У кого поселяются аисты краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Методическая цель: развитие творческих способностей учащихся в процессе литературного образования.

Форма: урок – размышление.

Дидактическое оборудование: портрет писателя, вопросы - задания для анализа текста рассказа, аудиозапись, рисунки учеников, обложка книги, творческие работы.

Предварительная работа

План-конспект урока

Слово учителя

Готовясь к уроку, вы искали сведения о писателе. Поделитесь своими находками.

Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живёшь на земле.
Н. Водневский

Целеполагание

Посмотрите на тему урока, прочитайте внимательно эпиграф, прокомментируйте его. Послушайте стихотворение А. Дементьева, которое тоже может служить эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.

Словарно-лексическая работа

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

- Ребята, а вам приходилось быть милосердными? Были ли в вашей ещё достаточно короткой жизни случаи, когда вы кому-нибудь помогли? Прочитайте ваши рассказы из жизни.

Работа над текстом рассказа

1. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?

3. О чём этот рассказ? (О дружбе Костика и Кольки, о родстве всего живущего на земле, о доброте человеческого сердца.)

4. Почему Костику так хотелось, чтобы у их дома поселились аисты? (Костик добрый, любит животных, но кошку или собаку завести нельзя, потому что нечем кормить, а аисты сами прокормятся.)

6. А как живется семье Костика? Зачитайте.

8. Какими были отношения Костика и Кольки? Найдите в тексте и зачитайте.

10. Кто виноват в гибели аиста? (Бабка.)

11. Какой была жизнь бабки? Можно ли с категоричностью утверждать, что бабка –злой, плохой человек? (Трудной. Нет. Сочувствуем ей.)

12. Костик. Какой он? (Добрый.) Как вы думаете, каким человеком он вырастет? Зачитайте конец рассказа.

13. Зачем, по-вашему, небольшое по объему произведение автор разбил на пять главок? Как вы озаглавили их? (Такое деление делает небольшой рассказ очень объёмным по событийному и эмоциональному содержанию. Рассказ вместил в себя долгую, печальную историю Костика, Кольки, бабки. Каждая из главок – этап в развитии сюжета, в ней доминирует своя, особая интонация, определяемая происходящими событиями. Весь рассказ написан очень короткими, оборванными фразами. Эта особенность помогает передать естественность разговорной речи, взволнованность Костика, придаёт психологическую достоверность рассказу в рассказе.)

Проверка творческого задания: защита рисунков.

15. Что автор хотел нам сказать своим рассказом, в чём убедить? (Нелегка жизнь всего живого на земле. Мы должны быть добрыми.)

- Что же за человек – писатель К. Воробьёв и что он поведал миру?

Слово учителя

Будьте добрыми, Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.

Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.

Наблюдая за своими сверстниками, Костя Мухин замечал, что у каждого из них уже есть какая-либо живность. Юноша тоже хотел себе живность, но реализации желания мешала его бабушка.

За минуту

Костя Мухин очень сильно хотел себе завести домашнее животное. Хоть какое-нибудь. Но преградой для юнца становилась его бабушка, приходящаяся мамой его отцу. Суровый нрав не позволял мальчику завести дома очередное домашнее животное. Другим фактором становился внешний вид пенсионерки, из-за которого при её появлении разлетались даже голуби.

Костик облюбовал один дуб, который уже давно числиться, как собственность местного колхоза. Однако тот хотел обзавестись собственными питомцами. Настолько, что тот создавал оптимальные условия для того, чтобы именно на этом дубе себе свили гнездо грачи, которых он мог бы подкармливать и ухаживать за ними. Ради этого он собирал хворост с куриными пёрышками, но птицы всё равно предпочитали садиться на другие деревья, чем на этот дуб.

Недавно этот дуб сломался. Когда юнец увидел сломанное дерево, тот окончательно отчаялся. Ведь теперь никому это дерево точно не будет нужно. Другого мнения были аисты, которые приземлились на один из обломков.

У кого поселяются аисты. Воробьев. Краткое содержание.

Краткое содержание "У кого поселяются аисты" Воробьева.

Невероятно трогательный и трагический рассказ "У кого поселяются аисты" Воробьева о дружбе мальчика Костика Мухина и аиста Кольки.

Краткое содержание можно написать так:

  1. Костик Мухин очень любил птиц и часто ходил к дубу в надежде, что они там есть.
  2. Буря сломала дуб, он стоял сиротливо.
  3. Через какое-то время к нему прилетели аисты, самцу дуб понравился, он начал мастерить гнездо, самка же никакне хотела там жить.
  4. Костик взял колесо и водрузил его на дуб, чтоб было основание у гнезда.
  5. Семья аистов поселилась на дубе, снесла яйцо, но самка погибла, запутавшись в электропроводах.
  6. Аист горевал на болоте, но смог найти себе новую пару.
  7. Аисты снесли еще три яйца и вывели 4 птенцов, но новая мама невзлюбила первого птенца от погибшей птицы и всячески его обижала.
  8. Костик очень сдружился с аистом, нарек его Колькой, потому что тот хромал.
  9. Мальчик сдружился с птицей, очень тосковал, когда аист решил улететь.
  10. Колька вскоре вернулся с выбитым глазом, он остался зимовать в доме у Костика и его бабки.
  11. Бабка не любила аиста, ей дороже были поросенок и курица.
  12. Однажды зимой Костик увидел аиста в снегу возле школы, это бабка выгнла его на снег из-за того, что тот ее клюнул.
  13. Птица замерзла, Костик принес мертвого аиста на плече.
  14. Он рассказывал эту историю своему другу и горько плакал.


Сказка про водяных Карела Чапека немного необычная. Это разговоры и воспоминания водяных о том, какая прежде была жизнь. Вот ее краткое содержание:

Водяные обитают повсюду, они настоящие. Один даже зуб приходил вырывать, расплатился за услугу форелью. Многие из водяных живут под мельницей, имеют коней: кто больше, кто меньше. Оттого мельница и работает.

Когда бывает паводок, 1-2 раза за год водяные собираются на конференцию - поговорить. На этот раз они обсуждали, что многие водяные сменили профессию. Их работа обязательно должна быть как-то связана с водой, поэтому они то водопроводы чинят, то минеральную воду продают. Подойдет им работа проводника или на заводе - тут тоже "вод" есть.

Вспоминали водяные, как вода была немая. Говорить ее (журчать, реветь, бурлить) научил Арин - его песня проходила сквозь воду и та научилась говорить.

Еще вспоминали про любовь Кваквакоакса к красавице Куакуакунке. На пожелала, чтоб тот подарил ей небо - синеву. Тот посадил ее на спину и подпрыгнул высоко-высоко. Та увидела, что вводе отражается небо и решила, что возлюбленный ей таким образом подарил небо. С тех пор у них много лягушат народилось. Вот такие разговоры ведут водяные, пока проходящий мимо человек не решит, что это лягушки квакают и не вспугнет их.

oDIGVnvm5Qo1lyxStvWnxz5hmbeTvi.jpg

Чапек Сказка про водяных, краткое содержание

Бабушка и внучек.

Краткое содержание рассказа Плещеева.

Бабушка вяжет чулок и вдруг замечает, что из угла за ней наблюдает внучек Ваня. Бабушка начинает расспрашивать Ваню, чего ему хочется, может чего купить?

И тут Ваня говорит, что проходя мимо школы, он слышал рассказы учителя и слышал, как все начали петь. Затем учитель завёл Ваню в класс и предложить ему петь вместе со всеми.

Ваня говорит бабушке, что ему всё это очень понравилось, после чего бабушка прослезилась от радости и разрешила внучку забегать в школу.

А Ваня говорит, что хочет сумку, чтобы пойти в школу.

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.



Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ранние произведения К.Воробьева связаны с Курской землей. Особенно трогает рассказ " У кого поселяются аисты".

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живёшь на земле.

Есть своя деревенька –

Отчий край у меня,

Где синицыно теньканье,

Где мой дом и родня.

Где под каждым окошком –

Жасмин и сирень,

Где страдает гармошка

И смеётся свирель.

Где всегда неизменной

Где ручьи вдохновенно

И душа моя помнит:

Я – кленовый листок.

Там живут мои корни –

Мой глубинный исток.

Это стихотворение нашего земляка- поэта Николая Шумакова является своеобразным эпиграфом к творчеству Константина Воробьёва.

Константин Воробьёв… Сейчас многим из нас знакомо имя нашего земляка – писателя яркого дарования. Он вошел в историю русской ли –тературы как автор многочисленных произведений. Но о чем бы он не писал, везде можно найти строки, посвященные своей малой родине. Картинами родной курской природы пронизано все творчество К.Воробьева. И это не случайно. Ведь он родился в 1919 году в одном из живописнейших мест Курской области – селе Нижний Реутец Медвенского района.

В 1995г. прах К.Д.Вороьева был перевезен из Вильнюса и перезахоронен на Мемориале Воинской Славы в г. Курске .

В 2001 г. ему была присуждена Премия имени Александра Солженицына.

К 90-летию со дня рождения К.Воробьёва вышло пятитомное собрание сочинений писателя .

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании,

Наши души, как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

Сюжет этого рассказа прост: о дружбе Костика, сердце которого, несмотря на все трудности жизни, вместило столько любви, тепла, и аиста Кольки, птице, которая так отзывчива на человеческую заботу , о родстве всего живущего на земле, о доброте. Этот рассказ заставляет задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек.

Это рассказал мне сам Костик. … Я ждал конца, а Костик молчал.

- Ну? – осторожно спросил я.

- Ничего больше, - шепотом сказал Костик. Он трудно и затаенно ревел без слез. В таких случаях нельзя утешать человека, и я спустился к осоке.

- Ну? – не оборачиваясь, снова спросил я.

Костик крикнул это как под болью, и и я запоздало понял, что продолжать рассказ не нужно.

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым сердцем помочь.

Читайте также: