Тяжело ли работать дефектологом в школе

Обновлено: 04.07.2024

Юлия Викторовна, как давно вы заведуете кафедрой дефектологии и специальной психологии?

С февраля 2016 года. До этого работала на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования. В области дефектологии работаю с 2005 года, начинала педагогом-психологом в детском саду комбинированного вида, затем перешла на должность учителя-дефектолога.

Сколько преподавателей работает сегодня на кафедре? Каковы их достижения?

География слушателей огромна: от Калининграда до Дальнего Востока.

Абсолютными лидерами являются программы профессиональной переподготовки:

В первую очередь, это связано с изменением системы образования в РФ, в частности детей с ОВЗ, активным внедрением инклюзивного образования в учебный процесс, а также вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов.

Востребованными также являются и более узкие программы профессиональной переподготовки:

Мы постоянно расширяем линейку программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, чтобы слушатели смогли выбрать для себя оптимальный вариант.

Почему люди выбирают специальность дефектолога? Какими мотивами Вы руководствовались при выборе профессии?

В дефектологии не бывает случайных людей. Кто из слушателей, преподавателей, знакомых дефектологов произвёл
на Вас особое впечатление?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы построить карьеру в дефектологии, специальной психологии?

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Педагог-дефектолог должен быть ответственным, целеустремлённым и доброжелательным, внимательным, отзывчивым, тактичным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Ему необходимы знания по педагогике и психологии, основам медицины, понимание механизмов влияния тех или иных отклонений на общее развитие и возможностей для их компенсации.

Посоветуйте, пожалуйста, несколько книг, которые стоит прочесть любому начинающему и опытному дефектологу.

Какой из профильных разделов дефектологии Вы находите наиболее сложным: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика? Почему?

В чём основные трудности работы с детьми с нарушениями слуха, зрения или интеллекта? Обязательно ли сурдопедагогу (психологу) знать язык глухонемых, а тифлопедагогу (психологу) – шрифт Брайля?

Основная трудность работы дефектолога заключается в непохожести проявлений даже одного дефекта. Невозможно встретить двух детей с абсолютно одинаковым проявлением дефекта. Это зависит от многих факторов: от развития организма в целом, от условий воспитания, от образовательного потенциала ребенка и т.д.

Овладеть альтернативными способами общения сложно, но возможно. Если вы работаете с особыми детьми, то, на мой взгляд, то сможете и это.

Как проходит практика дефектологов (специальных психологов) в дистанционном обучении?

Слушатели наших программ дополнительного профессионального образования на протяжении всего обучения имеют возможность сформировать практические умения и навыки в рамках специально разработанных заданий. Кроме того, слушатели имеют доступ к огромной библиотеке вебинаров, где специалисты рассказывают об особенностях организации коррекционной работы, делятся опытом внедрения инновационных и оригинальных средств коррекции.

Расскажите о ближайших планах и долгосрочных перспективах кафедры дефектологии и специальной психологии.

В ближайших планах расширение линейки программ в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, разработка лекций, практический заданий, подбор эффективных приёмов обучения с применением дистанционных технологий, целенаправленная работа по изучению трудностей, возникающих у слушателей и нахождение путей и средств их возможного решения. В долгосрочных – создание дефектологического сообщества, творческого союза специалистов, родителей детей с ОВЗ и всех, кто близок к этой области.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки! Не получилось сегодня – получится завтра! Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом и творчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь хороших результатов.

Мне 29 лет, есть только среднее -специальное образование. Сын пошел в школу, и я созрела на высшее образование. Не хочу больше работать в офисе. Хочу работать с детьми. Сейчас смотрю учебные заведения, где можно получить высшее образование, не далеко от моего дома. Нашла РГСУ, специальное деффектологическое образование. Обучение на заочном 4 года. В итоге я получу высшее образование? (если звучит как СПЕЦИАЛЬНОЕ деффектологическое образование на базе уже имеющегося средне-специального. Реально ли на заочном чему-то научиться, и в итоге работать по этой специальности? И кем я смогу работать в итоге кроме деффектолога? Это тот же логопед? А просто педагогом можно будет работать? Извините, возможно глупости спрашиваю, но у меня в голове каша. Буду благодарна за любые ответы.

Я думаю, что 4 года - это явно не курсы переподготовки. Скорее всего, именно высшее образование. Обучиться реально, но желательно Вам через годик-два после начала учебы на работу устроиться по профилю. В специализированных интернатах Вас возьмут с радостью. Старайтесь устраиваться в летний сезон, когда все в отпусках и некому работать берут охотнее. График очень удобен: у дефектолога ставка всего 20 часов в неделю, то есть работать надо всего с 9 утра до часу дня. Будете повышать категорию и при таком графике сможете иметь примерно 45-50 тыс. Дефектологи работают с детьми с различными особенностями развития, это и есть педагог, только коррекционный. Хорошая профессия. Знающие дефектологи - на вес золота. Если будете развиваться и совершенствоваться в этой профессии, то от клиентов частных отбоя не будет.

Дефектолог - это не просто "работа с детками", это трудно, потому что детки непростые! Ещё и не все могут терпеливыми оставаться и спокойно выполнять свою работу. Да и частным образом зарабатывать тоже дело непростое, т.к. нужны рекомендации о вашей высокой квалифицированности и понимании проблем. Дефектолог - это не логопед, это специалист, корректирующий проблемы речи через коррекцию поведенческих проблем. Почитайте об этой специальности побольше!

точно каша. если даже название своей специальности правильно написать не можете. представляю, какой вы деФФектолог.

Существует ряд профессий, связанных с оказанием помощи человеку, к таковым можно отнести и дефектологию. В данной специальности совмещены такие науки, как психология, медицина, педагогика, социология. Основной вопрос, который задает себе начинающий дефектолог, - с чего начать?

Специалисту необходимо быть готовым к работе с детьми, имеющими психические или физические нарушения. Задача дефектолога: облегчить процесс социализации и адаптации детей к обществу, дать им шанс жить полноценно.

Специфика профессии

Ознакомление с особенностями профессии - вот с чего начать работу начинающему дефектологу необходимо прежде всего. Существует две категории специалистов:

  • Дефектологи, углубленно изучающие науку.
  • Дефектологи-педагоги, специалисты, занимающиеся с детьми.

Врач должен стать и учителем одновременно, умеющим найти индивидуальный подход к ребенку. Только так можно достичь успеха в воспитательном и учебном процессе. Благодаря подобной системе у ребенка исчезнут комплексы.

Каким должен быть дефектолог

Дефектологу должны быть присущи следующие профессиональные качества:

  • знание детской психологии и социологии;
  • понимание и умение применять на практике методики и программы коррекционного развития;
  • осведомленность в основах диагностики и медицины;
  • умение осуществлять анализ полученных сведений и на их основе строить схему взаимодействия с каждым пациентом отдельно.
  • Кроме того, важны и личностные характеристики:
  • способность легко взаимодействовать с детьми, находить к ним подход;
  • общительность;
  • устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • терпеливость;
  • сострадательность;
  • чуткость;
  • тактичность;
  • чувство ответственности;
  • лидерские качества;
  • креативное мышление.

Людям, отдавшим предпочтение данной профессии, следует быть готовым к ряду неожиданностей, связанных с общением с особенными детьми.

Школьный учитель-дефектолог

С чего начать педагогу-дефектологу свою работу в школе? Началом занятия должна стать диагностика. Ее проводят по просьбе учителей или родителей ребенка. В процессе работы удается определить трудности и проблемы, которые могут появиться у пациента в будущем, если не приступить к своевременной коррекции отклонений.

По завершению диагностических процедур специалист должен заняться составлением коррекционно-развивающей программы.

Весь период коррекции происходит под чутким руководством дефектолога, который наблюдает динамику изменений детского поведения.

Специалист также предоставляет консультационные услуги родителям и педагогам и по интересующим их вопросам.

Положительные и отрицательные моменты профессии

Прежде чем заниматься вопросом, как стать дефектологом и с чего начать, следует подробно ознакомиться со всеми плюсами и минусами профессии. Основное достоинство данной специальности – возможность помогать детям, столкнувшимся по каким-либо причинам с проблемами социализации. Педагог развивает личность, помогает ребенку приобрести определенные навыки и умения, которые необходимы для социальной реализации в дальнейшем.

Сложно переоценить важность оказания помощи семьям, имеющим ребенка, у которого есть физические или психологические отклонения. Основной наградой будет положительный результат от приложенных усилий.

Что касается материального аспекта, то труд дефектолога достойно оплачивается. У молодого специалиста есть перспектива к дальнейшему развитию и профессиональному росту.

Из минусов можно отметить специфику профессии. Не каждый готов морально к работе с особенными пациентами. Нужно уметь корректно вести себя с детьми, уметь вовремя подстроиться под непредвиденную ситуацию и грамотно корректировать программу.

Популярность профессии

Дефектологи в современном обществе достаточно востребованы. Большое количество детей по разным причинам не имеют возможности общаться с ровесниками, полноценно учиться и реализоваться по каким-либо причинам. Кроме этого, многие малыши имеют физические отклонения, препятствующие стандартному обучению.

Дефектолог может работать в детском саду, школе, центре раннего развития, санатории, детском доме. Перед приемом на работу молодого специалиста пригласят на собеседование с целью проверки его профессиональных навыков.

Согласно классификации, дефектолог — это специалист, который занимается научной работой, либо является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют некоторые направления дефектологии, определяющие сферы деятельности педагога:

  1. Логопед — изучает проблемы речевого развития, занимается их исправлением.
  2. Сурдопедагог и тифлопедагог — работают с людьми, имеющими проблемы со слуховым и зрительным аппаратом.
  3. Амблиолог — работает с пациентами, обладающими нарушениями зрения, а также со слепыми детьми.
  4. Олигофренопедагог и ортопедагог — занимаются с ребятами, которые имеют проблемы умственного развития, а также опорно-двигательного аппарата, соответственно.

Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, связан не только с коррекцией поведения, но и адаптацией пациентов в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.

Статья:

Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

ЧЕМ ЖЕ ЗАНИМАЮСЬ КОНКРЕТНО Я? СОДЕРЖАНИЕ МОЕЙ РАБОТЫ СОДЕРЖИТСЯ В ЗАДАЧАХ.

задачи учителя-дефектолога

  1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий.

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАСКРАСКИ

На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.

2. РАБОТА С ФЛАНЕЛЕГРАФОМ.

На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.

3. РАБОТА С ПЕСКОМ.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.

4. РАБОТА С ПРИЩЕПКАМИ.

С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др. После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.

И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.

Специфика деятельности

Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.

Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.

как провести консультацию дефектолога

Рекомендации дефектолога

Рекомендации дефектолога родителям выглядят следующим образом:

Основные обязанности

Дефектолог в школе выполняет определенные функции:

  • осматривает пациентов, оценивает их состояние, уровень развития;
  • работает с медицинскими картами пациентов;
  • выбирает определенные методические материалы, составляет индивидуальные программы, учитывая особенности детей;
  • проводит работу, направленную на коррекцию недостатков в поведении и развитии воспитанников;
  • занимается регулярными обследованиями, корректировкой индивидуальной программы по полученным результатам обследования;
  • ведет работу с родителями детей, педагогами.

Такой сотрудник изучает увлечения, склонности детей, помогает им выбирать профессию, адаптироваться в обществе.

Дефектолог для детей постоянно в своей работе применяет современные методики, занимается научной деятельностью.

Направления работы дефектолога

работа дефектолога в школе

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

  1. организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  2. обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;
  3. проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;
  4. консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;
  5. ведение документации.

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Преимущества и недостатки профессии

Отметим некоторые отличительные черты данной специальности. Начнем с ее положительных характеристик:

  1. Дефектолог — это человек, который оказывает реальную помощь детям и подросткам.
  2. В профессии существует отличная перспектива карьерного роста, совмещения практики с научной деятельностью.
  3. Такие специалисты востребованы на рынке труда, они получают полный социальный пакет, государственные гарантии.

Минусы же таковы:

  • Консультация дефектолога предполагает постоянное общение с разными людьми, по-разному реагирующими на методы его деятельности.
  • В процессе общения с детьми появляются сложности, к тому же, постоянно имеются серьезные психоэмоциональные нагрузки.
  • Дефектолог — это специалист, труд которого не слишком высоко оплачивается.
  • Также среди минусов можно отметить существенное количество должностных обязанностей, постоянную зависимость от родителей, врачей, педагогов, курирующих ребенка.

консультация дефектолога

Личностные качества

Для того чтобы рекомендации дефектолога были услышаны и выполнены, он должен обладать определенными качествами:

  • терпением;
  • любовью к подрастающему поколению;
  • ответственностью;
  • строгостью;
  • уравновешенностью;
  • терпением;
  • объективностью;
  • лидерскими качествами;
  • внимательностью;
  • креативностью.

Каждый день коррекционные педагоги сталкиваются с грустью и радостью, конфликтными ситуациями, поэтому они должны всегда сохранять выдержку, внутреннее спокойствие, гармонию.

Настоящий профессионал обязан быть миролюбивым, доброжелательным, увлеченным своей профессией человеком, готовым всегда прийти на помощь больным детям.

Как получить профессию

В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

работа дефектолога

Место работы

Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:

  • в школах-интернатах;
  • детских центрах;
  • в санаториях;
  • в специализированных школьных учреждениях;
  • в медицинских центрах.

Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.

Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.

Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.

рекомендации дефектолога

Дефектолог: где может работать

Основное место работы дефектолога — специализированное школьное учреждение. Также такие профессионалы нужны в медицинских и детских центрах, школах-интернатах, профильных санаториях. Все чаще экспертов в области дефектологии приглашают работать в частные детские сады и школы.

Все чаще дефектологи склоняются к ведению частной практики. Достаточно открыть кабинет для приема посетителей, чтобы начать работу по профилю. Трудности в этом случае связаны только с поиском клиентов. Правда, благодаря развитию социальных сетей, сегодня любой может запустить рекламу своих услуг с минимальными вложениями.

Читайте также: