Ты знаешь я томлюсь в неволе анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Разобрать стих по плану.

1. Художественные методы (если чего-то нет - прочерк)
-эпитеты
-метафоры
-гиперболы
-сравнение
-аллитерация
2. Литературное направление.
3. Доказать почему стихотворение относится к этому направлению.

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти господа моля,
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.


В основу презентации положено одно из бежецких (тверских) стихотворений А.А. Ахматовой - 1913 год, Слепнево. С этого стихотворения начинается цикл, посвященный Тверской земле. Презентация поможет сделать выпускникам анализ лирического произведения, что необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.

Описание разработки

Презентацию можно использовать в 9-11 классах на уроках и факультативных занятиях. В основу презентации положено одно из бежецких (тверских) стихотворений А.А. Ахматовой - 1913 год, Слепнево. С этого стихотворения начинается цикл, посвященный Тверской земле. Эта презентация поможет сделать выпускникам анализ лирического произведения, что необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.

Презентация по литературе Анализ стихотворения А.А. Ахматовой Ты знаешь, я томлюсь в неволе

1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их.

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

О смерти Господа моля.

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,

Где даже голос ветра слаб,

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

(Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).

Содержимое разработки

Урок литературы

в 11 классе

Анализ стихотворения

А.А. Ахматовой

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Изоплит

Гончарова Любовь Викторовна

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913 1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их. (Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их.

(Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

( Я, мне – 2 раза, ты – один; в первой части, в начале стихотворения)

3. О чём, по-вашему, говорит отсутствие личных местоимений (Я – лирическая героиня, ты - лирический собеседник) в большей части стихотворения?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

4. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно их озаглавить? Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913 ( 2 части: 1 – я в неволе, 2 – Тверская скудная земля).

4. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно их озаглавить?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

( 2 части: 1 – я в неволе, 2 – Тверская скудная земля).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913 5. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит между ними? (Они противопоставлены друг другу. Между ними противопоставительный союз но?)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

5. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит между ними?

(Они противопоставлены друг другу. Между ними противопоставительный союз но?)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

7.Каким настроением, состоянием мира героини, проникнуты первые два стиха? Какими словами оно подтверждается?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

8. Какие слова рифмуются в первой строфе?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

10. Посчитайте, сколько в стихотворении глаголов, глагольных форм; сколько существительных. Как распределены они в строфах? К какому выводу приводит вас этот подсчёт?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

10. Обратите внимание, какие предложения по наличию главных по наличию главных членов использованы в первой строфе? Какие во второй и в третьей? Что объединяет 2 и 3 строфу в единое целое?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

(Это стихотворение об обретении родины, которая даёт силы жить и творить).


-75%

Перекрестный характер рифмовки соединяет 1-3, 2-4 стихи в единую целостную картину, сложную, психологически насыщенную, отображающую мироощущение лирической героини.

Метрическая основа - четырехстопный ямб, однако классическая стопа (UI) систематически употребляется лишь в 4-й стопе каждого стиха, и это, несомненно, играет решающую роль в завершении ритмического рисунка, придает целостность стихотворению. Первые стопы представляют собой спондеи (II), и лишь в последнем стихе 1 строфы и первом стихе второй симметрично расположены ямбические стопы. Третьи стопы - это пиррихии (UU) с включением симметричных ямбов (1-й стих 1-й строфы и последний 2-й).

Полная симметрия обнаруживается и во 2-ых стопах обеих строф. Безупречная ритмическая стройность стиха воспринимается слухом как абсолютно гармоническая мелодия.

3-я строфа интонационно связана со 2-й повтором союза "и". В контексте пространственно-временной разомкнутости двух первых строф он абсолютно логичен, художественно обусловлен и стилистически точен в отношении выбранного эпитета. Метафора "где даже голос ветра слаб", отнесенная к "просторам", парадоксальным образом ("слаб") еще более увеличивает пространство.

Стихотворение юной Ахматовой (1913г.) содержит отголосок реальных жизненных впечатлений поэта ("тверская земля" напоминает о Слепневе, имении родителей Гумилева, где Ахматова проводила лето). Образ родной земли, центральный в стихотворении, здесь не только эпически конкретен и величествен, но и лирически обобщен и волнующ.

Рассматривая форму стихотворения (композицию, образную систему, лирический конфликт, различные элементы стиха), мы убеждаемся в глубинной связи формы и содержания. Нам открывается мир художника, в котором поэтическое мастерство и творческая мысль едины и неразделимы.

Задания:

2. Какие элементы формы стихотворения, рассмотренные в работе, тесно связаны с содержанием? Какова эта связь?

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Робкая завязка в сцене человеческого свидания сопровождается первыми по впечатлению, возникающими вблизи от сцены действия, неброскими деталями ночного мира:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Во второй строфе взгляд поэта расширяется, захватывая более крупные, дальние и в то же время обобщенные, более неопределенные детали. Эти изменения тут же отражаются на деталях изображения человека - туманных, расплывчатых:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В заключительных четырех строчках конкретность изображения природы и ее обобщенность сливаются, создавая впечатление огромности, объемности мира (в поле зрения поэта-небо, охваченное зарей). Состояние же человека само по себе делается одной из деталей этого мира, органически входит в него, наполняясь его общим содержанием:

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Стихотворение абсолютно лишено аналитических моментов, оно фиксирует ощущения поэта. Конкретного портрета героини нет, а неясные приметы ее облика, по сути дела, переданы через впечатления самого автора и растворяются в потоке его собственного чувства (в этом сказывается индивидуальное свойство поэтического почерка Фета).

Почти в каждом существительном, призванном передать состояние человека и природы в данный момент, потенциально заключено движение, скрыта динамика. Перед нами как бы само застывшее движение, процесс, отлитый в форму. Благодаря такому качеству перечисленных в стихотворении существительных создается впечатление непрерывного развития, изменения, причем перечисление само по себе способствует нагнетанию напряжения.

У нашего современника, читательское восприятие которого привычно к самым неожиданным и вычурным поэтическим формам, возможность существования стихотворения, написанного в виде одного предложения, вряд ли вызовет сомнения. Для сознания читателя 1850-х годов такой свободно, даже дерзко выраженный поток чувства, не знающий границ, был слишком необычен.

Анна Ахматова

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
№ 4 Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
№ 8 И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
№ 12 Спокойных загорелых баб.

Ty znayesh, ya tomlyus v nevole,
O smerti Gospoda molya.
No vse mne pamyatna do boli
Tverskaya skudnaya zemlya.

Zhuravl u vetkhogo kolodtsa,
Nad nim, kak kipen, oblaka,
V polyakh skripuchiye vorottsa,
I zapakh khleba, i toska.

I te neyarkiye prostory,
Gde dazhe golos vetra slab,
I osuzhdayushchiye vzory
Spokoynykh zagorelykh bab.

Ns pyftim, z njvk/cm d ytdjkt,
J cvthnb Ujcgjlf vjkz/
Yj dct vyt gfvznyf lj ,jkb
Ndthcrfz crelyfz ptvkz/

;ehfdkm e dtn[juj rjkjlwf,
Yfl ybv, rfr rbgtym, j,kfrf,
D gjkz[ crhbgexbt djhjnwf,
B pfgf[ [kt,f, b njcrf/

B nt ytzhrbt ghjcnjhs,
Ult lf;t ujkjc dtnhf ckf,,
B jce;lf/obt dpjhs
Cgjrjqys[ pfujhtks[ ,f,/

Читайте также: