У каких народов древнего мира встречается сказание о всемирном потопе ответ кратко

Обновлено: 30.06.2024

Правда ли, что сказания о потопе встречаются у всех народов?

У всех народов! Да так ли это? Прежде чем это утверждать, да еще с чужих слов, не лучше ли проверить эти чужие слова.

Проверка же показывает совсем иное: есть и были народы, у которых вовсе нет и не было никаких сказаний о всемирном потопе. Так, например, у древних египтян никогда не появлялось такого сказания.

На самом же деле оказалось, что таких в Египте вовсе не существует.

У многих других народов сказания о потопе действительно имеются.

Но это вовсе не сказания о потопе всемирном. Это лишь рассказы о больших и опустошительных наводнениях. И больше ничего. Перечитайте, например, рассказ южноамериканских индейцев о Бачике и его злой жене Чие. О чем именно идет там речь? О наводнении от речной запруды, только и всего.

Они помнят о наводнениях, а не о всемирном потопе.

СКАЗАНИЯ ОБ АТЛАНТИДЕ И ВСЕМИРНОМ ПОТОПЕ

СКАЗАНИЯ ОБ АТЛАНТИДЕ И ВСЕМИРНОМ ПОТОПЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ПОТОПАХ Сказания о Потопе известны по всему миру. И каждая из традиций заслуживает самого пристального внимания.Но наибольшего, разумеется, заслуживает самая древняя, ведическая. Истоком же этой традиции

Древнегреческие сказания о великом потопе

Древнегреческие сказания о великом потопе Легенды о разрушительном потопе, в котором погибла большая часть человеческого рода, имеются и в древнегреческой литературе. У Аполлодора, автора мифологического сочинения, мы находим следующее сказание: «Девкалион был сыном

Современные индийские сказания о великом потопе

Современные индийские сказания о великом потопе Бхилы, дикое племя, живущее в джунглях Центральной Индии, рассказывают, что однажды некий благочестивый человек (dhobi), стиравший обыкновенно свою одежду в реке, был предупрежден рыбой о том, что предстоит великий потоп. Рыба

Сказания о великом потопе в Восточной Азии

Сказания о великом потопе в Восточной Азии По словам каренов, живущих в Бирме, земля была некогда залита потопом, но два брата спаслись на плоту. Когда вода поднялась до неба, младший брат заметил манговое дерево, свешивавшееся вниз с небесного свода. У него хватило

Сказания о великом потопе на островах Малайского архипелага

Сказания о великом потопе на островах Малайского архипелага Батаки на Суматре рассказывают, что, когда земля стала старой и грязной, создатель, которого они называют Дебата, наслал великий потоп, чтобы истребить все живые существа. Последняя человеческая чета нашла себе

Сказания о великом потопе в Австралии

Сказания о великом потопе в Австралии Курнаи, туземное австралийское племя в Гипсленде, в Виктории, рассказывают, что некогда был великий потоп: вся страна очутилась под водой, все черные люди утонули, кроме одного мужчины и двух или трех женщин, которые спаслись на

Сказания о великом потопе в Новой Гвинее и Меланезии

Сказания о великом потопе в Новой Гвинее и Меланезии В округе Кабади, британской части Новой Гвинеи, у туземцев существует предание о том, что когда-то человек по имени Логеро и его младший брат рассердились на местных жителей и бросили человеческую кость в небольшую

Сказания о великом потопе в Полинезии и Микронезии

Сказания о великом потопе в Полинезии и Микронезии Легенды о великом потопе, в котором погибло множество людей, сохранились у туземцев с островов Полинезии и Микронезии, разбросанных по Тихому океану. «Основные факты, – читаем мы в одной книге, – одинаковы в преданиях,

Сказания о великом потопе в Южной Америке

Сказания о великом потопе в Южной Америке У бразильских индейцев, живших в окрестностях нынешнего Рио-де-Жанейро в те времена, когда европейцы впервые проникли в эти места, существовала легенда о потопе, от которого спаслись лишь два брата со своими женами. Согласно этой

Сказания о великом потопе в Северной Америке

Сказания о великом потопе в Северной Америке Папаго, живущие на юго-западе Аризоны, рассказывают, что, прежде, чем сотворить человека, великий дух создал землю и все живые существа. Потом он спустился на землю и выкопал яму, где добыл гончарную глину. Эту глину он унес с

Сказания о великом потопе в Африке

Сказания о великом потопе в Африке Странно, что легенды о всеобщем потопе, столь широко распространенные во всех частях света, в Африке едва ли существуют вообще. В самом деле, весьма сомнительно, чтобы на всем этом обширном материке было записано хотя бы одно подлинное

Раздел 12. Папа всех народов.

Раздел 12. Папа всех народов. Как известно, при императоре Константине, в трёхсотые годы, Христианская церковь в Римской импе­рии стала официальной. Вообще церковь издревле была поместной. Каждая поместная церковь возглавляется Па­триархом. После разделения Римской

Славянские сказания об Атлантиде и Всемирном потопе

Славянские сказания об Атлантиде и Всемирном потопе Сказания о потопах известны по всему миру. И каждая из традиций заслуживает самого пристального внимания. Но наибольшего, разумеется, заслуживает самая древняя, ведическая. Истоком же сей традиции является традиция

Сказания об Атлантиде и Всемирном потопе

Сказания об Атлантиде и Всемирном потопе Славянские предания о потопах Сказания о потопе известны по всему миру. И каждая из традиций заслуживает самого пристального внимания.Но наибольшего, разумеется, заслуживает самая древняя, ведическая. Истоком же сей традиции

Сказания о потопе встречаются и в Америке

Сказания о потопе встречаются и в Америке Интересно, что сказания о потопе, к тому же очень старинные, встречаются и в Америке — совсем на другом конце земли, у народов, которые долгое время ровно ничего не знали и не ведали о Европе.Вот что рассказывают о потопе

Отчего сказания разных народов сходны между собою

Отчего сказания разных народов сходны между собою Но отчего же в таком случае сказания некоторых народов так похожи одно на другое?По очень простой и обыкновенной причине: ведь многие сказания переходят из страны в страну; люди одного народа то и дело пересказывают их

Сказания и легенды о всемирном потопе известны с глубокой древности. Именно они являются наиболее распространенными на планете. Больше нет ни одного мифа или сказания, который был бы известен большему количеству народов.

У каких народов древности было сказание о всемирном потопе

Наибольшее количество материальных свидетельств оставили древние цивилизации Месопотамии, Палестины и Юга Европы. Их культуры хорошо изучены, в том числе изучена и мифология этих народов. Среди всех сказаний, объединяющим является сказание о всемирном потопе. Среди древних народов, которым оно было известно, следует выделить:

  • Шумеры. Это наиболее древняя цивилизация, возникшая на территории современного Ирака около 6 тысяч лет назад. Шумеры знали немало сказаний о всемирном потопе;
  • Древние греки тоже знали такие сказания. При этом они являются очень древними по отношению к классическим древнегреческим мифам;
  • Древние иудеи, аккады знали о всемирном потопе и именно их версия сказания попала в Библию.

Между тем, в Древнем Египте таких сказаний не встречается. Еще более запутывает ситуацию то, что схожие легенды существуют у всех европейских народов, которые во время Древнего мира не имели даже зачатков цивилизации.

Более того, сказания о Потопе известны и североамериканским индейцам. Такая ситуация нуждается в прояснении.

Почему одни народы знают о Потопе, а другие нет

В той или иной форме, сказания о Потопе изучались палеобиологами, палеоастрономами, историками, филологами и другими учеными. Все они сходятся во мнении, что такие сказания сохранили воспоминания человечества о глобальном катаклизме. Ведь общие сказания есть у народов, которые вообще не контактировали друг с другом.

Наиболее логичным объяснением является обильное таяние льдом после Ледникового периода. Потоки воды уничтожили огромное количество человеческих общих, поставив на грань выживания человечество, как вид.

Но таяние льдов происходило только в Европе и Азии. И народы, мигрировали, спасаясь от воды. Заселяя безопасные земли, они сохраняли память о катаклизме, которая и стала основой для разнообразных сказаний о потопе.

А египтяне и жители других регионов Африки не столкнулись так близко с угрозой гибели из-за таяния льдов. Для них это был благодатный период – полный дождей и плодородия.

Сказания о Всемирном потопе присутствует у ряда народов Древнего мира.

1. Шумерская мифология. Сказание об Утнапиштиме.

2. Библейская мифология. Сказание о Ное.

3. Греческая мифология. Девкалионов потоп.

4. Индийская миология. Сказание о Вайвасвате.

В первых трёх сказаниях присутствует идея о корабле, на котором спасается праведный человек с семьёй, семенами растений и парами животных. Вайвасвата спасается при помощи огромной рыбы, аватара (воплощения) Вишну, привязав корабль к её рогу.


Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].

  1. Мифы о потопе распространены у разных народов, причем не всегда можно видеть заимствования. Например, финно-угорский и австралийские мифы не похожи ни на какие другие, скорее всего они местного происхождения. Но в некоторых случаях сюжеты мифов практически повторяются и, скорее всего, заимствованы (вавилонский, иудейский и греческий).
  2. Не во всех мифах потоп рассматривается как божье наказание. Иногда потоп воспринимается просто как буйство водной стихии (в индийском, китайском и австралийских мифах потоп возникает как бы сам по себе, а не как кара за грехи людей).
  3. Почти во всех мифах спасается сам и спасает землю праведник. Только в австралийских мифах спасение от потопа и сам потом не связывается с человеком (Карана Каменного Кроншнепа можно рассматривать как птицу), там действуют тотемные животные. К тотемным животным можно отнести и дракона с черепахой из китайского мифа (с черепахой китайцы связывают появление иероглифов, которые император Фу-си прочитал на ее панцире, а дракон Ин-лун считался богом южных морей, также как Гоу-лун — богом земли, Куй-лун — грома, Фуцан-лун — подземных богатств, а Шень-лун — погоды). Рыбка Матсья — воплощение бога Вишну — возможно, тоже отголосок тотемных представлений. Поэтому можно предположить, что китайский, индийский и австралийский мифы — самые древние.
  4. Часто в мифах потоп воспринимается как рубеж, конец одной эпохи и начало другой. В финно-угорском мифе конец света прямо связывается с потопом, после которого должна начаться новая жизнь. Потопом во многих мифах объясняется появление нового поколения людей (греческий, индийский мифы) и некоторых народов. В иудейском мифе сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет стали прародителями целых племен. Вариантом этого представления является вера в то, что Юй стал основателем правящей династии в Китае.

Основные термины (генерируются автоматически): потоп, Мана, земля, миф, Каменный Кроншнеп, конец света, бог, вод, корабль, австралийский миф.

Всемирный потоп в разных религиях

Миф о Всемирном потопе стал общей темой во многих религиях и культурах. Многие из вас знают иудео-христианскую историю гнева Божьего, вылившегося во всемирное наводнение и уничтожение всего живого, кроме избранных. Но не все истории о наводнениях одинаковы, и всё же описание разрушения мира есть во многих религиях и эпосе. В большинстве таких историй фигурирует разгневанный Бог или божество, а также катастрофические события, разрушающие мир, выжить в которых удаётся лишь немногим. Но даже в таком типичном сюжете есть значительные различия.

Учёные считают, что все эти истории имеют важные научные корни, в них переплелись история и геология. Геологические явления, например, вулканы, землетрясения, наводнения и особенности ландшафта объясняют эти мифы.

Христианство, иудаизм, ислам – Ноев Ковчег

У иудеев и христиан в истории о Всемирном потопе Бога разгневали грехи человечества. По велению Бога верный Ной построил огромный Ковчег, где поместилась его семья из восьми человек: он сам, его жена, три их сына и три снохи. Также в Ковчег были взяты животные по две особи разных полов каждого вида. После этого Бог устроил огромный потоп, убив всё живое на земле.

Спаслись только те, кто находился в Ковчеге. По окончанию потопа Ковчег оказался на вершине горы. Подобные события повторяются в эпосе других культур. Такое содержание подчёркивает глубину нахлынувшей воды, которая покрыла даже горы. Ной и его потомки стали родоначальниками всех людей на земле. Подобный рассказ имеется и в исламе, где Аллах велел Ною построить Ковчег. После потопа от Ноя началось человечество.

Месопотамия, эпос о Гильгамеше

Культура ацтеков, история Нота

У ацтеков история о всемирном потопе некоторыми деталями напоминает историю Ноя. Ацтекский бог Титлакуанен сообщил Ноту и его супруге Нене о грядущем потопе. Тогда Нот и Нена выдолбили из кипариса сердцевину. Титлакуанен спрятал их внутри этой трубы и плотно запечатал её. Бог разрешил им съесть только по одному початку кукурузы. Далее история продолжается по другому сюжету. Затопив землю, Титлакуанен не убил всех людей, а превратил их в рыб. Когда наводнение закончилось, Нот и Нена, ослушавшись бога, стали есть не только кукурузу, но и рыбу. За это Титлакуанен превратил их в псов. В истории ацтеков мир после потопа начался заново с большим количеством рыб и парой псов.

Древняя Греция, история Девкалиона

У греков царём богов был Зевс. Однажды он очень рассердился на пеласгов, жившими в регионе Эге. Он сказал сыну Прометея, Девкалиону построить корабль для себя и своей жены Пирры. Девять дней длилось наводнение, разрушившее мир. Ковчег с Девкалионом и Пиррой причалил к вершине горы Парнас. После чудесного спасения Девкалион и Пирра принесли жертву Зевсу, который рассказал им, как снова населить мир. По указанию бога они сбросили через плечи камни. Те, что бросал Девкалион, стали мужчинами, а те, что кидала Пирра – женщинами. Сами Девкалион и Пирра приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.

Индуизм, учения Ману

Всемирный потоп в разных религиях

Буддизм, Самуда-ваниджа Джатака.

В буддистской истории в одной деревне жило 1000 семей плотников. Эти мастеровые брали со всех заказы на изготовление мебели и домов и плату за работу, но ничего не делали. Из-за них люди презирали всю деревню. Наконец жители изгнали их из домов. Тогда плотники-изгои построили корабль и отправились искать землю для нового места жительства. Однажды на их пути повстречался красивый остров, на котором жил только один человек, потерпевший кораблекрушение. Он рассказал плотникам, что остров изобилует пищей и водой, но пользоваться всем этим не дают духи. Они требовали аккуратности от человека. Испражняться и мочиться можно было только в свежевырытую ямку, а потом содержимое закапывать. Духам важна была чистота.

У плотников были два предводителя, один из которых был мудрым, а другой глупым. Глупый поверил второму духу и стал уговаривать людей остаться на острове. А мудрый с другой частью плотников стал строить корабль на всякий случай. В полдень поднялась огромная волна и хлынула на остров. Те, кто находился на корабле вместе с мудрецом, спаслись. А те, кто продолжил пиршество, были смыты цунами и погибли. В этой буддистской истории действия потопа ограничены одним островом, поэтому было убито не так много людей и разрушено земель

Китай, история о тыкве

Наводнения были всегда большой проблемой Китая, поэтому у китайцев много историй о потопе. Согласно одной, крестьянин поймал и заключил в клетку бога Грома. Отправившись в город по делам, он предупредил своих детей не подходить близко к клетке, где сидел бог. Но детям стало жалко пленника. и они выпустили его наружу. Бог Грома предупредил их, что скоро будет большой потоп. Чтобы дети спаслись, он дал им огромную тыкву. Дети залезли во внутрь неё. Им единственным из всех людей удалось выжить во время длительных проливных дождей и наводнения. Но, как и у многих культур, в Китае тоже было табу на инцест. Поэтому брату и сестре специально с Неба было дано разрешение на вступление в брак.

Согласно другой версии, брату пришлось пройти много испытаний, прежде чем ему было разрешено вступить в половую связь с сестрой. У них родился ребёнок без рук и ног. Тогда отец убил младенца и разрезал его на куски, которые бросил через холм. Спустя сутки, эти куски превратились в мужчин и женщин. По третьей версии, брат и сестра так и не поженились. Они слепили человечество из глины.

Норвегия, кровь Имира

В норвежской истории мир затопила не вода, а кровь. Один со своими братьями, Вилли и Ве, убили великана Имира. Из тела гиганта потекла кровь и затопила все земли. Мир утонул в крови. В этом кровавом потоке выжили только морозный великан Бергельмир со своей супругой. Они построили корабль и спаслись на нём. Затем они заново заселили землю.

Австралийские аборигены, миф о лягушке Тиддалик

В австралийской истории о потопе лягушка Тиддалик очень мучилась от жажды, поэтому она выпила всю воду на земле. В мире наступила страшная засуха. Пересохли реки и ручьи, высохла вся растительность. Даже ни одной лунки с водой не осталось. От жажды умерли почти все животные. Оставшиеся из них собрали большой совет, где спланировали, как получить воду из лягушки. Они решили рассмешить её. Это пытались сделать медведь, кенгуру, эму, опоссум, но все попытки закончились неудачей. Тогда угорь стал извиваться и принимать различные смешные формы Тиддалик не смог устоять и рассмеялся. Его смех был подобен раскату грома. Как только лягушка открыла рот, из него хлынули потоки воды, затопившие землю. Когда вода спала, мир снова стал свежий и зелёный.

Библия не единственный источник, повествующий о потопе, погубившем человечество. Практически у всех народов есть письменные свидетельства или устные сказания о произошедшей катастрофе. Причем большинство из них имеет сходные черты. В мифах о потопе высшие силы предупреждают праведника о предстоящем наводнении и велят строить корабль; всегда спасаются мужчина и женщина, способные продолжить род; на корабль обязательно берутся животные, которые впоследствии заселяют землю; о прекращении потопа люди узнают от выпущенных птиц. Кроме того, в большинстве легенд есть упоминание о радуге, появившейся на небосклоне при отступлении воды.

Легенд, посвященных всемирному наводнению, наберется не на один том. Но в нашей книге мы вспомним только самые известные, возникшие как в до-, так и послебиблейские времена.

1. Шумер. На глинобитных табличках времен Ашшурбанипала найдено повествование, до мелочей совпадающее с библейским. Праведник, пощаженный богами, носит имя Зиусудра. Это был мудрый правитель города Шуруппака.

2. Вавилония и Ассирия. Ассиро-вавилонские мифы тесно связаны с шумерскими, и миф о вселенском потопе тоже. Согласно легенде, изложенной вавилонским жрецом Беросом на греческом языке, на людей рассердился бог Кронос. Явившись к царю Ксисутрасу, он повелел ему сначала написать историю своего царства, закопать ее в городе Сиппаре, сохранив знания для будущих поколений, а затем построить лодку, которая спасет всю царскую семью от наводнения. Причем бог указал размеры судна (5 стадий в длину и 2 в ширину), перечислил животных, которых надо с собой взять, и велел плыть к обиталищу богов, находящемуся в Араратских горах (необычайное совпадение с библейским сказанием!). Начавшийся потоп уничтожил весь человеческий род.

Ксисутрас, так же как и Ной, несколько раз выпускал птиц, чтобы узнать, не появилась ли суша, и принес после избавления богатые дары богу.

4. Древняя Индия. На Индостанском полуострове есть несколько мифов, свидетельствующих о всемирном потопе. В наиболее распространенной версии к герою Ману явился бог Вишну, принявший облик рыбы, и предсказал, что надвигается великое наводнение, но Ману спасется, если вместе с женой и некоторыми животными сядет на корабль, присланный божеством. Как только сушу начала поглощать вода, герой сел на судно, которое тащила за собой огромная рыбина, и, проведя некоторое время в морских скитаниях, причалил к горе Набандана, находящейся в Гималаях.

6. Древняя Греция. И в греческих мифах, и в трудах многих древних историков Эллады встречаются описания страшного потопа, уничтожившего города и людей. Конечно, легенды из разных источников несколько различаются, но сущность остается неизменной: царь Девкалион, сын Прометея, спасся от вод, насланных на землю разгневанным Зевсом, благодаря помощи отца. Девкалион построил ящик, или ковчег, и в нем вместе с женой Пиррой плыл девять дней и ночей к Парнасу, который остался возвышаться над морем. Правда, следует сказать, что, например. Аполлодор упоминает, что были еще спасшиеся люди, успевшие добежать до высоких гор. Но, с другой стороны, Пиндар пишет, что люди были уничтожены полностью, и Девкалиону пришлось создавать себе подданных из камней.

Долгие века в храме Зевса в Афинах около глубокой расселины, куда, по преданию, ушла вода потопа, приносили жертвы душам погибших.

7. Древний Египет. Египтяне, имевшие наряду с греками высокоразвитую цивилизацию, были убеждены, что потоп приходил на землю не однажды и каждый раз свидетельствовал о гневе богов.

В небольшой главе невозможно даже кратко пересказать все мифы о всемирном потопе. Ведь они есть и у эскимосов, и у жителей Полинезии, и у индейцев Перу. Почему же все народы уверены, что потоп был и проходил так, а не иначе?

Читайте также: