Что представляло собой замоскворечье во времена островского кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, хронологическая таблица.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выступления уч-ся.

Тип урока: лекция

Лекционный материал об А.Н. Островском (учитель + обучающиеся)

Жизнь и творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

1. Этапы творческого пути А. Н. Островского

Особенности стиля Островского

Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;

Специфические авторские ремарки;

Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия

Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);

Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;

Значимость первой реплики героя;

"Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

Своеобразие речевой характеристики героев.

2. А. Н. Островский в 70–80- е годы

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы : Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?




Замоскворечье в представлении Островского не ограничивалось Камер-коллежским валом. За ним от московских застав вплоть до Волги шли фабричные села, посады, города и составляли продолжение Москвы - самую бойкую, самую промышленную местность Великороссии. Там на глазах из сел возникали города, а из крестьян богатые фабриканты. Там бывшие крепостные превращались в миллионщиков


Там простые ткачи в 15-20 лет успевали сделаться фабрикантами-хозяевами и начинали ездить в каретах. Все это пространство в 60 тысяч с лишком квадратных верст и составляло как бы продолжение Москвы и тяготело к ней


Купец интересовал Островского не только как представитель торгового сословия, но и как центральная русская натура, средоточие народной жизни в ее росте и становлении, в ее движущемся, драматическом существе


В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург. Сейчас это дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9)



Николай Фёдорович Островский (1796 - 1853 ),отец А.Н. Островского, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде, занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам среди купечества. Он был человеком незаурядным, целеустремленным, много сделал для того, чтобы его дети получили хорошее образование


Мать – из бедного духовенства, дочь пономаря и просвирни, отличалась, наряду с красотой, высокими душевными качествами, умерла в 1831 году, когда будущему драматургу было восемь лет Эмилия Андреевна Островская (1812-1898) - мачеха А.Н.Островского – происходила из старинного дворянского рода обрусевших шведов. Она преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков


Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе Фёдор Иванович Островский - дед А.Н.Островского - жил в Костроме и служил в Благовещенской церкви Большое влияние они оказали на духовное формирование мальчика


В семье Он был третьим ребенком. Его сестра и брат были детьми очень одаренными и прославились каждый на своем поприще. В семье царил культ образования Няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одаренная от природы, чувствовала красоту русского языка, знала многолюдный говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, шутки, пословицы, также Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки


1-я Московская гимназия, в которой учился А.Н. Островский Благодаря достатку своего отца, Островский имел домашних учителей (один из них – студент Вифанской семинарии), в 1835 году он поступил в 3-й класс 1-й Московской гимназии, в то время образцового среднего учебного заведения с гуманитарным уклоном, которую окончил в 1840 году.


Московский университет В 1840 году А.Н. Островский принят на юридический факультет в Московский университет, где в то время господствовали антикрепостнические настроения


Он знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии изучает английский, итальянский, испанский языки, страстно увлекается театром. В 1843 году, не закончив, он покидает университет, так как занятия юридическими дисциплинами стали мешать его творческим устремлениям. В университетские годы он много читал. Его формирование происходило под воздействием литературно-критических статей Белинского и реализма обличительных статей Герцена, что и определило направленность его творчества


В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутевых сыновей, имущественные и другие домашние споры


Во время службы в Московском совестном суде Островский изучил: семейные и общественные условия купеческого быта; самобытный сокровенный мир простых людей; мир патриархальной русской семьи; речь людей разных сословий и профессий; оригинальные черты отдельных личностей, выработанные семейным и общественным строем дореформенной России.


Еще с гимназических лет Островский становится завзятым московским театралом. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи В. Г. Белинского о литературе и театре








1856 г. – экспедиция по Волге от истоков до Нижнего Новгорода по заданию морского министерства, командировавшего литераторов для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством



1860 г. – поездка с гастролировавшим актером А.Е. Мартыновым в Воронеж, Харьков, Одессу, Севастополь; 1862 г. – заграничное путешествие по Германии, Австрии, Италии с посещением Парижа и Лондона; 1865 г. – поездка с И.Ф. Горбуновым по Волге; 1883 г. – поездка с братом М.Н. Островским в Закавказье


Значение поездок Островского для его творчества Изучение: нравов и быта населения; особенностей местных говоров и наречий. Описание интересных сцен из народной жизни. Создание пейзажных зарисовок. Знакомство с местной литературой.


Общая характеристика творчества 1847 – 1851 1852 – 1854 1861 – 1886 1855 – 1860



Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович Литературное окружение А.Н.Островского 1855 – 1860 годы – в этот период А. Н. Островский сближается с революционными демократами.




А.Н. Островский как театральный деятель: создает репертуар русского театра – пишет 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с другими авторами, переводит 20 пьес с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков; ведет режиссерскую работу; пишет статьи по теории сценического искусства; принимает личное участие в судьбе деятелей русского театра



Создание народного театра А.Н.Островский, 1885





Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове


Щелыково. Костромская губерния. Усадьба Н.А.Островского. Здесь провел последние годы жизни писатель, здесь умер, здесь похоронен


Выводы: жизненный и творческий пути А.Н. Островского говорят о том, что его талант – результат воздействия на природные задатки целого комплекса факторов; истоки таланта А.Н. Островского определили: семья; образование и воспитание; особенности среды, в которой он формировался; служба; литературное окружение; путешествия и поездки; общественная деятельность; театр

1. Портрет А.Н. Островского

2. Панорама Замоскворечья из Кремля. Фотография 1895 года

Колумб Америку просто открыл, побывал на новом континенте. Он и не подозревал, какое важное открытие он совершил. Колумб не изучал Америку, не сложил о ней представление современников и потомков. Островский же всю жизнь осваивал быт и нравы Замоскворечья и даже сам влиял на них. Тогда уместнее будет сравнить Александра Николаевича, например, с Александром фон Гумбольдтом – величайшим исследователем Америки. Но какая, в сущности, разница, как называть Островского! Нам нужно, в первую очередь, снять перед ним шляпу, потому что без него и Москва не Москва, и Замоскворечье не Замоскворечье.

3. А.И. Куинджи. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882 год

4. Храм Покрова в Голиках. Фотография 1882 года из альбома Найденова

Островский родился в 1823 году в доме причта церкви Покрова в Голиках, которая до 1930-х годов стояла между Малой Ордынкой и Голиковским переулком. Дед Островского по отцовской линии был священником, дед по матери был пономарем. Так или иначе все самые близкие родственники будущего писателя были связаны с церковью. В Замоскворечье и сейчас много церквей. А сколько их было раньше! Даже сегодня идешь утром в воскресный день по Замоскворечью – слышишь, как, не умолкая, гудят колокола десятков замоскворецких церквей и поют свои звонкие молитвы. А что было в те времена – даже представить трудно.

5. Б.М. Кустодиев. Купец

Все дома, в которых Островские жили в Замоскворечье, находились недалеко от церквей: Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках, Воскресения Словущего в Монетчиках, Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот. В церкви спешили жители Замоскворечья: бородатые купцы, разодетые пестрые купчихи, озорные молодцы из торговых рядов, изворотливые свахи, довольные приказчики, убогие нищие, приживалки и прочие, прочие, прочие. Он с огромным любопытством следил за этими замоскворецкими типажами и пристально их изучал. С самого детства Островский воспитывался в духе истин православной веры, в семье соблюдались все христианские обычаи, праздновались все церковные праздники.

6. Панорама Замоскворечья из Кремля. 1850 год

7. Николай Федорович Островский

Отец Островского Николай Федорович окончил Духовную академию, но по стопам своего родителя – священника – не пошел, а избрал гражданскую службу. Он служил сначала в общем собрании Московских департаментов сената, а потом занимал более прибыльную должность секретаря департамента Московской палаты гражданского суда. Николай Федорович занимался частной юридической практикой, работал усердно и скоро неплохо в этом преуспел. Он был самым востребованным и известным адвокатом в Замоскворечье. Среди его клиентов были и известные богатые купцы, и мещане, и чиновники – их не раз встречал будущий писатель в доме своего отца и видел в них прототипов героев своих будущих пьес.

На Малой Ордынке Островский прожил только первые три года своей жизни. В 1826 году, когда отец получил чин титулярного советника, семья переезжает в недавно построенный собственный дом в Монетчиках, недалеко от Пятницкой улицы. Незачем было переезжать из тихого, патриархального Замоскворечья, где Николая Федоровича знали и где у него было уже много знакомых и постоянных клиентов. Островскому не было и девяти лет, когда от тяжелых родов умерла его мать. Вскоре умерли и самые младшие сестры Александра Николаевича. Отец, загруженный государственной и частной службой, остался один с четырьмя детьми.

9. Церковь Воскресения в Монетчиках. Фотография 1882 года из альбома Найденова

Удивительно, но ни одна из трех церквей, в приходе которых состояли Островские – Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках, Воскресения Словущего в Монетчиках и иконы Божией Матери Казанская на Житном дворе – не сохранилась. Когда у Николая Федоровича появились лишние деньги, он завел отличную библиотеку – одну из лучших частных библиотек в Замоскворечье. К книге в семье Островских всегда относились с почтением, а любовь к чтению Александр Николаевич унаследовал еще от деда-священника. По воспоминаниям самого драматурга, именно благодаря большой библиотеке отца он весьма рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к авторству.

10. Московский сбитенщик

Островский занимался с учителями танцев, пения, музыки, французского и немецкого языков. Он учился в первой гимназии на Волхонке, куда Островский ходил пешком. Совершая ежедневно эти путешествия, мальчик набирался впечатлений для своих будущих произведений. Островский видел яркие московские народные праздники с ряжеными скоморохами, масленичным весельем, русскими тройками, веселыми балаганами, каруселями, разносчиками сбитня и пирогов. Он слушал особый яркий и образный замоскворецкий говор, сказки о домовых и леших, жар-птицах и снегурочках, полную пословицами и шутками речь торговцев и старьевщиков.

11. Актер П.С. Мочалов

Островский-гимназист влюбляется в театр. Он восторгается игрой актеров Малого театра П.С. Мочалова, М.Д. Львовой-Синецкой, М.С. Щепкина и других великих актеров той эпохи. Но главной любовью Островского уже тогда была литература и сочинительство. В 1840 году Александр Николаевич закончил с отличием гимназию и поступил, но настоянию отца, на юридическое отделение Московского университета. В этом же году Николай Федорович женится вторично, и семья переселяется в Серебряники – на берег Яузы. Благодаря новой университетской среде, полученным всесторонним знаниям, лучшим преподавателям Островский взглянул на многие вещи по-другому, даже немного свысока.

12. Кустодиев Б.М. Купец, считающий деньги

После университета молодой юрист Островский не проявлял особого усердия в службе. Только благодаря ходатайству отца он получил должность присяжного стряпчего в Коммерческом суде на Моховой. Работа тяготила Александра Николаевича. В суде рассматривались дела плутоватых аферистов, непутевых сыновей купцов, расчетливых наследников состояний, обанкротившихся дельцов. Иногда даже судья не слишком глубоко вникал в суть дела, но стряпчий Островский внимательно выслушивал все стороны и прилежно вел записи. Он это делал не потому, что хотел непременно добиться высокого служебного положения.

13. Александр Николаевич Островский

С 1853 года практически все пьесы Островского не только читаются критиками, но и ставятся на сценах Малого театра в Москве и Александринского театра в Петербурге. Александр Николаевич знакомится с русской литературной элитой: И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, Ф.М. Достоевским, А.А. Григорьевым, А.А. Фетом и многими другими. У Островского практически не было литературных врагов. Его одинаково любили славянофилы и западники, либералы и консерваторы. Он не испытал на себе ожесточенных партийных нападок, как это часто бывало в то время. Островский жил гражданским браком с Агафьей Ивановной (фамилия ее не известна) – соседкой-мещанкой. У них было четверо детей.

17. Александр Николаевич Островский

18. Островский с артистами Малого театра

19. В.Г. Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872 год

21. Портрет Михаила Николаевича Островского

22. В.Г. Перов. Портрет Александра Николаевича Островского. 1871 год

23. Могила Александра Николаевича Островского в селе Николо-Бережки

Летом 1885 года у Островского случилась страшная лихорадка, такая, что лопался язык и трескалась кожа во рту. Но тогда Александр Николаевич выкарабкался. Он имел столько проектов, будто впереди у него были годы и годы долгой жизни. Но, как это часто бывает, судьба распорядилась иначе. 2 июня 1886 года, сидя в кресле с газетой, он неожиданно почувствовал, что задыхается. Островский попытался подняться, но упал, ударившись головой о край стола. Приехавший из ближайшей больницы фельдшер констатировал смерть от разрыва сердца. Великий драматург был похоронен на церковном кладбище у храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

24. Церковь Климента папы Римского. Современная фотография

25. Дом-музей А.Н. Островского. Современная фотография

Островский, как никто другой, понимал и чувствовал Москву, улавливал любые,самые незначительные, перемены, происходившие в ней. Недавно Общественным советом при префекте Центрального административного округа проводился опрос, какие памятники, архитектурные сооружения и прочие объекты москвичи считают настоящими символами города. Первые места ожидаемо заняли памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади, Московский Кремль, здание Большого театра, Пашков дом, улица Арбат, Успенский собор и храм Василия Блаженного на Красной площади. Но самым значимым объектом Замоскворечья москвичи признали дом-музей Островского на Малой Ордынке.

26. Экспозиция дома-музея А.Н. Островского. Современная фотография

В музее представлена замечательная экспозиция, посвященная Москве Островского и его театру. Экспонаты как будто воскрешают обстановку быта его семьи. Не забывайте об этом двухэтажном – наполовину каменном, наполовину деревянном доме с высоким чердаком. Доме, который сохранил для нас память о прекрасном писателе, о москвиче по рождению, языку, духу и мироощущению – об Александре Николаевиче Островском. Его нельзя рассматривать отдельно от столицы. Следовательно, в этом небольшом церковном домике живет память и о старой Москве, сохранить которую – наша задача.

Чтобы понять, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья", необходимо проследить за жизнью и творчеством Александра Островского с самого начала. А началось все в столице России, в районе Замоскворечье, находившемся напротив Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки. Там и родился будущий великий драматург.

почему островского называли колумбом замоскворечья

Этот район славился тем, что здесь проживала огромная масса среднего класса и купеческих семей, запомнившаяся писателю постоянным поиском и извлечением выгоды для себя. Будущий драматург рос и постигал премудрости жизни, впитывая в себя местный колорит. Его мать умерла очень рано, на тот момент мальчику было всего 8 лет. Отец служил адвокатом и имел частную практику, он мечтал, что сын пойдет по его стопам, поэтому настоял на том, чтобы Островский поступил в Юридический университет. Но этот шаг лишь приблизил драматурга к литературному творчеству, так как в учебном заведении он познакомился со многими одаренными профессорами, которые привили ему интерес к литературным беседам и дискуссиям.

Начало творческого пути Островского

Решив для себя, что учеба в этом университете не для него, Александр Николаевич прервал обучение. Он поступил работать в суд мелким чиновником по настоянию отца. Это решение сыграло важную роль в становлении его творчества, так как за время работы он увидел массу самых разнообразных характеров людей, а также огромное множество невероятных мошеннических схем. Это утверждало его во мнении, что люди готовы на все ради наживы. Эти жизненные впечатления, желание придать им литературную форму, вершить свой собственный суд над жизнью купеческого сословия, подтолкнули Островского к драматургии и стали одной из причин, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья".

жизнь и творчество александра островского

Первые шаги в драматургии

район замоскворечье

Несмотря на то что во многом его малая родина расстраивала великого драматурга, он сохранил к ней в своей душе теплые чувства. Для него Замоскворечье олицетворяло всю Москву, которую он искренне любил.


Островский не просто великий драматург, но и, без сомнения, великий писатель. Многие его пьесы хочется перечитывать раз за разом – и даже не обязательно ходить на спектакли, – уверена библиотекарь Ольга Сустретова.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича, написанных разговорным языком, изображается патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Большинство актёров принимали новые пьесы Островского с восторгом, они чувствовали их новизну и жизненность.



Навеки для нас остался Театр Островского. Где темное царство разбивается об один единственный лучик света. Главное его разглядеть.


Лебедев, Ю. В. А. Н. Островский и русская литература: к 190-летию со дня рождения А. Н. Островского / Ю. В. Лебедев. – Литература в школе. – 2013. – № 4. – С. 7-12

Читайте также: