Аналитическая справка медико педагогического контроля в доу

Обновлено: 30.06.2024

Этот материал будет полезен старшим воспитателям и методистам ДОУ.
Цель: выявить уровень организации и эффективности работы педагогов по физическому развитию детей в режиме ДОУ.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности двигательных навыков детей.
2. Проанализировать работу педагогического коллектива по обеспечению двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня.
3. Дать оценку организации пространственной развивающей среды в группах детского сада.
4. Изучить документацию педагогов детского сада по планированию и реализации оптимальной двигательной активности дошкольников.
5. Определить уровень взаимодействия педагогов с родителями в процессе физического воспитания детей.

Оновной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

Работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, заведующей, методиста.

Основная цель медико-педагогического контроля : оптимизировать двигательную активность детей.

Основные задачи и формы медико-педагогического контроля

Задачи медико-педагогического контроля

  1. Выяснить уровень физического развития, функциональные возможности организма и уровень развития двигательного аппарата.
  1. Систематически наблюдать за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.
  1. Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.
  1. Проведение санитарно-просветительной работы.

ФОРМЫ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Основными формами медико-педагогического контроля являются:

  1. медицинское обслуживание детей, формирование групп здоровья, физическая подготовка – основанные для формирования групп для занятий физическим воспитанием;
  1. медико-педагогические наблюдения во время занятий, соревнований.
  1. санитарный осмотр места проведения занятий;
  1. диспансеризация – занятия детей в подготовительных или специальных группах;
  1. медицинские консультации по вопросам физического воспитания;
  1. медицинское сопровождение во время соревнований;
  1. профилактика спортивного травматизма;
  1. санитарно-просветительная работа;
  1. контроль за эффективностью организации физического воспитания в дошкольном учебном заведении.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Распределение детей на группы здоровья для проведения занятий проводится следующим образом:

  1. Медицинское обследование детей проводится согласно приказу Министерства охраны здоровья Украины от 29 ноября 2002 года № 434.
  1. Уровень гармонического и физического развития детей согласно их возрасту.
  1. Определение функционального развития ребенка (использование спец. методов обследования).
  1. Оценка физической подготовленности, что включает определение у детей уровня развития физических данных.

Ошибочный подход к степени развития здоровья ребенка, его физическому развитию, уровню функциональных возможностей может снизить физическую и умственную трудоспособность, уровень здоровья и даже привести к психической травме ребенка.

Перевести ребенка из спецгруппы в подготовительную, а из подготовительной в основную, можно только после медицинского обследования.

После перенесения острых хронических заболеваний, оперативного вмешательства или после травмы, в период реабилитации их зачисляют в спецгруппу для проведения лечебно-физкультурного комплекса.

Особенности организации занятий по физическому воспитанию для разных групп

Высокий или средний уровень гармоничного развития.

2. Функциональные возможности соответствующие возрасту.

3. Отсутствие острых или хронических заболеваний.

4. Физическая подготовка позволяет планировать физическую нагрузку.

5. Сердечнососудистая система нормально реагирует на физическую нагрузку

Физическая подготовка проводится в полном объеме с программой

Рекомендации врача (в зависимости от анатомического строения тела, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей)

1. Возраст, низкий уровень физического развития. Дисгармония развития за счет дефицита массы тела.

2. Физические возможности ниже возрастных норм.

3. Отсутствие острых и хронических заболеваний.

4. Реабилитационный период после острого заболевания.

5. Отставание в физической подготовке.

Постепенное усвоение программного материала проводится за счет исключения некоторых видов физических упражнений.

Нормативы, на основе которых выявляется успешность, разрабатывают преподаватели по физическому воспитанию.

Занятия в основной и подготовительной группах разрешается проводить совместно.

Значительные отклонения постоянного или временного характера, или противопоказания для занятий физи-ческого воспитания.

Физическая подготовка проводится по специальным программам ЛФК.

Занятия проводятся специалистами по ЛФК.

Ориентировочные сроки восстановление занятий физкультурой в основной (подготовительной) группах

Для перевода в основную группу нужно сдать анализы, обратить внимание на сердечно-сосудистую систему

Избегать переохлаждения. Рекомендовать дыхательные упражнения

Обратить внимание на работу сердечно-сосудистой системы

Острое инфекционное заболевание

Занятие начинать только после лабораторных обследований, обследования сердечно-сосудистой системы.

Избегать переохлаждения. Исключить резкие упражнения (резкие повороты, перевороты и т.д.)

Схема визуального обозначения степени утомляемости детей во время физических нагрузок.

Признаки утомляемости и степень

Резкое покраснение или посинение

Затруднена или невозможна

На лице выражено страдание

Обильная, в верхней половине тела

Стекание пота по всему телу.

Сильно ускоренное, рывками через рот

Сильно ускоренное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами

Качание, нетверды шаг

Резкое качание, дрожь в конечностях, вынужденная поза при сидении

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, шум в ушах

Жалобы на плохое самочувствие, боль у правого подреберья, головная боль, тошнота, икота.

Точное исполнение команд

Ошибки при выполнении команд не четкое их выполнение

Выполнение команд нечеткое, вольное

Оценка эффективности физкультурного занятия

Оценку эффективности физкультурного занятия нужно проводить при помощи:

  1. наблюдений и опросов, что позволяет оценить степень развития утомляемости.
  1. хронометражных наблюдений.

В ходе проведения хронометражных наблюдений при помощи секундомера – регистрирую время отдельных видов деятельности во время занятия. При этом, в зависимости от возраста, учитывают, что:

а) вводная часть (3-4 мин.) – это организация детей и подготовка их к занятию;

б) подготовительная часть (4-8 мин) – предназначена для проведения упражнений из общей физической подготовки;

г) заключительная часть (3-4 мин), обеспечивает поступательное движение показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма до исходного уровня (на 2-3 мин после окончания занятия).

Общая плотность занятия

Общая плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении используемого времени занятия к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 90%.

Моторная плотность занятия

Моторная плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении затраченного времени к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 70%

Физиологическая кривая оценки реакции ребенка на физические нагрузки

Оценку реакции ребенка на физические нагрузки во время занятия проводят при помощи построения физиологической кривой.

Для этого измеряют частоту пульса у двух – трех детей перед занятием, после каждой части занятия и в конце занятия. Результаты измерения графически изображают на кривой: по горизонтали – длительность каждой части, по вертикали величина пульса.

При правильном построении занятия и адекватности физической нагрузки возможностям детского организма – физиологическая кривая характеризуется потенциальным увеличением частоты сердечных пульсаций, в вводной и подготовительной части, высоким уровнем (80 – 100% от начального пульса) в основной части, и постепенным уменьшением в заключительной части.

Низкий подъем, и ровный верхний край физиологической кривой показывает недостаточность физической нагрузки. Многоступенчатая кривая показывает о периодах бездеятельности.

Нужно знать, что пульсовая реакция зависит от величины нагрузки и уровня подготовленности ребенка к ним.

Эффективность физического воспитания детей основной и подготовительной группы определяется за динамикой показателей острых заболеваний в течении года, показатели физического развития и гармоничности в результате выполнения контрольных двигательных листов.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

выносливость мышц спины (норм 1 мин)

Динамическая выносливость мышц брюшного пресса

(норма 15-20 раз за 1 мин)

(норма 1 - 1,5 мин)

сила мышц рук (норма 1 мин)

сила мышц ног (норма 1 мин)

И.п. лежа на животе. Туловище поднимается на 30 0 и удерживается в таком положении

И.п. лежа на спине, ноги фиксируются, руки на поясе. Определяется количество переходов из положения лежа в положение сидя

И.п. лежа на спине, руки на поясе. Прямые ноги под углом 45 0 к полу удерживаются на весу

И.п.: стоя, руки впереди. Продержать руки в таком положении

И.п. лежа на спине, ноги разведены, согнуты в тазобедренном суставе и в коленном суставе (угол 90 0 ). Удерживать ноги в этом положении

СРЕДНИЕ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

Жизненная емкость легких (мл)

Сила мышц, правой кисти (кг)

Сила мышц, левой кисти (кг)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

  1. Проба с переменой положения тела (для детей раннего возраста)

Ребенок лежит на кушетке в спокойном состоянии 2-3 минуты, после чего у него определяют частоту сердечных сокращений (по 10-секундным интервалам), измеряют артериальное давление. Затем ребенку предлагают встать и производят те же измерения в вертикальном положении.

  1. Проба Мартинэ-Кушелевского (10-20 приседаний за 15-30 сек).

Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует их движения по глубине и ритму.

После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.

После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10-секундным интервалам до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания.

Контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления и одной из важнейших е функций. Контроль позволяет выявить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных с тем, чтобы обеспечить достижение цели. К. Ю. Белая предлагает рассматривать методическую деятельность с позиции управленческой деятельности, которой присущи такие функций, как: анализ деятельности, планирование, организация, регулирование, коррекция и контроль. Если мы рассмотрим методическую службу, то увидим все названные функции.

В методической деятельности различают три самые распространенные формы контроля : оперативный, тематический и итоговый.

Оперативный контроль – суть его заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, регулировать деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов.

Тематический контроль – главным предметом тематического контроля является система работы с детьми по одному из разделов программы. Результаты контроля тщательно изучаются, анализируются, это позволяет установить причины сложившегося положения дел.

Итоговый контроль проводится по итогам очередного периода

(года, полугодия). Итоговый контроль направлен на изучение различных сторон образовательной деятельности.

Что представляет собой МПК и каковы его критерии.

Организация медико-педагогического контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя. Основная задача МПК – создание условий (режимов) для укрепления здоровья детей, совершенствования физического и нервно-психического развития.

Благодаря организации медико-педагогического контроля можно отследить :

- санитарно-гигиенический режим: температурный режим помещений, режим проветривания, санитарное состояние помещений и участка.

- режим питания: сервировка стола, умение детей пользоваться столовыми приборами, сформированность навыка есть разнообразную пищу.

- режимные моменты в течение дня, такие как: утренняя гимнастика, прогулка, сон, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения. Результаты контроля заносятся в специальные карты, разработанные методистом городской службы В. Н. Зимониной.

Вот, например, как выглядит карта контроля сна, прогулки.

Так же МПК позволяет отслеживать режим двигательной активности детей. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в допустимых пределах.

Двигательная активность может быть как самостоятельной, так и организованной. Основной организованной формой ДА детей в детском саду являются физкультурные занятия.

На физкультурном занятии проводится комплексная оценка двигательной активности ребенка по трем показателям:

продолжительность (время, объем (количество движений, интенсивность – тренирующий эффект занятия.

Продолжительность двигательной активности определяется

методом индивидуального хронометража и позволяет определить общую и моторную плотность занятия (%);

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии и позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени;

Интенсивности двигательной активности определяется методом пульсометрии и позволяет определить тренирующий эффект занятия, т. е. правильное распределение физической нагрузки и реакцию организма на эту нагрузку.

Как оценивать продолжительность занятия (время, затраченное на движения).

Моторная плотность физкультурного занятия рассчитывается по формуле: время, затраченное на движения, делим на продолжительность занятия и х 100. МП грамотно построенного занятия находится в пределах 80-90%.

При этом нужно помнить о том, что в младших возрастных группах элемент обучения является более продолжительным, моторная плотность занятий должна быть не менее 60%.

Общая плотность физкультурного занятия – время, затраченное на обучение: и двигательная активность ребенка, и объяснения воспитателя, показ упражнений, перестроения, расстановка спортивного инвентаря, но при этом исключается время, затраченное на простой детей по вине воспитателя, на восстановление дисциплины.

Чтобы рассчитать общую плотность занятия, нужно полезное время разделить на продолжительность занятия и х на 100.

Общая плотность занятий в зале должна быть не ниже 90-95%, т. е. приближаться к 100%.

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии. Эта методика позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей, она не требует много времени, а используемый в обследовании прибор достаточно прост в употреблении. Шагомер помещается в карман и крепится на поясе ребенка. Количество движений – это и есть показатель объема ДА.

Следующей характеристикой ДА ребенка на физкультурном занятии является интенсивность ДА. Интенсивность – это реакция организма ребенка на физическую нагрузку, основным методом измерения является пульсометрия.

Методика проведения : медсестра при помощи секундомера измеряет ЧСС наблюдаемого ребенка в разные периоды физкультурного занятия (когда) :

после вводной части,

после заключительной части,

в восстановительном периоде в течение 3-5 минут.

Как измеряем: подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин.

Физиологическая кривая. Эти результаты заносятся в специальную таблицу, и на их основе строится физиологическая кривая занятия.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

Тренирующий эффект занятия. Чтобы определить тренирующий эффект занятия, нужно суммировать все показатели и разделить на количество измерений, исключая первый и последний пункт. ТЭ занятия достигается у детей 3-4 лет при ЧСС, равной 130-140 уд/мин., 5-7 лет при ЧСС, равной 140-160 уд/мин.

О характере физической нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. Так, например, при допустимой степени утомления у ребенка наблюдается небольшое покраснение лица, незначительная потливость, дыхание слегка учащенное, движения быстрые, самочувствие хорошее.

При значительной степени утомления эти признаки ярко выражены: резкое покраснение или побледнение лица, выраженная потливость, учащенное дыхание, может наблюдаться одышка и головокружение. В этом случае необходимо ограничить физическую нагрузку на ребенка, дать отдых между упражнениями высокой степени интенсивности.

Если значительные признаки утомления наблюдаются у многих детей, то воспитатель должен задуматься о соответствии физической нагрузки возрасту детей и перестроить занятие.

Медико-педагогический контроль в детском саду будет эффектным и действенным только при условии его систематического осуществления.

План медико-педагогического консилиума План медико-педагогического консилиума на 2013-2014 учебный год. СОДЕРЖАНИЕ СРОК Ответственный I 1Результаты физической подготовленности.

План медико-педагогического-консилиума на 2015–2016 учебный год План работы медико-педагогического консилиума на 2015-16 у. г. октябрь 1 Итоги обследования детей на начало учебного года: антропометрия,.

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Варениковского куста (фотоотчет)

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Варениковского куста (фотоотчет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 станицы Варениковской муниципального образования Крымский район.


ЦИТАТА ДНЯ

"Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем,

а потому, что плохо работаем,

не организовано работаем,

бестолково работаем"

"Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы

не создадите сначала шалунов"

"Смотрите на звезды, а не себе под ноги "

"Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников."

Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог

"Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки"

"Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.. ."

"Не ограничивайте ребенка своими собственными знаниями, ведь он родился в другое время"

Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% - из того, как мы к этому относимся.

Рекомендованные сроки проведения медико-педагогического наблюдения – 1 раз в пол.года, всю группу с пяти лет.

Для проведения МПН выбираются два ребенка произвольно из группы занимающихся: у первого ребенка определяется физиологическая кривая занятия, прирост пульса после разных частей занятия, средний пульс.; у второго ребенка определяется моторная плотность занятия (секундомер с сумматором, реальное движение ребенка).

Наблюдающий внимательно следит за ребенком и засекает только время движения.

Моторная плотность = время движения х 100 : общее время занятия.

Работа по определению физиологической кривой:

  1. Перед занятием определяется исходное ЧСС в покое, далее в ходе занятия определяется ЧСС после вводной части, после основной части (обязательно определяется ЧСС после подвижной игры), после заключительной части, средний уровень ЧСС.

Средний уровень пульса на занятии физического воспитания должен составлять 120-140 уд. в мин. в зависимости от возраста ребенка.

Если средний уровень ЧСС ниже 120 уд.в мин., то нагрузка считается ниже средней и не дает тренирующего эффекта, а дает только поддерживающий эффект.

При ср.ЧСС 120-140 уд.в.мин. достигается тренирующий эффект занятия. Тренирующий эффект обеспечивает развитие функционального состояния организма ребенка от занятия к занятию.

При ср.ЧСС больше 140 уд.в мин. нагрузка выше средней интенсивности это допустимо для спортивных тренировок, но не для физкультурного занятия.

Построение физиологической кривой занятия.

Физиологическая кривая – это графическое изображение изменения ЧСС во время физкультурного занятия.

По вертикальной оси откладывается значения ЧСС (ударов в мин.), причем О точка соответствует исходному ЧСС (10 уд.в мин. одно деление)

По горизонтальной оси откладывается время занятия (цена деления 2 мин).

При правильном построении занятия физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к подвижной игре и снижается от подвижной игры к концу занятия.

На занятии ЛФК и специальных медицинских групп пульсовая кривая имеет несколько вершин.

Прирост ЧСС во время занятия:

- в № прирост ЧСС после ВЧ – 15-20% от исходного;

Длительность занятия в ДОУ составляет в зависимости от возраста

Для определения ЧСС от фактического ЧСС минус исходное = прирост. (исх.ЧСС – 100%; прирост – Х %).

Прирост = ЧСС х 100 : исходн.ЧСС.

Незначительный подъем и плоская форма физиологической кривой говорит о недостаточной нагрузке, а резкий прирост пульса и небольшое его снижение к концу занятия говорит о чрезмерной нагрузке.

Указывать в протоколе наличие упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

После упр. Сопровождавшихся нарушением ритма дыхания, нужно давать дыхательные упражнения для восстановления дыхания.

Дыхательные упражнения не выполняются под счет.

Звуковые дыхательные упр. Полезны, происходит микромассаж бронхов. Очень полезно акцентировать внимание детей в конце занятия на правильную осанку, поправлять и хвалить их.

Читайте также: