Какое отношение имеет к общей культуре физическая культура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений. Из всех подходов к её определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:

· Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой.

В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.

· Культура – это мера и способ развития человека.

В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.

· Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества.

Данный подход свидетельствует, что не сама по себе деятельность человека (которая может быть и антигуманной, и криминогенной, и разрушающей), а её способы, качество, степень разумности и полезности характеризуют степень её культурности.

· Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

В этом определении подчёркивается значение хранения уже существующих духовных и материальных ценностей, а также создания и распространения новых, что ведёт к тому, что каждое новое поколение стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и её результатами.

В свою очередь, деятельность человека обусловлена его потребностями. Известно, что вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению потребностей.

Существуют два класса потребностей: естественные (докультурные) и социальные (культурные). Первые даны от природы, к ним относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности в размножении и защите потомства. Вторые формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности.

К числу наиболее общих социальных (сверхприродных) потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации. У каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем гармоничном развитии.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития.

В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из её главных задач – активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественного развития человека, физическая культура своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека – физическое и функциональное состояние. Духовное выражается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей людей со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья, гармонии.

Как следствие, физическая культура стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым физическая культура способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества.

Деятельность человека в экстремальных условиях (космос, глубоководные работы, работа в условиях крайних температур, спорт высших достижений). Так, благодаря полученным знаниям о способах определения возможностей организма человека, о методах повышения этих возможностей, о предельных возможностях человеческого организма в целом, стали возможны полёты в космос, погружения на значительную глубину и т.п., что повлекло за собой целую серию новых научных открытий. В свою очередь, человек, находящийся в экстремальных условиях (например, в космосе) без ежедневных систематических физических упражнений, без тренажёров и гимнастических приборов не способен сохранить длительное время здоровье и работоспособность.

Что понимается под физической культурой личности? Ее связь с общей культурой человека.

Оглавление

1 Основные понятия теории физической культуры…………………………………………4

1.1 Определение физической культуры………………………………………………………….4

2 Компоненты физической культуры……………………………………………………………..5

2.2 Составляющие части физической культуры……………………………………………..7

3. Значение физической культуры для человека……………………………………………11

Введение

На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Цель работы – кратко охарактеризовать физическую культуру как часть общечеловеческой культуры.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

  1. Основные понятия теории физической культуры

1.1 Определение физической культуры.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.

Таким образом, физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и спортивных достижений.

Целью физической культуры является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обес­печить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое зна­чение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая боль­шая ценность, как отправное условие для полноценной деятель­ности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма, может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

2.1 Виды физической культуры

Каждый раздел включает виды и разновидности, например, базовая физическая культура — школьная, вузовская и т.д.; фоновая физическая культура — рекреативная и реабилитационная.

Спорт — это вид физической культуры, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений в целях достижения наивысших спортивных результатов.

Туризм — вид физической культуры. Активные виды туризма — пеший, горный, водный, велотуризм и др. — носят не только оздоровительный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют виды туризма (экскурсии, круизы, турне и др.), которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.

Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) — планомерно организованный процесс специально направленного использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии. В свою очередь, основу ППФК составляет профессионально-прикладная физическая подготовка (например, ППФП геодезиста, ППФП конструктора, ППФП инженера-программиста). В этот же вид физической культуры входит и физическая культура на производстве (вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, после рабочие реабилитационные упражнения и т.п.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — процесс специально направленного использования физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм и других причин. Распространенные ее формы — лечебная физическая культура (ЛФК), адаптивная физическая культура (АФК). ЛФК использует широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), специализированных в зависимости от характера заболеваний. АФК направлена на максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья (в том числе инвалидов).

Спортивно-реабилитационная физическая культура направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов, напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

К фоновым видам физической культуры относятся гигиеническая и рекреативная. Гигиеническая физическая культура — это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Рекреативная физическая культура — активный туризм, походы выходного дня, физкультурно-спортивные развлечения. Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального фона жизнедеятельности.

2.2 Составляющие части физической культуры.

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, строение — связи и отношения между этими компонентами, их внутренняя организация, упорядоченность. Исторически, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей сформировались следующие структурные компоненты физической культуры:

  • Образовательная (Базовая) физическая культура;
  • Спортивная физическая культура (Спорт);
  • Рекреационная физическая культура;
  • Реабилитационная физическая культура;
  • Адаптивная физическая культура;
  • Профессионально-прикладная физическая культура.

Физкультурное образование стало первой специфической формой удовлетворения потребностей общества и личности средствами физической культуры. Оно сформировалось в качестве органического вида образования человека в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений к практической деятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навыков и умений, физических способностей, приобретенных в процессе самообразования, в семье, в учебных заведениях.

В процессе физкультурного образования осуществляется и физическое воспитание, т.е. формирование отношения к физической культуре. Воспитание (в широком смысле слова) включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности, подготовки ее к жизни, к труду. В более узком, собственно, педагогическом смысле слова воспитание — это воздействие на ум, чувства, волю человека с целью формирования у него мировоззрения, нравственного облика, качеств, необходимых обществу. Оно находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. Другими словами, воспитание — это формирование отношения личности к фактам, явлениям, видам деятельности. Отсюда физическое воспитание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гармонического развития человека, формирование осознанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, в процессе которой раскрываются способности человека на предельных или около предельных уровнях. Это своего рода лаборатория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях. Каждый рекордсмен, чемпион исполняет роль первопроходца, показывающего остальным людям возможность достижения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное — над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, воз­можность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнациональном уровне он способствует установле­нию взаимопонимания народов разных стран.

Рекреационная физическая культура (физическая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться в связи с воздействием производственной среды (загазованность, шум, вибрация и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), особенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических условий и другими факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и самочувствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, активного отдыха, релаксации.

Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное и наиболее эффективное лечении травм, восстановление или компенсацию с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей.

Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации и адаптации к нормальной социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Физическая реабилитация и социальная адаптация осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Профессионально-прикладная физическая культура обеспечивает формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развития профессионально важных способностей, а также способствует повышению производительности труда.

Совокупность всех этих форм функционирования физической культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укрепле­нии здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоническом развитии.

  1. Значение физической культуры для человека

В современном обществе с появлением новой техники и технологий имеет место сокращение двигательной активности людей и одновременно усиление влияния на организм неблагоприятных факторов, таких как загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы. Кроме того, снижается иммунитет, что влечет за собой значительную восприимчивость к инфекционным болезням.

В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой. Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход.

Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма. Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.

Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.

У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, значительно повышается потенциал всех систем и органов человека.

Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.

В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление. Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы. Регулярные занятия спортом помогают безопасно укрепить суставносвязочный аппарат. Продолжительная умеренная физическая нагрузка делает связочную и суставную ткани эластичнее, защищая ее от надрывов и растяжений в будущем. Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека — на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию.

Во время занятия физической культурой и спортом осуществляется нравственное развитие занимающихся. Это развитие нацелено на установление у человека социально ценных качеств, которые формируют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика — важнейшая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, которые являются главными в обществе.

Приобщиться к физической культуре и спорту можно несколькими способами: занимаясь в спортивной секции по любому интересующему виду спорта, принимая участие в занятиях групп здоровья по месту работы или проживания, а также тренируясь самостоятельно. Обилие вариантов дает каждому человеку возможность выбрать тот из них, который удовлетворяет его требованиям и предпочтениям, и позволяет каждому найти идеальный способ поддерживать себя в прекрасной физической форме.

В последнее время особую популярность приобрели именно самостоятельные занятия физкультурой — ими легко заниматься в удобном для человека месте и в удобное время. Но для того, чтобы добиться наибольшего успеха, следует изучить основные теоретические знания в этой области для того, чтобы не получить травму в процессе тренировок.

Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.

Заключение

Как неоднократно подчеркивалось, физическая культура человека практически неотделима от жизнедеятельности человека. Она является важной составляющей в сохранении и укреплении здоровья.

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры, самостоятельный вид деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Она оказывает определенное влияние не только на разностороннее формирование человека как личности, но и на развитие семейных, производственных и современных общественных отношений, Физическая культура представлена в обществе совокупностью духовных и материальных ценностей. К первым относится соответствующая информация, произведения искусства, созданные и создающиеся разнообразные виды спорта, игры комплексы и системы физических упражнений, этические и моральные нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Ко вторым можно отнести созданные и постоянно совершенствующиеся спортивные сооружения, инвентарь, экипировку, специальное оборудование.

1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета


1. Повышение эффективности профессиональной подготовки студентов технических вузов с помощью физической культуры / Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. // Alma Mater = Вестник высшей школы. – 2013.–№3. – C. 117-119.

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

Физическая культура является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет четыре основные формы:

  • физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);
  • восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры ;
  • занятия физическими упражнениями в целях отдыха ‒ рекреация;
  • высшее достижение в области спорта.

В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры ‒ важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения ‒ Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки моральных и нравственных начал человека.

Всесторонне развитая личность быстрее адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности. Именно поэтому физическую культуру можно рассматривать как компонент целостного развития личности. Она является составной и неотъемлемой частью образовательного процесса и профессиональной подготовки людей, значимость которых проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Таким образом, мы видим, что физическая культура является мощным средством становления личности [1]

Как видим, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

Физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности. Она также является одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ

С ОБЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ ОБЩЕСТВА.

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург, Россия

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека, еѐ можно рассматривать как реакцию на потребности общества в деятельности связанной с движением. Физическое воспитание возникло ещѐ в первобытном обществе.

Изначально исторически сложилось, что человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, совершенствованию навыков, нужных для удачной охоты. Так 191

зарождалась физическая культура, имея на каждом историческом этапе свои черты. В первобытном обществе физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, игры – средства физического воспитания того времени.

Ведущими представителями интеллигенции Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо были предложены проект реформ системы образования, в которых выдвигалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с самого начала образования.

В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества.

Важнейшее значение в обществе приобретает физическая культура как средство укрепления здоровья, физического воспитания подрастающего поколения, организации культурного, а значит, здорового образа жизни.

Связь занятий физической культурой с укреплением здоровья известна с давних времѐн. Ещѐ древние люди говорили: В здоровом теле – здоровый дух!

Физическая культура связана с улучшением состояния здоровья организма и физического совершенства тела. С помощью специально подобранных упражнений и методов можно: направленно развивать формы и увеличивать рельефность мускулатуры тела; повышать объѐмы сердца, дыхания, улучшать обменные процессы, повышать энергосберегающие возможности организма; осваивать трудные двигательные действия и эффективно управлять движениями; повышать защитные функции организма и его работоспособность, укреплять здоровье и осваивать разные виды спорта; успешно развивать физические качества.

Влияние сферы физической культуры на общество – одна из наиболее актуальных тем современности, что находит выражение существования во многих странах государственной политики в области физической культуры и спорта. Главная из характеристик физической культуры – массовость. Даже прогулка – массовая и доступная разновидность спорта. Многие хотя бы на 192

любительском уровне занимались каким-либо видом спорта, выполняли физические упражнения. Сотни людей по всей планете объединяет спорт.

Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся в головной мозг. Эти импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание.

Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у человека правильной осанки, тренируют и усиливают работоспособность всех органов и систем, подготавливают организм человека к нагрузкам предстоящим в течение трудового дня. При недостатке физической активности возникает гиподинамия, усталость, нервное перенапряжение, нарушение обмена веществ и другие неприятные последствия. После зарядки полезно принять душ, облиться тѐплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим. Это можно назвать последующим закаливанием. Регулярное закаливание обеспечивает: увеличение способностей к восприятию и запоминанию, укрепление силы воли, активную 193

физиологическую деятельность и здоровую жизнь, замедление процесса старения, продление срока активной жизни на 20-25 %.

При занятии спортом развиваются физиологические способности человека, тело достигает – совершенства. Занятия физической культурой являются незаменимой частью здорового образа жизни, и укрепления иммунитета. Здоровье человека меньше зависит от медицины, чем от образа жизни выбранного им.

Действительно, спорт получил широкое распространение по всей планете. В сферу физической культуры вовлечены миллионы людей: любители, профессионалы, тренеры, инструкторы, методисты, преподаватели, арбитры, спортивные журналисты и медики, члены спортивных общественных организаций, болельщики. Физкультурное движение – мощнейшее средство воспитания масс. К занятиям физическими упражнениями многих людей пристращают с детства, ещѐ в дошкольных учреждениях. Далее на протяжении жизни процесс физического воспитания сопровождает их в школе, техникуме 194

или университете. Многие занимаются физической культурой и после окончания образования на протяжении всей жизни и даже после выхода на пенсию.

«Основным объектом государственной спортивной политики является социальный институт спорта, включающийся в систему социальных институтов общества, – утверждает исследователь спортивной политики России А. Исаев. – 195

Таким образом, можно сказать, что спорт охватывает образование, политику, экономику, искусство, средства массовой информации и даже международные отношения в нашем обществе, влияет на настроение, поведение, мировоззрение населения. Спорт – мощный канал активного целенаправленного воздействия на умы и сердца людей.

Физическая культура, служит значительной составляющей общей культуры общества, является эффективным средством физического воспитания личности. При занятии спортом люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества, укрепляют характер, учатся правильному отношению к окружающим.

Физическую культуру можно назвать фундаментом жизни государства, он сосредотачивает в себе большое количество важных для общества и государства процессов. Физическая развитость населения способствует улучшению производства, вследствие чего улучшается экономическое состояние государства. Спорт имеет объединительную с другими народами функцию. В рамках спортивных соревнований устанавливаются контакты, укрепляющие сотрудничество между народами и государствами, что отражается на отношениях между населениями государств и органами власти. В наше время спорт безоговорочно является неотъемлемой частью общественной и культурной жизнедеятельности социума.

1. Починкин В. М. Физическая культура и спорт. Идеологическая борьба в современном мире. М.: ФиС, 1985. 192 с.

2. Родиченко В. С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного). М.: Советский спорт, 2004. 246 с. 196

3. Исаев А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002. 518 с.

4. Степовой П. С. Спорт. Политика. Идеология. М.: ФиС, 1984. 128 с.

5. Спорт в современном обществе / под ред. В. М. Выдрина. М.: ФиС, 1980. 272 с.

6. Гуськов. С. И. Государство и спорт: о государственной политике зарубежных стран в области физического воспитания и спорта. М.: Государство и спорт, 1996. 176 с.

Читайте также: