Убиты под москвой план урока
Обновлено: 18.05.2024
Слово подготовленному учащемуся. Рассказ о жизни и творчестве К. Воробьёва
Пересказ краткого содержания повести учащимся.
- Кремлёвские курсанты. Кто они такие? Сколько их в повести?
- Кому они стараются подражать? Кто был предметом их восхищения и преклонения? (стр 67)
- Куда идут курсанты? Какова их задача? Чем они вооружены?
- Каким курсанты видят мир? О чём думают? О чём мечтают?
- Расскажите о том, как окопались курсанты, прибыв на место назначения?
- Курсанты ждут немцев с запада. Кто вместо них появляется? (чтение стр 78)
- Почему капитан Рюмин не хочет, чтобы бойцы знали об этом?
- Потом появляется ещё один солдат, лет под 40. (стр 83) Солдат не прочь остаться воевать с курсантами, но его отправляют в тыл. Почему?
- Как начинается бой? Что могут сделать солдаты с винтовкой, гранатой и бутылками с зажигательной смесью против миномётов?
- Что чувствует Алексей Ястребов во время обстрела?
- Капитан Рюмин - кадровый военный - понимает, что они в окружении. Какое решение он принимает? Зачем понадобился ему бой с мотомехбатальоном противника? Ведь они обречены и гибель их неизбежна?
- Каковы результаты боя? Как меняется настроение солдат?
- Как погибли остальные солдаты?
- Алексей Ястребов и боец из третьего взвода спасаются в яме под деревом. Это трусость, дезертирство?
- Почему он кончает жизнь самоубийством? (Берёт вину на себя)
- Расскажите о подвиге лейтенанта Ястребова. О чём он думает в это время?
- Понравился ли вам Алексей Ястребов? Какие его мысли и чувства вам близки? Каков был его духовный рост?
- Кто виноват в гибели 239 курсантов?
Повесть, написанная в 1963 году, предупреждает: такого не должно быть. Но и сейчас льётся кровь русских солдат. Почему?
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Методическая разработка урока литературы
ЦЕЛЬ: исследовать тему войны через призму событий, произошедших в жизни автора, показать гуманистическую ценность человеческой жизни и смерти героев повести;
совершенствовать работу над выполнением письменного ответа на проблемный вопрос;
формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого Родины и старшего поколения.
ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – семинар.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, работа над текстом повести; диалогический, исследовательский.
ЭПИГРАФ: Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война святее нету слова…
Всех в обойму единую втисни,
Остриги под гребенку одну.
Мы писали о жизни, о жизни,
Неделимой на мир и войну. А. Межиров
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: оксюморон, рецензия, метафора.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I . Оргмомент.
Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
Актуализация знаний на основе просмотра презентации, выполненной учащимся (индивидуальная работа).
III . Изучение нового материала на основе самостоятельной работы учащихся и опережающих заданий по теме урока
А. Вступительное слово преподавателя.
Учащаяся читает строки А. Твардовского, взятые к эпиграфу.
б) капитан Рюмин: внешность, поведение, отношение к службе;
в) командир взвода Алексей Ястребов;
г) осознание необходимости войны как части общей жизни.
2. Выбрать по тексту повести эпизоды, характеризующие кремлевских курсантов, их поступки, взаимоотношения друг с другом (1 – 3 гл.) - групповые задания:
а) Каков капитан Рюмин? Что привлекает вас в изображении капитана? Как показан командир роты Рюмин в начале и в финале повести? О чем знает капитан, что пока неизвестно его курсантам?
б) Как показан Алексей Ястребов? Почему война не воспринимается командиром взвода как реальность?
в) В какой момент происходит смена исторической роли командира взвода в финале повести?
Роль природы в раскрытии основного содержания повести.
1. Какую роль в повести играют описания природы?
2. Найти и выписать на карточки описания природы (индив. задания). Как они характеризуют жизнь на войне?
Безысходность и гибельное положение роты.
1. В чем смысл гибели роты? Как автор показывает это событие?
2. По тексту повести найти отрывки, свидетельствующие о безысходности и гибельном положении роты – работа с центральной главой 7 (с. 153).
Прощение как высшее чувство, которое способна пережить по отношению к смерти жизнь.
1. Как поступает командир взвода Ястребов и другие бойцы? Почему они простили своего капитана?
2. На основе карточки-информатора показать великую силу умения прощать, даже если для этого нет никакой возможности (индив. задания).
1.Докажите на основе текста, что стоит за словами генерала Переверзева, что происходит в момент последней схватки Алексея с фашистским танком.
2. Прочитайте последнюю главу повести.
Самоубийство капитана Рюмина – это искупление вины перед невинно убиенными курсантами.
1. В чем смысл гибели капитана Рюмина?
Метод исследования в технологии личностно-ориентированного обучения
Нужна ли нам правда о войне? (презентация проекта)
Как вы понимаете такие понятия как долг, воинский долг? В чем состоит их отличие?
В чем состоит смысл гибели роты кремлевских курсантов в повести
Почему капитан Рюмин скрыл от курсантов истинную правду об окружении роты и покончил жизнь самоубийством?
Как поступает командир взвода Алексей Ястребов и другие курсанты? Почему они простили своего капитана?
Как история бесславной гибели роты кремлевских курсантов повлияла на ваши знания об истории битвы под Москвой?
Родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Медведенского района курской губернии. Его отец Дмитрий Матвеевич Воробьев в 1916 году ушел на войну, попал в плен, и 5 лет от него не было вестей. В этот период у Марины Ивановны родился сын (Письменов). Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. С 1935 года – селькор районной газеты, увлекался историей. В октябре 1938 года призван на действительную службу в Красную Армию, с декабря 1940 года – литературный редактор газеты Военной Академии им. М.В. Фрунзе, откуда получил направление на учебу в Кремлевское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 года попал на фронт, в декабре под Клином – в плен. Рота была почти полностью уничтожена.
Умер К.Д. Воробьев 2 марта 1975 года.
2. Командир роты капитан Рюмин.
3. Изменение роли капитана Рюмина
а) Совершается процесс превращения войны из войны таких специалистов, как Рюмин, с их парадным великолепием, с холодным профессионализмом, в войну народную, свирепую и беспощадную. Фантастическое решение Рюмина атаковать деревню ночью и затем идти назад к своим родилась в сложном состоянии:
страха за несанкционированный, преждевременный отход, боязни объяснений;
нелепого упования на чудо;
какого-то неестественного романтического ультрагероизма (приказал в упор расстреливать отступающих в лесу голых фашистов).
б) Скрытый спор Рюмина и Ястребова происходит в момент, когда капитан утратил всякую способность сопротивляться бессмысленному безумию уничтожения роты. Свершается смена лидеров, стержневых людей роты.
в) Кульминационные сцены повести:
- вторая связана с Ястребовым, предшествует его первой трудной осознанной победе (с. 171, 174).
4. Командир взвода Алексей Ястребов.
а) Командир взвода лейтенант Алексей Ястребов не верит в то, что произведен в лейтенанты и назначен на должность командира взвода (с. 128). Природа человека противостоит реальности войны.
7. Глава 10. Усталость физическая и усталость души.
Впервые судьба каждого курсанта и всей роты предстает перед капитаном Рюминым средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой (с.152).
IV . Работа над понятиями: оксюморон, метафора.
V . Роль природы в раскрытии основного содержания повести.
VI . Подготовительная работа по выполнению рецензии на прочитанное произведение.
А) План рецензии.
Произведение рассматривается в контексте современной жизни и современного литературного процесса.
Четко указывать выходные данные рассматриваемого произведения.
Значительное место должно быть уделено изложению содержания:
а) основные идейные линии произведения;
б) необычность изложения материала или событий;
в) особенность стиля автора;
г) анализ самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии;
д) субъективная оценка произведения, составляющая основную часть любой рецензии (собственное мнение).
Урок посвящен изучению биографии писателя К. Воробьева и анализу судьбы солдата на войне через повести автора.
Описание разработки
Цель:
Продолжать работу по анализу художественного произведения, вызвать интерес к творчеству К. Воробьева;
Развивать мыслительные способности учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; навыки написания сочинения-рассуждения по данному тезису;
Воспитать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитать в человеке гражданина, воспитать чувства ответственности перед теми, кто сложил голову в годы Великой Отечественной войны за счастье будущего поколения.
Оборудование: портрет, тексты, мультимедийный проектор, видеокадры, эпиграф к уроку:
Эпиграф к уроку:
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Немало лет прошло с тех пор, как началась Великая Отечественная война. С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года, тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву.
Мы сегодня урок посвятим героям-солдатам, защитникам Москвы. Этой победе 70 лет. Чтобы ясно представить ожесточенные бои под Москвой, обратимся к истории, посмотрим кадры документального фильма. Видео "Великая Отечественная"
Известный русский писатель К. Воробьев в числе Кремлевских курсантов воевал под Москвой и попал в плен. О тех годах он написал свои автобиографические произведения "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!".
Класс будет работать в две группы. 1 группа собирала биографические справки писателя К. Воробьева, 2 группа расскажет о судьбе солдата на войне через повести К. Воробьева "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи". Цель урока: Продолжать работу по анализу художественного произведения, готовиться к сочинению-рассуждению по тезису "Они не убиты под Москвой".
Работу на уроке организуем по плану:
2. Невероятная явь войны:
3. Послевоенные испытания.
4. Честь и слава
Учитель В русской литературе, одной из самых богатых и славных литератур мира, в созвездии блестящих имён, горит своим особенным и мягким светом, "дрожа насквозь, как самоцветный камень", звезда Константина Дмитриевича Воробьёва. Кто он, прожил какую жизнь? Беседу начинаем с первой группы.
Приложение 2 слайд
К. Воробьев родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье - у Воробьёва было 5 сестер и брат. Отца своего Воробьёва не знал. В деревне считали его сыном белого офицера.
Отчим, вернувшись после Первой мировой войны из германского плена, усыновил Воробьёва. Окончив сельскую школу, Воробьёв поступил в Мичуринский сельхозтехникум, но через 3 недели вернулся в село.
Окончил курсы киномехаников, полгода ездил с кинопередвижкой по окрестным деревням. В 1935 Воробьёв стал селькором районной газеты и даже некоторое время работал в ней литературным инструктором.
Но вскоре Воробьёва уволили из редакции "за преклонение перед царской армией". Поводом для увольнения стало увлечение Воробьёва историей Отечественной войны 1812 года. После увольнения Воробьёв уехал в Москву к сестре.
В Москве работал ответственным секретарем редакции фабричной газеты, окончил вечернюю школу. В октябре 1938года Воробьёв был призван в армию. Служил в частях, расположенных в Западной Белоруссии; в 1939 работал в редакции военной газеты.
В декабре 1940года Воробьёв, возвратившись из армии, работал в редакции газеты Военной академии им. Фрунзе. Оттуда его направили на учебу в военное училище им. Верховного Совета РСФСР. Так завершается довоенная биография К. Воробьева.
II. Невероятная явь войны.
Учитель Жизнь не всегда идет так, как мы хотим. Человека больше ждут испытания, страдания и горе, чем радость. Именно таким испытанием для сороковых и роковых была война. Слово продолжает 1 группа. Как проявил себя К. Воробьев, как защитник Москвы?
3 слайд - 4 слайд
В 1940 году К. Воробьев был направлен на учебу в Высшее пехотное училище. В октябре 1941 года рота кремлевских курсантов ушла на фронт, и Воробьев был в ее составе. В декабре под Клином рота почти полностью была уничтожена, а он попал в плен.
По словам жены Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Этот начальный период войны, самый тяжелый, кровопролитный, беспомощный, К. Воробьев изобразил в повести "Убиты под Москвой".
Она была напечатана по рекомендации А. Твардовского в журнале "Новый мир" как значительное произведение о войне и оказалась в судьбе писателя роковой, так как критика заклеймила имя его на долгие годы, назвав произведение клеветническим и лживым, а писателя злостным исказителем исторической правды.
Учитель В своих роизведениях К. Воробьев показывает, что чудес не бывает, на войне в человеке проявляется то, что он накопил себе в мирной жизни. Герой многих произведений К. Воробьева - его ровесник, наделенный автобиографическими. чертами. Обратимся к произведениям К. Воробьева. Какую невероятную явь войны он показывает в своих произведениях?
Весь материал - в архиве.
-75%
Урок литературы в 11 классе "Невероятная явь войны" (по повести К.Д.Воробьёва "Убиты под Москвой". Цель: подготовить учащихся к восприятию произведений К.Д.Воробьёва, вызвать интерес к его творчеству; развивать мыслительные способности учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; воспитывать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитывать в обучающихся патриотизм, чувство гордости за свой народ. Учить чувствовать себя Гражданином своей Родины.
Оборудование: портрет, выставка книг о войне, тексты, мультимедийный проектор, песни военных лет, видеокадры
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Рабочие программы |
Класс: | 11 класс |
Автор: | Маслова Валентина Григорьевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 22.19 Kb |
Урок литературы в 11 классе
Невероятная явь войны
Цель: подготовить учащихся к восприятию произведений К. Воробьева,
вызвать интерес к его творчеству; развивать мыслительные способности
учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; воспитать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитать в человеке Гражданина.
Оборудование: портрет, выставка книг о войне, тексты, мультимедийный
проектор, песни военных лет, видеокадры, эпиграф к уроку:
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
I. Вступительное слово учителя.
На предыдущем уроке мы с вами говорили о поэзии военных лет. Но тема войны отражается не только в поэзии, но и в прозе. Война и гуманизм, святая ненависть к врагу и сострадание, элементарная человеческая жалость.… В современной русской литературе достаточно произведений, в которых решается проблема нравственного выбора: например, проза Константина Воробьева, Василя Быкова, Виктора Астафьева, В. Кондратьева и др. Сегодня для обсуждения мы взяли прозу К. Воробьева.
(объявляется тема и эпиграф) (на экране)
Художественные и человеческие вершины, которых достиг Л.Н.Толстой в изображении войны, близки и современному писателю К. Воробьеву. Он также показывает страшную сторону войны.
(слайд 2.) Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…
Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженным, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтоб сказать об том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.
Воробьев попал в Москву. Сначала устроился на работу, потом был зачислен в роту кремлевских курсантов (помог ему в этом его рост – 1 м 83 см)
Началась война, и в октябре 1941 года лейтенант Воробьев ушел на фронт, который к тому времени приблизился к Москве. Продвигаясь к передовой, рота Воробьева, вооруженная винтовками образца 1893 года и бутылками с зажигательной смесью, встретилась с подразделением войск НКВД. Почти вся рота Воробьева была уничтожена в первом же бою, а оставшиеся в живых разбрелись по окрестным лесам. Большинство попало в плен. Среди них был и К. Воробьев.
События эти происходили под Клином. Бои под Москвой, ранение, плен, голод, тиф, множество попыток бежать, побег, партизанская война в тылу у немцев, в Литве, соединение со своими, сталинский лагерь – всё это пережито Воробьевым, а затем воплотилось в его литературном творчестве.
Скончался Константин Воробьев в Вильнюсе в 1975 году. Сейчас прах его возвращен на родину, в Курск.
(слайд 5 – о премии Солженицына)
- Какие произведения Воробьева вам известны?
(Слайд 7 – война). В основе сюжета повести – один военный эпизод; события происходят в самом начале войны , поздней осенью 1941 года, под Москвой. Это время, когда немцы стремительно наступают, а советская армия отступает, и в направлении от западных границ СССР к центру России иногда целые дивизии или полки, иногда роты или взводы попадают в окружение.
(слайд 8, 9 – просмотр докум. кадров военных лет)
- Что вы можете сказать об участниках этих событий? Кто они, эти герои?
Кому подражают курсанты, кто является для них кумиром и идеалом?
-Что происходит с курсантами на фронте? (Они попадают в окружение)- Что предпринимает капитан Рюмин?
- Что произошло с Рюминым?
-Как он умирает? Кто был в момент смерти с ним? (с. 18)
-Какие перемены произошли в Алексее после смерти Рюмина? Как
раскрывается в этом отрывке внутреннее состояние Алексея? Прочитайте этот отрывок в тексте.
- Как показывает автор психологию Алексея?
Все поступки героя тонко обоснованы психологически. И первый неудачный приказ молодого командира обстрелять разведчиков противника; и то. Как он отдает приказы – волнуясь; и то, что во время обстрела ему страшно отпустить от себя человека более опытного – политрука Анисимова. В течение пяти суток разворачивается действие повести. За это время Алексей учится принимать решения и брать на себя ответственность. За такое короткое время её действия сознание героя меняется.
- И всё же, многое, очевидное для капитана Рюмина, для него так и останется неясным. Курсанты не обеспечены в полной мере боеприпасами, их не прикрывает артиллерия. Их жизни мог спасти своевременно выполненный приказ отступать, но такой приказ передан из штаба не по форме: устно, через связного, его передал неизвестный Рюмину майор. Эта халатность предрешает исход: приказ следует перепроверить. В результате он не выполняется своевременно – курсанты окружены и гибнут. Это первая причина гибели роты.
Рюмин слепо верит в то, что всё произойдет так, как он предполагает. Он ведет свою роту в бой впервые, прямо с учебных занятий. Как подсказывает ему теоретическое знание, враг может прийти только с запада, а тот приходит с востока. Слепая вера, расчет, основанный на сугубо теоретических представлениях, становятся порой причиной гибели роты. Поэтому он чувствует свою вину и кончает собой.
-Немного отдохнули, а теперь работаем дальше. Что же было главным, что
Алексей Ястребов увидел на фронте? (смерть) Чью смерть? Как автор изображает бой с танками? Перескажите этот эпизод.
Вывод. Алексей на пределе сил вступает в единоборство с фашистскими танками и побеждает, и идет, постепенно забирая на восток. Что он чувствует при этом? (1 вариант повести)
- Каким был путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти?
Герои повести так молоды! Так неистребима в них жажда жизни.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также: