Календарно тематический план по экологии в школе

Обновлено: 25.06.2024

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Цели и задачи реализации программы курса внеурочной деятельности

Целями реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности являются:

  • формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей экологической культуры;
  • умение работать с различными источниками информации, применять географические, биологические и экологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
  • воспитание экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями;
  • адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • формирование устойчивого интереса школьников к изучению экологии;
  • систематизация знаний о природе и человеке;
  • получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических экологических знаний и умений;
  • более глубокое изучение отдельных вопросов экологии своей Родины;

Задачи для выполнения целей реализации программы курса дополнительного образования:

  • осознание семейных ценностей, связей и традиций в экологическом аспекте;
  • формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
  • воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
  • формирование способности к использованию географических, биологических и экологических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем;
  • развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
  • формирование гражданского самосознания;
  • развитие кругозора учащихся.
  • углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, полученных в начальной школе;
  • приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • формирование экологического взгляда на мир;
  • формирование представлений о методах изучения экологии;

Программа курса внеурочной деятельности разработана для обучающихся от 11 до 18 лет с учётом специфики организации образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации. Срок выполнения: 1 год, количество часов в год: 35, в неделю: 1 час (количество часов в год: 70, в неделю: 2 часа).

Программа курса внеурочной деятельности ориентирована на достижение результатов ФГОС (личностных и метапредметных).

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Познавательные:

  • умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

  • способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные:

  • умение вступать в диалог;
  • умение доказывать свою позицию.

Регулятивные:

  • способность к организации своей деятельности;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • способность принимать, сохранять и следовать учебным целям.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

  1. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов спосо­бы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Познавательные:

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  • Смысловое чтение.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Коммуникативные:

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты включают освоенные обучающи­мися в ходе изучения внеурочного курса умения, специфиче­ские для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках внеурочного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изуче­ния внеурочного курса в основной школе отражают:

  • формирование экологического взгляда на мир;
  • формирование представлений о методах изучения экологии;
  • углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических, биологических и экологических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
  • приобретение знаний о природе России и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы курса составлено с опорой на познавательную деятельность с применением следующих форм:

  • Познавательные беседы;
  • Предметные игры;
  • Исследовательские работы.

Введение

Основы экологии

Оболочки Земли

Проблемы Земли

Резервное время

Данное время можно использовать по усмотрению учителя. Примеры: самостоятельные, контрольные работы, игровые формы контроля с целью проверки полученных знаний; показ видеофрагментов и других источников для более углубленного погружения данной тематики; пропуск занятий по разным причинам и т.д.

Заключение

Подведение итогов о полученных знаниях данного курса. Напутствие и совет преподавателя и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по экологии рассчитано на работу с обучающимися 5-6 классов. В него включены темы для общего знакомства с наукой "Экология", темы по экологии родного края и социально-значимые практикумы.

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма занятия

Корректировка программы

Взаимоотношения человека и природы.

Изменение взаимоотно-шений человека и приро-ды в ходе развития чело-веческого общества.

Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство. Переход человека к производящему хозяйству. Человек и природа в настоящем.

Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы человечества, их сущность, причины возникновения и пути решения. Взаимосвязь глобальных проблем.

Лекция с элементами беседы

Что такое экология.

Экология: что это такое. Направления современной экологии. Что такое эко-система. Основные компоненты эко-системы

- Закон об образовании;

-Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";

-Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением";

-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41);

-Приказ Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей".

-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ".

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа направлена на развитие у учающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; спо­собности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безо­пасного образа жизни. Программа построена по модульному прин­ципу. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Цель программы — формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим сти­лем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к соци­альному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, без­опасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать эко­логические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосбе­регающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информа­ции, красоты, здоровья, материального благополучия.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

— Как обнаружить экологическую опасность: учусь эколо­гическому мышлению.

— Экологическая грамотность: уроки прошлого.

— Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Срок реализации: 1 год

Всего часов на учебный год: 34

Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академиче­скому часу.

Продолжительность одного занятия -40 минут

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Предметными результатами являются представления:

о научной области экологии, предмете её изучения;

о принципе предосторожности;

о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расхода пресной воды, изделий из дерева и др.);

о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной ситуации;

устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

приводить примеры экологически сообразного образа жизни и не расточительного природопользования в местных условиях.

Метапредметными результатами являются умения:

объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

представлять информацию в кратком виде, без искажений её смысла;

пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Личностные результаты предусматривают умения:

оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознания экологически безопасного образа жизни;

позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

выражать отношении к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

демонстрировать личную готовность к не прагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ори­ентация.

Формы учебной деятельности:

День недели

Понедельник 22.06.20г. Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность

в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности детей

Прием и осмотр детей на участке, проведение гимнастики.

формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности.

Настольно печатные игры

Прогулка Трудовая деятельность: собрать на участке ветки, камни; З. :формировать трудовые умения;

Игры с выносным материалом;

Стимулировать активность детей в самостоятельном и аккуратном приеме пищи с Егором

Самостоятельная деятельность детей в рисовании Цель: заинтересовать детей цветными карандашами.

З. : учить ходить громко и тихо, притопывая ножками.

Самостоятельная деятельность с выносным материалам.

Игры по желанию детей.

Трудовая деятельность: полив растений.

День недели

Вторник 23.06.20г. Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность

в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности детей

Прием и осмотр детей на участке, проведение гимнастики.

Игры с дидактическими игрушками Предложить детям карандаши для свободного рисования. Цель: продолжать учить правильно держать карандаш, закреплять цвета.

Прогулка Наблюдение за бабочкой. Познакомить с бабочкой, внешним видом, образом жизни. Развивать наблюдательность. Воспитывать доброе отношение ко всему живому.

П. /и. «Найди свой дом”-развивать внимание, быстроту реакции.

Выносной материал: Лопатки, совки, ведерки, бумажный самолет.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

Вечерняя прогулка Труд. Собираем игрушки после прогулки – воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Самостоятельные игры детей на участке - развивать умение взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм.

Взаимодействие с родителями

День недели

Четверг 25.06.20г. Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность

в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности детей

Прием и осмотр детей на участке, проведение гимнастики.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулачки и кладут

их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет,

Вы не бойтесь зайки,

Веселитесь на лужайке!

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Отгадывание загадок – загадки про цветы, ягоды.

Перейди речку-упражнение в ходьбе по веревке прямо и боком

Попади в цель-упражнение в метании мяча в горизонтальную цель

Цель: расширять знания о природных богатствах.

Прогулка Наблюдение за свойствами воды.

Показать свойства воды. Расширять знания детей о природе. Прививать бережное отношение к земным богатствам, в частности к воде.

Трудовая деятельность Цели: учить трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; двигаться в определенном направлении.

Выносной материал: грабли, ведерки, лопатки, мячи.

Создание условий для рисования

Вечерняя прогулка Наблюдение за погодой Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Что изменилось с приходом лета? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.

Что изменилось на огороде?

Посыпание дорожек песком (на огороде). Цель: учить мальчиков уважать девочек, выполнять более тяжелую работу (носить ведерки с песком).

Индивидуальная работа: закреплять умение ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствия.

Выносной материал: ведерки, мелки, обручи, скакалки.

Взаимодействие с родителями Беседа с родителями об общих правилах детей в детском саду.

День недели

Пятница 26.06.20г. Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность

в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности детей

Прием и осмотр детей на участке, проведение гимнастики.

З. : закрепить правила личной гигиены.

З. : развитие внимания.

З. : формировать умение слушать и слышать. КГН. Цель: умение находить свое полотенце правильно вытирать руки.

Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. З. : учить играть дружно.

Самомассаж (детям предлагается погладить свои ладошки, локотки, плечи, коленки, живот)

Вечерняя прогулка Труд: предложить детям собрать крупные камешки на площадке и сложить их у забора.

Самостоятельная деятельность с выносным материалам. (песочными наборами, мячами, транспортом).

Игры по желанию детей.

День недели

Понедельник 29.06.20. Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность

в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности детей

Прием и осмотр детей на участке, проведение гимнастики.

Цель: развивать умение передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать карандашами,. Развивать эстетическое восприятие.

Сели птички. Посидели.

Пальцы переплетены, ладони сжаты.

Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха

Цель: развитие глазомера.

Прогулка Наблюдение за насекомыми. Чем питается божья коровка? Цель: рассказать о том, что жучок - хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю). Ход наблюдения Воспитатель организовывает наблюдение различными способами. Например, предлагает детям найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В процессе беседы уточняет, что хищник - это всякое животное (крупное или мелкое, которое питается другими животными. Трудовая деятельность Уборка территории. Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

Выносной материал Метелки, грабли, ведерки, носилки.

Цель: сблизить детей, развивать умение играть вместе, общаться друг с другом.

цель: Развивать память, наблюдательность

Гимнастика после сна:

От носочков до макушечки,

Мы потянемся – потянемся, маленькими не останемся!

Вот уже растём, растё, растём…

КГН закреплять умение отжимать руки после мытья

Рассматривание машин спецтранспорта. Вспомнить какую работу выполняет каждая машина (пожарная, скорая помощь, полиция

День недели

30.06.20. Вторник Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность

в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности детей

Прием и осмотр детей на участке, проведение гимнастики.

Центр ИЗО: предложить раскраски о природе: упражнять в аккуратном закрашивании предметов

Рассматривание картинок про насекомых: развивать познавательный интерес.

Сюжетно-ролевые игры по интересам: формировать положительное отношение к сверстникам, распределять роли.

Читайте также: