Туризм как явление современного мира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Существуют по крайней мере четыре взгляда на туризм как явление современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить.

Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов.

Среди немногих не согласных с этим взглядом на туризм наиболее распространено мнение, что туризм - это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт.

Между тем сами туристы твердо уверены, что туризм - это их (туристов) деятельность во время отдыха.

Это значит, что в современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию, конкурируя лишь с добычей нефти. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес.

Существуют по крайней мере четыре взгляда на туризм как явление современного мира.

Закон однозначно трактует туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турагентскую деятельность тот же Закон определяет как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Из вышесказанного следует что: - туристская деятельность - это предпринимательская деятельность; - организация путешествий не является (по определению) продуктом деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что организация путешествий это иная деятельность, т. е. не деятельность турагентов и туроператоров.

1 июля 1997 г. Вводится Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Это говорит о том, что рассмотрение туризма как деятельности уже сейчас опирается на весьма авторитетные международные стандарты и обязано учитываться при решении вопросов об управлении туризмом. Наиболее рациональным является включение туризма в единый отраслевой комплекс вместе с физической культурой и санаторно-курортным делом. В то же время туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны государства.

3) Туризм как рынок. Еще в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн туристов и более 300 млн экскурсантов. Слабым звеном туристского обслуживания в стране являлся инфраструктурный комплекс - транспорт, связь, питание, торговля, страхование и т. д. Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную.

1. турист потребляет услуги, а это значит, что именно он, а не производитель услуги должен переместиться в место ее производства. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки ВТО, типична пропорция: 1 въездной I выездной 4 внутренних туриста.

2. Центральная фигура на туристском рынке - туроператор. Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма - гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т. п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу - все это решает туроператор. Поэтому за туроператора идет борьба на туристском рынке. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном.

3. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов.

4) Туризм как общественное движение. Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма. Потребители же по правилам антиномии объединяются в различные ассоциации и общества, которые формируют требования к социальному туристскому продукту, вступают в диалог с государственными органами по вопросам законодательной и нормативной поддержки своего движения. Туризм в России всегда представлял собой общественное движение, созданное в интересах потребителя. Таким образом, социальный туризм, который понимается как туризм, направленный на рекреации человека (восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил), доступный для всех слоев населения, способен реализовать общественную антиномию туризма. Для современных условий представляется возможным в набор услуг социального туристского продукта ввести услуги размещения уровня экономического класса (1-2 звезды, а также внекатегорийные средства размещения - базы отдыха, детские лагеря и пр.); услуги питания ограничить завтраком или полупансионом; ввести сопутствующие услуги - экскурсии, походы, трансфер. Таким образом, современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований.

Туризм как экономическое явление современного мира. Принципы развития туристической отрасли. Особенности рынка услуг в этой области, международные стандарты их предоставления. Анализ туризма как общественного движения, созданного в интересах потребителя.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.11.2012
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Туризм как многогранное явление современного мира

1. Туризм как отрасль экономики

2. Туризм как экономическая деятельность

3. Туризм как рынок

4. Туризм как общественное движение

В курсовой работе решаются следующие задач:

1.Изучить -туризм как отрасль экономики

2.Рассмотреть- туризм как экономическая деятельность

3.Выявить- туризм как рынок

4.Раскрыть -туризм как общественное движение

Основной целью ОКОНХ является группировка предприятий и организаций по отраслям для выявления межотраслевых связей и научного анализа оптимальных пропорций в развитии народного хозяйства. ОКОНХ выделяет иерархию отраслей. Внутри крупных отраслей народного хозяйства (как результат общественного разделения труда) выделяются более дробные отрасли - совокупности предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные общественные функции. Предприятие, учреждение, организация, состоящие на самостоятельном балансе, являются классификационными единицами отрасли, поскольку каждое из них относится к определенной отрасли народного хозяйства. Именно от их слияния и образуются отрасли, подотрасли, виды, группы и подгруппы, которые и образуют иерархическую структуру ОКОНХ. Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу. К сфере материального производства относят отрасли, которые объединяют предприятия, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продуктов, их сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Отдельно в данном перечне отраслей туризм не называется, хотя нетрудно предположить, что многие предприятия, обслуживающие нужды туристов, будут входить в такие отрасли, как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание и др. К непроизводственной сфере относятся предприятия, учреждения и организации, которые не создают материальных благ в процессе своей экономической деятельности: -жилищно-коммунальное хозяйство; -непроизводственные виды бытового обслуживания; - здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; -образование; -культура и искусство; -наука и научное обслуживание; -финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; -управление; -общественные объединения. И в этом перечне отраслей туризм не представлен, хотя очевидно, что предприятия практически всех названных выше отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта.

Представленная выше классификация отраслей народного хозяйства имеет определенный смысл. Она необходима для правильного определения объемов общественного продукта и на- ционального дохода и сопоставимости этих данных с результатами, полученными в других странах мира. Приведенная выше классификация имеет унифицированный вид и используется практически всеми государствами для измерения национального дохода, его перераспределения и определения эффективности общественного производства. Верхний уровень отраслевой иерархии не выделяет туризм в особую отрасль народного хозяйства. Это значит, что туризм не рассматривается как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Однако классификация ОКОНХ позволяет точно идентифицировать место туризма в иерархической отраслевой классификации. Всего вычленяется пять разрядов ОКОНХ: отрасли состоят из подотраслей, те, в свою очередь, делятся на виды; виды - на группы, а группы - на подгруппы.

2. Туризм как экономическая деятельность

Все это говорит о том, что рассмотрение туризма как деятельности уже сейчас опирается на весьма авторитетные международные стандарты и обязано учитываться при решении вопросов об управлении туризмом. С точки зрения рассмотренных выше отраслевых стандартов, наиболее рациональным является включение туризма в единый отраслевой комплекс вместе с физической культурой и санаторно-курортным делом. В то же время туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны государства.

3. Туризм как рынок

Туризм относится к классу ресурсных отраслей.

Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Итак, рента за качество ресурса, в нашем случае -туристская рента, которую осваивает производитель услуг не потому, что он больше и лучше работает, а потому, что ему повезло с местоположением и ресурсами. Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло - разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное наследие, гостеприимство. В то же время рекреационные ресурсы страны не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения. Для решения этих проблем и целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, которая имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Тем самым развивается ресурсный потенциал индустрии туризма. Такими собственниками выступают обычно субъекты Федерации и муниципалитеты. Но есть еще и составляющая по местоположению. Проведенные исследования (1973-1976 гг.) в рекреационной экспедиции Института географии РАН под руководством проф. В.С. Преображенского показали, что при схожих условиях отдыха москви-чи-дачесъемщики готовы платить владельцу в 3-4 раза больше, если место отдыха расположено ближе к месту жительства. Американский экономист Дж. Крамптон доказал, что туристская рента может быть описана как гравитационный феномен, т. е. рента, получаемая от рекреационного ресурса, прямо пропорциональна его качеству и обратно пропорциональна квадрату расстояния до основных центров спроса на него.

4. Туризм как общественное движение

Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма.

Таким образом, туристские предприятия обязаны действовать в условиях регулируемого государством рынка. А потребители? Они по правилам антиномии (см. § 1.5) объединяются в различные ассоциации и общества. От крупных, например таких, как профессиональные союзы, Международный союз спортивного туризма, Всероссийское народное туристское общество, до весьма небольших клубов туристов на производствах, в учебных заведениях и по месту жительства, краеведческих секций, объединений любителей экскурсий и т. п. Эти ассоциации формируют требования к социальному туристскому продукту, вступают в диалог с государственными органами по вопросам законодательной и нормативной поддержки своего движения. Туризм в России всегда представлял собой общественное движение, созданное в интересах потребителя. В 1895 г. было создано Народное туристское общество, правопреемником которого затем стало Российское общество пролетарского туризма. Даже в самые тоталитарные времена огосударствления всех функций и национализации всех предприятий туризм развивался в профсоюзах как общественное движение. И сейчас социальный туризм должен развившийся как общественное движение за расширение доступности национального и культурного наследия для всех слоев населения.

туристическая услуга отрасль

1. Борисова Ю.Н., Гаранин Н.И. и др. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. - М., РМАТ, 1997. - 84 с.

2. Брапмер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 362 с.

3. Волкова Л.А., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - СПб., 1996.

4. Зубков А.А., Чибисов С.И. Справочник работника гостиничного хозяйства. - М.: Высшая школа, 1988. - 272 с.

5. Ильина Е.Н, Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. -М., 1998.

6. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с.

7. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. - Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 192с.

8. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. - Т.3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 384с.

9. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. - Т.4. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 1998.-312с.

10. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.

11. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: Политика развития: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1998.-142с.

12. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 1998.

13. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1998.-787 с.

15. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 463 с.

Подобные документы

Определение понятия международный туризм, его значение и развитие. Туризм как глобальное социально-экономическое явление современного мира. Анализ основных экономических показателей мировой индустрии туризма. Особенности перспектив данной отрасли.

реферат [24,8 K], добавлен 15.11.2010

Туризм как общественное явление и объект исследования. Виды современного туризма. География международного туризма. Туристические рынки. Индустрия туризма. Экскурсионные услуги, туристические маршруты. Транспортное обеспечение. Туристические ресурсы мира.

курс лекций [244,9 K], добавлен 22.02.2009

Современный туризм как экономическое явление, его роль и значение в современном обществе, направления и тенденции развития. Оценка значимости туристической отрасли в общей структуре экономики Казахстана. Основные факторы, влияющие на данную сферу.

статья [33,0 K], добавлен 29.09.2013

Стоматологический туризм как особый вид рекреационного туризма. Специфика развития стоматологического туризма в регионах мира и в России. Анализ состояния туристского рынка Ярославской области для организации и осуществления стоматологических туров.

дипломная работа [85,5 K], добавлен 26.11.2014

Возникновение туризма как одного из видов услуг. Значение бань в культуре Древней Греции и Рима. Краткая характеристика праздников и зрелищ античности. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира. Культурный и спортивный туризм в древности.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 20.09.2009

Место туризма в экономике страны. Туристический потенциал России. Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Краснодарского края. Перспективы развития.

дипломная работа [88,9 K], добавлен 15.12.2006

Экономическая сущность и специфика туризма, понятие, виды и особенности туристических услуг. Оценка современного состояния сферы туризма Вологодской области. Проект расширения спектра туристических услуг региона. Этапы реализации и результаты проекта.


В XXI веке индустрия туризма и путешествий распространилась на весь земной шар и стала глобальной. В 2008 году по миру, согласно данным ЮНВТО, путешествовало 922 млн. человек. Всемирная туристская организация не без веских оснований позиционирует туризм как один из крупнейших и стремительно развивающихся экономических секторов, утверждая, что в 2009 г. туризм и путешествия создали непосредственно 77 млн. рабочих мест в промышленности и примерно 220 млн. рабочих мест прямо или косвенно. Другими словами, ежегодно в индустрии туризма занято примерно 300 млн. человек, которые тем или иным образом соприкасаются с 922 млн. путешественников[1]. На июль 2008 года численность населения Земли составляла 6 706 993 152 человека[2[, следовательно, 1/7 часть землян могла позволить себе путешествовать. Всего в сферу туризма вовлечено свыше 1 миллиарда 200 млн. человек, а это уже больше, чем каждый пятый. По разным данным, в конце 2012 - начале 2013 года население Земли увеличиться до 7 млрд., а к 2050 году превысит 9 млрд. человек[3]. По прогнозам ЮНВТО, к 2020 году армия путешественников достигнет 1,6 млрд. человек. Эти цифры подтверждают вывод о глобальном характере современного туризма.

За последнее десятилетие туризм преодолел сословные и стратовые рамки и из яркого социального явления превратился в образ жизни и стиль современного человека. Туризм стал таким же символом успеха и достатка, как иностранный автомобиль и загородный коттедж. Туризм становиться глазурным и символизирует статус. По тому, где, когда и сколько индивид позволяет себе путешествовать или отдыхать, легко определить его достаток и социальное положение. За несколько десятилетий туризм из элитарного времяпрепровождения и аристократической забавы превратился в массовый и всеохватывающий.

Туризм 21 века раздвинул границы мира и шагнул за пределы земного шара. Число желающих увидеть космос неуклонно растет, несмотря на то, что стоимость тура на орбиту составляет $20-40 млн. К тому же космический турист может выйти в открытый космос за $5 млн. Эра космического туризма началась в 2001 году. С тех пор за пределами Земли побывало уже семь путешественников. В 2006 году на орбите была женщина, 40-летняя американка иранского происхождения Ануше Ансари. Последним космическим туристом стал американец венгерского происхождения Чарльз Симонии. Кроме того, он стал первым частным исследователем, который вернулся на МКС второй раз. Во время своего полета в 2007 году Ч.Симонии поставил рекорд по продолжительности нахождения туриста в космосе. Миллионер провел на орбите практически две недели. Длительность его второго полета составила около 12 суток. За свой второй полет турист заплатил $35 млн. Это на $10 млн. больше стоимости его первой путевки на орбиту. По мнению специалистов, массовое желание полететь в космос может в перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики благодаря внушительным вкладам космических туристов.

В эпоху глобализации людьми овладело стремление побывать всюду. На самом деле, в эпоху великих географических открытий они уже везде бывали. Сейчас путешественников со всего мира привлекают оригинальные природные ландшафты, архитектурные памятники и религиозные святыни, национальные и культурные традиции, чарующая сила разных культур.

Перемещая громадные людские массы, создавая мощные туристские потоки и вовлекая в свою орбиту всё новых путешественников, ресурсы и дестинации, туризм действительно является глобальным поликультурным, полиэтническим и мультиконфессиональным пространством. Любой отель выступает примером поликультурного и полиэтнического пространства. В этой связи, главным достоинством, качеством, характеристикой и воздействием туризма является Толерантность.

С каждым днем все более очевидным и важным становится транскультурное влияние туризма. Досуг, туризм, культурные и научные обмены считаются неотъемлемыми атрибутами образа жизни современного человека, одновременно являясь специфической особенностью современной культуры. Поэтому при изучении туризма нельзя не обращать внимания на его культурную функцию.

Следует отметить, что туризм не только сводит вместе представителей разных рас, культур, этносов, религий, взглядов, идей, социальных страт, привычек и традиций, возрастов и полов, а является своеобразным плавильным котлом. Туризм знакомит людей одной цивилизации с носителями других цивилизаций открывая и тем, и другим богатство, разнообразие и уникальность нашего мира. В современном мире туризм перерастает сам себя и уже не может просто рассматриваться как феномен культуры. В условиях глобализации туризм превращается в носителя специфической туристской культуры, оказывает мощное культурологическое воздействие на турдестинацию и ее компоненты. Туризм несет с собой другую культуру, отраженную, прежде всего в Глобальном этическом кодексе Туризма. Первая статья Кодекса утверждает вклад туризма во взаимопонимание между народами и обществами[5].

Вступив в информационную эпоху, современный мир превратил в ведущую сферу производства, важной составной частью которой стала туристская отрасль, играющая все более значительную роль в жизни социума. Будучи одним из видов производственной деятельности, туристская отрасль непосредственно связана с бизнесом. Однако туризм - это и культурная деятельность, как специфический вид взаимодействия человека, материальной и нематериальной культур, природы и других людей при которой турист получает физическое, психическое и духовное удовлетворение.

Будучи глобальной человеческой деятельностью, туризм и косвенно и прямо вовлекает в свою орбиту все прочие отрасли и аккумулирует в себе их специфические особенности, достоинства и недостатки. Без преувеличения туризм охватывает все области человеческого знания и умений: историю, религию, искусство, медицину, технологию и технику, промышленность и производство. Туризм - это весь мир. Динамично развиваясь, туристская отрасль все чаще попадает в поле зрение науки о культуре. Всё чаще в научных кругах говорят о культуре туризма. Культура и туризм взаимно переплетаются и с развитием человечества сами требуют нового развития. Культура туризма играет важную роль в гуманитарном образовании, эстетике, экономике и культурном обмене. Туризм не в силах прекратить военные конфликты, но он может укреплять взаимопонимание и толерантность, непрестанно расширяя обмен между людьми разных культур и социальных систем. Это еще больше убеждает в важности изучения культуры туризма.

Основные термины (генерируются автоматически): туризм, туристская отрасль, земной шар, индустрия туризма, культура, культура туризма, орбит, современный мир, современный человек, уж.

Читайте также: