Каковы функции профессиональной деятельности кратко
Обновлено: 06.07.2024
Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность мржно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.
П
Основные функции профессиональной деятельности
рофессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:
Материальных и духовных благ
Получение средств для жизни человека и общества
Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих
Преобразование окружающей среды
Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.
Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).
Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).
В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.
Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.
Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.
Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности, ее дифференциация по социальным функциям.
В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).
В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как надолго других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.
Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.
Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.
Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.
В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:
Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.
Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.
Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).
Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).
Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.)
Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).
Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).
Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:
зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
межхозяйственная — создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т.п.);
• внутриотраслевая — разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
скачать
Профессионализация — это процесс становления профессионала. Этот процесс включает:
-выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей;
-освоение правил и норм профессии;
-формирование и осознание себя как профессионала;
-развитие своей личности средствами профессии.
Исследование и преобразование окружающей действительности:
-создание духовных и материальных благ и ценностей;
-содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих;
-получение средств для жизни человека и общества;
-разработка теоретических положений в прикладных сферах экономики.
Реализация принципов и приоритетов государственной политики:
Функции профессиональной деятельности | Суть функций |
1. |
Профессиональная деятельность
Рассказ учителя
В соответствии с разделением общественного труда экономика включает в себя две крупные сферы деятельности: производственную (сферу материального производства) и непроизводственную.
К сфере материального производства относятся все отрасли, производящие или доводящие до потребителей материальные блага. В промышленности, сельском хозяйстве, строительстве создаются необходимые для общества средства производства (материалы, машины, сооружения и т. п.) и предметы потребления (продукты, одежда, обувь и т. п.). Грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовка и сбыт также относятся к сфере материального производства, т. к. они способствуют созданию продукции и обеспечивают ее реализацию.
Работа в малых группах
Учитель организует обсуждение результатов работы в малых группах.
Рассказ учителя
Непроизводственная сфера | Примеры |
Здравоохранение, социальное обеспечение | Больницы, клиники, поликлиники, родильные дома, пенсионный фонд И Т. П. |
(Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое облуживание | Жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ), химчистка, 1 ателье по пошиву одежды, мастерские по ремонту обуви, I бытовой техники и т. п., общепит (кафе, рестораны и т. п.); |
Просвещение, культура, искусство, наука | Школы, ВУЗы, колледжи, научно-исследовательские инсти-1 туты, проектные организации, театры, кинотеатры и т. п. ; |
Пассажирский транспорт | Городской транспорт (трамвай, троллейбус, метро, автобус), железнодорожный транспорт, самолет, водный ; транспорт и т. п. 1 |
Связь | Передача информации (почта, телефон, радио, Интернет, ; телевидение, телеграф) 1 |
Органы управления, кредитования и страхования | Районные, городские, областные органы управления, бан- 1 ки, страховые компании, органы правопорядка (милиция, 1 прокуратура, судебные органы) | |
К непроизводственной сфере относятся отрасли, осуществляющие медицинское, культурно-бытовое обслуживание населения, управление, планирование и другие общественные функции. Эта сфера оказывает огромное влияние на улучшение условий труда, быта людей, повышение жизненного уровня.
Работа в малых группах
Учитель организует обсуждение результатов работы в малых группах.
Рассказ учителя
— Приведите примеры исчезнувших профессий. Назовите профессии, которые появились сравнительно недавно.
Классифицировать профессии можно по разным признакам (по первой букве названия, принадлежности к отрасли хозяйства и т. д.). Но молодые люди, стоящие перед выбором профессии, не всегда точно знают название интересующей их профессии. Наиболее удобной является классификация, которая построена на признаках, определяемых личными качествами человека (способностями, состоянием здоровья, личным жизненным опытом и т. п.). При такой классификации профессии объединяют по типам (в зависимости от объекта или предмета труда), классам (в зависимости от цели труд!5), группам (в зависимости от условий
А. В зависимости от объекта или предмета труда, от того, с чем или с кем работает человек, все профессии разделяют на пять типов.
Задание.Определите, к какому типу относится профессия ваших родителей.
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||
План 1. Профессиональная деятельность и ее виды 2. Становление профессиональной деятельности 3. Ценности профессиональной деятельности
|