исследований;
  • разъяснение пациенту способов и порядка подготовки к инструментальным, лабораторным и аппаратным исследованиям;
  • ведение утвержденной медицинской учетно-отчетной документации;
  • проведение санитарно-просветительной работы по профилактике заболеваний и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль фельдшера в первичной профилактике болезней

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей фельдшера является проведение диспансеризации.

Диспансеризация является комплексом мероприятий, состоящим из профилактического медицинского осмотра и дополнительных методов обследования, которые проводятся с целью оценки состояния здоровья граждан и осуществляются в отношении определенных, установленных законодательством, групп населения.

Читайте также: