План урока личность петра 1

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока истории в 10 классе

разработал Магомедгаджиев Омар Магомедгаджиевич

преподаватель истории РПЭК № 1

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I .

1.Образовательные:

● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

● познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

● осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

● проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I .

2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I ;

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

● развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

● формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I ;

● развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

практический, с использованием документа, карты.

План урока:

Раскрытие темы урока.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

Мнения историков о личности реформатора.

Внешность и личная жизнь Петра I .

Основной материал.

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

Внешность ( по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора ).

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

Далее приглашаются составители теста, они зачитывают его, класс пишет самостоятельно на листочках ответы (5 минут).

Подводятся итоги, выставляются оценки .

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся.

Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра

Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.

С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра

Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников

политическог о деятеля, первого им ператора России – Петра I.

● создать у учеников представление о внешност и, характере и п редпочтениях

●познакомиться с личностями, окру жавшими императо ра, в частности – с его

● осветить осн овные мнения ист ориков и некот орых других талантл ивых

деятелей о знач ении деятельности П етра I Ал ексеевича;

●проследить вну тренние и внешние м ероприятия импе ратора Петра I.

● способствовать ф ормированию пат риотических чу вств и нравственному

воспитанию у чащихся, продолжив орг анизацию их с амостоятельной деятельн ости

по оценке п оследствий внутренней и в нешней политики П етра I;

● привести у чащихся к самостоятельн ому осмыслению п ричин реформ пу тем

перечисления к ризисных явлений в различных сфера х жизни общества, фо рмируя

●развивать нагля дно - образное мышле ние учащихся, у стную речь в процессе

просмотра и обсуждения иллюстрац ий, портретов и видеозаписей ;

●формировать у мение работать с историческим и документами на п римере

●развивать у мение мыслить, анализ ировать, доказывать, рассуждать пу тем

1) устный, с элемента ми объяснения, расс уждения, обобщаю щей

2) наглядный, с использованием иллюстраций и видеоза писей;

Технические сред ства (оборуд ование урока) : Доска, прое ктор, иллюстрации

А также у чебник: История России с д ревнейших времен до наших дней. В дву х

томах. Т. 1 / Са харов А. Н., Боханов А . Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н .

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его

деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то

«Петр – великий государственный дея т ель, созд атель могущественной

империи, человек, благодаря ко т орому Р оссия пошла по пути миров ой

«Петр – разруши тель русских национальных устоев, а его реформы были

карточ ек с мнени ями известных историков (позд нее они выступят с обоснованием

полученных мне ний). Содержание карт очек находится в Приложении № 1.

Актуализация : « Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он

разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и

«Поскольку вы изу чили события XVII века, то вы должны уже знать, как

« Мне необходим ы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре

дать задание со вместно п риду мать к концу урока тестирование для всего класса по

— последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый

самостоятельно с 1689 года. С ю ных лет проявляя интерес к наукам и заграни чному

образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил д литель ное путешествие в

страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 го ду,

Пётр развернул масштабные реформы российског о госуд арства и о бществе нного

уклада. Одним и з главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI

веке задачи: расширение территори й России в Прибалтийском регионе после победы

в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул пер вог о

« В историче ской науке и в общественном мнении с конца XVII века по

настоящее время присутству ют диаметрально противоположные о ценки ка к

личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской

историографи и Петра б ыло принято считать одним из наиболее в ыдающихся

государственны х деятелей, определившим направление развития России в XVIII

веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и

(выступают 8 у чеников, проводитс я оценивание их масте рства изложения).

Вывести у чеников на мысль о превращ ении России в де ржаву (Слайд 3).

«Для того, что бы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его

Внешность ( по в озможности пригла сить ученика, имеющ его художествен ный

талант для зар исовки примерного образа императора ).

« Ещё ребёнком Пётр поражал лю дей красотой и живостью своего лица и

фигуры. Из - за своего высокого роста — 204 см (6 футов 7 дюймов ) — он вы давался

в толпе на ц елу ю голову . В то же время, при таком большом росте, он был не

богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одеж ду 4 8 размера. Руки Петра

были также н еболь шие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова

Личная жизнь (на интерактивн ой доске ученик и со здают схем у

родственников царя, параллельно зар исовывая её в тетрад и).

« В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдоки и

Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который

воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформат орской деятельности Петра.

Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году

Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было

« Алексей Петрович, о фициальн ый наследник российского пр естола, осуждал

преобразовани я своего отца, бежал в Вену под покровител ьство родствен ника своей

жены (Шарлотты Бра уншвейгс кой) императора Карла VI, гд е искал поддержки в

низвержении Петр а I. В 1717 году царевича у говорили вернуться домой, где он б ыл

« 24 ию ня (5 июл я) 1718 года Ве рховный су д, состоявший и з 127 челове к,

вынес смертный п риговор Алексею, признав его в иновным в государстве нной

измене. 26 июня (7 июл я) 1718 года царевич, не дождавш ись приведения приг овора в

« От брака с п ринцессо й Ша рлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил

сына Петра Алексее вича (1715—1730), ставшег о в 1727 году императором Петр ом II,

« В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19 - летнюю Катерину , в

девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваче нную русскими войсками как

военную добычу п ри взятии шведской крепости Мариенбу рг. Пётр забрал бывшу ю

служанку из прибалтийских крестьян у А лександра Меншикова и сделал её своей

любовницей. В 1704 году Катерина родила первен ца, названного Петром, в

следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за

Петром Катерина родила дочерей Анну (1 708) и Елизавету (17 09). Елизавета п озже

Нажмите, чтобы узнать подробности

довести до обучающихся характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I.

План-конспект урока истории

разработал Ранжурова Александра Сергеевна

Преподаватель истории

Цель: довести до обучающихся характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I.

1.Образовательные:

● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

●познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

● осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

●проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I.

2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I;

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

●формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I;

●развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

практический, с использованием документа, карты.

План урока:

Раскрытие темы урока.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

Мнения историков о личности реформатора.

Внешность и личная жизнь Петра I.

Основной материал.

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

Внешность (по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора).

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

Далее приглашаются составители теста, они зачитывают его, класс пишет самостоятельно на листочках ответы (5 минут).

Подводятся итоги, выставляются оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формирование чувства исторической справедливости, гражданской позиции и патриотизма.

-умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.

Обучающая: научить обобщать и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны и соседних стран, сравнить и оценить экономическое и политическое положение страны, выявить право выбора личности изменить путь развития страны.

Развивающая: развивать умение работать с историческим материалом, с понятиями и терминами, сравнивать, сопоставлять разные точки зрения на деятельность личности, уметь высказывать свое мнение опираясь на исторический материал.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время работы с историческим материалом, формировать культуру ведения диалога, уметь отстаивать корректно свою точку зрения.

Формы и методы работы: выступление учащихся с опережающим заданием, работа в группах с опорой на материал учебников, анализ документов.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока.

План урока

1. Введение. Понятие исторической личности.

4. Значение его личных качеств.

6. Ваша личная точка зрения на проблему?

Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский, Минераловодского района Ставропольского края

Бутыриной Лидии Николаевны

Тип урока: интегрированный с элементами беседы ( историко-обществоведческий)

Цель урока:

Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства. Выявить причины формирования личности, рассмотреть ее окружение, и те явления и процессы, которые влияли на ход развития личности.

Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский, Минераловодского района Ставропольского края

Бутыриной Лидии Николаевны

Тип урока: интегрированный с элементами беседы ( историко-обществоведческий)

Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства. Выявить причины формирования личности, рассмотреть ее окружение, и те явления и процессы, которые влияли на ход развития личности.

Задачи урока:

- обучение учащихся историческому анализу формирования личности;

- формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления (реформатор – тиран );

- работа над философским аспектом роли личности в истории;

- формирование чувства исторической справедливости, гражданской позиции и патриотизма .

-умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.

Обучающая: научить обобщать и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны и соседних стран, сравнить и оценить экономическое и политическое положение страны, выявить право выбора личности изменить путь развития страны.

Развивающая: развивать умение работать с историческим материалом , с понятиями и терминами , сравнивать , сопоставлять разные точки зрения на деятельность личности, уметь высказывать свое мнение опираясь на исторический материал.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время работы с историческим материалом, формировать культуру ведения диалога, уметь отстаивать корректно свою точку зрения.

Формы и методы работы: выступление учащихся с опережающим заданием, работа в группах с опорой на материал учебников, анализ документов.

1.Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока.

1. Понятие исторической личности.

4. Значение его личных качеств? Которые повлияли на проведение реформ в стране.

6. Ваша личная точка зрения на проблему?

Урок начинается с вводной беседы-рассуждения учителя, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.

Ученики вспоминая тему урока перечисляют компоненты влияющие на формирование личности:

1. Потребностями личности.

2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.

3. Средствами, которые личность использует для достижения поставленных целей.

4. Результатами деятельности.

Личность проявляется в действии. Это вывод.

Учитель обращается к ученикам:

А теперь опираясь на знание исторического материала давайте рассмотрим этапы становления личности Петра.

На доске написаны вопросы, которые помогают учащимся не только ответить на вопрос, но и помочь в рассуждениях, опираясь на материал учебника и дополнительный материал( возможно даже использовать художественный фильм о Петре).

Рассуждения учащихся основаны на знании данного исторического периода:

1) какую роль в судьбе Петра I и становлении его личности, его отношениям к окружающим сыграла его сестра Софья.

2)Зачем Петр создает потешные полки – Семеновский и Преображенский и какую роль они будут играть в дальнейшем.

4) Как он поступил со стрельцами, почему больше им не верил.

5) Какую роль в судьбе Петра I сыграли иностранцы и кто конкретно.

6) Зачем стране был нужен выход в море ( моря). Это решение вопроса Петра как правителя страны – личности.

Возможно процесс становления личности уже определен. Петр I уже знает чего он хочет как человек и как правитель большой страны.

Выступление учащихся 1 группы( отстаивают точку зрения, что Петр реформатор) и 2 группы( Петр-тиран)

А как вы думаете по этому поводу. Выскажите свою точку зрения, опираясь на исторический материал. Петр I – реформатор или тиран.

Выступления учащихся 1 и 2 групп.

В процессе рассуждения учеников выявляются особенности характера Петра I: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель - идея – служение государству. Свое величие Петр I видел не в том, что он царь, а в том, что он сделал для государства, он слуга государства.

Учитель: обучающимся предлагает сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:

Черты личности Петра I:

Смелость, личная отвага

Невыдержанность, пьянство и лукавство ,

Любознательность, демократия в общении.

Вспыльчивость, не уравновешенность, жестокость, готов на многочисленные жертвы, ради достижения цели.

Живой, подвижный ум, легко воспринимал все новое.

Учащиеся выбирают те черты личности, которые способствовали, были двигателем его деятельности.

Это может выглядеть так: волевой, целеустремленный, решительный, трудолюбивый, преданный России ,смелый, неприхотливый, любознательный…

Учитель: А теперь попробуем выявленные личностные качеств Петра I, сравненить с современниками, правителями других стран. Возможно эти качества были присущи данному времени – 18 веку.

Крайняя нерешительность и безволие

король Фридрих IV

король Август II

Жизнелюбив, не гнушался изменами, не держал своих обещаний и клятв, ради трона был готов на унижения

И не раз предаст Петра в Северной войне, ради собственного спасения.

король Карл XII

Смелый, жестокий, замкнутый честолюбец, всю свою жизнь только воевал, все дела, кроме войны, считал постыдными и не достойными короля.

Недооценил личность Петра, почему и проиграл Северную войну.

В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:

Ученики высказывают свое мнение:

1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль – Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось (когда Петр исполнял обязанности мастерового, капитана, генерала, зубного врача – он был не царем, а Петром Михайловым).

5.Обязательная учеба и служение государству

6.Выполнение повинностей и налоговых платежей

Итак нам предстоит сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:

Подведение итогов

Обучающиеся сравнивают, делают выводы о неоднозначности оценки преобразований, формируется умение определять исторические перспективы развития государства и народа.

Поставленная цель – рассмотреть историческую личность на примере Петра 1 – правителя и реформатора выполнена. Обучающиеся справились с теми заданиями, которые перед ними стояли. В тетради были сделаны соответствующие записи.

Домашнее задание.

Читайте также: