Является ли церковь субъектом политической системы российского общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важность выяснения того, почему религия и церковь являются субъектами политики, обусловленная повышением роли этих двух социальных явлений в формировании политического сознания, вообще политической культуры. Каждая из существующих сегодня в мире религий имеет своих носителей, которые и выступают субъектами политического процесса: церкви, мечети, конфессии, религиозные общины, религиозные организации, секты, что веруют, и т.п. Для каждого из этих субъектов политического процесса характерна такая черта, как политическая субъектность. Последняя проявляется в том, что религиозные организации не только непосредственно участвуют в политической жизни, но и широко привлекают к выполнению социально-политических задач светские организации (политические партии, профсоюзы, молодежные организации и др.), и даже создают их.

В целом политическая субъектность религиозных организаций обусловлена двумя обстоятельствами: первая связана с выполнением религией одной из важнейших своих функций - хранения и поддержания установленных в обществе ценностей, вторая - с необходимостью усилить идеологическое влияние верующих на политические процессы, происходящие в государстве, шире привлекать людей общества в свою религию и в активную религиозную деятельность.

Поскольку сегодня влияние религии на общественное сознание небезосновательно приравнивается к средствам массовой информации, то становится понятно, почему политики всегда ведут бескомпромиссную борьбу за верующих во всех странах мира, в том числе и в Украине.

9

Схема 9. Основные религиозные течения

В истории человечества идеал Бога - главная и самоценна идея религиозной веры, поскольку для основной массы верующих она связывается с проблемой сущности человеческой жизни, с естественным желанием человека быть всегда счастливой, а значит, и политически независимым. Поэтому идею Бога даже и сегодня трудно заменить некой другой, более привлекательной и глубже. Есть основания утверждать, что религиозное сознание была одной из первых форм общественного сознания и связывалось, прежде всего, с инстинктом самосохранения человека, духовным очищением ее. Поэтому почти всегда и во всех известных культурах религия была в эпицентре социальных и политических событий, хозяйственных процессов, а следовательно, и оказывала определяющее влияние на духовную ситуацию времени.

Есть немало оснований утверждать, что с самого начала зарождения религиозных верований взаимопроникновение религиозных и политических основ было еще более важным, поскольку религиозные и политические функции в ранних обществах не были разделены. В таких обществах политический аспект их жизни оказывался в контроле и поддержке соответствующей социальной, в том числе и религиозной, поведения членов рода. Контроль и принуждение осуществлялся путем регуляции привычек, обычаев и с помощью таких методов, как коллективный осуждение преступника, лишение семейной поддержки, изгнание из семей и др. По своим основным содержанием такие средства воздействия на человека были ритуальными, в большей степени религиозными, поскольку их реализация сопровождалась широким использованием религиозных обрядов, символов и т.д.

Впоследствии религиозные и политические институты, которые были, по сути, объединенные в единое целое, немного усамостійнилися. Именно в этот период религия и политика как две самостоятельные сферы социальной действительности разрабатывают свои системы ценностей и верований (ритуалы, обычаи, основоположення), формируют свой профессиональный слой - религиозную и политическую элиту. Формівна политическая система функционирует в русле тех, в том числе и религиозных, ценностей, которые традиционно сложились в обществе. Более того, для утверждения политической системы политическая элита привлекает религиозную элиту для того, чтобы легитимизировать установлен политический строй. Религия освящает порядке от имени Бога, а нередко и сама выступает основой государственной власти. На этой почве возникают долгосрочные связи религиозной и политической элит, которые, хотя и в измененном виде, сохраняются и сегодня.

Политическая история сохранила немало примеров, когда тот или иной правитель (царь ли князь) выступает как представитель Бога на земле, сын Бога, воплощение Бога или пророка и др. Иногда религиозные культы становились основой создания государственных структур, а эти, в свою очередь, брали на содержание религиозных деятелей. Все это указывает на то, что ни одна политически значимое событие не происходило без участия религии. Однако это не означало, что религия доминировала над политикой. Практически ни античная Греция, ни античный Рим не сталкивались с угрозой узурпации политической власти религиозной элитой.

Заметное изменение устоявшихся взаимоотношений политических и религиозных систем состоялась в период возникновения мировых религий - буддизма, христианства и, в определенной степени, ислама (см. схему 9). По своим основным содержанием эти религиозные течения являются универсальными, поскольку их вероучения основываются не только на многовековых чисто религиозным, но и на политических традициях народов разных регионов мира. Ниже проведен анализ возникновения мировых религиозных течений является наглядным тому подтверждением.

Старейшей среди религиозных течений является буддизм (6 в. н. э.). Это религиозное течение возникла в Древней Индии. Сегодня же основная масса буддистов сосредоточена в странах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. В буддизме отправление культов довольно простое, поскольку они не принимают участия в богослужениях. Культ отправляют монахи, которые читают буддийский канонический текст из религиозно-философского сборника Древней Индии - из Сутры. Буддизм имеет две ветви: хинаяна и махаяна. Хінаяністи чтят Будду не как божество, а как человека - великого учителя. Махаяністи, наоборот, считают Будду своим Богом. Одним из самых влиятельных ответвлений махаяністів является ламаизм, возникший в Тибете в 12-14 вв., а затем распространился среди монголов, бурят и калмыков. Надеюсь социально-политической чертой ламаистам является беспрекословное подчинение духовной и светской власти. Такое подчинение предусмотрено самим учением буддизма, поскольку исходит из того, что любые связи, в том числе и социальные - это зло. Конечно, есть немало верующих, которые принимают активное участие в общественно-политической жизни.

А христианская вера связывается с именем Бога-человека - Иисуса Христа (i в. н. э.). По своей численности сегодня христианство является крупнейшей мировой религией, она имеет своих последователей во многих странах мира.

Мировоззренческие основы христианства определено в главной книге - Библии. Эта книга состоит из двух частей: Старого и Нового заветов. Иудейская религия признает только ветхий завет, а христианская считает все из 77 книг Библии священными, поэтому все верующие должны соблюдать их содержания. Христианская вера основывается на положении, что Библия является главной книгой, книгой книг, в которой каждый человек может найти ответы на многие (а то и на все!) вопросов, что ее волнуют.

Социально-этические основы христианства способствовало его превращению в мировую религию, а церкви, что презентовали это учение, проявили незаурядную способность приспосабливаться к различным социально-политических систем. Так, в 4 в. христианство было государственной религией Римской империи, в средние века христианская церковь освящала феодальный строй, в 19 в. приспособилась к условиям капитализма и поддержала буржуазию, а в каш время пытается (и не без успеха!) модернизировать свои догматы согласно изменениям, которые произошли в мире. И это в условиях раскола христианства на несколько течений, крупнейшими среди которых являются католицизм, православие и протестантизм. Основой появления каждого из этих течений были не религиозные различия между ветвями христианства, а политические мотивы, связанные, прежде всего, с желанием отдельных духовных пастырей иметь высшую церковную должность, а следовательно, и соответствующую власть. Это является еще одним свидетельством того, что ни православная, ни католическая, ни протестантская церкви никогда не были и объективно не могут быть вне политики.

Появление исламской веры связывается с именем Мухаммеда (6 в. н. э.), которого было провозглашено величайшим пророком, посланником Аллаха. Сегодня ислам распространен в странах Ближнего Востока и в африканских странах и играет политическую роль в их общественно-политической жизни. Главной священной книге мусульман Коран. Мусульманское учение защищает частную собственность, имущественное и социальное неравенство, рабство, унижение женщины и т.д. Жизнь мусульман регулируется законами шариата.

Исламскую веру разделен на две главные течения: сунізм и шиизм. Если сунізм может допускать свободное толкование Корана, то шиизм будь-яку произвольность в этом плане категорически запрещает.

История возникновения всех мировых религий свидетельствует, что, несмотря на нередко очень жесткую внутреннюю борьбу внутри каждой из этих религий, конфликты между церковной и светской властями не приводили к длительным недоразумений, наоборот, каждая из них использовала другую в своих интересах.

Светская власть нередко использовала религиозные лозунги, под которыми осуществлялись значительные социально-политические сдвиги и даже национально-освободительные революции, завоевательные войны и политические перевороты. В свою очередь религиозные деятели нередко не без помощи светских правителей становились общепризнанными народными вождями, реформаторами, державотворцями и политиками. Все это создавало предпосылки для налаживания внутри стран тесных политических взаимосвязей светских и религиозных систем с приоритетом первых. Но история христианства зафиксировала случай, когда религия пыталась утвердить свое первенство. Это было в эпоху Средневековья, когда, с одной стороны, наблюдался сильный влияние религиозно-церковной организации власти в обществе, а с другой - происходили распад Римской империи и становление национально-территориальных государств.

Пипин, который стал в 751 г. королем франков, при восхождении на трон для обоснования своей власти принял так называемый церковный помазания. Этот шаг на длительный период (до 16 в.) изменил взаимоотношения между христианством и государством, во главе которой теперь стоял "помазанник Божий". Принимая благословение на власть и поддержку из рук церкви, опираясь на духовную легитимацию, монарх отказался от принципа первенства светской власти. Это событие, хоть и имела огромное значение, была все-таки особым случаем, а не общим правилом.

И в настоящее время остается актуальной проблема взаимоотношений политики и религии, в частности, при определении места и роли религии в политической системе общества (см. схему 10).

Релігізація политики

Политизация религии

• учет в политике состояния религиозности в обществе и отношение к религии разных слоев населения

• использование религиозного фактора для достижения политических целей

• использование церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучения

• осознание роли верующих и их организаций в решении социально-экономических задач

• демократическое общения государственных и партийных лидеров с церковью

• создание возможностей для религиозного воспитания в учебных и воспитательных заведениях

• участие в политической деятельности служителей культа, религиозных организаций

• функционирование политических партий и движений на религиозной основе

• участие церкви в урегулировании политических и социальных конфликтов

Схема 10. Диалектика взаимодействия политики и религии. Основные тенденции

В различных политических системах религия и ее организационные институты играют неодинаковую роль. В некоторых странах религия выступает как самостоятельный субъект не только духовного, но и политической жизни. Характерный пример этого предоставляет католическая церковь. В столице Италии Риме есть небольшой город-государство Ватикан, которая не только имеет свое самостоятельное политическое управление, но и является мировым центром католицизма. Вся полнота власти в этом государстве и церкви сосредоточена в руках папы римского, который почитается католиками как наместник Христа на земле и преемник апостола Петра. Католическая церковь традиционно претендует на особый статус в политических системах стран, где живут верующие-католики. В средние века служители католической церкви раздавали короны и боролись за власть как духовным, так и светским мечом; в 19 в. организовывали крестовые походы против либерализма и социализма, а в 20 в. - против коммунизма. С этой целью они инициировали создание христианских политических партий и общественных организаций. Католицизм поддерживает программные установки консервативных партий, а в Германии руководствуется наставлением К. Аденауэра - делать политику посредством религии.

В современных условиях католицизм предложил новую модель развития взаимоотношений с политической системой. В основу этой модели положен тезис о необходимости преодолеть "политический клерикализм", то есть добиться деполитизации церковной жизни.

Реализация этого сверхзадача предусматривает:

- тщательное соблюдение положения об отделении церковной власти от политической, вообще от социальной общественной системы;

- отказ от любых государственных привилегий и использования в собственных целях государственной власти;

- широкое использование принципов плюрализма;

- признание права на альтернативу при решении основных политических и социально-экономических проблем.

В большинстве стран сегодня церковь и религия тесно взаимодействуют с органами государственной власти, а иногда они являются составляющими политической системы общества. Такой статус ставит их в ранг государственных религий. Пример такой подает английская церковь. В Исландии, Дании, Швеции и Норвегии государственный статус имеет евангелистская лютеранская церковь.

В мусульманских странах государственный статус имеет ислам. В таких государствах другие конфессии и религиозные группы не пользуются государственной поддержкой.

Политическая история знает немало таких стран, в которых религия и церковь конституционно отделены от государства, однако тесно взаимодействуют между собой, в том числе и в сфере политики. Такие религии, а соответственно и церкви, имеют статус общественных организаций и действуют в соответствии с определенными им границ. Так называемые общественные религии создаются преимущественно в государствах, которые предоставляют гражданам право на свободу выбора той или иной веры при одновременной защите права неверующих граждан. Такие религии обычно играют важную роль в политической жизни своих государств, активно включаются в избирательный процесс, в политическое структурирование общества, открыто выражают свое отношение к правительству и тем самым влияют на политическое поведение человека.

Подобные взаимоотношения религиозных и политических структур характерные для таких государств, как США, Германия, Франция, Украина и др.

Специфическими являются взаимоотношения религии и церкви, с одной стороны, и политической системы - с другой, в государствах с теократичними и тоталитарными режимами.

Согласно теократической моделью светская власть или объединяется с религиозной, или же даже устраняется от управления государством, а тоталитарная модель, напротив, предполагает не только отстранение религиозной власти от управления государственными делами, но и свое вмешательство в деятельность церкви. Характерной особенностью этих моделей является радикализм.

Самый яркий пример теократического модели зафиксировано в Иране во времена правления аятоллы Хомейни, который разработал концепцию "велайте факира" (власти факира), которая обосновывает необходимость ликвидации светской власти в государстве с целью предоставить обществу действительно исламского характера путем создания своего рода мусульманской общины - государства. Расположение политических режимов многих мусульманских стран к исламу - не внешний атрибут, а часть социальной психологии, средство политической мобилизации масс, обоснование господствующей ныне в этих странах политической модели.

А классический пример тоталитарной модели зафиксировано в период существования советской политической системы. Согласно этой модели церковь по сути перестает существовать как самостоятельная величина. И это при условиях, когда официально было задекларировано отделения церкви от государства.

Состояние развития политических систем в современных обществах в основном не нуждается в своей легитимации со стороны религии и церкви, однако в ряде стран такая форма легитимации (в виде определенного ритуала или традиции) все же пока что сохраняется. В этом в конечном счете заинтересованы обе стороны. Религиозные конфессии заинтересованы в данной церемонии, поскольку они предоставляют возможность расширить свое влияние на политическую жизнь в стране. Церковные служители всех конфессий хорошо понимают, что участие в подобных церемоніалах любого уровня углубляет их влияние на общественные отношения, укрепляет их контакты с государственной властью. В свою очередь, поддержанные религиозной властью государственные правители получают свои "дивиденды", поскольку такая поддержка их означает не просто духовное благословение, но и всяческую поддержку со стороны такого важного института, каким является сегодня церковь. Нередко церковь, предоставляя такую поддержку, использует чисто политические средства, она может наказывать или осуждать неугодные ей режимы, а другим проявлять свои симпатии и оказывать всяческую помощь.

Конечно же, в основе взаимопомощи государственной и церковной властей возложены определенные, и прежде всего политические, интересы. Поскольку эти интересы постоянно пересекаются, то такая взаимная поддержка и взаимодействие является очевидной. Поэтому установление конструктивного сотрудничества между религиозной и государственной властью является одной из важлизих предпосылок укрепления государственности и сохранения межконфессионального мира и межнационального согласия в любой многонациональной по составу своего населения стране. Выяснение диалектики отношений государства и церкви крайне необходимо, поскольку оно дает возможность лучше понять те политико-религиозные процессы, происходящие сегодня в Украине, - релігізацію политиков и политизацию священнослужителей церквей.

Сегодня религия превратилась из объединительной силы общества на одну из сфер его жизни. Религия существует наряду с политикой, наукой и искусством. Она привлекается к политической жизни больше как мотивация поведения индивидов и групп людей, которые являются верующими, или религиозных организаций. Тень религиозного всегда накинутая на политический организм власти. Нельзя забывать, что человеческое сознание базируется на большом разнообразии опыта, включая и религиозный опыт. В этом контексте объективно религия выступает как субъект политики, как одна из форм организации людей, наряду с национальными, классовыми, местными объединениями, каждое из которых способно ускорить или затормозить процесс развития общества. Глубже познать деятельность религиозных организаций как субъектов политики можно путем определения функций и раскрытия их содержания.

В комплексе таких функций выделим наиболее значительных - мировоззренческую, компенсаторной, коммуникативную, регулятивную, інтегративно-дезінтегративну и легитимно-делегітимну (схема 11). Сами названия функций указывают на определенное взаимодействие, взаимопроникновение религиозного и политического.

Церковь — это второй по значимости институт политической системы общества после государства. Исторически союз церкви и государства в России рассматривается, как особый нравственно-религиозный и юридический союз.

В настоящее время наблюдается борьба церковных и государственных начал, основанная на искусственно привнесенной теории взаимоотношений между церковью и государством. Политическая наука разработала учение, согласно которому не допускается разделения центральных сил, но на практике церковь оказывается в положении учреждения, подчиненного государству, удовлетворяющим религиозные потребности населения. Государство обращается к церкви с правом собственной авторизации, контроля и надзора, не обращая особого внимания на вопрос верования.

Исторически сложившиеся системы взаимодействия государства и церкви:

Готовые работы на аналогичную тему

В истории развития взаимоотношений государства и церкви наблюдалось соединение 1 системы с 3, когда происходит признание господствующим одного вероисповедания с терпимостью для иных и устранением ложных и вредных верований, 2 и 3 систем (пример отношения правительства Соединенных Штатов к мормонскому вероучению).

Типы взаимоотношений церкви и политической системы

Некоторые исследователи выделяют 4 типа положения церкви в государстве и их взаимных отношений:

  • теократия — подчинение государства церкви, это общественное устройство, при котором в гражданской области владычествует религия; порядок основан на религиозном учении, обязательном для правителей и для подданных, а не на единстве общественного дела; характерна для религий древнего мира, ислама;
  • господствующая церковь — характерен принцип, согласно которому государство оказывает покровительство только одной церкви, которая получает высшее политическое положение; господствующая церковь получает непосредственно значение государственного установления, она вводится в состав государства в качестве политической корпорации, получает привилегированное место; церковь является нравственной опорой государству;
  • признанные церкви — государство покровительствует в одинаковой степени всем церквам, которые признаются государственными корпорациями; господствующая и признанные церкви могут существовать совместно, признанные церкви не связываются непосредственно с государством; государство предоставляет таким церквам определенные права, защиту, пособия, участие в управлении, однако не привилегированное положение;
  • терпимые церкви — у церкви отсутствует характер государственной корпорации, она является частным союзом; государство допускает или не допускает существование подобных союзов; свобода вероисповедания ограничивается требованиями государственного порядка и нравственности; государство не должно требовать безнравственных сект, отрицающих государственную власть.

Типы отношения государства к религии

В истории развития форм государственности выделяют следующие типы отношений государства к религии:

  • трансформация верховной государственной власти в ядро, центр религии, в языческих государствах происходит обожествление монарха, в христианских государствах наблюдается цезаропапизм;
  • подчинение государства церковным учреждениям (различные формы папоцезаризма, иерократии, жрецократии);
  • союз государства и церкви, который достигается путем личной принадлежности монарха к церкви, его подчинением религиозной идее, при независимости государственной верховной власти (можно считать истинным выражением теократии).

В истории христианских государств существует несколько форм взаимоотношений государства и церкви. В римском католицизме преобладала идея подчинения церковной власти государства. Крайней ситуацией развития такой идеи является наличие у Папы верховной власти над миром.

В протестантизме наблюдается обратная идея церковно-государственных отношений. Церковь включает равных членов, коллективно им принадлежит епископская власть. Церковная и государственная власть принадлежит одному обществу. Если власть принадлежит Государю, то на него переносятся и епископские права. Он становится обладателем политической и церковной власти.

Для православных монархий характерны союзнические взаимоотношения. Сохраняется независимость религиозного и этического начала без разрыва между государством и церковью. Фактическое осуществление этой идеи зависит от уровня искренности взаимоотношений, что определяется искренностью и глубиной веры в народе, в представителях гражданской и церковной власти.

Для демократий характерна система отделения церкви от государства. Государство не берет на себя непосильного и излишнего труда в руководстве религиозными отношениями, снимает с себя ответственность за действия церкви, пресекать нарушение государственных законов, не делая различий между нарушителями закона.

1. Является ли церковь субъектом политической системы Российского общества?

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность с осуществлением власти и управлением обществом. В самом общем виде, роль политической системы определяется, как управление делами общества при помощи политической власти.

Ещё испокон веков Россия является православным государством, что и хотел донести С.С. Уваров также, ещё раннее, при князе Владимире, людей насильно подвергали крещению. В реальное время, не так давно, в г. Екатеринбурге вместо сквера хотели построить храм и народ вышел на протестную акцию, в результате которой, на следующее утро приехал ОМОН и вытеснил народ. По официальным данным, 26 человек были задержаны и трое попали в больницу с травмами. Теперь обратимся

Политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающая политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся: государство, государственные и политические органы, политические учреждения, партии, крупные СМИ и так далее. Но является ли политическим институтом Русская Православная Церковь?

Формально церковь отделена от государства и всей политической системы (ст. 14 Конституции РФ), но между РПЦ и государством, властью существуют политические отношения, что говорит об обратном. Связь между этими двумя организациями есть.

Например, в 2012 году перед выборами президента Патриарх Кирилл активно выступал в поддержку Владимира Путина. Также он назвал чудом последние 12 лет.

Это был не прямой призыв идти и голосовать за Путина, но, как минимум, это произвело положительный эффект на всех православных людей в стране.

Мне кажется, что без поддержки РПЦ В. В. Путин вряд ли смог бы так долго и достаточно эффективно оказывать воздействие на граждан и находиться у власти. Поддержка Патриарха отчасти означает поддержку всего православного народа.

Государство и сам президент тоже не остаются в стороне, они, в свою очередь, также активно поддерживают Церковь, особенно в материальном плане.

Например, в августе 2014 года Владимир Путин предложил восстановить в Кремле два монастыря и церковь.

Эти примеры говорят о том, что на сегодняшний день государство и Русская Православная Церковь, как мне кажется, практически не могут существовать друг без друга. Церковь оказывает очень важную поддержку правящей группе людей, участвует в некоторых политических процессах, реализует интересы православных людей и формирует политическое сознание граждан и их политический выбор. И я могу сделать вывод, что РПЦ является политическим институтом.

С древних времен церковь (в переводе с греч. церковь — дом Бога, дом Господний) играла важную роль в жизни общества и государ­ства.

Когда мы говорим о церкви, понимаем данное явление не в уз­ком смысле — здание для отправления обрядов христианской ре­лигии, имеющее определенные атрибуты, а в широком смысле.

В этом смысле церковь — это особый тип религиозной организа­ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

При таком подходе можно выделить признаки церкви:

— наличие разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

— наличие иерархической, централизованной организации;

— разделение принадлежащих к церкви на духовенство и ми­рян (рядовых верующих).

В различные исторические периоды и в различных странах цер­ковь играла и играет неодинаковую роль в государстве и в полити­ческой системе. Существовало и существует три вида взаимоотно­шений церкви и государства:

1) слияние церкви и государства — теократия;

2) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероиспо­веданиями;

3) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Рассмотрим подробнее эти виды.

Теократия. В период рабовладельческого строя и раннего феода­лизма влияние церкви на политическую жизнь было велико. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-госу­дарств, было три центра управления — городская община, дворец и храм. Во многих государствах того периода существовала теокра­тия — форма государства, в котором политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека. Теократия имеет ряд при­знаков.

1. Церковь является основным (особым, центральным) инсти­тутом политической системы.

2. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам, признаваемым зем­ными божествами, первосвященниками, жрецами.

4. Государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

В настоящее время к теократическому государству относят Ва­тикан, где организация публичной власти возглавляется римским папой (главой католического духовенства). В современный пери­од многие мусульманские государства близки к теократическим моделям общественно-политического устройства. Например, та­кие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции — ее роль выполняет Коран. Во мно­гих странах существует запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разреше­ние только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Ал­жир, Египет). В таких государствах, как правило:

— отсутствует в полном понимании разделение властей;

— церковь играет доминирующую роль в обществе;

— религиозные тексты играют роль источников права;

— существуют неправовые способы разрешения споров, телес­ные наказания (членовредительские экзекуции) и т.д.

Некоторые сторонники ортодоксальной мусульманской церкви выступают за вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т.п.

Статус государственной церкви позволяет одной религии иметь привилегии перед другими. Кроме привилегий этот статус предпо­лагает тесное сотрудничество государства и церкви в разных облас­тях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус имела Русская православная церковь. В Великобритании офици­альной государственной церковью является англиканская, главой которой выступает монарх. Почти в 30 мусульманских странах го­сударственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими признаками:

а) церковь является важным элементом политической системы. Она участвует в политической жизни, в частности через свое пред­ставительство в государственных органах;

б) обладает значительными полномочиями в области воспита­ния и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях, как правило, предусмотрено обязательное препода­вание государственной религии;

в) наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). Так, заключение брака, как правило, — прерогатива церкви;

г) получает от государства различные привилегии: субсидии, материальную помощь. За церковью признается право собст­венности на широкий круг объектов — землю, сооружения И т.д.

С началом новой истории во многих странах начался процесс секуляризации, т.е. освобождения от влияния религии (в узком смы­сле секуляризация означает процесс обращения церковной собст­венности в светскую). В XX в. процесс секуляризации привел к тому, что многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Они предполагают режим отделе­ния церкви от государства и школы от церкви.

Для этого режима характерно следующее:

— церковь не является элементом политической системы, а значит, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религи­озных потребностей граждан;

— отношения между государством и церковью строятся на ос­нове юридически закрепленного принципа свободы совес­ти и вероисповедания;

— государство регулирует деятельность религиозных органи­заций, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицер- ковную деятельность;

— государство не оказывает церкви материальной, финансо­вой поддержки;

— в образовательных учреждениях не предусмотрено обяза­тельное преподавание религии.

Как известно, в Советском государстве светские основы госу­дарственной власти были доведены до абсолюта.

Все религии под­вергались гонению, а священников репрессировали. Таким обра­зом, нарушался основополагающий принцип светского государ­ства о свободе совести и вероисповедания.

В современной России в соответствии со ст. 14 Конституции:

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая ре­лигия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Следует отметить, что нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. В современной России все основные религиозные конфессии участвуют в решении многих сложных задач, стоящих перед нашим обществом. Особо следует выделить роль церкви в формировании нравственных основ общества.

Читайте также: