Творчество как психический процесс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Содержание

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес [2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе [3] в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

Теория

Из истории вопроса

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь. [6]

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века. [7]

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) [8] полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
  2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

П. М. Якобсон (1934) [9] выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 мая 2012.

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

См. также

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном [11] , производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека [12] [13] . Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. [16]

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит. [17]

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира… [18] .

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы. [19]

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

В психологии творчество изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включённость в этот процесс.

Успехи кибернетики, передача техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций резко повысили интерес к творческим действиям личности, слособностям, которые не могут быть формализированы. Предпринимаются также попытки технического моделирования процесса поиска и открытия нового знания (см. Эвристика).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Творчество - это деятельность в результате которой создается что-либо качественно новое.

Творческий процесс - это деятельность человека по созданию новых духовных и материальных ценностей, которая характеризуется уникальностью произведенного результата.

Особенности творчества в психологии

Изучением особенностей творчества и творческого процесса занимается когнитивная психология.

К числу основных психологических условий, при которых реализуется творческий процесс, относятся:

  • особенности личности человека (должны присутствовать качества креативности);
  • активность головного мозга не должна чрезмерно превышать определенный порог;
  • способность не пропустить хорошую идею и интересную мысль;
  • обладание возможностью получения и использования подсказок.

Творческий процесс в психологическом смысле состоит из последовательных этапов:

  1. Этап подготовки (установление цели и первоначальные действия по ее воплощению в жизнь).
  2. Этап инкубации (отвлечение внимания от цели и перевод мыслей на другой объект).
  3. Этап просветления (переход к сути цели на уровне интуиции).
  4. Этап проверки (проведение испытаний или реализации результата).

Психологические методы в творчестве и творческом процессе

Контрольные вопросы. Этот метод заключается в том, что человек обладает способностью переформулировать появившиеся проблемы в вопросы, активизируя тем самым процесс мышления.

Мозговая атака. Данный метод состоит из двух элементов - мозгового штурма и мозгового шторма. Первый характеризуется переосмыслением как своих идей, так и тех, что были высказаны другими людьми. Внесение поправок и предложений носит исключительно конструктивный характер. При этом обязательно учитывать мнение критиков, экспертов в этой области. Он требует оценки, анализа, критики, предположения возможных неудач, положительных моментов. Проведение второго состоится посредством общения нескольких людей, генерирующих идеи. Каждый выдвигает предложения в ограниченный временной интервал, применяя при этом свои подсознательные способности. Критика, анализ и оценка при этом являются недопустимыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Фокальные объекты. В этом случае речь идет о способности переносить принадлежащие выбранным случайным образом объектам свойства на объект, который подлежит процессу совершенствования.

Анализ морфологии. Все варианты реализации поставленной цели, находящиеся в мыслях, подлежат систематизации, а также рассматриваются их различные необычные и неожидаемые сочетания. Для начала необходимо сформулировать саму проблему, утвердить список задач, зафиксировать в сознании все особенности исследуемого объекта, затем определить все возможные варианты решения и выбрать одно наиболее подходящее.

Сосредоточение на свойствах. Применяется в случае, когда уже существует определенный замысел. Он направлен на выявление определенных свойств, черт, особенностей понятия, предмета или человека. Далее эти свойства подлежат изменению разными методами до того момента, пока не будут определены и выбраны всевозможные альтернативы.

Охота за мыслью. Это весьма необычный метод, так как он заключается в прекращении творческого процесса. Его суть состоит в том, чтобы, когда силы уже на исходе, на время остановить свои поиски, отвлечься. При этом предполагается, что в момент отвлечения сознания на другие вещи, свою творческую работу продолжает осуществлять подсознание. Отрицательным фактором является то, что данный способ подлежит применению только в случае большого запаса времени. Случаи, сопоставленные с определенным сроком, требуют оперативного включения процессов памяти.

Творческие мысли. Такие мысли приходят к человеку благодаря сопоставлению суждений, концепций, образов, которые никак не сопоставлялись друг с другом раньше. В результате такого подхода формируется новейшее видение того или иного явления, проблемы или объекта. Такая способность особо ценится в рекламной сфере деятельности, поэтому уместно привлекать сотрудников рекламных агентств к прохождению тренингов, повышающих их творческие возможности.

Разрушающие техники. Данный метод состоит в отыскании уязвимых и слабых элементов в мыслительной деятельности. При этом применяются тактики сомнений, непониманий, отрицаний, критики. Рассматриваемые техники направлены на то, чтобы определить базовые аргументы и рассуждения с должной степенью убедительности, спровоцировать к дальнейшему поиску новых возможностей и идей. И все это на основе толкования результатов на протяжении многих раз.

Виды творческой деятельности, изучаемые в психологической науке

Неспроста творчество представляется в качестве духовно-практической категории, ведь оно включает в себя две области, в которых происходит процесс творчества. Первая область - внутренняя, формирующаяся посредством процессов сознания, а вторая - внешняя, превращающая мысли и идеи в жизнь.

Внутренняя область рассматривается в качестве главной, так как именно в ней происходит зарождение нового образа или новой идеи. Если все замыслы в итоге не выльются в реальности, все равно творчество состоялось.

Духовное (внутреннее) творчество, как уже отмечалось, является наиболее значимым. Кроме того, его можно назвать и более интересным. Однако при этом процесс его изучения крайне сложен. Во-первых, такой вид творчества заключен в сознании, что уже добавляет сложности к его рассмотрению. Во-вторых, даже сам человек, который занимается творчеством не до конца понимает течение процесса в его голове и зачастую совсем его не контролирует.

Практическое (внешнее) творчество предполагает, что деление на “внешнее и внутреннее” все же носит условный характер, так как и при практической деятельности за творчество в большинстве вопросов ответственен мозг. Однако, все же имеется черты, которые присущи именно практическому творчеству. Самыми весомыми из них являются креативность и способность осуществлять определенную деятельность. Творец должен уметь не только сформировать в сознании замысел, но и привнести его в реальную жизнь. Например, придумавший сюжет картины человек, должен иметь способности к рисованию, чтобы отразить его на холсте.

Вопросы для самоконтроля
1. А.А. Потебня и его последователи сущность творчества связывали с законами управления Вселенной. Как они трактовали данную связь?
2. Что нового внес Б.М. Теплов в концепцию творчества?
3. В чем состоит вклад Я.А. Пономарева в проблему творчества?
4. В каких исследованиях рассматривается проблема творческого мышления детей дошкольного возраста?

Практическое занятие 2
Подражание как механизм формирования опыта творчества в раннем онтогенезе

Цель – освоение студентами сущности подражания, его роли в формировании у детей опыта творчества. Задачи:
1) по учебной литературе изучить сущность и уровни подражания;
2) выполнить схему учебного материала.
Технология: технология обучения в сотрудничестве. Форма: практическое занятие в форме обсуждения выделенных проблем.
Метод: работа в парах.
Количество часов: 4.

Что дает выделение этих уровней?

Во-первых, утверждает наше понимание, что подражание не просто копирование, а самовыражение ребенка, которое эффективно только тогда, когда есть определенный опыт.
Во-вторых, позволяет разрабатывать педагогические ситуации (самостоятельной творческой деятельности детей) отражения той или иной реальной стороны взрослого человека, в частности, творческого начала в нем.
В-третьих, все разработанные ситуации могут стать программой для формирования адекватного отношения к творческому человеку как образцу-ориентиру и проявления творчества у дошкольников.
В исследовании И.В. Шаповаленко подражание рассматривается как идеальный вариант в умственном плане, не раскрывающий все уровни подражания. Мы же в своей работе идем от чувственного уровня, так как считаем его основой в ориентации на творческую личность взрослого для изменения у ребенка отношения к творчеству. Степень значимости каждого уровня повышается на определенном возрастном этапе. Кроме того, она зависит от содержания имеющегося у ребенка опыта. Если опыт мал (например, опыт творчества), то в процессе ориентации очень важно присутствие всех уровней.
Потенциальные педагогические возможности уровней подражания во многом определяются особенностями развития эмоциональной и потребностной сфер дошкольника. Ученые (Т.И. Горбатенко, В.К. Котырло, П.М. Якобсон) отмечают регулирующую, корректирующую, активизирующую роль эмоций в ориентации ребенка на взрослого, указывая, что у дошкольников особенно ярко в процессе подражания проявляется эмоциональный компонент, который, несомненно, не только входит в структуру уровней подражания, но и является условием их возникновения.
Когнитивный компонент, как утверждают исследователи (Г.Н. Гришина, В.К. Котырло и др.), не настолько сформирован, чтобы служить признаком, определяющим отношение к взрослому. Поэтому когнитивный компонент не может быть ведущим признаком при ориентации ребенка на творческую личность взрослого, при становлении творческой деятельности дошкольника.
В направленности детей на мир взрослых большое значение имеют эмоции, которые обеспечивают избирательный характер (Т.И. Горбатенко) интереса и особого отношения к взрослому. Возможность подражания ребенка разным людям неодинакова (Н. Миллер, Д. Доллард, P. Bottrill, E. Mellou и др.). Подражание, по мнению З. Фрейда, А. Валлона, возникает в результате особых аффективных отношений ребенка и взрослого. При отсутствии эмоциональных контактов со взрослым не возникает интереса и доверия к нему (В.К. Котырло), у ребенка не будет направленности к этому человеку, не будет основы для формирования добрых чувств и уважения к нему. Следовательно, важно учитывать не только характер объекта и отношение к нему детей, но и содержание, на котором усваивается образец-ориентир, выбранный дошкольниками. Известно, что психические процессы (память, восприятие, воображение, чувства) находятся у дошкольников на стадии становления, изменения и развития, они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. Поэтому в педагогическом процессе необходимо использовать более доступные средства для понимания детьми творчества взрослого и приобретения собственного опыта творчества. Наше исследование доказывает, что конкретизировать творчество взрослого и сделать его понятным для детей, а также приобрести собственный опыт можно с помощью ознакомления с предметным миром как результатом творческой мысли человека.
Источник: Дыбина, О.В. Психология и педагогика творчества в период детства : электронное учебное пособие / О.В. Дыбина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018.

Читайте также: