Административное право как наука кратко

Обновлено: 03.07.2024

Принято выделять общественные (гуманитарные) науки, включая философию, культурологию, социологию, историю, политологию, экономическую теорию, юриспруденцию и т.д., естественные науки, включая астрономию, математику, физику и химию и т. д., а также технические науки, в том числе механику, технологию металлов, гидравлику и др.

Существует определенная классификация юридических наук:

  • историко-теоретические, включая теорию государства и права, историю политических и правовых учений и др.;
  • отраслевые науки, включая трудовое, уголовное, конституционное и другие виды права;
  • прикладные науки, включающие криминологию и криминалистику, судебную бухгалтерию и медицину, юридическую психологию и др.;
  • международные науки, включающие международное частное и публичное право;
  • науки, изучающие зарубежное государство и право, включая римское право, историю государства и права зарубежных государств, конституционное право зарубежных государств.

Понятие и предмет административного права

Административное право как наука (административно-правовая доктрина) является составной частью российской правовой науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, основных знаний и теоретических положений, касающихся отрасли административного права и предмета его регулирования.

В качестве предмета административного права выступают общие закономерности развития и действия государственного управления, включая перспективы и развитие административного законодательства.

В состав элементов предмета можно включить:

  • административное право в качестве отрасли (административное правовое законодательство);
  • закономерности появления, совершенствования и работы государственного управления;
  • систему административно-правовых понятий и категорий (понятийный аппарат);
  • историю развития науки;
  • правоприменительную практику субъектов;
  • зарубежное административное право в качестве сравнительного правоведения;
  • прогнозы и рекомендации в области совершенствования науки.

Методы и функции административного права

Методы рассматриваемой науки классифицируются общенаучные (используют все науки) и частнонаучные (используются конкретной наукой).

В состав общенаучных методов можно включить:

  • диалектику как метод познания явлений действительности, связанных и развивающихся;
  • анализ, представляющий собой идеальное или реальное разделение объекта на несколько частей;
  • синтез представляет метод, обратный анализу (производится соединение элементов в одно целое);
  • аналогия заключается в правдоподобном вероятном заключении о сходстве двух предметов в рамках определенного признака (в основе лежит установление сходства в прочих признаках);
  • дедукция представлена методом познания, ведущим от общего к частному;
  • индукция – это метод познания от отдельного, особенного к общему, закономерному и др.

Среди частнонаучных методов необходимо выделить:

Методика представляет собой совокупность приемов, средств, способов исследования, используемых для определенного объекта государственного управления.

Методика позволяет достичь цели, поставленные в ходе познания, при этом ошибки в выборе средств способны привести к искажению получаемых результатов.

Рассмотрим функции, выполняемые наукой:

  • познавательная (эвристическая), состоящая в познании и констатации административных явлений в праве;
  • интерпретационная (объяснительная), состоящая в разъяснении сути административных явлений;
  • методологическая, заключающаяся в поиске конкретных инструментов, с помощью которых происходит исследование административно-правовой действительности;
  • организационно-управленческая (административно-правовые институты и нормы подвергаются механизму преобразования, укрепляется законность);
  • идеологическая (формирование обобщенных взглядов на административное право, исполнительную власть, управление в стране, что ведет к росту общественного и гражданского правового сознания);

прогностическая (предвидение направления и изменений управленческих отношений).

АП как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, адм-х взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере гос-го управления (ИВ), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях, реформировании и тенденциях развития адм-го законодательства, принципах АП, истории и перспективах развития, зарубежном АП.

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: общей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего АП. Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее АП.

В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на общую (правовые источники, сущность, значение и положение управления внутри гос-й деятельности, субъекты АП, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, социальное, финансовое и налоговое право и др.) части.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере гос-го управления, применения норм АП, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество самих органов гос-го управления.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем АП, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование гос-й управленческой деятельности.

Теоретической основой науки АП служат другие науки (философия, наука социального и гос-го управления, общая ТГП, политология и социология), научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки АП имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и административного правотворчества ОИВ (например, постановления о системе ОИВ и их структуре).

Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности гос-х и мун-х органов (адм-й практики), без проведения соц-х исследований в сфере организации и функционирования ИВ, гос-го управления и гос-х служащих.

Система науки АП обусловлена системой АП, его структурой, совокупностью правовых институтов, подотраслей АП, норм и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли АП характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой АП, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

АП как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, адм-х взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере гос-го управления (ИВ), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях, реформировании и тенденциях развития адм-го законодательства, принципах АП, истории и перспективах развития, зарубежном АП.

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: общей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего АП. Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее АП.

В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на общую (правовые источники, сущность, значение и положение управления внутри гос-й деятельности, субъекты АП, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, социальное, финансовое и налоговое право и др.) части.




Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере гос-го управления, применения норм АП, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество самих органов гос-го управления.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем АП, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование гос-й управленческой деятельности.

Теоретической основой науки АП служат другие науки (философия, наука социального и гос-го управления, общая ТГП, политология и социология), научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки АП имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и административного правотворчества ОИВ (например, постановления о системе ОИВ и их структуре).

Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности гос-х и мун-х органов (адм-й практики), без проведения соц-х исследований в сфере организации и функционирования ИВ, гос-го управления и гос-х служащих.

Система науки АП обусловлена системой АП, его структурой, совокупностью правовых институтов, подотраслей АП, норм и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли АП характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой АП, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно- управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права.

В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на Общую (правовые источники, место, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и Особенную (публичная служба, полицейское право, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право зашиты окружающей природной среды) части.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.

Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и пр.) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного права способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

Система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Читайте также: