Участие родителей в образовательной деятельности доу из опыта работы

Обновлено: 05.07.2024

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс согласно ФГОС ДО

Содержательный раздел Программы должен включать особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (ФГОС ДО 2.11.2 п. в) Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов (ФГОС ДО 2.11.2 вторая часть). Образовательная среда должна создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (ФГОС ДО 3.1).

Должна осуществляться поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (ФГОС ДО 3.2.1).

Организованно взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, и непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС ДО 3.2.5. п.5).

Внедрение новых образовательных стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества. Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия.

Поэтому создание условий и поиск новых форм взаимодействия родителей в рамках образовательной деятельности остаётся на сегодняшний день актуальной.

С целью вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ целенаправленное сотрудничество с родителями проводится нами в следующих направлениях:

изучение семьи, запросов родителей, информирование родителей, консультирование родителей, просвещение и обучение родителей, совместная деятельность детского сада и семьи .

В своей работе мы стараемся использовать разнообразные формы сотрудничества.

Традиционные формы взаимодействия нашего педагогического коллектива с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов родителями воспитанников.

Мы используем наглядно - информационные формы взаимодействия:

Организовываем мастер-классы, в которых родители с интересом принимают участие, а затем дома с детьми изготавливают поделки для групповых выставок. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе.

Ещё одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. При планировании и организации проектов мы стараемся соблюдать следующие правила:

Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов

Правило второе – добровольность и возможность выбора.

Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.

Опыт показывает, что родители с удовольствием принимают участие в праздниках, которые организуются в детском саду и непосредственно в группе. Проведение таких мероприятий способствует более активному включению родителей в жизнь группы и детского сада. Помогает развивать искреннюю заинтересованность поднимает, авторитет семьи, сплачивает, демонстрирует результаты совместной деятельности детей, родителей, педагогов. Одной из современных, удобных, доступных форм является организация сетевого взаимодействия с родителями воспитанников. Сайты ДОУ, собственный сайт. Анкетирование родителей, которое мы проводили в ДОУ показывает, что свыше 80% родителей являются активными участниками различных социальных сетей. Поэтому, организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из неформальных форм работы, показывающая качественные результаты. На сайте ДОУ родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни группы. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родители могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяет достичь высокого качества образования детей, удовлетворить запросы родителей в интересах детей и тем самым создать то самое единое образовательное пространство для ребёнка, посещающего детский сад.

Слайд 1 Включение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность.

Организация работы с родителями воспитанников создается с целью вовлечения их в образовательный процесс и построения единого образовательного пространства и среды развития в совместной деятельности, и общении, обеспечивающих общие подходы к воспитанию, обучению и развитию ребенка.

Взаимодействие детского сада с родителями — актуальная проблема. Родители должны иметь возможность при желании включиться в жизнь детского сада и группы.

В основу включения родителей в образовательную деятельность положено единство взглядов на воспитание детей: руководитель и педагоги детского сада не поучают, а советуют и размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений семьи и педагогов невозможно в рамках закрытой образовательной системы, для этого детский сад является открытой системой.

Немаловажное значение имеет установление контактов с родителями, для этого педагоги детского сада владеют коммуникативными умениями и личностными качествами: вниманием и чуткостью к чужим проблемам, умением слушать других, доброжелательностью, отзывчивостью. Первые контакты — заинтересовать родителей воспитанников деятельностью и показать работу в группе с детьми с привлекательной стороны, представить презентацию разнообразных мероприятий.

Слайд 2. Наши цели взаимодействия с родителями

• поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

• научить их профессионально воспитывать своих детей, обучить их педагогической культуре.

Слайд 3 Из целей вытекают задачи, вы видите на слайде.

1. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы;

3. Общение с родителями позволяет определить семейную обстановку воспитанников;

4. Оказание помощи в виде совета и практической поддержки;

5. Развитие педагогических способностей родителей;

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.

Мы понимаем, что детское образовательное учреждение не способно заменить ребенку семью. Однако оно может и должно обогащать семью ребенка практиками воспитания, которые уже давно опробованы и показали свою эффективность в педагогической дошкольной системе.

Многие родители активны, осознанно подходят к воспитанию своих детей, умеют делать это самостоятельно. Это позволяет вывести отношения с воспитателями на новый уровень, при котором родители проявляют инициативу в поддержании взаимодействия с детским садом.

Первое, что мы сделали – это определили насколько хорошо родители владеют педагогической культурой.

Для этого проводились анкетирование и беседы. После подведения общих итогов включили в годовой план, в котором прописали направления работы и мероприятия.

Включая родителей в образовательную деятельность, старались выстраивать с ними диалог. При этом помнили о том, что нельзя создавать впечатление того, что родители являются учениками. Они должны чувствовать себя партнерами.

Организация дней открытых дверей Слайд 4

Во время, которых родители имеют возможность познакомиться с методами проводимой с детьми работы. Они лучше узнают стиль общения воспитателей с ребятами, сами включаются в групповую жизнь своих детей.

Еще одним направлением работы с родителями является организация досУга, Слайд 5. где родители берут на себя роль героя, радуя своих детей необычным образом.

Совместный театр Слайд 10

Дети могут принести разные материалы для выставки. Например, старые игрушки, красивые старые открытки и многое другое, что сохранилось в семье со старых времен.

Еще одним направлением сотрудничества с родителями является наглядно-информационное: стенгазеты, бюллетени, объявления, специальный родительский уголок, где совместно организуем творческие выставки, выставки фотографий, ретро-открыток.

Экскурсии Слайд 12

Это позволяет закреплять и углублять деловое сотрудничество со взрослыми.

В своей работе стараемся использовать разные формы взаимодействия с родителями : как уже сложившиеся традиционные, так и новые эффективные формы.

Единый педсовет Слайд 14

проводим с целью преемственности детского сада, семьи, и школы, для совместного обсуждения проблем с разных точек зрения. Решаются вопросы профилактики школьной дезадаптации, укрепления сотрудничества, для активного диалога с родителями. Главное – чтобы они соответствовали ожиданиям и интересам семей.

Консультации родителей и беседы с ними Слайд 15

Участие в конференциях и проектах Слайд 16

Взаимодействие детского сада с родителями для — Организации дней добрых дел. Слайд 17

Это форма сотрудничества помогает нам развить теплые отношения с каждым из родителей. Родители участвуют в организации предметного пространства: отремонтировать мебель, привести игрушки в хорошее состояние, принести новую одежду для кукол или сшить костюмы для предстоящих мероприятий, озеленить территорию вокруг детского сада, зимой украсить снежными фигурами, помощь в косметическом ремонте. Существует множество добрый дел, которые могут сделать родители для детского сада, в который ходит их ребенок.

Создание сайта учреждения

К сожалению, ещё есть такие категории родителей, которые думают, что им все должны и обязаны, поэтому нам есть над чем работать и с кем вести диалог. Но тем немение, мы имеем положительное.

В результате, применения в работе ДОУ разных форм по включению родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность вы видите на слайде : Слайд 18

• У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей.

• Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.

• Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

• Повысилась посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.

• Появилось понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.

• Проявился интерес к активному включению в планирование образовательного процесса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 6 муниципального образования

Опыт работы

Горборукова Юлия Геннадьевна

Курмилева Любовь Николаевна

Беловодская Ирина Игоревна

Глава 1 Пояснительная записка ……………………. ………..…. …….3

Глава 2 Методическая разработка ……………………………………..…6

2.1.Формы взаимодействия педагогов с родителями. 7

2.2.Взаимодействие с родителями в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ ……. 7

Список литературы. 13

Пояснительная записка

Принято считать, что именно семья является определяющим фактором влияния на развитие личности ребёнка.

Ясно одно, что без родительского участия эффективность образования и социализации в дошкольном детстве не будет повышаться.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с момента знакомства.

Мы заметили, что не все родители открыто идут на контакт. Изначально не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок спал. ел, не обижал ли кто его и только потом успехами и результатами сына или дочери.

В ходе наблюдения за своими воспитанниками мы увидели, что некоторые дети дошкольного возраста замкнуты, ограничены рамками и раскрываются в общении с детьми и педагогами только тогда, когда речь заходит о своей семье, о любимых семейных праздниках, совместных увлечениях родителей и детей, бабушек и других родственников.

Уже давно известно, что совместное творчество, общение и труд детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий, игровой, трудовой и познавательный процессы стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются их навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал, повышается уверенность, возникает мотивация к успешности. Помимо этого дифференцированная совместная деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение взрослых и детей, родных и близких.

Анализ вышеназванных проблем инициирует педагогов по-новому взглянуть на проблему. Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности всех субъектов дошкольного образования.

Цель. Повысить эффективность участия родительской общественности в воспитательно-образовательном процессе путём внедрения инновационных форм работы с семьями воспитанников.

Задачи: Привлечь внимание родительского сообщества к решению проблем образовательного и воспитательного процесса в ДОУ;

- создать условия для развития партнерских отношений во взаимодействии всех участников воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей ;

- установить партнерские отношения с семьями детей;

- объединить усилия педагогов и родителей для воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов;

- популяризовать и транслировать интересный опыт семейного воспитания в рамках реализации культурных практик, лучших семейных традиций, здорового образа жизни.

Предполагаемый результат

-создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи.

- формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном и воспитательном процессе ДОУ.

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и практической поддержки семьи.

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и образования дошкольников между детским садом, семьей.

Механизм распространения педагогического опыта

- реализация консультации для педагогов в рамках педагогического совета на базе детского сада;

Методическая разработка

Воспитание подрастающего поколения и формирование гражданственности одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом и государством. Педагоги вместе с родителями должны выстраивать свои отношения исключительно на психологии доверия. У родителей должна быть уверенность в том, что его ребёнку, который более 10 часов находится рядом с педагогом, было комфортно, безопасно, интересно и спокойно. И естественно, что любой родитель, забирая домой сына или дочь, хочет увидеть живые и радостные глаза ребёнка. Поэтому педагогу необходимо видеть в своих детях личность, уметь создать условия для проявления индивидуальных способностей ребенка, привлечь к их вниманию родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, профессиональной компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (любовь и доброта к детям, забота и внимание, отзывчивость и коммуникабельность) .

Мы поставили перед собой цель : повысить эффективность взаимодействия родителей и педагогов посредством вовлечения и участия первых в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество и общение между всеми участниками дошкольного образования: детей, педагогов и родителей.

И для реализации поставленной цели наметили следующие задачи :

установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;

создать условия для приобщения родителей к участию в творческой самореализации педагогов, родителей и детей;

3. объединить усилия педагогов и родителей для воспитания детей;

4. создать атмосферу общности интересов.

Формы взаимодействия педагогов с родителями

Педагоги наших детей подготовительной группы ДОО используют широкий спектр стандартных и нестандартных форм работы с семьями воспитанников, но хотелось бы остановиться на инновационных формах взаимодействия:

Посещение воспитанников на дому;

психологические и деловые игры;

интерактивные фото и видео взаимоотчеты педагоги-родители и родители-педагоги по совместным мероприятиям (проекты, исследовательские работы и др.);

конкурсы семейного творчества с детьми;

организация встреч родителей со специалистами ДОУ,

проведение групповых и общесадовых праздников, развлечений,

проведение родительских собраний (встреч) в нетрадиционной форме (дискуссии; деловая игра; мастер-классы) с просмотром видеозаписей групповых мероприятий с детьми, приобщения различных экспертов по заданной теме (медработник, психолог, спасатель, учитель начальных классов и др.)

Взаимодействуя с семьёй мы с педагогами всегда придерживаемся основных принципов:

- стимулирование и поддержка семьи;

- индивидуальный подход к каждой семье.

Взаимодействие педагогов и семьи .

Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждую тематику в группе мы планируем определенные формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Незабываемым этапом привлечения родителей группы является такая форма взаимодействия, как совместная экскурсия в Александровскую крепость нашего города, в районный краеведческий музей, на станцию юннатов в городской парк, в районную детскую библиотеку, где помимо наблюдений и прослушивания информации устраивались весёлые игры, проводились конкурсы загадок и знатоков природы и сказок. Из этих походов дети вместе с родителями возвращаются обогащенными новыми впечатлениями.

Стало традиционным в нашем детском саду, как и во многих других проведение тематических выставок чудесных поделок из природного материала, кулинарных изделий к празднованию Светлой Пасхи, Яблочного Спаса, конкурса по питанию и кулинарного мастерства среди родителей и более старшего поколения бабушек и прабабушек.

Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса.

В день защиты животных совместно с родителями ребята отправились с гостинцами на станцию юннатов через городской парк. Подобная совместная акция надолго запомнилась детям. Теперь некоторые семьи воспитанников, гуляя по городскому парку обязательно вместе посещают станцию животных, чтобы покормить и позаботиться о них, приблизиться к живому и настоящему.

Сегодня педагогами нашей группы активно используется в работе с дошкольниками технология проведения группового сбора. В организации данной технологии первыми нашими участниками стали именно родители. Они поддержали нашу инициативу и откликнулись на предложение сшить своим детям индивидуальные места (подушечки), чтобы им было комфортно и удобно встречать утро во время проведения группового сбора или подводить итог дня (рефлексия) вечером. Кроме того, родителям сегодня доступно знание тематики недели, которая позволяет беспрепятственно включаться в воспитательно-образовательный процесс, вносить конкретные предложения, участвовать и создавать определенные продукты деятельности вместе с детьми (рисунки для выставок, поделки для мини-экспозиций, фото для галереи, проекты и исследовательские работы, атрибуты для театрализованной и игровой деятельности и многое другое). Во время проведения технологии группового сбора мы очень часто привлекаем родителей, желающих помочь советом, либо конкретным поступком или действием.

Мама одной из девочек (медицинский работник) по просьбе педагога во время утреннего сбора детей любезно согласилась дать разъяснение мальчику о том, как плохо грызть ногти и провела небольшой опыт с увеличительным стеклом микроскопа, демонстрируя имеющихся вредных микробов на руках и их негативного воздействия на здоровье человека.

Взаимодействие детей с окружающим миром, педагогами и семьёй имеет по- истине позитивный опыт. Дети могут применить знания и сформировать своё отношение к происходящему, сделать свой выбор, родитель чувствует заинтересованность и собственную значимость в воспитательной жизни детского сообщества, что даёт возможность делиться своим профессиональным опытом.

Учитывая особенности микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников, работников коллектива ДОУ и родителей. Нам удаётся включать элементы кайдзен технологии в воспитательно- образовательный процесс и быт воспитанников и их родителей.

Во время встречи с родительской общественностью мы нашли отклик в большей части родителей в плане поддержки педагогов и детей в реализации и участии в проекте по формированию бережливого мышления у детей. В ходе реализации долгосрочного проекта бережливых технологий мы видим результат совместной работы.

Наши родители должны быть уверенны в добром отношении педагогов к ребенку. И мы со своей стороны, через родительскую почту, и другие формы взаимодействия стараемся учтиво и предельно корректно донести нужную информацию, рассчитывая на понимание и содействие с их стороны. Воспитателю правильно будет искренне поддерживать контакт с семьёй, родитель не должен чувствовать фальшь и равнодушие по отношению к ребенку, только в этом случае у него возникнет настоящее ощущение удовлетворенности воспитательным процессом, чувство сопричастности, родительской ответственности и осознания социальной роли отца и (или) матери.

Организация взаимодействия с семьей – работа сложная и многогранная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется инициативой, толерантностью педагогов и их любовью к детям. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Убеждаясь в заинтересованности родителей жизнью детей, ребята становятся более открытыми, раскрепощёнными, они свободнее общаются не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют. Привлекая внимание родительского сообщества в воспитательно-образовательный процесс, мы стараемся учитывать региональные особенности, социокультурную среду, традиционный и новаторский опыты взаимодействия между нами.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность и включение родителей в непосредственную образовательную деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей, а также семьи между собой. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.

О т участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.

Список литературы

Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Логос, 2010.

Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005 год

Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.

7. Обобщенные инновационные формы родительского собрания в ДОО Галстян Стеллы Гамлетовны, 2016 г. г.Челябинск

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Текст) – 2014 г.

Автор: Панова Людмила Геннадьевна

Населенный пункт: город Никольск

С введением в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

  • взаимодействия ДОУ с родителями являются установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях [2, ч. I п. 1.6 п. п. 9].

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи [1].

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей,
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами была поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запрос и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи [4].

Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт [3].

Непосредственно - образовательная деятельность – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье: помочь в оснащении педагогического процесса.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины, помогли оформить прогулочные участки, принимают участие во всех мероприятиях детского сада и района.

На сегодняшний день в современных условиях для нас остаётся особо значимым воспитание культуры здоровья у детей: осознанного отношения к здоровью, умения его оберегать, поддерживать и сохранять; формирование компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, а также привлечение родителей к решению этой проблемы.

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.

  • с родителями мы организуем экскурсии и походы в лес. У них появляется возможность побыть с ребёнком в необычной среде, завлечь, заинтересовать личным примером. Поход заключается не только в посещении леса и знакомства с окружающей природой, но и в знакомстве с приготовлением пищи на костре, такой как брусничный чай из самовара и печеной картошки. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.

Ближние и дальние прогулки, походы, экскурсии расширяют кругозор ребенка, воспитывают любовь к природе и родному краю, укрепляют здоровье ребенка, развивают его физические силы, стимулируют находчивость и смекалку.

Дискуссию по проблеме умственного воспитания детей хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. В нашей группе проводила беседу бабушка одного из воспитанников – Крюкова Валентина Васильевна, которая является педагогом с большим стажем. Она подробно познакомила, какие программы в школе существуют или как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к школе , ответив на вопросы каждого из родителей.

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско- родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помочь родителям не допустить ошибок в нелегком труде - в воспитании детей.

Список использованной литературы

1.Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .

3.Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с

Читайте также: